Самоходная гаубица 2С3 «Акация» принята на вооружение Советской Армии Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 922-309 от 22.12.1971 г.
Разработана Свердловским заводом транспортного машиностроения им. Свердлова Миноборонпрома по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 4.7.1967 г. № 609-201.
Серийное производство с 1970 г. Завод-изготовитель – Свердловский завод транспортного машиностроения им. Свердлова Миноборонпрома.
За 23 года производства было выпущено около 4000 машин 2С3 различных модификаций.
Предназначена для уничтожения и подавления огневых средств, техники и живой силы противника (открытой и находящейся в легких укрытиях) разрушения полевых и долговременных оборонительных сооружений.
По своему уровню 2С3 примерно соответствовала М109А1. К началу 90-х годов «Акация» уже считалась устаревшей, главным образом, из-за недостаточной дальности стрельбы, никаких серьезных проектов модернизации данной САУ осуществлено не было, в то же время к началу 90-х М109 была модернизирована до уровня M109A6.
На фото 1 – испытания 2С3, 1970 г и 2 – одна из первых серийных 2С3 в 1971 году.
Из истории САУ СССР. Тупик и отставание, которое сейчас можно наблюдать заложено было еще в брежневские 70-е. Проблему, просто игнорировали, модернизацию провести были неспособны.
Попытки модернизации 2С3М начались сразу после ее запуска в серию. Но выбранное шасси оказалось неудачным, а направления модернизации так и не были реализованы.
В 1975 г. разработчику 2С3М ОКБ-3 НТС МОП и УЗТМ было предложено рассмотреть возможности увеличения дальности стрельбы 2С3М за счёт новой баллистики с удлинением ствола, и увеличения скорострельности до 5-6 выстрелов в минуту.
Но расчёты показали отсутствие у 2С3 резервов веса на модернизацию - превышение 27,5 т резко снижало надёжность ходовой части. Нагрузка на опорные катки и так уже была близка к предельной, при стрельбе ход подвески выбирался полностью. А предлагаемое удлинение ствола на 2 м, кроме увеличения веса, приводило также к смещению центра тяжести вперёд и жёстким пробоям передних узлов подвески в движении. Компенсация положения ЦТ сдвигом башни назад была чревата пробоями уже задних подвесок при стрельбе. Не имели резерва мощности и привода наведения.
Нового шасси не было – нужно было удлинять существующее, а уже выпущенные машины модернизировать было нельзя.
При увеличении длины ствола и давления применение штатных снарядов было невозможным по прочности ведущего пояска. Простое же увеличение ширины последнего ухудшало аэродинамику. Для повышения скорострельности нужна была развитая механизация заряжания, в том числе и с грунта. Снова возникали проблемы высокой загазованности.
Увеличение только дальности стрельбы требовало 4...5 лет работы, а вкупе с повышением скорострельности - 7...8 лет.
Итоговый вывод гласил, что комплексное решение вопросов увеличения дальности и скорострельности возможно только при создании новой машины по новым ТТТ с капитальной сквозной механизацией и автоматизацией на порядок выше достигнутой, со сроком выполнения 7...8 лет. Ввиду отсутствия технического задела требовались предварительные НИОКР. Для уточнения путей достижения необходимых характеристик разработчикам орудий и боеприпасов были направлены запросы о возможности использования штатных снарядов с удлинённым стволом.
После получения ответов в июне 1976 г. ОКБ-3 изложило МОП свои предварительные соображения. На первом этапе предлагалось удлинить ствол и использовать штатные боеприпасы, что позволило бы достичь максимальной дальности стрельбы 18,8-19,2 км и превзойти М109А1 (18,1 км). Вес, положение центра масс и импульс от выстрела новой артчасти следовало сохранить. На втором этапе за счёт улучшения аэродинамики новых снарядов предполагалось увеличить дальность ещё на 20%.
…
В 1977 г. к вопросу вернулись и ОКБ-3 и ОКБ-9 вновь проработать модернизацию 2С3М с обеспечением большей скорострельности 6-8 выстрелов в минуту, дальности до 22-23 км за счёт удлинения трубы на 2 м и улучшения формы снаряда.
Были разработаны варианты модернизации 2С3:
- 303М2 с орудием безгильзовой обтюрации Д-358 разработки завода №9 в изменённой башне на модернизированном 7-катковом базовом шасси с ДПМ. Большая часть боезапаса помещалась в двух механизированных укладках по 12 снарядов в корме башни. Имелось два транспортера подачи с грунта и два заряжающих. Расчётная дальность стрельбы штатным ОФ-540 достигала 22 км при скорострельности до 6 выстрелов в минуту.
- 303М3 с Д-22 (2А33) с удлинённым на 1760 мм стволом с минимальными переделками боевого отделения, но также на 7-катковом шасси. Для сохранения центровки башню сместили к корме. Был сохранён один заряжающий, поэтому скорострельность предполагалась на уровне 2СЗМ. Корпусные укладки объединили в единый узел. Дальность стрельбы ОФ-540 - 19,1 км, новым снарядом улучшенной формы - 20,6 км.
Но ничего делать не стали – это была по сути новая САУ, а не модернизация, тогда уже пилили Мста-С и эти работы пересекались.
Очередная попытка модернизации «Акации» - 1985 г.
С целью повышения дальности стрельбы наличных 2СЗМ до 21-23 км и скорострельности до 5-6 выстрелов в минуту в ноябре был выполнен проект с индексом «303М4» с гаубицей со стволом в 39 клб. и изменёнными боеукладками. В это время уже заканчивались предварительные испытания опытных образцов 2С19 «Мста-С».
Разработчик 2А64 и изготовитель серийных 2А33 - ПО «Баррикады» - сочло нецелесообразным заниматься увеличением дальности стрельбы последней, поэтому предварительные расчёты артчасти выполнил ЦНИИ «Буревестник». Рассматривалось три варианта.
В первом использовались выстрелы со штатными снарядами 3ОФ25 и новые со снарядом 3ОФ45 «Выемка» со штатным полным переменным зарядом. Для получения максимальной дальности стрельбы 21-23 км требовалось удлинение нарезной части ствола на 3,3 м и более, что было неприемлемо из-за значительного увеличения веса и смещения центровки. Компромисс с удлинением на 1760 мм обеспечивал дальность стрельбы до 18,9 км снарядом 3ОФ25 и 20,1 – 3ОФ45, при этом сила сопротивления откату увеличивалась до 46,2...47,7 т
Дальности 21-21,4 км просматривались при создании для 3ОФ45 нового дальнобойного заряда в штатной гильзе.
Нововведением стало размещение под корпусной укладкой трёх управляемых снарядов 3ОФ39 «Краснополь».
С учётом необходимых усилений конструкции и переделок полный вес СГ оценивался в 27,725 т. Смешение центровки удавалось компенсировать изменением выставки балансиров опорных катков. Хватало и мощности существующего привода поворота башни.
Второй вариант исходил только из использования нового снаряда «Выемка» и не требовал доработок орудия. По расчётам дальности получались 18,3 км со штатным зарядом и 19,6 км с новым дальнобойным.
По варианту 3 предлагалось снять дульный тормоз и удлинить ствол на 2 м, что обеспечивало дальность штатным зарядом 19 км для 3ОФ25 и 20,4 км для ЗОФ45. С дальнобойным зарядом для 3ОФ45 получалось 21,6 км. Но при этом сила сопротивлению отката возрастала до 77,6- 102 т. а необходимые усиления узлов были бы равносильны разработке новой машины.
Опять ничем дело не закончилось – фиаско.
На модернизацию 2С3(М), которых выпустили 4000 единиц дружно забили – ПО Барикады «нецелесообразным заниматься увеличением дальности стрельбы». И решили делать «Мста-С». С ней история так же повторилась – нормальную модернизацию не сделали. Новых выстрелов не сделали, решили «хер с ней» – нужно делать новую САУ. В артиллерийскую тематику тогда с конца 70-х прочно влезла фирма технических авантюристов, которая не реализовала ни одного проекта в сухопутной артиллерии, но продолжает на этом пилить бабло и в наши дни – ЦНИИ «Буревестник». Контора печально известна своими авантюрами с пушками для перспективного танка «Боксер» с зарядами изменяющейся формы (ЗИФ) и по недавнему мегапопилу – «Клоалиция-СВ».
Возникает вопрос – нежелание производить модернизацию это такая форма выкачивания денег мафиозным ОПК или конструкторская недееспособность? – вероятно и то и другое.
А в итоге РФ оказалась у разбитого корыта, министры ездят по КНДР скупая у более технически развитой КНДР всевозможные «Коксаны» и спешно знакомясь с развитыми технологиями Китая в области конструкции артиллерийских выстрелов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий