четверг, 15 июня 2017 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТИ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ТАНКА „ЦЕНТУРИОН"

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТИ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ТАНКА „ЦЕНТУРИОН"
Канд. техн. наук П. П. КОЧЕГАРОВ, В. Т. НОВИКОВ
 
Снятый с производства английский танк «Центурион» состоит на вооружении армий ряда капиталистических государств и подвергается модерни­зации, главным образом, за счет усиления корпуса, повышения мощности двигателя и установки пушки калибра 105 мм. Экспериментальное исследование противоминной стойкости проводилось на танке «Центурион», модернизированном в Израиле.
Противоминная стойкость оценивалась по стойкости ходовой части корпуса от действия мин с фугасной боевой частью.
Ходовая часть танка «Центурион» имеет свои особенности по сравнению с современными танками: расположенную снаружи корпуса пружинно- балансирную подвеску, опорные катки сравнитель­но большого диаметра ( 810 мм ) и массы ( 242 кг ), поддерживающие катки в двух и однобандажном исполнении и гусеницу шириной 610 мм с открытым металлическим шарниром.
Корпус модернизированного танка «Центурион» также имеет особенности, которые оказывают влияние на его противоминную стойкость:
1. Наклонное расположение бортовых броневых листов (толщина листов 51 мм ), благодаря чему уменьшается площадь днища, а также увеличива­ется расстояние от днища до мины при подрыве ее под ходовой частью и угол встречи фронта ударной волны с нормалью к днищу.
При самом неблагоприятном положении под ходовой частью, когда мина наполовину перекрыта внутренним краем гусеницы, угол встречи фронта ударной волны с нормалью к днищу составляет 34°, а расстояние от центра мины до ближайшей точки днища равно 585—590 мм;
2. Двойное днище в моторно-трансмиссионном отделении с общей толщиной брони 32 мм (в отделении управления и в боевом отделении днище однослойное толщиной 16 мм ).
Усиление днища моторнотрансмиссионного отделения обуславливалось, по-видимому, стремлением обеспечить прочность и жесткость днища, ослабленного дополнительными люками, выполнен­ными в связи с установкой на танк моторно-трансмиссионного блока, заимствованного с американского танка М-60А1;
3. Наличие посередине отделения управления перегородки—стойки толщиной 5,5 мм .
Испытания показали, что для перебивания гусеницы танка «Центурион» необходим тротиловый заряд массой от 2,7 до 10 кг в зависимости от расстояния между серединой трака и центром мины при взрыве под катком.
Меньший по массе заряд перебивает гусеницу при подрыве под серединой трака, больший — при подрыве под его краем (рис. 1).
Характерными повреждениями опорных катков при подрыве на минах являются деформация и раз­рушение ободов, срыв резины, разрушение соедини­тельных болтов, крепящих диски к ступице. При подрыве мины с массой тротилового заряда 7 кг могут выходить из строя одновременно два катка.
Вследствие значительных размеров и наличия выемки в нижней части стенки кронштейны двухбандажных поддерживающих катков разрушаются от ударной волны при взрыве.
Следует, однако, отметить, что замена разрушившихся кронштейнов не вызывает особых трудностей, в связи с применением болтового крепления.
Размещение подвески снаружи корпуса танка обусловило высокую вероятность ее поражения при подрывах на минах. Характерными повреждениями подвески являлись обрыв болтов крепления тележ­ки к борту, деформация оси балансира и разваль­цовка отверстия под эту ось.
Указанные повреждения наступают при подрывах мин с массой тротилового заряда 7 кг под кат­ком.
В качестве положительного фактора следует отметить возможность восстановления подвески без проведения корпусных работ. Однако для замены тележек необходимо иметь специальные грузоподъ­емные средства, поскольку масса тележек достига­ет 1100 кг .




http://btvt.info/5library/vbtt_1977_02_centurion_mines.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий