Рубрики

понедельник, 30 марта 2020 г.

Анализ конструктивных приемов обеспечения ремонтопригодности зарубежных образцов бронетанкового вооружения и техники




Полковник в отставке Е.Г. СОБОЛЕВ, доктор технических наук
Подполковник запаса А.Л. МАНЬШИН, старший научный сотрудник
Капитан В.И. ШЛЕМИН, начальник лаборатории
Военная мысль. 2017. № 10.

В условиях возможных региональных и крупномасштабных войн массовые потери вооружения и военной техники (ВВТ), в том числе бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), будут возникать на всех этапах выполнения оперативных задач. Данное обстоятельство подчеркивает важную роль системы восстановления в первую очередь войскового ремонта БТВТ для поддержания боеспособности войск на требуемом уровне.
Опыт современных войн и военных конфликтов, результаты проведенных учений на основных стратегических направлениях показали, что одним из значимых факторов, определяющих эффективность войскового ремонта БТВТ, является уровень их ремонтопригодности (РП).
Сравнительный анализ РП отечественных и зарубежных образцов БТВТ свидетельствует о том, что данному свойству зарубежные специалисты уделяют должное внимание. Это достигается применением специальных конструктивных приемов обеспечения РП (контролепригодности и заменяемости сборочных единиц) уже на стадии разработки образцов.
Одним из направлений обеспечения контролепригодности зарубежных образцов БТВТ является использование встроенных и внешних средств технического диагностирования (СТД). Так, в армии США до 1972 года применялись ручные и автоматизированные СТД. Ручные средства выполнялись в виде переносных приборов, а автоматизированные — в виде встроенных и внешних систем, использующих ЭВМ1.


1 Исследование военно-технических вопросов повышения ремонтопригодности вооружения и военной техники Сухопутных войск. Отчет о составной части НИР. ГУП «38 НИИИ МО РФ», 2006.

Однако низкая контролепригодность образцов БТВТ первого послевоенного поколения, заключающаяся в отсутствии встроенных датчиков и унифицированных контрольных разъемов, а также недостаточная унификация сборочных единиц по элементной базе и устройствам сопряжения не позволила получить ожидаемый эффект от их применения.
В настоящее время разработка средств технического диагностирования БТВТ за рубежом осуществляется на системной основе путем создания встроенных средств и внешних компьютерных СТД для проверки работоспособности и поиска дефектов систем и сборочных единиц с установкой на объекты встроенных датчиков2. Для БМП и БРМ «Брэд-ли» разработан комплект внешних СТД, который позволяет совместно со встроенными датчиками обеспечить проверку работоспособности и поиск дефектов основных систем и сборочных единиц вооружения3.
Для оценки работоспособности и прогнозирования технического состояния основных систем и сборочных единиц танков в США разработана встроенная микропроцессорная система контроля Vehicle Monitoring System (VMS). Данная система включает электронный блок, датчики, устройства сбора информации и ввода управляющих про-грамм, устройства ввода данных о проведенных технических обслуживаниях (ТО), а также блок управления и индикации. Она позволяет производить измерение, регистрацию основных параметров и прогно-зирование остаточного ресурса сборочных единиц объекта в процессе эксплуатации. В случае приближения параметров к предельным (критическим) значениям система сигнализирует о необходимости проведения соответствующих регулировок или замены отдельных узлов и агрегатов.
Особое внимание вопросам ремонтопригодности образцов БТВТ уделяется также специалистами других стран.
Танки «Леопард-2» (ФРГ) и «Леклерк» (Франция) оснащены компьютерными бортовыми (встроенными) системами диагностирования и  внешними средствами войскового диагностирования комплекса управляемого вооружения танка (КУВТ). Системы диагностирования данных танков считаются наиболее совершенными4.
Оценивая технический уровень СТД зарубежных образцов БТВТ, можно отметить их большие возможности, позволяющие эффективно решать задачи технического диагностирования объектов в войсковых условиях.
Следует отметить, что в зарубежном танкостроении используется ряд конструктивных приемов, обеспечивающих значительное улучшение ремонтопригодности образцов БТВТ при выполнении работ, связанных с заменой сборочных единиц. Основными из них являются: обеспечение хорошего доступа к сборочным единицам и к местам их крепления; объединение силовой установки и коробки передач в единый блок, а также  сокращение количества его внешних связей; применение быстроразъемных соединений (БРС) трубопроводов с запорными клапанами, обеспечивающих предотвращение вытекания рабочих жидкостей при их рассоединении. Данное конструктивное решение позволило сократить до минимума количество хомутовых соединений;
использование при конструировании соединительных элементов сборочных единиц и деталей принципа одновариантности сборки, предохраняющего их от неправильного сочленения;
применение быстроразборных механизмов крепления сборочных единиц к базовым поверхностям и деталям; применение быстроразъемных штекерных соединений многожильных электрических кабелей, конструкция которых исключает неправильную их сборку;
установка разъемов в удобных для доступа местах; сведение к  минимуму трудоемких способов стопорения крепежных деталей с использованием шплинтовочной проволоки.

2 Исследование военно-технических вопросов повышения ремонтопригодности вооружения и военной техники Сухопутных войск. Отчет о составной части НИР. ГУП «38 НИИИ МО РФ», 2006.
3 Там же.
4 Там же.

Имеющиеся экспериментальные данные позволяют выполнить более подробный анализ конструктивных приемов обеспечения РП основных составных частей (силового отделения и вооружения) объектов зарубежного производства (американского танка первого послевоенного поколения М-48А3 и современных боевых колесных машин (БКМ) «Фреччиа» итальянского производства)5.
Моторно-трансмиссионное (силовое) отделение данных объектов характеризуется высокой плотностью компоновки. Однако, несмотря на плотную компоновку, РП силового отделения объектов достаточно высока. Это обусловлено прежде всего объединением сборочных единиц двигателя и трансмиссии в единый силовой блок (рис. 1).



1 — коробка передач; 2 — двигатель; 3 — трубопроводы обеспечивающих систем; 4 — теплообменники системы охлаждения; 5 — воздуховод
Рис. 1. Силовой блок БКМ «Фреччиа»

Данный конструктивный прием, широко используемый в зарубежном танкостроении в послевоенный период, способствует сокращению внешних связей силового блока с другими сборочными единицами, а также сведению к минимуму центровочных и регулировочных работ.

5 Соболев Е.Г., Бедирдинов С.Н. Конструктивные приемы обеспечения ремонтопри-годности БТ техники армии США // Информационный бюллетень по зарубежным матери-алам. Выпуск 2(14): в.ч. 68054, 1985; Акт испытаний боевых машин «Фреччиа» и «Кентавр».  Протокол оценки ремонтопригодности. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013.

Следует отметить, что силовые блоки танка М-48А3 и БКМ «Фреччиа» имеют 22 и 34 внешние связи (соединения) с другими сборочными единицами соответственно. Внешние соединения силового блока преимущественно быстроразъемные. Данные соединения жидкостных трубопроводов снабжены запорными клапанами, что позволяет демонтировать силовой блок без слива рабочих жидкостей6. На отечественных образцах БТВТ двигатели имеют 59 (танк Т-80) и 112 (танк Т-72) внешних связей с другими сборочными единицами7.
Небольшое количество внешних связей, использование карданных соединений, исключающих необходимость выполнения центровоч-ных работ, применение БРС позволяют заменять силовой блок танка М-48А3 за 3 часа, БКМ «Фреччиа» — за 2,8 часа8. Для сравнения — замена двигателя на отечественных танках Т-80 и Т-72 осуществляется за 5 и 24 часа соответственно9.
Достаточно высокому уровню РП силового отделения зарубежных объектов способствует рациональное размещение в нем трубопроводов, тяг, электрических проводов, других узлов и деталей. Эти элементы размещаются вдоль бортов корпуса таким образом, чтобы был обеспечен удобный доступ к основным сборочным единицам, а также отсутствовали помехи при выполнении демонтажно-монтажных работ. В этом аспекте зарубежные образцы БТВТ отличаются от отечественных в лучшую сторону.
Положительно влияет на РП силового отделения использование штекерных БРС электрических проводов. Разъемы электрических проводов имеют быстроразъемное «байонетное» конструктивное исполнение. Конструкция данного разъема исключает неправильное его соединение и самопроизвольное рассоединение.
К одному из положительных конструктивных решений следует отнести возможность стационарных испытаний силового блока БКМ «Фреччиа» вне машины (рис. 2). Такая возможность обеспечивается путем соединения силового блока с обеспечивающими его работу системами, технологическими трубопроводами и электрическими кабелями с БРС.
Возможность проведения стационарных испытаний силового блока вне машины обеспечивает своевременное обнаружение и быстрое устранение выявленных в процессе испытаний неисправностей, связанных с нарушением герметичности стыковых соединений узлов и нарушением регулировок, перед его установкой в силовое отделение БКМ.
Кроме того,  высокий уровень РП трансмиссии БКМ «Фреччиа» в отличие от отечественных БКМ обеспечивается размещением ее отдельных сборочных единиц снаружи броневого корпуса. Такое компоновочное решение размещения сборочных единиц трансмиссии обеспечивает хороший доступ к ним и возможность быстрой замены.


6 Разработка практических рекомендаций по конструктивному обеспечению ремонтной технологичности унифицированной межвидовой платформы образцов БТВТ. Отчет о НИР. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013; Акт испытаний боевых машин «Фреччиа» и «Кентавр».  Протокол оценки ремонтопригодности. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013; Соболев Е.Г., Бедирдинов С.Н. Конструктивные приемы обеспечения ремонтопригодности БТ техники армии США. Информационный бюллетень по зарубежным материалам. Выпуск 2(14): в.ч. 68054, 1985.
7 Разработка практических рекомендаций по конструктивному обеспечению ремонтной технологичности унифицированной межвидовой платформы образцов БТВТ. Отчет о НИР. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013.
8 Соболев Е.Г., Бедирдинов С.Н. Конструктивные приемы обеспечения ремонтопригодности БТ техники армии США. Информационный бюллетень по зарубежным материалам. Выпуск 2(14): в.ч. 68054, 1985; Акт испытаний боевых машин «Фреччиа» и «Кентавр». Протокол оценки ремонтопригодности. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013.
9 Разработка практических рекомендаций по конструктивному обеспечению ремонтной технологичности унифицированной межвидовой платформы образцов БТВТ. Отчет о НИР. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013.

Однако и в зарубежных образцах бронетанковой техники имеются определенные отрицательные моменты с обеспечением РП. Так, одной из трудоемких операцией при замене силового блока БКМ «Фреччиа» является рассоединение и соединение привода от коробки передач с  главным дифференциалом. Сложность выполнения данной операции обусловлена необходимостью перемещения машины вперед (назад) для проворачивания маховика коробки передач с целью обеспечения доступа к болтам, соединяющим фланцы привода коробки передач и главного дифференциала, для их стопорения проволокой.
Другим негативным моментом на БКМ «Фреччиа» является необходимость привлечения двух-трех ремонтников при выполнении операции подъема (опускания) силового блока из моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Привлечение большого количества ремонтников объясняется высокой плотностью компоновки указанного отделения и возможностью повреждения трубопроводов и электрических кабелей в случае их соприкосновения с другими сборочными единицами, размещенными в МТО машины.
Заслуживает внимания тот факт, что на танке М-48А3 безопасный и быстрый монтаж силового блока обеспечен путем использования специальных направляющих элементов10.



1 — технологические кабели электрические и трубопроводы; 2 — силовой блок; 3 — подставка; 4 — технологическая выхлопная труба
Рис. 2. Стационарные испытания силового блока БКМ «Фреччиа» вне машины

10 Соболев Е.Г., Бедирдинов С.Н. Конструктивные приемы обеспечения ремонтопригодности БТ техники армии США. Информационный бюллетень по зарубежным материалам. Выпуск 2(14): в.ч. 68054, 1985.

Практический интерес, с точки зрения обеспечения РП вооружения зарубежных образцов БТВТ, представляют быстроразъемные соединения трубы ствола с казенником пушки, приборов прицеливания и наблюдения с базовыми сборочными единицами.
Принцип «байонетного» соединения использован в конструкции соединения трубы ствола пушки танка М-48А3 и ствола 25-мм пушки БКМ «Фреччиа» с казенной частью (рис. 3)11.


1 — труба ствола; 2 — подпружиненный стопор; 3 — казенник
Рис. 3. Соединение ствола с казенником пушки БКМ «Фреччиа»

Самопроизвольное проворачивание трубы ствола в казеннике танка М-48А3 предотвращается стопором, который размещается в пазу казенника и крепится к нему при помощи винта, в БКМ «Фреччиа» — подпружиненным стопором (см. рис. 3, поз. 2).
Быстрая замена трубы ствола пушки БКМ (0,13 ч) обеспечена простотой выполнения технологических операций. Для ее демонтажа (соответственно и для монтажа) необходимо выполнить небольшое количество несложных операций.
Таким образом, выполненный анализ показывает, что вопросам обеспечения РП образцов БТВТ зарубежного производства уделяется особое внимание.
Использование зарубежного передового опыта в вопросах ремонтопригодности позволит обеспечить выполнение высоких требований, предъявляемых к перспективным и модернизируемым отечественным образцам БТВТ в данном направлении.

11 Соболев Е.Г., Бедирдинов С.Н. Конструктивные приемы обеспечения ремонтопригодности БТ техники армии США; Акт испытаний боевых машин «Фреччиа» и «Кентавр». Протокол оценки ремонтопригодности. НИИЦ БТ 3 ЦНИИ МО РФ, 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий