Рубрики

воскресенье, 30 июня 2019 г.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВЕТСКИХ/РОССИЙСКИХ БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ

Советский Союз был первой страной, которая создала современную боевую машину пехоты (IFV) не только в техническом отношении, но и в отношении названия и концепции. Новаторское, если не сказать революционное, для того времени требование было предъявлено к машине, которая смогла перевозить отделение пехотинцев под броневой защитой, подобно современным бронетранспортерам для перевозки личного состава (АРС), но в то же время имела значительно более тяжелое вооружение, чем любой имеющийся бронетранспортер для перевозки личного состава.


Новая машина, названная «Объект 765» разрабатывалась с 1960 года в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода группой под руководством П. Исакова и была принята на вооружение в 1966 году. Она была скоростной, маневренной, могла преодолевать водные преграды на плаву и была способна поражать все типы современных танков на расстоянии от 0,5 до 3,5 км противотанковыми управляемыми ракетами 9М14М, а на близких расстояниях кумулятивными снарядами, выстреливаемыми из 73-мм пушки 2А28 с малой отдачей.
Лишь несколькими годами позже появилось первое западное аналогичное средство, германская БМП «Мардер», которая, однако, была более чем в два раза тяжелее, имела менее мощное вооружение (20-мм пушку и противотанковый ракетный комплекс MILAN, которым надо было управлять снаружи машины) и не имела амфибийных возможностей. Другие страны последовали за Советским Союзом еще позже.

Российские мощные боевые машины
БМП-1 (боевая машина пехоты) производилась в большом количестве в Советском Союзе и Чехословакии, а в Китае был двойник, получивший обозначение Type 86. Перечень пользователей этой машины очень впечатляет – ни одна другая БМП не имеет такого широкого распространения.


Довольно интересно, что большие модернизации БМП-1 в Советском Союзе не проводились. Вместо этого, полностью новая машина БМП-2 (известная также под названием «Объект 675») была разработана и поступила в производство в 1980 году. Корпус машины был почти идентичен корпусу БМП-1, но машина имела бóльшую двухместную башню с новым вооружением, включающим 30-мм пушку и ракетную пусковую установку 9М113. Пушка стабилизирована, ее большой угол возвышения обеспечивал возможность обстрела летающих целей. Вопреки разработанным планам БМП-2 полностью не заменила более старые машины БМП-1 и была приобретена меньшим количеством зарубежных пользователей; лицензионные соглашения были подписаны с Чехословакией и Индией, нелицензированных «двойников» не появлялось. Несмотря на эти ограничения, по крайней мере, 20000 машин БМП-2 оставалось несколько лет назад на вооружении только в России.
Машина следующего поколения БМП-3 («Объект 688») была заметно больше и тяжелее своих предшественников, но сохранила преимущества прежних советских типов БМП. Однако ее компоновка была совсем другой, двигатель установлен в кормовой части, а десантное отделение перемещено вперед почти к центру тяжести машины. Спешивание пехотинцев стало более сложным, а основное вооружение БМП-3 было самым мощным в мире на время принятия ее на вооружение. Оно состояло из 100-мм пушки, «спаренной» 30-мм пушки и трех пулеметов. Основная пушка может стрелять стандартными боеприпасами, а также противотанковыми управляемыми ракетами на дальности 4-4,5 км. Запас плавучести БМП-3 даже лучше, чем у ее предшественников, хотя броневая защита передней части машины увеличена.
БМП-3 поступила на вооружение Российской армии в 1986 году, но производство для внутренних потребностей было очень ограничено. Однако значительное количество машин было произведено для зарубежных заказчиков, включающих Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Кипр и Южную Корею.
Поражают масштаб и области имеющихся комплектов модернизации для разработанных в Советском Союзе БМП. Большинство из них разработано группами советсоких/российских конструкторов, другие разработаны конечными пользователями, а позже появились предложения фирм в третьих странах, которые никогда не эксплуатировали эти машины, но имеют опыт «продажи бронированных машин».

БМП-1
Россия
Первая значительная модернизация БМП-1 была заказана, когда оказалось, что ее основное вооружение устарело. Рельсовая направляющая пусковой установки над стволом пушки была снята и обеспечена возможность установки переносной пусковой установки 9П135 для противотанковых управляемых ракет SACLOS 9M111 FAGOT на крыше башни. Эффективная дальность стрельбы была увеличена до 4 км, но пусковая установка обслуживалась снаружи боевого отделения одним из пехотинцев. Машина, получившая обозначение БМП-1П («Объект 765Cп4»), появилась в 1979 году.
Незадолго до распада Советского Союза на левой кормовой части башни был установлен 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 в броневом контейнере вместе со 103 снарядами первой очереди. Машина получила обозначение БМП-1ПГ.

Только в конце 20-го века более комплексная модернизация была предложена производителем этой машины, Курганмашзаводом. Комплект состоял из нового двигателя УТД-23, нового активного-пассивного ночного прицела наводчика, оборудования для пожаротушения «Иней», новых радиостанций и кондиционера воздуха КБМ-2. Известный институт НИИ Стали также подготовил два комплекта дополнительной брони для БМП-1: более легкий комплект массой около 1400 кг состоял из решетки вокруг корпуса и башни, а более тяжелый комплект массой 2300 кг дополнен композитными панелями и плитками реактивной брони (динамической защиты) «Контакт-3». В обоих случаях запас плавучести БМП-1, очевидно, утрачивался. Ограниченное использование модулей динамической защиты связано с не очень утешительными результатами полевых испытаний легких бронированных машин с такой защитой.. Разрыв плиток брони ERA (взрывной реактивной брони) вызывал сильные повреждения машин, включая трещины в основной броне. Для безопасного использования брони ERA были необходимы дополнительные стальные задние плиты под каждым модулем брони ERA, но они значительно увеличивали полную массу дополнительной брони.

Рисунок 1 - Двигатель УТД-23 с повышенными характеристиками,
 предложенный для БМП-1 и БМП-3.

Что касается повышения огневой мощи, то были предложены несколько решений с новыми башнями, которые соответствовали первоначальной концепции БМП-1. Первой башней была башня Б-30, фактически башня машины БМД-2, которая в свою очередь являлась одноместным вариантом башни БМП-2. Она имела стабилизатор 2Е36-3 для 30-мм автоматической пушки 2А42 и съемную пусковую установку для ракет 9М113. Также были установлены система управления огнем БПК-2-42 и зенитный оптический прицел ПЗУ-8. Машина с такой башней временно получила обозначение БМП-1Д. Вторая башня, названная «Кливер», была вооружена 30-мм пушкой 2А72 (обеспечивающая повышенную точность, но более низкий темп стрельбы, чем пушка 2А42) и четырьмя ракетами 9М133 «Корнет» с лазерной системой наведения. В башне также размещалось большое оптико-электронное устройство прицеливания и наведения, которое может быть  заменено, при необходимости, на западные приборы.
Нет доказательств того, что модернизированные варианты БМП-1 были приняты на вооружение российских сухопутных войск и, действительно, даже простая БМП-1ПГ, кажется, остается только предложением на экспорт.


Рисунок 2 - Российская БМП-1Д с башней машины БМД-2.

Только что произведен выстрел ракетой 9М113 «Конкурс».



Рисунок 3 - БМП-1 с башней «Кливер». Ясно видны пушка 2А72, пулемет ПКТ и четыре ракеты «Корнет».

Фактически больше вариантов модернизации БМП-1 было разработано за пределами России. Причина проста: многие страны все еще имеют на вооружении БМП-1 в качестве основной боевой машины пехоты и стоимость замены тысяч таких машин будет недоступной. Диапазон и цели этих модернизаций показывают значительные отличия их в разных странах.

Польша
Польша имеет самое большое количество БМП-1 (около 1300) среди государств-участников НАТО. Эти машины, имеющие местное обозначение BWP-1, срочно нуждаются в программе глубокой модернизации и увеличения срока службы, так как их замена на БМП нового поколения маловероятна. К сожалению, за два последний десятилетия не было принято никаких последовательных решений, касающихся будущего парка машин BWP-1. Самые первые две попытки модернизации BWP-95 и BWP-40 потерпели неудачу из-за неправильного выбора вооружения; в случае BWP-40 башня фирмы Bofors с 40-мм пушкой была слишком большой и тяжелой. Ряд зарубежных башен экспериментально устанавливался и испытывался в конце 1990-х годов, включая башни машины LAV-25 США (BWP-1М) и DRAGAR французской фирмы Giat (BWP PUMA) с 25-мм пушками. Однако даже без противотанкового ракетного комплекса предел массы не мог быть соблюден. Последним вариантом, предложенным и испытанным в 2004 году военными ремонтными заводами в Познани была БМП PUMA-30 с новейшей израильской дистанционно управляемой оружейной установкой RCWS-30 SAMSON с 30-мм пушкой и установками для двух противотанковых управляемых ракет SPIKE-LR (ракета уже используется в Польше). Однако решение не было принято.

Ряд других усовершенствований БМП-1 разработан и испытан в Польше: дополнительные гребные винты, фальшборта, снаряженные пористым пластиком для улучшения запаса плавучести, новые соединительные элементы силового блока для сокращения времени его замены, новые гусеницы с резиновыми «башмаками», современные радиостанции и т. д. Даже в этом случае не было принято решение о закупке и польская промышленность фокусировалась на незначительных модернизациях корпуса и ходовой части. В настоящее время планы по модернизации, по крайней мере, части парка БМП-1, кажется,  еще раз находятся в повестке дня, но  официально конкурс еще не был объявлен.


Рисунок 4 - Неудачная польская машина BWP-40 имела башню фирмы Bofors с 40-мм пушкой, которая установлена на шасси БМП-1.


Рисунок 5 - Машина BWP-1М была польской попыткой объединить башню, разработанную в США, с корпусом БМП-1. Подобный боевой модуль был ранее объединен с корпусом машины Type 86 в Китае. Обратите внимание  на сложенный гребной винт – два таких устройства были установлены  для увеличения скорости на плаву.


Рисунок 6 - Новейшим польским предложением по модернизации БМП-1 является PUMA-30 с израильской башней. Обращают внимание увеличенные жесткие фальшборта с подвижными нижними секциями,  изготовленными из армированной резины.
Чешская республика
Чешская  промышленность начала программу модернизации своих машин БМП-1 почти тридцать лет назад, до распада Варшавского Договора. Общее количество БМП этой страны  намного превышало пределы, установленные Договором об обычных вооруженных силах в Европе, и чтобы избежать необходимости снимать с вооружения некоторое количество БМП-1, был осуществлен процесс перевода их в более низкую категорию: стандартные башни были сняты и заменены простыми башнями бронетранспортеров для перевозки личного состава ОТ-64. Получившаяся машина, которая без пушки и ракетного комплекса не принадлежала больше к категории БМП, была названа ОТ-90. Через несколько лет были введены некоторые незначительные изменения (дополнительная броня и электрический привод в башне, новый прицел), приведшие к вариантам машины под обозначением ОТ-90М1/2.
Позднее, в 1999 году фирма VOP-026 предложила модернизировать оставшиеся БМП-1 до стандарта BVP-1MA, отличающегося германской башней Е-8 с 30-мм пушкой, легким минометом и рядом других незначительных усовершенствований. Однако это не привлекло внимания чешского министерства обороны.


Рисунок 8 - Чехословацкая машина ОТ-90 является БМП-1 с башней ОТ-64, вооруженной двумя пулеметами.


Рисунок 9 - Опытный образец машины BVP-1MA, чешское решение с башней Е8 германской фирмы KUKA (в настоящее время это фирма Rheinmetall).

Словакия
Словакская военная промышленность унаследовала производственную линию машин БМП и, таким образом, модернизация более старых машин находится в пределах ее возможностей. Первой модернизированной машиной стала машина ОТ-90М, то есть БМП-1, переведенная в более низкую категорию путем снятия первоначальной башни. В отличие от чешских машин ОТ-90 для словакской машины была разработана новая башня, оснащенная двумя пулеметами (14,5- и 7,62-мм), новыми прицелами, дымовыми гранатометами и пусковой ракетной установкой 9П135М1. Машина, разработанная фирмой VOP Trencin осталась опытным образцом.


Рисунок 10 - Словакский БТР для перевозки личного состава  на базе БМП-1 – ОТ-90М с модернизированной башней.

Другая словакская концепция, выдвинутая фирмой Konstrukta Defence, была более успешной. Фирма Konstrukta     разработала модульную легкую башню COBRA с установленной снаружи 30-мм пушкой 2А42 (такой, как установлена на БМП-2) и предложила на выбор ряд прицелов. Башня имела очень низкий силуэт и вполне подходила для БМП-1. Башня COBRA является основой большого комплекта модернизации, предложенного словакско-белорусской фирмой Metapol. Ее самая дешевая компоновка (с дневным-ночным прицелом ВРК-2-42) была выбрана белорусскими сухопутными войсками и принята на вооружение в 2002 году. В 2003 году появился новый вариант башни COBRA, получивший обозначение KD-V30; теперь пушка была стабилизирована в двух плоскостях и имела новый прицел PERI-Z16 фирмы Zeiss. В мае 2008 года был показан последний вариант башни COBRA, отличающийся израильским прицельным приспособлением TISAS.



Рисунок 11 - Боевой модуль COBRA на словакской БМП-1.

Украина
Украинский комплект модернизации БМП-1, показанный в 1999 году, отличался наружной установкой всего вооружения на старой башне и состоял из 30-мм пушки КВА, 30-мм автоматического гранатомета, 7,62-мм пулемета и двух ракет 9М113, которые могут заменяться на совершенно новые местные ракеты R-2 на сдвоенных пусковых установках "Барьер". Фальшборта опытного образца, очевидно, «заимствованы» с БМП-2, обеспечена также возможность установки минного трала плужного типа. Двигатель УТД-20С1 имел большую мощность, более современной была аппаратура связи.
Несмотря на оптимистичные прогнозы этот комплект модернизации не нашел еще ни внутреннего, ни первого зарубежного заказчика.


Рисунок 12 - Украинская модернизация БМП-1. Все вооружение установлено снаружи.

Китай
Удивительно, но первым инициатором установки западных башен на корпус БМП-1 был Китай, который имеет  ряд нелицензированных копий БМП-1, названных Type 86 или WZ-501 для экспорта. В середине 1980-х годов фирма Norinco предложила вариант с американской башней SHARPSHOOTER тогдашней фирмы FMC, вооруженной 25-мм пушкой BUSHMASTER. Другая китайская модернизация БМП-1 получила обозначение WZ-501A и имела башню китайского производства с 25-мм пушкой, но без противотанковых управляемых ракет (ATGW). Некоторые машины Type 86 были позже оснащены новыми универсальными башнями (использованными на самых последних десантных машинах WZ-508) с российской 30-мм пушкой 2А72 и пусковой установкой для ракет HJ-73 (китайская копия ракеты «Малютка» 9М14). Машины в этой компоновке, кажется, в настоящее время  находятся в серийном производстве.
Довольно странной является машина Type-86В – на первый взгляд просто обычная БМП-1/ Type 86, но более тщательный осмотр показывает, что высота корпуса увеличена примерно на 200 мм, очевидно, для увеличения запаса плавучести. Дополнительные усовершенствования амфибийных возможностей машины были получены за счет установки большего по размерам водяного экрана и вспомогательного подвесного двигателя. Такие машины используются китайской морской пехотой.
Более высокий корпус используется также в БТР для перевозки личного состава WZ-504, эта машина подобна по концепции чешской машине ОТ-90 и вооружена только 12,7-мм пулеметом в установке открытого типа. БТР WZ-504, очевидно, никогда не производился серийно, но был базой для экспериментальных (?) истребителей танков, машин управления и т. д.

Румыния
В Румынии был выбран другой подход. С самого начала они решили изготавливать конструкцию по специальным техническим требованиям заказчика путем замены первоначальной силовой установки двигателем Continental 8V-1240 (мощностью 265 кВт), добавления пулемета DShK для противовоздушной обороны и т. д. Для сохранения удельного давления на грунт на приемлемом уровне корпус был удлинен на 0,6 м и изменено размещение опорных катков. В результате румынская БМП, получившая обозначение MLI-84, является самым тяжелым из известных вариантов модернизации БМП-1, имея массу 16,6 т и, таким образом, не является амфибийной.
Для модифицированного варианта машины MLI-84М были закуплены израильские дистанционно управляемые башни OWS-25R с 25-мм пушкой КВА фирмы Oerlikon и две вращающиеся пусковые установки для ракет «Малютка» местного производства. Это привело к дальнейшему увеличению боевой массы и возникла необходимость в установке нового двигателя CV8T-400 фирмы Perkins с максимальной мощностью 295 кВт.


Рисунок 13 - Румынская БМП MLI-84M1 с башней OWS-25.

Подобная башня, вооруженная такой же пушкой и двумя израильскими ПТУР SPIKE LR рассматривалась для использования на БМП-1 в Венгрии.

Южная Африка
В 2004 году фирмы ISI Dynamics и ATE показали опытный образец новой башни для БМП-1. Она была по существу подобна российской башне «Кливер» по форме, основному вооружению (30-мм пушка 2А72) и принципу наведения ПТУР (наведение по лазерному лучу), но включала устройство стабилизации для пушки, новую оптико-электронную аппаратуру, ракеты INGWE с дальностью действия 5 км, спаренный пулемет и 40-мм автоматический гранатомет.
Вероятно, Алжир предполагался в качестве первого заказчика этой новой башни, в прошлом году она появилась также в Румынии.

Другие страны
Более мелкие модернизации осуществлялись или экспериментально исследовались в таких странах, как Афганистан, Финляндия, Швеция, Греция, Индия и Египет, но они больше не применяются и, следовательно, не требуют рассмотрения.



БМП-2
Россия
Вооружение БМП-2 довольно эффективно даже по сегодняшним стандартам, так что полная замена его не является приоритетной. Скорее требуются модернизации для улучшения защиты от огнестрельного оружия, хотя увеличенная в результате масса должна привести к установке более мощного двигателя.
Первая значительная модернизация БМП-2 была проведена в 1981 году (всего через год после начала ее серийного производства) в результате боевого опыта, полученного в Афганистане. Были установлены увеличенные по размерам бортовые экраны, а на бортах корпуса и башне была установлена дополнительная стальная броня. Масса увеличилась на одну тонну и, следовательно, машина БМП-2Д утратила амфибийные возможности. Замена двигателя была отложена по экономическим причинам, хотя была начата программа разработки усовершенствованных двигателей без изменения их габаритов.


Рисунок 14 - Машина БМП-2Д с улучшенной броневой защитой.

Второй виток модернизаций был вызван войной в Чечне, где БМП, используемые в боях в населенных пунктах, оказались в высшей степени уязвимыми от огня противника. Это привело к разработке и испытанию целого ряда разных комплектов дополнительной брони. НИИ Стали предложил установку решетчатых экранов вокруг корпуса и башни (+1400 кг) или решетки плюс плитки брони ERA (+2300 кг), другие варианты включали композитные модули по бортам корпуса и нижней наклонной броне.
В то же время фирма «Курганмаш», производитель всех вариантов БМП, сделала попытку повысить международный интерес к БМП-2 посредством усовершенствований в области ведения боевых действий в ночных условиях и огневой мощи. Новый прицел SANOET-1 белорусской фирмы «Пеленг» с французским тепловизором SAT ALIS, автоматический гранатомет AГС-17 были установлены в легком бронированном кожухе снаружи на левой стороне башни. Модернизированная машина была показана на выставке  IDEX-95. Позже были установлены новые прицелы, начиная от усовершенствованного прибора БПК-3-42 с ИК лазерным прожектором, БПК-М с тепловизионным модулем до системы наблюдения и прицеливания «Рубеж» с тепловизором ПНК-2-42 и прицелом командира ТКН-А1. Была также усовершенствована вынесенная установка гранатомета АГС.




Рисунок 15 - Российская БМП-2 с увеличенными фальшбортами, композитными модулями на нижней наклонной броне, автоматическим гранатометом
АГ-17 и лазерным ИК прожектором (справа от ствола пушки).

В 2005 году появился новый вариант. Он имел все мероприятия по модернизации, указанные выше, и комплект дополнительной брони модульной конструкции, прямоугольные коробки которой установлены на нижней наклонной броне и бортах корпуса, а плоские фальшборта закрывали верхнюю часть ходовой части. Масса этого комплекта составляла 930 кг, 400 кг добавлялось элементом брони, защищающей от мин, который крепился болтами к нижней плите корпуса. Для сохранения тактико-технических характеристик на приемлемом уровне вместо двигателя УТД-20 был установлен двигатель УТД-23 мощностью 265 кВт, изготовленный Барнаульским заводом, и были установлены новые более легкие опорные катки.
Вскоре были выпущены еще более усовершенствованные варианты. Пусковая установка с одной направляющей для ракет 9М113 была заменена автоматическим гранатометом АГ-17, а в другом варианте на месте гранатомета АГ-17 была установлена сдвоенная пусковая установка 9Ш119М. По сообщениям официальных источников, последняя компоновка была принята российскими сухопутными войсками, и первая партия модернизированных БМП-2 должна была быть поставлена в конце 2007 года.
Конструкторское бюро КБП из Тулы предложило в 2003 году свой собственный комплект, получивший обозначение БМП-2М. Никаких изменений не было внесено, за исключением вооружения, которое было дополнительно усовершенствовано: были установлены две пары ракет 9М133 «Корнет» с лазерной системой наведения, а вместо пусковой установки 9К135 был установлен длинноствольный вариант автоматического гранатомета (AGL) AG-30. Была также введена новая система управления огнем, названная «Бережок», включавшая прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях, с тепловизором и лазерным дальномером/целеуказателем и панорамный прицел командира, установленный в кормовой части башни. Этот комплект был выбран Алжиром, для которого модернизируется 300 БМП-2 на общую сумму около 700 млн долларов. Самая радикальная модернизация БМП-2 предусматривалась в 2003 году конструкторским бюро КБП: штатная башня заменялась новейшим боевым модулем «Бахча» со 100-мм пушкой/ракетной пусковой установкой 2А70, и связанной с ней 30-мм пушкой 2А42 (обе стабилизированы) и усовершенствованной системой управления огнем. Однако этот модуль был довольно тяжелым, имел массу более 3,5 т и слишком глубокую «корзину» для высоты корпуса БМП-2. Потребовалось бы введение дополнительной надстройки/башни полузакрытого типа, но боевая масса машины была бы слишком большой для существующей ходовой части и двигателя.



Рисунок 16 - БМП-2М с четырьмя ракетами «Корнет».



Рисунок 17 - БМП-2 с прицелом «Сож» и двумя ракетами 9М113,
установленными на левой стороне.

Баларусь
Весной 2005 года 140-м ремонтным заводом в Борисове, который является сегодня ведущим производственно-ремонтным предприятием белорусских наземных сил, была показана модернизированная БМП-2. Эта машина имела новый интегрированный комплекс наблюдения и прицеливания «Рубеж-М», изготовленный ОАО «Пеленг», с баллистическим вычислителем и каналом наведения противотанковых управляемых ракет 9М113, а командир и наводчик имели черно-белые дисплеи на электронно-лучевой трубке (CRT). Эта система обеспечивала обнаружение целей танковых габаритов ночью на максимальной дальности около 8 км. Кроме того, ракетная пусковая установка с одной направляющей была заменена сдвоенной пусковой установкой для ракет 9М113.
Очевидно, что модернизированные машины еще не поступили на вооружение.



Рисунок 18 - Белорусская БМП-2 с новым прицелом и сдвоенной пусковой установкой ПТУР.

Чешская республика
В 1996 году фирма Meopta начала ограниченную модернизацию БМП-2 с целью улучшения возможностей ее приборов наблюдения в ночных условиях и в условиях неблагоприятной погоды. В 2003 году чешское министерство обороны заказало около 100 комплектов модернизированных приборов для поставки их к концу 2006 года. У прицела командира появился новый ночной канал с усилителем изображения третьего поколения, изготовленным нидерландской фирмой Photonis и теперь этот прицел получил обозначение TKN-3BP. Прицел наводчика БПК-3 был модифицирован таким же способом, а водитель имеет совершенно новое устройство DND-5 с таим же усилителем изображения. Все эти приборы могут работать совместно со старыми прожекторами. Единственным внешне заметным изменением являются резиновые фальшборта.

Украина
141 танковый завод в Житомире подготовил в середине 1990-х годов комплект модернизации украинских БМП-2, состоящий из незначительно модернизированного двигателя УТД-20С1 с лучшими характеристиками холодного пуска, нового комплекса средств связи, нового минного трала плужного типа KOLTSO и других небольших изменений, улучшающих безопасность и эргономику.

Индия
С 1987 года БМП-2 производится заводом Medak под обозначением SARATH. В конце 1990-х годов были введены некоторые изменения: установлены новые радиостанции, отражатели отработавших газов и стабилизатор пушки, замененный стабилизатором AL-442S фирмы Bharat. В 2002 году для машины SARATH было закуплено 300 израильских тепловизионных прицелов TISAS. К сожалению, индийские сухопутные войска были разочарованы низкой надежностью этих прицелов и только часть из них в конечном счете была установлена.
В 2007 году была показана новая модернизация: вместо пусковой установки 9П135М для ракет 9М113 была установлена германская пусковая установка FLAME для ракет 9М113 и MILAN, связанная со специальным прицелом. Другой индийской попыткой повысить огневую мощь БМП-2 была установка башни БМП ABHAY нового поколения, вооруженной 40-мм пушкой фирмы Bofors и ракетной пусковой установкой NAG. Однако эта башня оказалась слишком тяжелой для этой машины.

Другие страны
Некоторые «косметические» модернизации БМП-2 были выполнены в Финляндии и Индии, но, вероятно, самое необычное было сделано для подразделений «Executive Outcomes», предназначенных для действий в Сьерра-Леоне. Комплект вооружения колесного БТР-70, то есть 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ, был установлен снаружи на крыше башни в дополнение к стандартному вооружению! В Ираке и Афганистане часто устанавливались примитивные дополнительные броневые экраны. Израильская фирма Rafael предложила в 2006 году дистанционно управляемую башню RCWS-30 для словаксих БМП-2, но не привлекла внимания местных органов, принимающих решения. По некоторым данным, Иран модернизировал свои БМП-2, но никаких подробностей этой информации нет.



Рисунок 19 - БМП-2 с башней SAMSON фирмы Rafael,  предлагаемый Словакии.

БМП-3
Россия
Первые модернизации очень перспективной конструкции БМП-3 были осуществлены по требованию первого зарубежного заказчика, Объединенных Арабских Эмиратов. Был установлен тепловизионный прицел NAMUT с тепловизионной камерой ATHOS французской фирмы SAGEM, хотя вся первоначальная аппаратура наведения была сохранена. Позже были осуществлены некоторые усовершенствования с целью повышения надежности ходовой части, но мало было сделано в отношении неудовлетворенности Объединенных Арабских Эмиратов плохими характеристиками эргономики и условий обитаемости в корпусе БМП-3 при действиях в обстановке пустыни. Недавно была объявлена самая радикальная «модернизация»: с неуказанного количества БМП-3 будут сняты башни и установлены на шасси колесной (8х8) машины AMV фирмы Patria.


Рисунок 20 - Последний «комплект модернизации»: Объединенные Арабские Эмираты заказали неуказанное количество шасси (8х8) машины AMV фирмы Patria,  на которых будут установлены башни, снятые с БМП-3.

Несколько лет назад возникли другие предложения по модернизации, фокусирующиеся на улучшении броневой защиты и замене штатных приборов наблюдения аппаратурой нового поколения. Самый высокий уровень защиты [эквивалентный 500 мм стальной катаной гомогенной брони (RHA)] был получен за счет использования довольно большого и тяжелого комплекта из 84 модулей массой более 4 т. Самым прогрессивным методом улучшения защищенности машины было введение активных мер защиты и в 1999 году на БМП-3 установили на мачте датчик «Арена-Е» на башне и комплект разрывных кассет вокруг нее. Боевая масса машины увеличилась на 1,5 т. Двумя годами позже кассеты были закрыты новой легкой наружной обшивкой, закрывающей также дымовые гранатометы, которая придавала башне странную форму перевернутого конуса и доводила полную массу машины до 21 т. Другое предложение, испытанное в Объединенных Арабских Эмиратах в 2003 году, но не принятое, включало установку системы «Штора» с датчиками помех ИК системам излучения (+250 кг).
Увеличенная масса модернизированных машин, в порядке рабочей гипотезы названных БМП-3М или даже БМП-4 (!), может быть компенсирована установкой 10-цилиндрового дизельного двигателя с наддувом УТД-32 мощностью 485 кВт. По заявке некоторых зарубежных потребителей в 2000 году была разработана и установлена автоматическая коробка передач (автоматизированный избиратель переключения передач) АПП-688. Еще одним новшеством являются вспомогательная силовая установка мощностью 4 кВт и устройство кондиционирования воздуха КБМ-3М. Еще более эффективное устройство охлаждения воздуха было предложено южно-африканским поставщиком, но оно было  в три раза тяжелее российского устройства и вызывало значительное смещение центра тяжести машины.
В конце 1990-х годов прицел «Сож», изготовленный белорусской фирмой «Пеленг», был готов для установки в машины Объединенных Арабских Эмиратов. Позже он был также установлен на машинах, заказанных российскими сухопутными войсками. Окончательной целью была установка перспективной системы управления огнем «Весна-К» с автоматическим прибором сопровождения цели и дополнительным тепловизионным прицелом. Еще более радикальные решения были предложены конструкторским бюро КБП Тула: неизменная установка вооружения была помещена в новый боевой модуль «Бахча» с новой системой наведения/стабилизации. Подобный модуль был также предложен для российских колесных боевых машин пехоты на базе БТР-90, модернизированных БМП-2 и уже установлен на новейшей десантной боевой машине БМД-4. Принятие такого предложения, вероятнее всего, вызвано причинами унификации.



Рисунок 21 - Машина БМД-4 состоит из корпуса БМД-3 с унифицированным боевым модулем «Бахча».
Она находится в серийном производстве с 2005 года.

Еще одно направление модернизации связано со специальными требованиями зарубежных заказчиков. Греция и Индия выразили заинтересованность в специальных машинах для подразделений морской пехоты, которые имеют улучшенные амфибийные свойства. Курганмашем было подготовлено два предложения: машина БМП-3Ф отличается от стандартной БМП-3 только тем, что имеет воздухозаборник и выхлопные трубы на большей высоте и увеличенный по размерам водяной экран, а машина БММП имеет более легкую башню БМП-2 и, следовательно, увеличенный запас плавучести (18,1-т машины могут оставаться на плаву, по крайней мере, в течение 7 часов). Однако осуществление обоих предложений слишком затянулось.


Рисунок 22 - БМП-3Ф для подразделений морской пехоты.

Украина
Украина предлагает обширную модернизацию БМП-3 с дополнительной броней, модулями брони ERA и новой силовой установкой с двигателем 3ТД мощностью 375 кВт. Предлагается также противотанковая ракета FALAH-2 AT для пушки 2А70 БМП-3. Один комплект украинской дополнительной брони был заказан в 2004 году Объединенными Арабскими Эмиратами для испытаний, но результаты неизвестны.

Семейство машин БМД
БМД является уникальной машиной – единственной в мире боевой машиной пехоты, разработанной специально для выброски с парашютом и массово производимой исключительно для десантных подразделений. Эта особенность потребовала введения строгих ограничений по массе и в дальнейшем выполнить какую-нибудь значительную модернизацию имеющихся БМД было чрезвычайно трудно; фактически легче было разработать новые варианты машины, чем модернизировать старые.
БМД-2 является машиной БМД-1 с новой башней Б-30, БМД-3 является совершенно новой конструкцией машины с башней БМД-2, а новейшая БМД-4 является машиной БМД-3 с башней «Бахча». Самая последняя машина БМД-4М имеет модернизированный корпус с многими компонентами, заимствованными у БМП-3. Все четыре типа машин страдают от недостаточной броневой защиты и в ближайшем будущем на них могут быть установлены дополнительные комплекты, изготовленные из легких пластмасс или керамических материалов.



Tomasz Szulc
Upgrades of Soviet/Russian Infantry Fighting Vehicles
Military  Technology,  2008


Томаш Зцулк 

Комментариев нет:

Отправить комментарий