Рубрики

вторник, 4 июня 2019 г.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРКА БРИТАНСКИХ ОСНОВНЫХ БОЕВЫХ ТАНКОВ


Из истории британского танкостроения.

Выбор нового поколения основных боевых танков для британской армии, намеченный ранее на декабрь 1990 года, был отложен сначала на весну, затем на второй квартал 1991 г. Перенос срока является следствием внезапных событий в Восточной Европе. Фактически редакция журнала "Defense & Armement International"   узнала из британских источников, что решение состоится в апреле.
В самом деле, уменьшение советской угрозы танкового напа­дения позволяет сократить численность Британской Рейнской Армии к 1995 году с четырех до двух дивизий. Потребность в новых ос­новных боевых танках сведена от 600 к 300 единицам для замены 752 устаревших танков "Чифтен". Большая часть оставшихся танков "Чифтен", вероятно, будет уничтожена, как и 38 последних танков "Центурион". После чего парк британских тяжелых бронированных машин составит 1015 единиц, распределенных следующим образом:
197 машин "Чифтен" (89 основных боевых танков, 48 мостоукладчиков, 60 инженерных машин);
518 машин "Челленджер-1" (420 основных боевых танков, 21 учебных и 77 подвижных ремонтных мастерских и ремонтно-эвакуационных машин);
300 новых боевых танков.
Таким образом, 63%, приблизительно 809 оставшихся танков, будут танки "Чифтен" и "Челленджер-1".
В новой программе конкурируют танки "Челленджер-2" фирмы "Виккерс дефенс системз", М1А2 фирмы "Дженерал дайнэмикс ленд системз", "Леопард-2" (усовершенствованный) фирмы "Краус-Маффей" и "Леклерк" фирмы "GIAT Industries".


Министр обороны Великобритании утверждал ранее, что "ни один из иностранных опытных образцов не будет подвергаться ис­пытаниям до тех пор, пока не будет представлен контракт". Тем не менее, специалисты этого министерства были откомандированы к иностранным конструкторам для проведения обстоятельных оценок.
Новая задержка, предпринятая программой, могла бы испра­вить положение, в частности в том, что касается танка М1А2, который является одним из четырех конкурирующих образцов, более близким к стадии серийного производства. Американская армия заказала 120 единиц, саудовская армия - 315. Около 200 танков М1А2 смогут приобрести Объединенные Арабские Эмираты. Если вся эта продажа будет реализована и если министр обороны обратится с новым предложением, тогда американское предложение трудно будет победить. Что касается фирмы "Виккерс", она имеет намерение возразить, сравнивая статистические данные надежности и расхода горючего двигателей танков М1А1 и "Челленджер-1", находящихся в Саудовской Аравии, с учетом общей стоимости эксплуатации f в течение срока службы каждого из этих двух танков.
Замена некоторых из устаревших танков "Чифтен" - это только маленькая часть проблемы, возникшая перед британской армией. Наиболее важным и срочным является внесение существенных улучшений в конструкцию танка "Челленджер-1". Этот танк, как и танк "Чифтен", был разработан фирмой "Royal Armament Research" и изготовлен на заводе в г. Лидс фирмой "Royal Ordnance".
Если, как предусматривалось, оставшиеся танки "Чифтен" будут постепенно уничтожаться в рамках договора о сокращении воору­жения в Европе, сокращение числа новых боевых танков приведет к тому, что танки "Челленджер-1" составят в ближайшем будущем основную часть парка британских танков.
Хотя подвижность танка "Челленджер-1" выше подвижности танка "Чифтен", который не обладает достаточной надежностью и на котором ис­пользована улучшенная защита первого поколения брони "Чобхэм", он рассматривается экспертами как унаследовавший те же недос­татки, что и его предшественник в том, что касается боеспособ­ности. Конкретнее, это означает, что его экипажу очень трудно эффективно вести боевые действия.
Причина? По мнению критиков, плохо сконструированная башня. Они считают, что интегрированные системы таковы, что членам экипажа их чрезвычайно трудно приводить в действие.
Следствие? Низкие результаты во время стрельбовых соревно­ваний в мирное время в сравнении с танками "Леопард-2" и M1 "Аб­рамс". Повторная отсрочка приобретения тренажера по эксплуатации башни, сконструированного для ускоренной огневой подготовки, осложняет положение.
Несмотря на все затруднения, экипажи танков "Челленджер-1", Находящиеся в настоящее время в Саудовской Аравии  (где они имеют возможность ежедневно практиковаться),  достигли значи­тельных результатов. Кроме увеличения числа попаданий в цель, командиры танка утверждают, что величина оперативного резерва находится в пределах от 85 до 95%.
В момент, когда пишутся эти строки, нет уверенности в том, что штаб британской армии решает устранить недостатки инструкции состоящих на вооружении танков "Челленджер".
Некоторые усовершенствования были внесены в существующие системы, имени не могут устранить основные недостатки башни. Чтобы танк "Челленджер" мог конкурировать на равных условиях с подобными танками, он должен быть оснащен новой башней.
Речь идет, конечно, о дорогостоящем предложении. Так как бюджет британской армии очень сжат, встает первый вопрос: "Нужно ли модернизировать танк "Челленджер-1" за счет установки башни нового выбранного основного танка или ждать будущей гладко­ствольной 140-мм пушки, разработанной многонациональным сотрудничеством?" По сравнению с существующими гладкоствольными 120-мм орудиями, 140-мм пушка имеет лучшую бронепробиваемость новых видов брони. Однако, необходимость в новой башне и увеличение массы машины приблизительно на 5 тонн ограничат таким образом ее подвижность,  если характеристики двигателя и трансмиссии соответственно не увеличатся.
Если британская армия не желает или не может ждать 140-мм пушки (которая может или нет выжить в ходе уменьшения бюджета), встает второй вопрос: "Какой пушкой следует модернизировать танк "Челленджер-1" - 120-мм гладкоствольной или новой нарезной 120-мм пушкой  L30, которая представлена в настоящее время в программе модернизации?" Пушка L30, которой оснащены девять опытных образцов танка "Челленджер-2" и две поставленные башни, ведет огонь снарядами CHARM из обедненного урана. Стабили­зированные оперением, эти снаряды предназначены для пробития всех видов композитной или реактивной брони. Немецкие, амери­канские и французские  танки - претенденты оснащены 120-мм гладкоствольной пушкой. Давно начатая дискуссия между бри­танскими сторонниками как нарезных, так и гладкоствольных 120-мм танковых пушек, идет по трем основным вопросам:
во-первых, преимущества гладкоствольной пушки в плане материально-технического обеспечения среди союзников Великоб­ритании; затем, оперативные преимущества снаряда  HESH, ко­торым ведет стрельбу нарезная пушка по реактивной броне, по сравнению с различными кумулятивными снарядами HEAT; наконец, стоимости и характеристики стреловидных снарядов типа APFSDS почти одинаковы для обоих типов пушек.
У победительницы соревнования фирмы "Виккерс" не будет никакой трудности в проведении модернизации 420 основных бое­вых танков "Челленджер-1". Нужно только, чтобы решение было принято.
Танк "Челленджер-2" оснащен совершенно новой, полностью интегрированной башней, которая может в случае модернизации танка "Челленджер-1" устанавливаться на него вместо прежней. Зато создание танка "Челленджер-2" на шасси танка "Челленджер-1" будет более сложным, так как нужно будет в этом случае вводить не менее 150 усовершенствований. По сообщениям фирмы "Виккерс", эти усовершенствования успешно  реализуются на танке "Челленджер-2".
Если фирма "Виккерс" потерпит неудачу в конкуренции, ей убудет трудно продолжать занимать положение среди ведущих ^изготовителей основных боевых танков.
Возможность (до сих пор не осуществленная) оснащения танка "Челленджер-1" новой башней и может быть модернизация его шасси не являются, вероятно, задачей, которую конструкторы хотят решать. Вероятными британскими договаривающимися сторонами могут быть фирмы    Marconi  Defence  Systems ,   Royal  Ordnance или Viсkers  Shipbuildings аnd  Engineering  Ltd, ни одна из них не имеет такого опыта в разработке концепций и производстве башен боевого танка, которым обладает фирма Vickers Defence  Systems.
Британская армия таким образом может смириться с тем, что две трети ее боевых танков будут оснащены плохо сконструированными башнями и довольно долгое время.
В зависимости от нестабильности международной обстановки на Балканах, так и в Советском Союзе, не говоря о той, которую создал Саддам Хусейн, эта перспектива, вероятно, не является желанной для Даунинг Стрит 10. Вот почему может случиться, что большое вращение количества новых танков, предназначенных для британской армии, будет до некоторой степени компенсировано тем, что очень большое внимание уделяется модернизации танка "Челленджер-1".
Будет видно, окажет ли все это влияние или нет на выбор Министра обороны. Каково бы ни было окончательное решение, сам факт чала соперничества среди иностранных конкурентов вызвал также соперничество среди разработчиков-изготовителей танков в Великобритании. Сравнивая с другими программами развития боевых танков, программа танка "Челленджер-2" была образцом в сохранении границ стоимости и сроков, установленных Министром обороны, что является резным уроком.


Рис. 1. Танк "Челленджер-2"

В конце сентября 1990 г. фирма "Виккерс дефенс системз" в соответствии с контрактом в 92 млн. фунтов, заключенным с министерством обороны, поставила британс­кой армии для испытания девять укомплектованных опытных образцов танка "Челленджер-2" и две башни. Хотя эти опытные образцы имели новый вариант брони "Чобхэм", башню новой конфигурации и 150 усовершенствований шасси, внешне они мало чем отличаются от танка "Челленджер-1". Наиболее явными отличиями являются:
установка тепловизионной камеры второго поколения для наблюдения и стрельбы (TOGS 2    фирмы "Барр энд страуд") над броневой маской новой нарезной 120-мм пушки L3o. На танке "Челленджер-1" она была смонтирована на правой стороне башни, что вызывало трудности с вывер­кой;
7,62-мм спаренный пулемет "Чейн Ган" фирмы "МаК Доннелл Дуглас Геликоптерc";
новый основной стабилизированный универсальный прицел фирм    SAGEM/Bагг & Stroud (оптический прицел для стрельбы днем, тепловизионная камера, лазер­ный дальномер), установленный на крыше спереди справа башни;
новый гиростабилизированный прицел командира фирмы sfiM. Он имеет круговой обзор и собственный лазерный дальномер, такой как у тепловизионной камеры ToGs. Он представляет также данные по навигации.
В систему управления огнем включен улучшенный ва­риант баллистического вычислителя фирмы CDC (Канада), подобный установленному на танке М1А1 "Абрамс", и такие же надежные приводы наведения. Все связано стандарт­ной шиной данных 1553.
Двигатель cvi2   "Кондор" - дизельный, мощностью 1200 л.с., с электронным регулированием фирмы "Перкинс" (способен развивать мощность до 1500 л.с.) сблокирован с новой трансмиссией  TN54    фирмы "Дэвид Браун". Было выбрано гидростатическое управление и оставлена гидро­пневматическая подвеска фирмы AirLog  танка "Челленджер-1" имеющая хорошие характеристики на пересеченной местности с усовершенствованиями в плане надежности.
Фирма "Виккерс" надеется на то, что несмотря на массу танка "Челленджер-2", превышающую 62 т (масса танка "Челленджер-1" ) и удельную мощность ниже 19 л.с./т, подвижность этого танка будет равноценной подвижности тан­ков, состоящих на вооружении. Максимальная скорость по шоссе будет составлять 56 км/ч



Рис. 2. Танк "Леклерк"

Первые представители третьего поколения основных боевых танков Франции  три танка "Леклерк" опытной серии были поставлены в 1990 г. фирмой  GIAT для оперативных испытаний. Первые серийные машины должны быть выпущены к концу 1991 г. Предусмотрено производство приблизительно 800 танков "Леклерк" для замены части танков АМХ-30, однако это число может быть уменьшено.
Танк "Леклерк" имеет двигатель с наддувом v8 мощностью 1500 л.с. фирмы "Унидизель", новую броню, автоматическое зарядное устройство для 120-мм гладко­ствольной пушки, разработанные боевую систему и систему управления огнем (с прицелом командира танка HL70 фирм sFiM/sere-Bezu и интегрированный оптический прицел наводчика фирмы  SAGEM, которыми оснащена также башня танка "Челленджер-2" фирмы "Виккерс"), соединенных между собой цифровой шиной.
Танк "Леклерк" - единственный из танков с экипажем, состоящим из трех человек. Его боевая масса 53 т, удельная мощность 28 л.с./т, максимальная скорость 71 км/ч, разгон от 0 до 32 км/ч за 5,5 с. 



Рис. 3. Танк М1А2 "Абрамс"

Новый вариант М1А2 танка "Абрамс" фирмы "Дженерал дайнэмикс" имеет массу 63 т, что на 6 т больше, чем у танка М1А1 (У обоих 75% общих деталей) и на 8,5 т больше, чем у Ml, оснащенного 105-мм пушкой. Это уменьшает удель­ную мощность с 26 (М1А1) до 24 л.с./т, хотя максимальная скорость по дороге остается равной 67 км/ч. Разгон от О до 32 км/ч сокращается с 7,2 до 6,8 с.
Увеличение массы вызвано применением обедненного урана для броневой защиты.
Танк М1А2 будет иметь коренным образом переделанную башню, которую будет изготавливать фирма "Royal ordnance" в случае, если Соединенное королевство выберет этот танк. На ней устанавливаются новая командирская башенка с панорамным перископом и улучшенной защитой; независимый тепловизионный оптический прицел командира, расположенный на башне слева впереди люка заряжающего; лазерный дально­мер на СО2; навигационное оборудование; система обмена информацией между танками; баллистический вычислитель. Предусматривается возможность установки тепловизионной камеры, применения новых боеприпасов к 120-мм гладкоствольной пушке (в том числе боеприпасов с искусственным инте­ллектом, находящихся в разработке) и бортовой электронной аппаратуры, объединенной шиной данных. Будет добавлено оборудование фирмы "Bendix" для электронного регули­рования работы двигателя. При испытаниях это уменьшит расход горючего газотурбинного двигателя (1500 л.с.) на 18%. 



Рис. 4. Танк "Леопард-2" усовершенствованный

Этот танк выполнен на шасси стандартного танка "Леопард-2". Первый образец поставлен сейчас бундесверу для испытаний. По прогнозам, три последних танка 8-й партии "Леопард-2" будут улучшенного варианта. Они будут поставлены к концу 1991 г. В 1993 г. 3825 танков "Леопард-2" будут на вооружении ФРГ, Нидерландов и Швейцарии. Настоя­щие планы немецкой армии - модернизировать в улучшенный вариант около 3000 танков "Леопард-2", которые останутся на вооружении по договору об ограничении вооружения и бюджетных ассигнований. При модернизации установлены: новая броня (частично реактивная), установленная на лобо­вую часть и на боковые поверхности башни, на носовую часть корпуса и на переднюю часть бортовых экранов; усиленные торсионные валы; применен новый 120-мм боеприпас с удлиненным наконечником и сгорающей гильзой; улучшенное охлаждение выхлопных газов для уменьшения тепловой сигнатуры; тепловизионный канал в прицеле командира танка; электри­ческие приводы наведения   пушки и башни; бортовая электро­ника, объединенная шиной данных. В связи с установкой новой башни стабилизированный оптический прицел наводчика смон­тирован на крыше башни.
Боевая масса танка "Леопард-2"Усовершенствованного 62 т. Это на 7 т больше массы его предшественника, что уменьшает удельную мощность танка с 27 до 24 л.с./т. По мнению раз­работчиков, это не повлияло значительным образом на под­вижность танка во время проводимых до сих пор испытаний.


Боб Фюрлонг.
Bob Furlong
Modernisation du parc de chars de bataille britanique
Defense & Armement International, 1991, janvier, No 102.

Комментариев нет:

Отправить комментарий