Влияние применения напалма на обитаемость легкобронированной техники —122-мм самоходной гаубицы 2С1.
К началу экспериментального исследования была подготовлена емкость с напалмом, исходя из вероятного его количества в боеприпасе с огнесмесью. В последующем дозированное нанесение огнесмеси производилось на отдельные узлы и агрегаты вручную. Особое внимание уделялось зонам расположения воздухозаборников ФВУ…
В процессе исследований при выключенных ФВУ температура воздуха в боевом отделении и отделении управления при горении огнесмеси продолжительностью около четырех минут не изменилась или увеличилась не более чем на 2 ºС по сравнению с исходной.
Максимальная температура внутренней поверхности брони непосредственно в проекции зоны горения составила 157 ºС. В других местах она была существенно ниже — не более 51 ºС и зависела от взаимного расположения зоны интенсивного горения огнесмеси и места установки датчика температуры…
При включенных ФВУ и времени горения огнесмеси 3 мин 20 с, температура воздуха на рабочих местах номеров расчета в боевом отделении увеличилась с 14 до 24 ºС; на рабочем месте механика-водителя — с 16 до 38 ºС.
…
Именно с этим связано появление дыма в обитаемом отделении при выключенных ФВУ, который оказывал раздражающее действие, вызывал кашель и слезотечение. Проведенный анализ проб воздуха после полного сгорания огнесмеси позволил установить, что содержание СО в обитаемом отделении находилось в пределах от 60 до 90 мг/м3 ; окислов азота — от 90 до 150 мг/м3 и углеводородов — от 159 до 400 мг/м3 .
По причине сильного раздражающего действия дыма в сочетании с высокой концентрацией окислов азота на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей, необходимо применять средства индивидуальной защиты (СИЗ) глаз и органов дыхания (при появлении первых признаков раздражающего действия), а также включать ФВУ сразу после сгорания огнесмеси (время горения, как правило, составляет не более 7 минут). Было бы целесообразным и применение термостойких красок для окраски внутренней поверхности брони легкобронированной техники. Это позволит если не полностью устранить термическую деструкцию краски, то существенно ее снизить, создав тем самым более благоприятные условия обитаемости.
…
При включенных ФВУ в обитаемом отделении создавалось избыточное давление, равное 20 мм водяного столба. Через 30 с после зажигания огнесмеси избыточное давление упало до нуля, что свидетельствовало о выходе из строя ФВУ. Продолжительность горения огнесмеси, как уже отмечалось, составила 3 мин 20 с. Отбор проб воздуха производился через 1, 2 и 3 минуты после начала горения огнесмеси. В отделении управления произошло воспламенение ветоши (вероятно, от соприкосновения с нагревшимся до высокой температуры воздуховодом ФВУ). Это обстоятельство сказалось и на составе воздушной среды обитаемых отделений (таблица). При открытии люков СГ в обитаемых отделениях, особенно в отделении управления, отмечалось большое количество дыма, исключающее возможность дыхания.
Анализ результатов, приведенных в таблице, показывает, что если в боевом отделении содержание кислорода и диоксида углерода было приемлемым для пребывания человека (если не учитывать другие компоненты газовой среды), то в отделении управления, вероятно вследствие возгорания ветоши, отмечено существенное снижение содержания кислорода в воздухе (до 15,1 %) и нарастание доли диоксида углерода (до 3,2 %). То есть в отделении управления создавалась газовая среда, исключающая возможность для полноценного дыхания. Что касается содержания оксида углерода в отделении управления, то концентрация 6490 мг/м3 является абсолютно смертельной, даже при короткой экспозиции.
1. Горение зажигательной смеси типа напалм на поверхности легкобронированной техники типа СГ 2С1 может сопровождаться термической деструкцией краски на внутренней поверхности брони, что приводит к появлению в воздухе обитаемого отделения химических соединений, обладающих выраженным раздражающим действием. 2. Попадание зажигательной смеси типа напалм в зоны расположения воздухозаборников фильтровентиляционных установок СГ может привести к выходу их из строя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий