Рубрики

понедельник, 4 марта 2019 г.

Новая бронированная платформа для мотопехоты. Концептуальные требования


Юрген Ухтманн
БМП "Мардер" используется уже почти 30 лет. Она неоднократно модернизировалась, что способствовало повышению эффективности, однако ее потенциал развития считается исчерпанным. Таким образом, возникла необходимость разработки нового проекта бронированной платформы для мотопехоты. В данной статье представлены концептуальные требования сухопутных войск.

С 70-х годов мотопехота оснащается БМП "Мардер". С целью сохранения достаточной боевой эффективности благодаря обширным мероприятиям по модернизации была увеличена баллистическая защита, а также проведены функциональные улучшения в области ходовой части, башни и системы вооружения. Существуют недостатки в защите от кумулятивных зарядов и мин, а также в области подвижности. Следовало принять во внимание концептуально необоснованное уменьшение численного состава стрелкового отделения, размещенного на машине десантом.
Потенциал развития БМП "Мардер" считается исчерпанным. Исходя из конструкции и в особенности из удельной мощности двигателя, проводимые текущие мероприятия по повышению боевой эффективности (KWS) имеют свои границы по техническим причинам.
На фоне расширенного спектра задач, относящегося к измененным условиям общевойскового боя и к срочно необходимой замене БМП "Мардер", следует разработать новую концепцию для новой бронированной платформы для мотопехоты.

Концептуальные требования
Вооруженные силы находятся в фазе бурного совершенствования вследствие изменения условий политической безопасности. Спектр задач сильно расширился. Он охватывает:
  • коллективную оборону, как оборону страны в составе союза и защиту союза вне Германии,
  • предотвращение конфликта и преодоление кризисных ситуаций,
  • действия по содействию в партнерстве и кооперации,
  • спасение,  эвакуацию и оказание помощи в случае необходимости и во время катастроф.

Оборона страны и союза, а также предотвращение международных конфликтов/преодоление кризисных ситуаций остаются, однако, двумя основными функциями вооруженных сил.
На этом фоне для сухопутных войск в качестве решающей цели остается эффективность боевого использования в общевойсковом бою. При этом, наряду с организацией, структурой и обучением, особое значение приобретает оснащение, соответствующее технологическим возможностям.



Рисунок 1 является ключом для понимания требований к будущему пространству боевых действий.
Поле боя будущего (здесь: в 2020 году) увеличивается вследствие сильно возросшего использования третьего измерения пространства боевых действий. Оно становится:
  • более прозрачным; внезапные действия возможны только после получения информационного преимущества;
  • динамичным, так как становится важным сосредоточить силы в правильно выбранное время, а при необходимости немедленно их рассредоточить;
  • непрямолинейным, обусловливается возрастающей пригодностью для одновременного управления непосредственными действиями и действиями в тылу;
  • охарактеризованным  непостоянной интенсивностью боевых действий во многих направлениях по всему фронту и в глубине, а также на суше и в воздушном пространстве, расположенном вблизи от суши;
  • оцифрованным, благодаря поверхностному распространению цифровой системы управления и системы применения вооружения.
В некоторых областях успехи современных технологий будут постоянно повышать боевые возможности:
  • широкое использование информационных технологий для обеспечения информационного превосходства, передачи и обработки информации станет показателем совершенствования вооруженных сил в начале 21 века. Информационное превосходство будет определять успех боевой системы. Все системы будут взаимодействовать друг с другом в связке: управление – разведка – воздействие и будут способствовать немедленному реагированию и действию;
  • увеличивается эффективность оружия в плане точности и дальности действия; темп боевых действий все более повышается;
  • стираются различия между тыловой областью, зоной боевых действий и территорией, контролируемой противником;
  • возрастают возможности разведки и боевого использования, быстрота реагирования и мобильность, однако пространство не так четко очерчено, как это было ранее.
Для бронированных действующих войск вместо этого следует отметить, прежде всего, три положения:
  • повышение угрозы с воздуха. Беспилотные средства воздушного нападения, самонаводящиеся артиллерийские боеприпасы и воздушно-механизированные силы будут способствовать быстрому и эффективному реагированию на равноценного противника;
  • ввиду большей прозрачности района боевых действий неизвестно, будет ли в будущем возможно проведение широкомасштабных операций на свободных, открытых участках местности, когда бронированные силы даже на уровне подразделения при движении днем и ночью могут быть обнаружены и подавлены. Бронированные подразделения и соединения, использующие открытые участки местности для быстрого удара вглубь боевого пространства, должны будут одновременно  вести успешную борьбу в рамках боевых действий с информационным превосходством и возможностями противника, прежде всего, с разведывательными датчиками и передачей данных;
  • побежденный противник выберет, прежде всего, такие районы боевых действий для управления своими войсками, которые,  благодаря своей структуре, периодически затрудняют наблюдение за ними и эффективное поражение на расстоянии. Использование благоприятной инфраструктуры и застроек позволяет децентрализованно управлять войсками, а также защищает передвижение и придает высокую степень эффективности противнику, ведущему боевые действия против превосходящих сил. Поэтому противник будет пытаться проводить боевые действия, прежде всего, в местах застроек, а также   на пересеченной местности и  в лесистых регионах.
Из этого следует:
бронированные войска должны быть более пригодны для принятия боя на сложных и застроенных участках местности. Боевые действия мотопехоты в пешем порядке приобретают особое  значение с целью создания условий для передвижений и эффективного взаимодействия с боевыми танками. Для этого в распоряжении мотопехоты должна быть соответствующая боевая машина, обладающая такой же подвижностью, как и боевой танк. Среди прочего, новая боевая машина должна обеспечивать быструю посадку и высадку десанта, обладать такой защитой, которая позволила бы личному составу десантироваться как можно ближе к району боевых действий,  и при этом она должна обеспечивать огневую поддержку десанта.
Ведение такого боя будет возможно только при условии поддержки всеми видами оружия.
            Таким образом, требуются предложения сухопутных войск для бронированных войск:
- по созданию ударной силы танковых войск с целью удержания и достижения успеха в прямой перестрелке с современными бронированными войсками и войсками боевой поддержки;
по ведению боевых действий мотопехоты в пешем порядке и на бронированных боевых машинах против пехоты противника и их бронированных боевых машин, способствующих передвижению и ведению боя совместно с танками при любых условиях видимости и окружения;
“… по обеспечению ведения боевых действий, выживаемости и выносливости всех бронированных войск с целью выполнения боевых задач" (Источник: управление сухопутных войск министерства обороны, отдел VI 2 – шифр документа 09-03-05/25/ секретно - ДСП от 27 августа 1997 года, заявления сухопутных войск, предисловие).
Основная задача мотопехоты – “при быстрой смене ведения боя в пешем порядке и на боевой машине способствовать ударной силе бронированных войск. При этом они действуют настильным и навесным огнем с использованием противотанковых управляемых ракетных систем (PARS) и огнем спешившихся мотопехотных отделений.* И в этом случае:
"Мотопехота в качестве важного элемента ударной силы бронированных войск должна быть в состоянии:
  • быстро и внезапно преодолевать водные преграды, препятствия и заграждения;
  • быстро прорывать район боевых действий, занятый противником, с  ограниченными возможностями для наблюдения и действия, и при этом добиваться успеха в пешем бою;
  • в случае необходимости вести оборону против боевых танков;
  • занимать и оборонять непросматриваемые и тяжелые участки местности раньше других сил. Это включает в себя боевые действия в населенных пунктах и лесу".
Дополнительно описаны положения с точки зрения факторов, определяющих высокомобильные боевые действия мотопехоты, а именно:
  • " … возможность ведения огневого боя при средней дальности стрельбы из оружия различного калибра и с высоким темпом стрельбы, а также против бронированных сил противника;
  • осуществлять навесной огонь против сил противника, расположенного в укреплениях полевого типа и позади укрытий;
  • в достаточном количестве и безопасно транспортировать мотопехоту к месту боевых действий,  что непосредственно и с высокой эффективностью способствует вступлению в бой с пехотой противника;
  • эффективно поддерживать пешую мотопехоту вооружением, установленным на боевой машине, в ближней зоне и иметь возможность защищаться от тяжелых сил противника".
Эти основные положения были подкреплены предложениями инспектора сухопутных войск весной 1998 года. Инспектор сухопутных войск предусматривает:
  • в целом неизменность основных принципов боевого использования бронированных войск, приведения их в соответствие боевым условиям будущего;
  • взаимодействие между танковыми войсками и мотопехотой в качестве основного использования бронированных войск;
  • условную пригодность мотопехоты для использования на сложных участках местности вследствие слишком малого численного состава спешенного подразделения;
  • самостоятельное использование мотопехоты, как исключение, поддержка танковыми силами, как правило;
  • возможности мотопехоты по противотанковой обороне, по крайней мере, на уровне частей и соединений;
  • отсутствие необходимости технического сближения новой бронированной платформы для мотопехоты с боевым танком в плане защиты;
  • необходимость защиты от осколков артиллерийских снарядов, бомб, обстрела из автоматических пушек и кумулятивных зарядов, а также против мин;
  • техническую реализуемость новой бронированной платформы для мотопехоты в пределах "разумных границ массы".
Таким образом, следовало разработать концепцию новой бронированной  платформы для мотопехоты, принимая во внимание достаточный численный состав спешенного подразделения мотопехоты, улучшенную защиту и оптимизированное для поддержки, прежде всего, боевых действий в пешем порядке вооружение и боеприпасы, и проверить возможность применения новых технологий. В результате этого, принципы боевого использования для взаимодействия мотопехоты и танковых войск необходимо привести в соответствие с новыми требованиями.

Основания и результаты исследований
В боевых действиях силы сухопутных войск взаимодействуют в общевойсковом бою или в бою с использованием объединенных сил. Принципиально всем воинским частям, главенствующим в общевойсковом бою, необходимо успешно вести все другие виды боевых действий. Для этого:
  • необходимо оборонять районы боевых действий от нападений сухопутных войск, поддерживаемых военно-воздушными и военно-морскими силами;
  • необходимо разбить наступающие силы сухопутных войск противника и уничтожить их главные силы ведением огня;
  • в районах боевых действий необходимо сочетать контратаку и оборону;
  • следует защищать национальные территории и объекты.
Бронированные войска являются важнейшим компонентом ударной силы сухопутных войск. Их задачей является достижение и сохранение инициативы в рамках беспрерывных боевых операций днем и ночью, в сочетании с огнем, заграждениями  и движением  при общевойсковом взаимодействии наземных и воздушных сил. Неизменным остается "настоять на своем" в борьбе против противника. Боевые действия бронированных войск требуют гибкого управления, совместного использования танковых войск и мотопехоты, а также постоянного тесного взаимодействия с органами разведки с целью обеспечения высокой степени ударной силы, возможности проведения боевых операций, выживаемости и стойкости.
Для выполнения этих задач  сухопутным войскам необходимы соответствующие системы, объединенные под названием "Новые бронированные платформы" (NGP). Это название отражает мысли о взаимодействии бронированных войск и механизированных сил боевой поддержки с целью ведения общевойскового боя во всех видах боевых действий и с высокой перспективой на успех. Новые бронированные платформы  с вариантом для мотопехоты должны быть приняты на вооружение в сухопутных войсках и постепенно взять на себя выполнение задач существующих бронированных боевых машин.
Принимая во внимание концептуальные размышления и требования, а также разнообразные задачи мотопехоты, были исследованы два варианта боевой машины:
концепция одной машины:
согласно этой концепции должна разрабатываться боевая машина  пехоты в качестве многофункциональной боевой машины;
концепция двух машин:
в этой концепции следует разработать две дополняющие друг друга  в концептуальном и тактическом отношении боевые машины. При этом одну боевую машину необходимо оптимизировать в плане ведения огневого боя на средних дальностях стрельбы (рабочее название: машина для ведения огневого боя), в то время как другую боевую машину необходимо ориентировать на управление и поддержку боевых действий мотопехоты в пешем порядке (рабочее название: боевая машина пехоты).
Общим основанием для обоих вариантов концепции  было то, что роль боевого танка будущего (рабочее название: бронированная боевая машина) в качестве основного носителя для механизированных боевых действий на больших расстояниях и против тяжелобронированных целей в будущем неоспорима.
 Рисунок 2 обобщает проекты бронированной машины по сравнению с исследуемыми и параметры, находящиеся в основании исследований, на базе недорогого тактического проекта новых бронированных платформ (NGP).
Кроме того, в исследования были внесены и проверены преимущества по защите машины, так как конструкция защиты имеет важное влияние на компоновку боевой машины, например, на полезный внутренний объем. Возможные средства поражения и необходимые  средства защиты от них были учтены в исследованиях.
Проведение исследований было  поручено фирме IABG. В центре работ находились исследования взаимодействия боевых танков и мотопехоты в боевых действиях, а также исследование эффективности боевых действий в пешем порядке с целью получения рекомендаций по выбору проекта новой бронированной платформы для мотопехоты. Процесс вычисления производился для боевых действий в пешем порядке на фоне действий в составе отделения и взвода, для компоновки боевой системы и взаимодействия танков и мотопехоты в боевых операциях в составе роты и батальона. Лежащие в основе исследований параметры и действия были установлены при согласовании и по указанию федерального управления поставок вооружения управлением по исследованиям и учениям Бундесвера и отделом управления сухопутных войск III 2 федерального министерства обороны.


Преемник
боевого танка
Концепция двух машин
Концепция одной машины
Бронированная боевая машина (PzKw)
Машина для
ведения огневого боя (FKw)
Боевая машина
пехоты
(SKw)
Боевая машина
пехоты
(SPz)

Более высокая
огневая мощь,
дальние/средние
расстояния,
высокая защита

бортовая 140-мм пушка или ЕТС 120
система PARS дальн.


Для совместного использования
при условиях


Для ведения боевых действий на
бронированной машине и в пешем порядке
при условиях:

автоматическая 50-мм пушка
система PARS средн.
пехотное отделение 1/5


автоматическая 50-мм пушка
система PARS средн.
нет пехотного отделения


автоматическая 50-мм пушка
система PARS средн.
пехотное отделение 1/8
Рис. 2. Новые бронированные платформы – сравнение вариантов (исходное положение)

Бортовая пушка от 100 до 140 мм

не требует защиты
Бортовая автомат. пушка от 20 до 50 мм

фронтально 50 мм/сбоку 30 мм
Противотанковый кумулятивный заряд

комплекс активной защиты
Осколки артиллерийских снарядов

характерная защита/
боковая защита
Бомбы

Бронебойные заряды

Нанесение  удара из верхней полусферы
(ТОР-Attack)

ограниченная защита
Противотанковые мины
(ударного действия)
необходима более высокая защита для экипажа
общевойсковой бой
миротворческие миссии
Противотанковые мины
(кумулятивный заряд – тип АТ2)

Рис. 3. Возможные средства поражения  и необходимая защита для БМП

Проведенные расчеты в качестве первого промежуточного результата показали, что концепция двух машин в первоначально предусмотренном взаимодействии машины для ведения огневого боя/боевой  машины пехоты не выполнила бы концептуальные требования.
Решающим для этого вывода оказалась конфигурация машины для ведения огневого боя, оцененная неудовлетворительной для выполнения предназначенной ей роли, так как она  имеет низкую степень  выживаемости. Для обеспечения достаточной эффективности  ведения огневого боя компоновка этой боевой машины должна была быть приближена к конструкции боевого танка. Концепцию "машины для ведения огневого боя" следовало отвергнуть.
Однако промежуточные итоги исследования свидетельствовали, что   концепция двух машин в сочетании с  измененными тактическими принципами боевого использования привели к значительному сокращению потерь личного состава (61% !) в бою по сравнению с концепцией одной машины. Во-первых, это позволяет командиру разделить задачи между машиной для ведения огневого боя и боевой машиной пехоты, использование машины для ведения огневого боя для выполнения особо "опасных" задач и сохранение спешенных пехотинцев боевой машины пехоты для непосредственного их использования в "решающих ситуациях". Во-вторых, возможность проведения боевых действий и выживаемость спешенных мотопехотных  отделений значительно возросли, так как может быть обеспечена эффективная поддержка в ближней зоне посредством бортового вооружения новой бронированной платформы для мотопехоты.
Последовательно была расширена первоначальная постановка задачи об исследовании с целью альтернативной проверки взаимодействия бронированной боевой машины (танка) и боевой машины пехоты. Кроме того, должны были быть представлены исследования влияния на эффективность ведения боевых действий численного состава спешенного подразделения.
Проводимые на основании этого дальнейшие исследования подтвердили предположения, что:
эффективность концепции двух машин: бронированной боевой машины/боевой машины пехоты значительно выше, чем эффективность  концепции двух машин: машины для ведения огневого боя/боевой машины пехоты, и очевидно лучше, чем проект одной машины: БМП;
выживаемость в боевых действиях концепции двух машин (бронированной боевой машины и боевой машины пехоты) выше.
Исследование взаимосвязи между эффективностью в боевых действиях и требованием "достаточного" численного состава спешенного подразделения мотопехоты было проведено при обращении к боевым действиям, в которых в условиях общевойскового боя были сымитированы боевые действия мотопехоты (усиленной и сокращенной).
Результат:
Ни при обороне, ни при нападении численный состав спешенного подразделения (1/6) (1- командир, 6 – пехотинцев) недостаточен для боевой машины. Уже незначительные потери в мотопехотном отделении ставят под вопрос его эффективность в целом и вместе с тем всю систему – мотопехота. Сначала с численным составом спешенного подразделения мотопехоты 1/7 возможность проведения боевой операции и выживаемость мотопехотного  отделения следует оценить, как достаточную, с численным составом 1/8 – как удовлетворительную.

Обобщение
Будущие боевые действия танков/мотопехоты требуют постоянного взаимодействия и последовательного разделения задач бронированных войск. Становится правилом взаимное усиление танков и мотопехоты во время боевых действий.
 В условиях боевых действий будущего сохраняются методы ведения боя мотопехотой. Однако возможность управления боем в пешем порядке приобретает большое значение. Непосредственно поэтому необходима оптимизация новой бронированной платформы для мотопехоты, принимая во внимание поддержку мотопехотного  отделения. Это требование означает отмену дальнейшей разработки многофункционального проекта БМП, так как необходимая для получения многофункциональности пропорциональность боевой системы не допускает оптимизацию боевых действий в ближней зоне. Концептуальная современная ориентация должна быть обоснована современным названием новой бронированной платформы для мотопехоты. Предполагается назвать новую систему "боевая машина пехоты". Управление огневым боем против полубронированных и небронированных целей на средних дальностях следует в качестве дальнейшей основной задачи сочетать с боевыми действиями танков. Для выполнения этой задачи, до появления преемника боевого танка, необходимо принятие на вооружение разработанных для этих задач  дополнительных боеприпасов. За счет использования активной системы защиты необходимо повысить выживаемость боевого танка, прежде всего, в боевых действиях на сложных участках местности.
Принимая во внимание концептуальные требования:
  • эффективности на любых расстояниях и против всех видов целей,
  • принципиально разнообразного использования,
  • эффективной защиты (активной/пассивной),
  • достаточного численного состава  спешенной мотопехоты,
  • эффективной поддержки боевых действий в пешем порядке,
  • высокой гибкости мотопехоты в боевых действиях в пешем порядке и на БМП, а также
  • достаточной выносливости
  • и обосновываясь результатами исследований, следует представить концептуальные рекомендации для боевой машины  пехоты,  как  показано  на  рисунке 4.

Дополнительные замечания
Проект для будущего взаимодействия танков/мотопехоты с бронированными боевыми машинами и боевыми машинами пехоты был тем временем одобрен инспектором сухопутных войск. В дальнейшем его необходимо оптимизировать. Последуют концептуальные рекомендации для компоновки боевой машины пехоты.  Численный состав спешенного подразделения мотопехоты необходимо оптимизировать совместно с задачей по как можно большему сближению со значением 1/7 на фоне необходимой защиты против мин при адекватной эргономике. Целью является серийная поставка для мотопехоты боевых машин пехоты в 2009 году.


Для совместного использования танков/мотопехоты при условиях боевых действий будущего достаточно:

вооружение
защита
численный состав спешенного подразделения
оптимизация боевых действий в ближней зоне



Боевая машина пехоты
Концептуальные требования обеспечены исследованиями

бортовая автоматическая 35-мм пушка
гранатомет ближнего действия
численный состав спешенного подразделения 1/7
фронтальная защита от 50-мм снарядов
боковая защита от 30-мм снарядов
противотанковая оборона
защита верхней части
возможно более высокая противоминная защита экипажа

Рис. 4. Предложение новой бронированной платформы для мотопехоты

Jürgen Uchtmann
Neue Gepanzerte Plattform für die Panzergrenadiertruppe
Konzeptionelle Forderungen
Soldat  und  Technik   2000, Nr 5, S.



Комментариев нет:

Отправить комментарий