воскресенье, 20 июля 2025 г.

Двухпушечные безбашенные танки ФРГ - VT-1-1 и VT-1-2

 


Казематные (безбашенные) танки не ограничиваются Strv 103 и могут быть адаптированы для поражения как неподвижных, так и движущихся целей в движении, если они оснащены стабилизированной оптикой, полужёстко установленным и наводимым орудием, а также системой управления огнём.

Датчики системы управления огнём должны, в частности, определять угловую скорость рыскания машины относительно линии визирования (направленной на цель) и, с учётом времени задержки выстрела, рассчитывать необходимый угол упреждения.

В середине 1970-х годов в ФРГ два экспериментальных двухорудийных казематных проекта VT 1-1 (2 × 105-мм танковые пушки) и VT 1-2 (2 × 120-мм танковые пушки показали вполне приемлемые результаты при стрельбе в движении (в режиме «змейка»).

Были многочисленные проекты и более простых безбашенных танков с одной пушкой. В Харьковском КБ рассматривались варианты только с одной пушкой. https://t.me/btvt2019/18457

Оценка ключевых проблем двухорудийной казематной концепции выглядит следующим образом:

- компактные размеры машины за счёт малого боевого отделения и фиксированного расположения экипажа;

- высокая огневая мощь и вероятность поражения целей благодаря двум орудиям;

- преимущество в массе, обеспечиваемое казематной компоновкой, частично нивелируется установкой второго орудия;

- высокая сложность системы управления огнём приводит к значительным затратам на обслуживание и увеличению общей стоимости.

Существенным тактическим недостатком казематной концепции (включая двухорудийные машины) является зависимость направления огня от направления движения, что в ряде боевых ситуаций может создавать проблемы при управлении подразделениями.

С тактической точки зрения для основного боевого танка крайне важно иметь основное вооружение, независимое от направления движения – то есть осуществлять быстрый маневр огнем как ответ на внезапно появившуюся угрозу.

А с другой стороны – а зачем танку к примеру стоять к противнику бортом и развернуть башню, а не весь корпус – наиболее защищенной проекцией?

Кроме того на современном «прозрачном» поле боя насыщенном дронами-разведчиками разве может неожиданно появиться танк противника? – а в случае танкоопасных целей на харьковском проекте предусматривалась так называемая «вторая башня» с пулеметным и гранатометным вооружением с круговым вращением. На немецких проектах такого не было.

Новый уровень в разведке и передаче информации делает концепцию безбашенного танка крайне привлекательной.

При наличии автомата заряжания экипаж в таких условиях может быть без проблем сокращён до двух человек, так как в бою водитель может взять на себя функции наводчика. Это позволило бы создать очень компактные боевые машины с защитой и вооружением равным ОБТ. Однако с окончанием противостояния Восток-Запад и исчезновением угрозы со стороны танков Варшавского договора с начала 1990-х годов у стран НАТО отпала потребность в перспективных истребителях танков; в Бундесвере даже был ликвидирован род войск (Panzerjäger).

Остаётся открытым вопрос, должен ли боковой угол поворота орудия составлять ±60 или ±90 градусов, или же полный поворот на n × 360 градусов.

Стоит отметить, что технически возможный угол поворота орудия не всегда совпадает с практически используемым в боевых условиях. Например, при стрельбе в движении у башенного танка (например, Leopard 2) из-за функции кормового отбойника практический угол использования орудия составляет лишь около ±100 градусов, несмотря на то, что башня может вращаться на n × 360 градусов.

На видео испытания VT-1-1 с 2 x 105 мм - безбашенный танк ведет огонь на полигоне Путлос в движении (1976 г.).


Казематный (безбашенный)  танк, предназначенный для ведения боя в движении, был представлен в середине 70-х годов в Германии в виде двух пушечного казематного танка (советский термин для – «безбашенный танк»). 

 


Для практических испытаний стрельбы в режиме «прохождения мишени» в середине 70-х годов было построено два опытных образца. 
В первый опытный образец VT 1-1 был вооружен двумя 105-мм, второй опытный образец VT 1-2 имел две 120-мм гладкоствольные пушки. Кроме того, в VT 1-2 за одним из орудий был размещен функционирующий автомат заряжания со скорострельностью 10 выстрелов в минуту. 
Машины разрабатывались в рамках проекта KPZ 3 или Leopard 3. 
В обоих экспериментальных образцах основные орудия были установлены полуфиксированно (с возможностью наведения и стабилизации только по высоте); для обоих экспериментальных образцов были использованы решения шасси из программы KPz 70 (MBT 70), ходовая часть была укорочена на один роликовый каток (5 катков на борт). Вес машин 36,8 и 43,5 соответственно, скорость поворота шасси 60 град/с.
Для достижения высокой маневренности при движении по пересеченной местности использовались 12-цилиндровые дизельные двигатели серии MB 873 с повышенной мощностью с четырьмя турбонагнетателями 2000 л.с. на VT 1-1 и 2200 л.с. на VT 1-2. Это обеспечивало невероятные 54 и 50 л.с/т. соответственно, разгон дл 55 км/ч – 11 с, но только в режиме временного «турбо» режима, стандартная мощность 1600 л.с.
Точность стрельбы двумя пушками была недостижимая для танков с одной пушкой. что было подтверждено испытаниями.
В том числе из-за нового способа ведения боя эта революционная концепция танка была отклонена заказчиком после испытаний в пользу танка с классической компоновкой Leopard 2. 
Что тут можно сказать, несмотря на то, что проект разрабатывался как танк Leopard 3 то есть танк для будущего, в реальности это был проект, параллельный Leopard 2 и его возможный конкурент. В рамках классической компоновки достичь показателей огневой мощи, защиты и подвижности Leopard 3 было невозможно в разумных весовых ограничениях. 
В то же время серьезным тактическим недостатком концепции каземата (и это также относится к двуствольным казематным машинам) является связь направления боя с направлением движения, что во многих случаях может привести к проблемам при управлении подразделениями и частями (по мнению специалистов ФРГ 70-х).
В то же время VT 1-1 и VT 1-2 сложно назвать сбалансированными машинами – можно было сделать проще, подвижность машины носила гипертрофированный характер, основной двигатель, трансмиссия и вспомогательный двигатель, аккумуляторы и другие системы занимали 2/3 длины машины. 
Плюсы и минусы VT 1-1 и VT 1-2:
С учетом предстоящих проблем концепция двуствольной казематной установки может быть оценена следующим образом:
+ благодаря небольшому внутреннему объему получается компактная машина,
+ Две пушки обеспечивают высокую огневую мощь и вероятность попадания.
- Преимущество казематной конструкции в весе в значительной степени нивелируется за счет интеграции второго орудия.
- Одно только управление огнем приводит к высокой степени сложности и, как следствие, к высоким затратам на техническое обслуживание и увеличению всех расходов.
В 1975/76 годах было разработано и построено пять Gefechtsfeldversuchträger (GVT, боевые испытательные платформы) для дальнейших испытаний мобильности и базовой концепции такой машины. 
Они были меньше, чем VT1-1 и VT1-2 и весили 30 тонн. GVT 01-05 были оснащены только макетами орудий и лазерными имитаторами стрельбы (TALLISSI) и телеметрическими системами и изготовлялись на основе шасси Леопард-1. 
GVT использовались на территории компании IABG в Лихтенау и в школе танковых войск в Мюнстере для испытаний концепции 2-пушечных безбашенных танков в ходе учений в реальной обстановке, именно поэтому построили сразу пять машин.
Но уже в металле был Leopard 2 и танкисты не видели особого энтузиазма в этой необычной машине требующей нового подхода. 

 


 Doppelrohrkasematt Versuchsträger VT 1-2  


Концепция двухбашенного танка Kasematt имела как плюсы так и недостатки, к примеру, наведение по горизонту корпусом удобно только на открытой местности.
А к примеру в лесу поворот корпусом может быть затруднен препятствиями. 

 


Из британского доклада 1984 года «Программа танка будущего» (текст в оригинале выше). 
Безбашенные танки с полужестким креплением пушки, при котором пушку можно поднимать, как и раньше, но нельзя наводить по горизонтали, кроме как путем поворота всего танка.
Этот тип иллюстрируется немецкими экспериментальными танками VT-1 с двумя пушками, в которых орудия стабилизированы в вертикальной плоскости, а командир и стрелок оснащены стабилизированными прицелами.
В результате танки VT-1 могут не только обнаруживать цели на ходу, но и вести огонь, используя технику стрельбы по совпадению, если они следуют зигзагообразным курсом, когда местность позволяет это.
Подобная компоновка обеспечивает лучшие возможности установки орудия большого калибра в сравнении с башенными танками. Этот тип танка может быть снабжен автоматической системой заряжания, сравнимой с простейшими системами устанавливающимися на танки, и, более того, это может быть легко совмещено с лучшим местоположением для изолированного отделения для боеприпасов, которое можно разместить в задней части корпуса.
Учитывая автоматическую систему заряжания, танки с полужестким креплением пушки могут эксплуатироваться экипажем из двух человек, и в чрезвычайной ситуации им может эффективно управлять и один человек, в отличие от башенных танков.
Подобная компоновка с заряжающим, которая подразумевает экипаж из не менее трех человек, представляет собой самый простой и, следовательно, потенциально самый дешевый способ уничтожить танк в поле.

 


Разрабатываемые в ФРГ в 1970е безбашенные танки Kpz 3 (макеты VT-1-1 VT-1-2 и GVT) воплощали предельные параметры не только по огневой мощи, но и по подвижности. См - видео испытаний VT-1-1 с 2 x 105 мм - безбашенный танк ведет огонь на полигоне Путлос в движении  (https://t.me/btvt2019/21181)(1976 г.). 
Двигатель мог работать в форсированном режиме 2000 л.с. обеспечивая непревзойденную удельную мощность 50 л.с/т.
Но просто поставить мощный двигатель недостаточно, так эксперименты проведенные на макете Т-64 с двигателем мощностью 980 л. с. показали, что при движении на скорости 50 км/ч по пересеченной местности дальность обнаружения целей снизилась на 20-25%, а дальность открытия огня по ним – на 30-40%. 
Условия работы и размещения экипажа в боевом отделении современного серийного танка требуют конструктивных изменений рабочих мест и достижения большего удобства пользования элементами управления вооружением командиром и наводчиком. 
По этой теме любопытен отрывок материала «Исследования и разработки компонентов в области гусеничных и подвесочных систем для перспективных гусеничных военных машин» Д. Хауг ФРГ. Симпозиум по мобильности армии США/ФРГ, 1975 г.
Цитата:
Экипаж боевой машины высокой мобильности сможет выполнять свои задачи только при условии работы в приемлемых условиях. Увеличение скорости таких машин приводит к усилению вибрации всего корпуса. Поскольку эти вибрации не всегда могут быть полностью поглощены усовершенствованной гусеничной и подвесочной системой (что иногда может быть даже нецелесообразно), экипажу необходимо обеспечить сиденья, защищающие от вибрации.
Существует несколько известных методов достижения этой цели. 
В испытательных машинах FVT, VT и GVT были установлены индивидуальные подпружиненные сиденья или платформы для нескольких сидений. При использовании существующих компонентов (пружины и амортизаторы) для эффективной подвески требуется большой ход пружины, что увеличивает габариты машины. 
В данном случае подвеска сиденья использует комбинацию системы пружина-амортизатор с дополнительным фрикционным демпфером и автоматической регулировкой статического положения сиденья. Фрикционный демпфер предотвращает срабатывание подвески сиденья до достижения заданного ускорения, что позволяет обеспечить достаточную защиту экипажа от движений корпуса при общем ходе пружины около 130 мм. 
Модель этой системы была испытана на машине. Используемая система наблюдения-стабилизированный шарнирный панорамный перископ (см. рисунок 19), окуляр которого прикреплен к подпружиненному сиденью. 
Относительное движение между глазом наблюдателя и окуляром незначительно, что позволяет непрерывно отслеживать цель при движении на высокой скорости по пересеченной местности, как показали испытания с лазерной стрельбой. Для эффективного отслеживания цели необходимо защищать от движений корпуса не только наблюдателя, но и органы управления, предпочтительно закрепляя их на подпружиненном сиденье. Во время испытаний на пересеченной местности на машине FVT были измерены следующие вертикальные ускорения:
- Крепление сиденья к корпусу: 50%-ное значение — 6,4 м/с², 68%-ное значение — 7,8 м/с²
- Подпружиненное сиденье: 50%-ное значение — 4,0 м/с², 68%-ное значение — 4,9 м/с²
- Глаз наблюдателя: 50%-ное значение — 3,2 м/с², 68%-ное значение — 4,1 м/с²
Если принять ускорение на корпусе за 100%, то коэффициент снижения составляет 100:63:50. Следует отметить, что на момент проведения испытаний (июнь 1973 г.) сиденье не было оптимизировано. С улучшенными сиденьями предполагается достичь снижения ускорения до примерно 30% у глаза наблюдателя. 
На рисунке 18 показана другая система наблюдения для командира или наводчика. 
Наблюдатель также сидит на подпружиненном сиденье. Для боевого наблюдения используется стереоскопическое устройство с вращающимся зеркалом, а для захвата цели — телевизионный монитор, установленный на сиденье, который получает изображение от стабилизированного панорамного прицела с подключенной телевизионной камерой. Быстрое назначение цели от устройства с вращающимся зеркалом к перископу/монитору осуществляется с помощью диоптрийного прицела.

 

#концепты

Комментариев нет:

Отправить комментарий