Рубрики

пятница, 22 сентября 2017 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКИХ ВГМ

Механіка та машинобудування, 2003, № 1
Е.П.Пономарев

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКИХ ВГМ




Новые военно-политические реалии, также как распад СССР, а с ним и исчезновение сверхдержавы, расширение НАТО, усиление исламского фундаментализма, развитие сепаратистских тенденций и т.п. постепенно деформируют представления о целях и характере возможных войн XXI века. На ближайшие 15-20 лет основными видами конфликтов будут локальные войны небольшой интенсивности, охватывающие определенные географические районы. Поэтому основные силы армии должны быть подготовлены именно к таким войнам. Критерием боеготовности армии является способность ликвидировать локальные конфликты за короткие сроки.
Наиболее близкий для нас опыт Афганистана и Чечни доказал, что армия к войне такого типа практически не готова. Причин тому несколько, в т.ч. экономическое положение и резкое сокращение военного бюджета. А в условиях сокращения затрат особую важность приобретает рациональный выбор систем вооружения. При этом целесообразно создание различных систем вооружения для основных и мобильных сил. Дорогостоящая и сложная боевая техника основных сил, высокоэффективная в условиях широкомасштабной классической войны, далеко не всегда является таковой в условиях региональных конфликтов. Это относится ко всем видам боевой техники, в т.ч. бронетехнике и артиллерии.
Для бронетехники и артиллерии мобильных сил на первый план выдвигаются такие показатели как авиатранспортабильность, высокая подвижность и проходимость, автономность. В то же время требования по дальности стрельбы, безусловно доминирующие для полевой артиллерии основных сил, для мобильных сил отодвигаются на второй план. Опыт региональных конфликтов показал, что 90% всех огневых задач мобильных сил решаются на дальности до 8 км, а 80% - на дальности до 5 км. В балансе "Дальность стрельбы – масса орудия" происходит явный сдвиг в сторону уменьшения обоих параметров.
Использование в региональных конфликтах бронетехники и артиллерии основных сил, разработанных для войн классического типа, имеющие избыточные показатели, ненужные в этих операциях, в то же время большие массы, затрудняющие их быструю доставку к месту операции, является крайне нерациональным. Как пример такой нерациональности можно привести использование в широких масштабах в Чечне 152 мм самоходной гаубицы 2С19 "Мста-С". Применение тяжелой техники основных сил связано с огромными затратами, но и при этих затратах из-за низкой ее мобильности не обеспечит нужного уровня выполнения поставленной задачи в конфликтах малой интенсивности, локальных войнах, контртеррористических или миротворческих операциях, т.к. боевые действия развиваются в отсутствии четко обозначенной линии фронта, зачастую в горной или труднодоступной местности и в населенных пунктах, в условиях действия небольших маневренных групп противника и при значительной огневой и тактической самостоятельности подразделений.
Имеющиеся на сегодняшний день в войсках комплексы вооружения не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым в подобных условиях. Большинство образцов было создано в годы, когда господствовала иная концепция вооруженного противостояния, т.е. боевая техника создавалась в расчете на ее применение в глобальных конфликтах, с широким использованием тяжелого вооружения, во взаимодействии всех родов войск. Основная роль отводилась именно тяжелым вооружениям. Легким, мобильным, многоцелевым видам техники отводилась роль вспомогательная.
Практика ведущих стран мира показывает, что до 75% парка бронированных машин составляют машины легкого класса. Относительная дешевизна легких бронированных машин является существенным фактором. Поэтому экономически целесообразно размещать различные комплексы вооружения и военной техники на машинах этого класса.
Специализация нашего завода – военные гусеничные машины легкой категории. Широко известно в мире семейство бронированных гусеничных плавающих машин на базе транспортера-тягача МТ-ЛБ. Это 122 мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика", многоцелевое шасси МТ-Лбу, вездеходы МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ, машина радиационной и химической разведки РХМ "Кашалот", шасси ракетных комплексов "Стрела-10" и
"Штурм-С" и др.(11 основных модификаций). Выпущено более 50 тыс. машин этого семейства.
Накопленный заводом опыт по созданию и обеспечению эксплуатации этих машин в различных условиях, в т.ч. в Афганистане, Чечне и др. странах мира, позволяет нам в определенной степени предлагать свое видение применения машин легкой категории в нынешних условиях и обозримом будущем. А это, по нашему мнению, значительное расширение использования таких машин, создание на их базе большинства комплексов вооружения и военной техники.
Такого же мнения (по имеющимся данным) придерживаются многие развитые страны мира. Например, в США самым серьезным образом отрабатывается программа "Трансформации" сухопутных войск США, предложенная начальником штаба сухопутных войск генералом Шинсеки, в рамках которой основное внимание уделено разработке высокомобильной, легкой (до 20 т) и гибкой "боевой системы будущего" – FCS.
Великобритания также произвела глубокую переоценку своих потребностей в вооружении сухопутных сил и выдвинула собственную, аналогичную американской, программу создания "системы будущего" (программа FRES), основной упор в которой сделан на легкие бронированные высокомобильные, хорошо вооруженные, авиатранспортабельные машины массой до 26 т.
Подобные программы перевооружения имеются в Германии, Канаде, Франции, Австрии, Швеции.
Следует отметить, что во многих из этих, "привыкших к колесам" странах, гусеничный движитель рассматривается наравне с колесным, т.к. повышает мобильность, проходимость в современных боевых условиях.
Поэтому мы рассматриваем в качестве основного направления оптимизацию номенклатуры бронетехники легкого класса путем создания высокоунифицированных семейств ВГМ.
Здесь мы видим два пути:
-         модернизация машин семейства МТ-ЛБ;
-         создание нового семейства унифицированных легких гусеничных машин.
По первому направлению выполнен значительный объем работ с целью существенного повышения уровня машин по следующим направлениям:
       подвижность;
       вооружение;
       защита;
       эргономика.
Конструкция машин позволяет провести модернизацию силовой установки, трансмиссии, управления, корпуса, ходовой части, вооружения и др. с обеспечением боевых и технических характеристик на уровне современных требований.
Более подробно об этих улучшениях:
1.     Силовая установка с системами:
       повышение мощности двигателя;
       повышение эффективности системы охлаждения.
2.     Трансмиссия и управление:
       применение ГОП в механизме поворота с заменой рычагов штурвалом;
       повышение эффективности тормозной системы за счет применения дисковых тормозов вместо ленточных.
3.     Ходовая часть:
       повышение энергоемкости подвески;
       повышение проходимости, асфальтоходность;
       увеличение клиренса.
4.     Защита:
       снижение заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах;
       повышение противоминной стойкости корпуса в местах размещения экипажа;
       повышение противопульной и противоосколочной защиты обитаемых отделений машин;
       улучшение противопожарной защиты.
5.     Вооружение:
       установка боевых модулей с пушками малого калибра (30 мм), спаренными пулеметами, ПУ ПТУР и автоматическими гранатометами;
       расширение возможности по размещению дополнительного легкосъемного вооружения, в т.ч. легкого артиллерийского.
6.     Эргономика (условия размещения экипажа и десанта):
       улучшение условий работы водителя за счет увеличения объемов отделения управления, установки штурвала, снижение усилий на органах управления, установки удобного сиденья;
       повышение эффективности системы обогрева отделения управления.
7.     Плав:
       увеличение водоизмещения машины;
       повышение скорости;
       улучшение управляемости.

В 2001г. изготовлены и в настоящее время проходят всесторонние испытания на заводе два образца модернизированных МТ-ЛБ, один из которых – легкий бронированный многоцелевой транспортер сил быстрого реагирования (МТ-ЛБР6) является прототипом переходного варианта 14- тонной машины мобильных сил с боевым модулем, разработанным ХКБМ им. А.А.Морозова, в составе 30 мм автоматической пушки, 7,62 мм пулемета, 30 мм автоматического гранатомета, ПТУР. Экипаж машины - 3 чел., десант - 7 чел. Кроме этого проводятся работы по созданию 16 - тонной машины с боевым модулем "Шквал". Экипаж машины - 3 чел., десант - 10…12. Все это делается заводом в инициативном порядке. Считаем, что эти две машины наиболее полно отвечают сегодняшним требованиям к бронетехнике мобильных сил. В ближайшие 10 лет, до создания новых машин такого типа, они смогли бы выполнить свои функции на довольно высоком уровне при минимальных затратах на их изготовление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email