Рубрики

четверг, 28 января 2021 г.

«Леопард-2К», ХМ-1, «74»

 

ТАНКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН*

Обзор составлен канд. техн, наук В. С. Идлисом и инж. П. И. Шкатовым

ТРЕТЬЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Бронетанковая техника и вооружение за рубежом реферативный сборник. № 4 (6). 1975 г. Отсканировано Artem Beliakov@skylancer7441

 

Танк «Леопард-2К» (ФРГ)

В соответствии с принятой в ФРГ в начале 60-х годов долгосрочной (до 1990 г.) програм­мой развития танкостроения, предусматрива­ющей двухкратную смену базовых машин («Леопард-1» на «Леопард-2К» и «Леопард-2К» на «Леопард-3»), создается танк «Леопард-2К» (рис. 1). В период 1963-1970 гг., как известно, имела место неудачная попытка создания нового базового танка МВТ-70 совместно с США. Она началась с разработки совершенно новых танковых узлов и систем и привела к срыву сроков постановки танка на серийное производство, главным образом, из-за нереальности заданных сроков отработки машины и связанной с этим вынужденной доводкой узлов одновременно с довод кой танка в целом. Было изготовлено и испы­тано около 30 опытных образцов танков МВТ-70.

 

Рис. 1. Конструктивно-компоновочная схема танка «Леопард-2К»

* Окончание, начало см. «Бронетанковая техника и вооружение за рубежом», 1975, № 3(5). 

Рассматривая программу танка МВТ-70 как своеобразную НИР, военное и промыш­ленное руководство ФРГ уже в конце 1969 г. взяло курс на проведение ОКР по созданию «национального» танка с использованием ча­сти положительно зарекомендовавших себя узлов и систем западногерманского варианта танка МВТ-70, получившего название «Кайлер» («Вепрь»). К этим элементам относятся, прежде всего, двигатель, трансмиссия, узлы ходовой части и система управления огнем.

Ориентируясь на этот задел, руководство ФРГ поставило задачу перед проектно-конструкторским центром «Порше», имеющим опыт создания танков «Леопард-1», завершить сов­местно с фирмой «Краусс-Маффей» ОКР по танку «Леопард-2К» в 1976 г., чтобы начать его производство с 1977 г. К 1972 г. было изготовлено 16 опытных образцов танков «Леопард-2К», которые в 1973 г. прошли техниче­ские (заводские) испытания. В 1974 г. была изготовлена новая доработанная партия опыт­ных образцов для полигонных испытаний, которые должны закончиться весной 1976 г. Затем предполагается изготовление устано­вочной партии танков для окончательной доводки. Кроме того, фирма «Краусс-Маффей» разрабатывает вариант танка повышенной жи­вучести «Леопард-2AV» для сравнительных испытаний с новым американским танком ХМ-1.

Требования к танку «Леопард-2К», по сравнению с танком МВТ-70, снижены за счет отказа от УРС, автомата заряжания, регули­руемой гидропневматической подвески и пол­ной реверсивности движения. В то же время, после изучения опыта ближневосточного конфликта 1973 г., руководство ФРГ приняло решение о повышении требований к броневой защите танка «Леопард-2К» по сравнению с МВТ-70.

В отличие от танка МВТ-70 с размещен­ным в башне экипажем в составе трех чело­век танк «Леопард-2К» имеет классическое компоновочное решение и экипаж четыре че­ловека. В отделении управления, у левого борта, размещен механик-водитель, справа от него установлена ФВУ. В отделении имеет­ся аварийный люк для эвакуации экипажа и помещается часть боекомплекта. В боевом отделении находятся вооружение, приборы системы управления огнем, основная часть боекомплекта, наводчик, командир и заряжа­ющий. Наводчик и командир расположены друг за другом справа от пушки, а слева от пушки — заряжающий. Боевое и моторно­трансмиссионное отделения разделены герме­тичной перегородкой. В МТО, кроме блока моторно-трансмиссионной установки, разме­щены два топливных бака. Стоимость «Леопарда-2К» должна составить не менее 500 тыс. дол.

Вопрос о типе пушки для нового танка окончательно не решен. В 1974 г. США, Вели­кобритания, ФРГ и Франция подписали согла­шение о необходимости выбора в 1975 г. еди­ной пушки по результатам сравнительных испытаний 120 и 110-мм гладкоствольных пушек; 110-мм пушку разрабатывает англий­ская фирма «Виккерс», а 120-мм — западно­германская фирма «Рейнметалл».

На опытных образцах танка «Леопард-2К» испытана 120-мм гладкоствольная пушка с вертикальным клиновым затвором и симмет­ричными противооткатными устройствами. Для этой пушки предусмотрено два вида снарядов с частично сгораемыми гильзами — подкалиберный и кумулятивно-осколочный. Бое­комплект составляет 41 унитарный выстрел. Бронепробиваемость этих снарядов существен­но превышает бронепробиваемость подкалиберного и кумулятивного снарядов серийной 105-мм нарезной пушки. Заряжание пушки производится с помощью механизма облегче­ния заряжания с гидравлическим приводом, который подает выстрел на линию заряжания. Этот механизм представляет собой подъем­ник, качающийся вместе с пушкой. Досылание выстрела в зарядную камору пушки произво­дится вручную. Цикл заряжания составляет примерно 6 с.

В качестве вспомогательного вооружения предусмотрен спаренный с пушкой 7,62-мм" пулемет. Огонь из пушки и спаренного пуле­мета могут вести как наводчик, так и коман­дир, имеющие свои пульты управления и при­целы. На опытных образцах в качестве зенит­ного вооружения использовался 7,62-мм пуле­мет в открытой установке с дистанционным приводом. В дальнейшем в качестве зенитного вооружения предполагается использовать раз­рабатываемую в США 25-мм автоматическую пушку «Бушмастер».

Кроме установленных на бортах башни танка восьми дымовых гранатометов, на кры­ше башни для ведения ближнего боя имеется специальный управляемый по азимуту грана­томет, стреляющий разрывными гранатами со стальными шариками (275 г взрывчатого вещества и 2800 стальных шариков диамет­ром 4 мм).

На танке «Леопард-2К» использована но­вая система управления огнем «Цейс», выпол­ненная в блочном исполнении и объединяю­щая в один комплекс комбинированный («день-ночь») панорамный прицел команди­ра, оптический и лазерный прицел-дальномеры наводчика, телевизионный ночной при­бор кругового обзора с теплопеленгатором, поворотный ксеноновый прожектор, электрон­ный баллистический вычислитель и высоко­точный стабилизатор. Кроме того, имеется дополнительный комбинированный телескопи­ческий прицел наводчика. Система управле­ния огнем обеспечивает увеличение дальности действительной стрельбы по сравнению с танком «Леопард-1А4».

Командир имеет круговой обзор за счет наличия панорамного прицела и восьми пери­скопических смотровых приборов. Панорам­ный прицел имеет дневную и ночную подсветочно-бесподсветочную ветви со стабилизиро­ванной линией прицеливания. Увеличение — 8х; поле зрения дневной ветви 6°; дальность видения ночью — 1,5 км.

Наводчик оснащен двумя прицелами и одним перископическим смотровым прибором. Стереоскопическо-лазерный прицел-дальномер имеет поле зрения 5° и 2,5° и увеличение 8 и 16 х. Точность измерения лазерным дально­мером составляет 0,34-1,0% от дальности. Оптический дальномер, имеющий базу 1,72 м, используется для контроля случайных ошибок лазерного дальномера и служит одновремен­но резервной системой. Телескопический ком­бинированный («день-ночь») прицел имеет увеличение 8 х.

Заряжающий оснащен одним перископиче­ским смотровым прибором (поворотным), а механик-водитель — тремя. Один из днев­ных смотровых приборов механика-водителя может заменяться ночным подсветочно-бесподсветочным прибором.

Все оптические приборы имеют электро­обогрев и систему обмыва стекол. Наиболее интересным является выдвижной ночной теле­визионный прибор кругового обзора с теплюпе- ленгатором, работающий ночью и днем при низком уровне освещенности и передающий изображение на телевизионные экраны коман­дира и наводчика. Высвечивание шкалы на кромке экрана позволяет определять коорди­наты и дальность до цели.

Тепловой пеленгатор в сочетании с усили­телем обеспечивает возможность обнаруже­ния хорошо замаскированных объектов по их тепловыделению с передачей импульса на те­левизионный экран. Прибор расположен в кормовой нише башни за броневыми крышка­ми. В выдвинутом положении он может вра­щаться на 360°. В дальнейшем на танке взамен этого прибора предполагается устано­вить отрабатываемый в США для танков М-60А4 и ХМ-1 тепловизор.

Рядом с телевизионным прибором в кор­мовой нише башни установлен выдвижной ксеноновый прожектор для подсветки цели обычными и ИК-лучами. Ось прожектора свя­зана с линией визирования прицелов коман­дира и наводчика.

В танке имеется электронный баллистиче­ский вычислитель. Он автоматически выраба­тывает величину бокового упреждения, изме­нение дальности до цели за счет собственного движения, а также поправки на температуру заряда, боковой ветер, износ канала ствола и крен оси цапф; при необходимости поправки могут вводиться вручную.

На опытных образцах танка испытывались электрогидравлические приводы системы уп­равления поворотом башни и наведения пуш­ки, которая включает в себя и 2-плоскостной стабилизатор. В дальнейшем по соображени­ям огнестойкости предполагается перейти на электрическую систему наведения.

Важной особенностью танка является на­личие встроенной контрольно-проверочной аппаратуры для быстрого определения не­исправности указанных выше приборов систе­мы управления огнем.

Защита танка «Леопард-2К» значительно усилена, по сравнению с танком «Леопард-1», за счет использования разнесенной комбини­рованной брони, которая должна обеспечи­вать защиту лобовой части от подкалиберного снаряда 105-мм нарезной пушки и кумулятив­ных средств, пробивающих 550-мм броню. Толщина бортовой брони достигает 90 мм. Имеются сплошные откидные резинометалли­ческие бортовые противокумулятивные экраны.

Характерной особенностью броневой защи­ты танка «Леопард-2К» является использова­ние больших углов наклона брони для верх­него лобового листа (75°) корпуса и углов подворота передних лобовых листов башни (65°), мощной клиновидной броневой маски башни, а также комбинированной брони для корпуса и башни с применением высокопроч­ной катаной броневой стали.

Большое внимание уделено обеспечению живучести танка за счет амортизации прибо­ров, выноса топлива из обитаемых отделений, расположения боекомплекта ниже уровня по­гона башни, уменьшения ослабленных зон, герметичного исполнения системы охлажде­ния, полного бронирования топлива, нали­чия дублирующих систем и т. д.

Недостатком защиты танка «Леопард-2К» является большая бортовая проекция и нали­чие кормовой ниши башни.

Для уменьшения вероятности попадания ПТУРСов противника используются дымовые гранатометы и ксеноновый прожектор. Танк имеет специальную деформирующую защит­ную окраску, уменьшающую вероятность обнаружения, и специальное покрытие вы­хлопных коллекторов для повышения тепломаскировки.

На танке «Кайлер» был установлен под­бой. Сведения о наличии подбоя на танке «Леопард-2К» отсутствуют, однако вероят­ность установки подбоя имеется. Танк обору­дован ФВУ, работающей под разряжением.

К подвижности танка «Леопард-2К» были предъявлены высокие требования в отношении приемистости, плавности хода, поворотливо­сти, проходимости и тормозных качеств. Осо­бенно большие требования предъявляются к приемистости, необходимой, по мнению за­падногерманских специалистов, для современ­ного быстротечного боя. Танк, как они счита­ют, должен предельно быстро выскакивать из-за укрытия, поражать цель и быстро пере­мещаться к следующему укрытию, что долж­но затруднить противнику ведение прицельно­го огня.

«Леопард-2К» имеет удельную мощность 30 л.с./тс, дублированное управление движе­нием от командира, возможность бесступенча­того управления поворотом. Он может дви­гаться со средней скоростью 45 км/ч и после кратковременной подготовки (5-6 мин) преодолевать глубокий брод до 2,2 м.

Особенностью этого танка, так же, как и танка «Леопард-1», является возможность движения задним ходом со скоростью 30 км/ч. Включение передачи заднего хода производится без остановки танка. Управле­ние движением при этом берет на себя коман­дир.

Блочная моторно-трансмиссионная уста­новка разработана производственным объеди­нением MTU (Мотор-Турбин-Унион), включа­ющим ведущие дизельные и газотурбинные фирмы, а также фирмы изготовители транс­миссий, радиаторов, вентиляторов, воздухо­фильтров и т. д.

В качестве силовой установки на опыт­ных' образцах танка «Леопард-2К» исполь­зовался 12-цилиндровый V-образный четырех­тактный многотопливный дизель с турбонад­дувом МВ873-Ка500, развивающий мощность 1500 л.с., т. е. 125 л.с. в цилиндре. Этот двигатель при том же диаметре цилиндра (165 мм), что и у 10-цилиндрового двигателя танка «Леопард-1», имеет меньшую (на 90 мм) высоту за счет уменьшения хода поршня со 175 до 155 мм, и большую длину на 332 мм.

На дизеле установлено два турбокомпрес­сора и два теплообменника для промежуточного охлаждения воздуха после наддува. Все навесные агрегаты размещаются внутри кон­туров прямоугольника, определяемого длиной, шириной и высотой двигателя. Система охлаждения — жидкостная, герметичная. В нее входят два кольцевых радиатора, внутри кото­рых установлены два вентилятора с регули­руемым приводом в зависимости от теплового режима двигателя. При разгоне вентиляторы отключаются с целью экономии мощности. Потери (на режиме максимальной мощности) на привод агрегатов системы охлаждения со­ставляют 200 л.с.

Кроме основного двигателя, на танке уста­новлен вспомогательный 2-цилиндровый че­тырехтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощ­ностью 22 л.с. Он используется для разогрева основного двигателя при низких температурах и подзарядки аккумуляторных батарей.

Объем забронированного топлива составляет примерно 1650 л.

Выбор трансмиссии произведен, главным образом, по соображениям обеспечения лег­кости управления танком в боевых условиях малоквалифицированным водителем и воз­можности дублированного управления коман­диром.

Гидромеханическая реверсивная трансмис­сия типа HSWL-354/3 фирмы «Ренк» состоит из гидротрансформатора, планетарной 4-сту­пенчатой коробки передач, двух гидромуфт, бесступенчатого гидрообъемного механизма поворота и гидродинамического тормоза, смон­тированных в одном картере. Гидротрансфор­матор имеет автоматическую блокировку. Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами.

Тормозная система состоит из гидродина­мического тормоза (ретардера) и двух меха­нических дисковых остановочных тормозов. Тормозная система обеспечивает экстренное торможение танка с максимальной скорости до полной остановки за 3,6 с и позволяет вы­держивать постоянно заданную интенсивность торможения независимо от скорости движе­ния. Бортовые редукторы — планетарного ти­па. При необходимости управление танком может производиться дистанционно по кабелю или радиоканалу.

На каждом борту танка установлено по семь двускатных обрезиненных разъёмных опорных катков (диаметр 700 мм) с алюми­ниевыми дисками и по четыре поддерживаю­щих катка. Моноторсионная подвеска танка (диаметр торсиона 62 мм) обеспечивает ди­намический ход катков 320 мм.

На первом, втором, шестом и седьмом опорных катках установлены соосные много­дисковые фрикционные амортизаторы. По данным печати, выбор фрикционных аморти­заторов вместо гидравлических сделан в ос­новном из соображений обеспечения высокой точности стрельбы с ходу и отсутствия необхо­димости их обслуживания. Кроме того, асим­метричные телескопические гидроамортизато­ры с компенсационной камерой танка «Лео­пард-1» способствовали уменьшению клиренса в динамике, что снижало проходимость танка. Фрикционные амортизаторы обеспечивают стабильный клиренс танка в динамике.

На танке применяется гусеница шириной 635 мм с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой дорожкой. Ведущее колесо имеет центральное направляющее кольцо для повышения устойчивости гусеницы. Для движения по дорогам с твердым покры­тием на траки гусениц могут устанавливаться асфальтоходные подушки, а для движения танка по скользким и обледенелым дорогам — стальные грунтозацепы-шпоры.

Для преодоления брода без подготовки на танке имеется встроенная система клапанов, рассчитанная на глубину 2,2 м. Система ОПВТ аналогична системе танка «Леопард-1».

Для питания электроэнергией потребите­лей имеются генератор переменного тока мощ­ностью 20 кВт, смонтированный на основном двигателе, генератор вспомогательного двига­теля мощностью 9 кВт, шесть аккумулятор­ных батарей с индукционным электрообогре­вом общей емкостью 300 А-ч. Кроме того, имеется аварийная аккумуляторная батарея для питания радиостанции и приборов систе­мы управления огнем.

При создании танка уделено большое вни­мание повышению эксплуатационных качеств за счет свободного размещения экипажа, хо­рошей ремонтопригодности (время замены МТУ 15 мин), установки кондиционеров и др.

 

Выводы

Танк «Леопард-2К» обладает высокой огневой мощью, значительной броневой защи­той и хорошей подвижностью. Эта машина превосходит танки второго послевоенного по­коления и имеет большие резервы для даль­нейшего совершенствования. Недостатки тан­ка — значительная бортовая проекция башни и относительно слабое зенитное вооружение.

 

 

Танк ХМ-1 (США)

С 1972 г. проектно-конструкторскими центрами фирм «Крайслер» и «Дженерал мо­торе» разрабатывается на конкурсной основе танк ХМ-1. Эта работа включена в комплекс­ную программу перевооружения сухопутных войск, реализация которой к 1980 г. считается одной из важнейших национальных задач США. До 1975 г. на ОКР по танку ХМ-1 ассигновано около 200 млн. дол. Предполагает­ся разместить заказ на 3312 машин.

 

Рис. 2. Конструктивно-компоновочная схема танка ХМ-1 

В период 1963-1970 гг. в ходе совместных с ФРГ работ по танку МВТ-70 был создан определенный задел по газотурбинному и ди­зельному двигателям мощностью 1500 л.с., гидрообъемно-механической трансмиссии, хо­довой части и новому приборному комплексу, опираясь на который руководство США пла­нирует завершить отработку танка ХМ-1 до 1980 г. На ОКР по танку МВТ-70 было истра­чено 100 млн. дол. Стоимость серийного танка не должна превышать 500 тыс. дол.

После изучения результатов ближневосточ­ного конфликта 1973 г. тактико-технические требования к танку ХМ-1 были ужесточены, особенно в отношении броневой защиты. Пе­ред конструкторами поставлена задача — обеспечить танку ХМ-1 защиту лобовой по­верхности от ПТУРС и бортовой — от ручных противотанковых гранатометов. Высокие тре­бования были предъявлены и к обеспечению живучести танка после пробития брони.

В 1975 г. фирмы «Крайслер» и «Дженерал моторс» должны изготовить первые опыт­ные образцы танков ХМ-1 с различными МТО. На опытных образцах фирмы «Край­слер» устанавливаются газотурбинные двига­тели AGT-1500, а на образцах фирмы «Дженерал моторс» — дизельные двигатели воздушного охлаждения AVCR-1360-2 с пере­менной степенью сжатия. В 1976 г. по результатам конкурсных испытаний опытных образ­цов танка ХМ-1 с различным техническим исполнением МТО должно быть принято ре­шение о выборе одного двигателя. Предпола­гаются также сравнительные (испытания побе­дителя этого конкурса с танком «Леопард-2AV».

В дальнейшем планируется начать изго­товление партии опытных образцов для войсковых испытаний, намеченных на 1978-1979 гг.

Танк ХМ-1 имеет классическое компоно­вочное решение и экипаж четыре человека (рис. 2). Высота его снижена по сравнению с танком М-60А1 на 400 мм и составляет  2350 мм (по крыше башни). В отделении управления у левого борта размещен механик-водитель, справа от него расположена часть боекомплекта. В боевом отделении находятся вооружение, приборы системы управления огнем, основной боекомплект, наводчик, ко­мандир и заряжающий. Наводчик и командир расположены друг за другом справа от пуш­ки, слева от пушки — место заряжающего. Боевое и моторно-трансмиссионное отделения разделены герметичной перегородкой. В МТО размещен блок моторно-трансмиссионной установки и два топливных бака.

Выбор основного вооружения для танка ХМ-1 пока не произведен, как и для «Леопарда-2К». На этом танке предполагается уста­новить пушку, которая покажет лучшие ре­зультаты на сравнительных испытаниях в 1975 г. Наиболее вероятными конкурсными образцами на этих испытаниях будут гладко­ствольные пушки калибра 110 и 120 мм, со­зданные в Англии и ФРГ.

В качестве спаренного вооружения наме­чена 25-мм автоматическая пушка «Бушмастер», устанавливаемая справа от основного вооружения. Спаренная пушка установлена в связи с выявившейся в ходе боевых дейст­вий на Ближнем Востоке недостаточной эф­фективностью 7,62-мм пулемета против танко­опасной живой силы. Предполагается, что установка пушки «Бушмастер» позволит при стрельбе по целям типа БТР, БМП и живой силе сэкономить основной боекомплект. Огонь из основной и спаренной пушек могут вести как наводчик, так и командир.

На командирской башенке установлен 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением, а над люком заряжающего — 7,62-мм «пулемет или 40-мм гранатомет.

На танке ХМ-1 применена система управ­ления огнем, включающая лазерный прицел-дальномер, электронный баллистический вы­числитель и высокоточный стабилизатор с электромеханическим приводом. Предусмотре­ны тепловизионные ночные приборы, поэтому прожектор отсутствует.

Защита танка ХМ-1 существенно усилена по сравнению с танком М-60А1. В печати под­черкивается, что создание этого танка постав­лено в прямую зависимость от успеха разра­ботки брони нового типа. Произведенный на Абердинском полигоне отстрел карточки ло­бовой брони ХМ-1 показал, что ее не проби­вает ПТУРС «Шиллейла». Для защиты от РПГ предусмотрены сплошные бортовые противокумулятивные экраны.

Большое внимание уделено обеспечению живучести танка после пробития брони. Топ­ливные баки имеют самозатягивающиеся стенки и наполняются полиуретановой пеной. Предусмотрена специальная локальная защи­та боекомплекта. Защита от ОВ, БС и радио­активных частиц обеспечивается за счет уста­новки ФВУ.

В соответствии с требованиями министер­ства армии США на танке должен быть установлен двигатель мощностью 1500 л.с. в со­четании с гидрообъбмно-механической транс­миссией. На опытных образцах фирмы «Край­слер» установлен трехвальный ГТД AGT-1500 компании «Лайкоминг» с теплообменником. На опытных образцах фирмы «Дженерал моторс» установлен многотопливный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двига­тель воздушного охлаждения AVCR-1360-2 с переменной степенью сжатия. Двигатель снабжен двумя вентиляторами с регулируе­мым приводом. Он выполнен в герметичном исполнении и приспособлен к работе в воде.

Разница в объемах между МТО с ГТД и с дизелем, с учетом добавления 400 л топ­лива для компенсации повышенного расхода ГТД, составляет 0,5 м3, а в весе — 400 кгс в пользу ГТД.

Трансмиссия — ХНМ-1500-2 гидрообъемно-механическая с тремя передачами переднего и заднего хода и аксиально-поршневыми гид­ромашинами. Торможение осуществляется гидродинамическими и многодисковыми меха­ническими тормозами.

Ходовая часть — шестикатковая с трубча­то-стержневой подвеской и встроенными соосными лопастными гидроамортизаторами на всех катках. Гусеницы металлические шири­ной 640 мм, с обрезиненными беговыми до­рожками и резинометаллическими шарнирами последовательного типа. Имеются съемные асфальтоходные подушки.

 

Выводы

Танк ХМ-1 может обладать самыми высо­кими боевыми свойствами среди танков треть­его поколения за счет наиболее мощной бро­невой защиты при меньшем боковом силуэте по сравнению с танком «Леопард-2К».

 

Танк «74» (Япония)

Разработка нового танка «74» (рис. 3) в Японии была начата в 1964 г. На его созда­ние затрачено 11 лет. Необходимость создания нового танка вызывалась тем, что находящий­ся с 1961 г. в серийном производстве танк «61» с 90-мм пушкой уступал по боевым свойствам почти всем танкам других стран.

Основными требованиями, поставленными перед разработчиками нового танка «74», явились повышение его огневой мощи, защи­ты и подвижности по сравнению с танком «61» до уровня модернизированных танков США и ФРГ.

 

Рис. 3. Конструктивно-компоновочная схема танка «74» 

Разработка танка велась фирмой «Мицу­биси» с привлечением ряда других японских компаний. «Мицубиси» имеет опыт производ­ства танков со времен второй мировой войны. На заводе этой фирмы в Токио в период 1961-1972 гг. велось производство первого послевоенного японского танка «61». Общее руководство работами по созданию танка «74» осуществляли научно-исследовательский ин­ститут и управление национальной обороны Японии. При этом широко использовался опыт танкостроения США, ФРГ, Англии, Франции и Швеции. Однако все агрегаты для новой машины были разработаны в Японии, за исключением 105-мм пушки, конструкция ко­торой заимствована у английской фирмы «Виккерс» и должна изготовляться в Японии по лицензии.

К 1966 г. основные агрегаты танка «74» были испытаны в стендовых условиях и на специальном ходовом макете. К этому же времени был построен деревянный макет в натуральную величину для уточнения компоновки агрегатов и приборов внутри машины, а также для отработки вопросов обитаемости и удобства выполнения экипажем своих функций.

Большое внимание при создании танка бы­ло уделено снижению его высоты. С этой целью, в частности, применена гидропневматическая подвеска, позволяющая изменять кли­ренс машины от 200 до 600 мм.

Сборка опытных образцов танка была за­кончена в сентябре 1969 г., после чего прове­дены их технические Испытания. В 1971-1972 гг. фирмой «Мицубиси», с учетом ре­зультатов этих испытаний, была изготовлена вторая партия опытных образцов, испытания которых велись в 1973-1974 гг. По предвари­тельным данным, доводка конструкции ново­го танка завершена, и он принят на вооруже­ние. Серийное производство танков «74» должно было начаться в 1975 г. (60 танков в год). Стоимость танка составляет 456 тыс. дол.

Новый танк имеет обычную классическую компоновку. В боевом отделении размещают­ся командир, наводчик и заряжающий, а ме­ханик-водитель находится слева в отделении управления.

В качестве основного вооружения приме­нена 105-мм английская танковая пушка L-7АЗ с измененным противооткатным устрой­ством (тормоз отката и накатник модернизи­рованы в Японии). Установка на новом япон­ском танке этой пушки дает возможность использовать боеприпасы, общие для армий стран НАТО. В дальнейшем на танке может быть установлено вооружение танков «Леопард-2К» или ХМ-1.

Для обеспечения стрельбы с ходу в танке установлен 2-плоскостной стабилизатор вооружения. Приводы наведения пушки — электрогидравлические. Командир танка имеет дублированные приводы управления огнем и движением.

В системе управления огнем имеется ла­зерный дальномер и электронный баллисти­ческий вычислитель. У наводчика установле­ны дневной перископический и комбинирован­ный («день-ночь») телескопический прицелы. У командира имеется комбинированный пе­рископический прицел. Прожектор белого и ИК-света крепится на маске пушки. Периско­пические приборы наблюдения установлены у командира танка (шесть), у механика-води­теля (три) и у наводчика и заряжающего (по одному прибору).

Боекомплект танка составляет около 50 выстрелов. Выстрел подается в пушку с по­мощью механизма облегчения заряжания, ко­торый снаряжается вручную.

В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены 7,62-мм пулемет, спа­ренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пуле­мет. Управление стрельбой из зенитного пуле­мета, установленного на крыше башни слева, осуществляется дистанционно заряжающим. На бортах башни установлены два трех­ствольных дымовых гранатомета.

Корпус танка сварной (из стальных катаных листов), башня литая. Она имеет обтека­емую форму с большими углами наклона бро­ни. Танк оборудован ФВУ.

В танке «74» установлен двухтактный 10-цилиндровый многотопливный дизельный Двигатель фирмы «Мицубиси», унифицирован­ный с двигателями быстроходных катеров. Двигатель У-образный, с развалом цилиндров под углом 90°. Максимальная мощность двига­теля 870 л.с. при 2200 об/мин. Этот двигатель, как и предыдущие фирмы «Мицубиси», имеет традиционное для японского танкостроения воздушное охлаждение. Двигатель снабжен двумя турбокомпрессорами, каждый из кото­рых соединен шестеренчатой передачей с ко­ленчатым валом.

Комбинированный привод компрессоров улучшает приемистость двухтактного двига­теля. Вентиляторы системы охлаждения уста­новлены горизонтально между двумя блока­ми двигателя. При максимальной частоте вра­щения на привод двух вентиляторов затрачи­вается 120 л.с.

Основным источником электрической энер­гии является генератор мощностью 6 кВт. В танке установлены аккумуляторные батареи общей емкостью 280 А-ч.

Трансмиссия танка гидромеханическая ти­па «Кросс-Драйв» и имеет шесть передач пе­реднего и одну передачу заднего хода. В ка­честве механизма поворота применен двойной дифференциал, объединенный с коробкой пе­редач в одном блоке.

Ходовая часть танка состоит из гидропневматической подвески, пяти двускатных обре­зиненных катков на борт, гусениц с резино­металлическими шарнирами, ведущих и на­правляющих колес. Подвеска обеспечивает танку переменный клиренс, а также возмож­ность наклона на правый или левый борт; она позволяет изменять высоту танка на 400 мм. Танк способен преодолевать водные преграды по дну с помощью ОПВТ.

На базе танка «74» разрабатываются 155-мм самоходное орудие, РЭМ и мостоукладчик.

 

Выводы

Японский танк «74» при меньшем весе и силуэте по показателям огневой мощи и под­вижности примерно равноценен модернизиро­ванным танкам второго поколения США и ФРГ (М-60А4 и «Леопард- 1А2»). В то же время, по сравнению с танками третьего по­коления (ХМ-1, «Леопард-2К»), японский танк имеет меньшую огневую мощь, более слабую броневую защиту и худшую подвижность. Шасси танка не имеет резервов для последу­ющей модернизации. Не исключено, что в дальнейшем на танк «74» может быть установлена новая пушка НАТО калибра 110-120 мм, которая будет принята для тан­ков ХМ-1 и «Леопард-2К».

 

Заключение

Анализ особенностей зарубежных основ­ных танков второго и третьего поколений по­казывает, что в 1960-1970 годах ФРГ удалось восстановить танковое производство и выйти на ведущее место в зарубежном танкострое­нии. Модернизированный танк «Леопард-1А4» с усиленной броневой защитой и новой систе­мой управления огнем признан в 1974 г. луч­шим зарубежным танком второго послевоен­ного поколения.

Монополии ФРГ с помощью танков «Леопард-1А4» вытеснили танки других капитали­стических стран с европейских рынков сбыта и начали наступление на рынки сбыта в Авст­ралии и Азии.

США прилагают большие усилия по мо­дернизации танка М-60А1 к 1977 г., с тем что­бы поднять его характеристики до уровня танка «Леопард-1А4». Однако значительные габаритные размеры М-60А1 по высоте не позволят ему конкурировать с западногер­манским танком.

ФРГ сумела обогнать другие капиталисти­ческие страны и в реализации работ по танку третьего послевоенного поколения, имеющего существенный отрыв по огневой мощи, броне­вой защите и подвижности от лучших танков второго поколения. Танк «Леопард-2К» может быть поставлен на серийное производство с 1977 г.

США стремятся создать танк ХМ-1, пре­восходящий танк «Леопард-2К», однако про­мышленное освоение нового американского танка может произойти не раньше 1980 г. Американцам предстоит решить серьезные проблемы, связанные с созданием принципи­ально новой брони, газотурбинного двигателя и гидрообъемно-механической трансмиссии. В то же время США обладают наибольшими по сравнению с другими капиталистическими странами производственными возможностями для массового изготовления танков второго и третьего поколений.

Определенных успехов добилось японское танкостроение, занимавшее последнее место при создании танков второго поколения. Но­вый японский танк третьего поколения достиг уровня лучших американских и западногер­манских танков второго поколения, но уступа­ет разрабатываемым танкам «Леопард-2К» и ХМ-1.

Среди танков других капиталистических стран заслуживают внимания английские и французские танки второго поколения «Чиф­тек» Мк3/3 и АМХ-63, превосходящие по сво­им боевым качествам танки pz 68 (Швейца­рия), Strv 103 (Швеция), «Виджаянта» (Индия) и «61» (Япония). Однако в создании танков третьего поколения западноевропей­ские капиталистические страны значительно отстали от ФРГ и США.

 

ЛИТЕРАТУРА

«Armor», 1972—1974.

«Armed Forces Journal», 1972—1974.

«Army Times», 1973—1974.

«Army Research and Development», 1973—1974.

«Army», 1973—1974.

Demand Carbo. Tanks. N.Y., 1971.

leks Robert. Tanks and Armored Vehicles. L., 1970.

«International Defense Review», 1971—1974.

«Interavia», 1971—1974.

Knecht R. Kampfpanzer Leopard. München, 1972.

«L'Armee», 1972—1974.

Macksej Kenneth. Tank. N. Y., 1971.

Oswald. Kraftfahrzeige und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr. München, 1971.

Ogorkiewicz R. M. Armored Forces, N.' Y., 1970.

Ogorkiewicz R. M. Design and Development of Figh­ting Vehicles. L., 1968.

«Soldat und Technik», 1971—1974.

Tank data P. 1 and .2. Aberdeen Proving Ground, 1969. «Truppendienst», 1972—1974.

«Wehrtechnik», 1971—1974.

«Wehr und Wirtschaft», 1972—1974.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий