четверг, 17 октября 2024 г.

Менее уязвимая башня M-60

 

Менее уязвимая башня M-60

Капитан Джеймс Д. Браун

Armor. May-june. 1976

 

Даже по самым приблизительным данным, полученным от опытных танкистов, можно сделать вывод, что попадание в башню - это шанс попасть в список «десяти событий, которые с наибольшей вероятностью испортят весь день».

Признание проблемы уязвимости башни было подкреплено анализом боевых потерь в пустынных полях сражений Ближнего Востока. Башня основного боевого танка стандартной конфигурации, заполненная членами экипажа, средствами управления огнем, оружием и боеприпасами, представляет собой наиболее выгодную точку прицеливания для уничтожения танка. Даже стрельба из окопов или складок местности, защищающая относительно уязвимую подвеску и тонкие борта и корму корпуса, все равно подвергает башню прямому обстрелу противника.

Уроки, полученные на Ближнем Востоке, уже были учтены при разработке XM-1 и усовершенствованных версий Leopard-2. Они, безусловно, стали одним из факторов недавно возродившегося интереса к шведскому танку STRV. Каждый из этих танков предлагает значительно улучшенную защиту боевого отделения.

Однако, как бы ни были интересны эти перспективные разработки, любой анализ уязвимости башни был бы неверным, если бы он не учитывал продолжающееся использование старых разработок в нынешних танковых парках. В частности, танковый парк США первой линии будет состоять из смеси вариантов XM-1 sand M-60 вплоть до 1990-х годов. За исключением разработки огнестойкой жидкости для гидравлической системы управления огнем, было проделано мало работы по снижению уязвимости M-60 от угроз 1990-х годов.

Если мы хотим сохранить M-60 в качестве серьезного участника боевых действий будущего, мы должны начать планирование уже сейчас. По крайней мере, четыре основные программы предлагают себя для рассмотрения. К ним относятся:

- Добавление накладной брони для снижения вероятности пробития башни.

- Удаление одного или нескольких членов экипажа из башни.

- Перемещение уязвимых элементов вооружения и оборудование управления в более безопасные участки машины.

- Перемещение боеприпасов, хранящихся в башне, в менее уязвимые места.

Каждая из этих программ на первый взгляд кажется желательной. Однако практические ограничения, накладываемые ограниченными ресурсами, заставляют нас более тщательно изучить вопрос, прежде чем приступать к выполнению непосильной программы модернизации. Разумный набор критериев планирования должен ограничивать наше рассмотрение модификациями, которые являются:

- Недорогими с точки зрения затрат долларов и человеко-часов.

- В пределах возможностей существующей технологии.

- Не требуют снижения существующих характеристик.

Не нужно быть особо проницательным, чтобы прийти к выводу, что первые три предложенные программы должны быть отклонены как требующие больших затрат ресурсов. Кроме того, второй и третий планы упираются в пределы существующих технологий и, следовательно, требуют инвестиций в дорогостоящую программу исследований и разработок (R&D). Однако последняя идея, предложение о перемещении боеприпасов из башни, заслуживает дальнейшего изучения. Она легко удовлетворяет первым двум критериям планирования и может, при определенной изобретательности проектировщика, соответствовать третьему. Давайте гипотетически попробуем провести такую модификацию.

Для целей нашего исследования будет выбран танк M-60A1 с дополнительной системой стабилизации. Хотя детали переоборудования других вариантов могут несколько отличаться, методология останется в основном неизменной.






Шесть зон башни потребуют нашего внимания.

К ним относятся:


Башня. Укладка для боеприпасов на 21 выстрел будет удалена. Стойку можно легко разобрать с помощью ручных инструментов и снять через люк заряжающего.

Под основным орудием. Ящики для хранения перископов будут сняты и перемещены в отсек башни. Вместо них будет установлен стеллаж для трех-пяти боеприпасов. Чтобы очистить схему стабилизации, стеллаж должен быть ориентирован таким образом, чтобы обеспечить доступ к нему с места водителя.

Стеллаж на полу корзины башни. Еще два выстрела будут храниться под спаренным пулеметом, наклоненными вперед. Для этого будут использоваться стеллажи типа «люлька» от ранних укладок M-60.

Рабочее место заряжающего. Высоко на левой стенке башни будет приварено крепление для сиденья заряжающего. Это более высокое крепление обеспечит заряжающему место для наблюдения, очень похожее на то, которое сейчас имеет командир танка. Нынешнее сиденье будет использоваться без изменений. На полу, ранее занимаемом сиденьем заряжающего, можно будет разместить еще пять выстрелов. Для изготовления этой стойки будут использованы существующие детали для напольного стеллажа.

Место командира танка. Сиденье в сборе будет отменено, как и командирское наблюдательное кресло, установленное в настоящее время на крыше башни над радиостанциями. Между погоном башни и крышей будет закреплено сиденье командира машины от M-551. Диапазон его вертикальной регулировки достаточен для размещения командира как при открытых, так и при закрытых люках. Ящики с патронами будут сняты. Боеприпасы к стрелковому оружию будут храниться в расширенном поддоне над новым местом расположения ящиков для перископов. Платформа командира из листового металла будет закреплена под сиденьем на уровне или чуть выше уровня кольца башни. Пространство под этой платформой позволит разместить еще восемь выстрелов в стеллажах, изготовленных из имеющихся готовых деталей стеллажей.

Место наводчика. Под баллистическим высчислителем будут установлены стойки типа «люлька», позволяющие хранить три-четыре выстрела, наклоненных вперед. В последней люльке один патрон будет храниться горизонтально за сиденьем наводчика.

Ниже приводится таблица этих изменений:

 

МОДИФИКАЦИЯ

ИЗМЕНЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ

Башня

Под основным орудием

На полу боевого отделения

Место заряжающего

Место командира

Место наводчика

ИЗМЕНЕНИЕ

- 21 выстрел

от +3 до +5 выстрелов

+2

+5

+8

от +4 до +5

от +1 до +4

 

Снижение уязвимости башни за счет этих модификаций может быть многократно увеличено за счет установки полиэтиленовых плит или баллистических одеял вокруг внутренней части башни для защиты от сколов и других последствий проникновения HEAT или APDS. Однако следует признать, что это будет означать значительный отход от использования готового оборудования и, следовательно, приведет к значительному увеличению стоимости программы.

Обзор нашей гипотетической программы модификации показывает, что три основных критерия проектирования могут быть выполнены или превышены. Все оборудование состоит из деталей, уже имеющихся в системе. Никаких серьезных модификаций не требуется; более того, конверсия может быть легко введена в эксплуатацию как комплект MWO уровня DS. Такая установка на полевом уровне имеет большое значение, поскольку она означает, что башни можно модифицировать, не дожидаясь модернизации, что значительно сократит время, необходимое для развертывания этого усовершенствования в полевых условиях. Экзотические технологии с соответствующими затратами на разработку исключены. И наконец, нет необходимости отказываться от нынешних возможностей. Действительно, боекомплект может быть увеличен, а станции командира и заряжающего могут быть улучшены.

В целом, башня с уменьшенной уязвимостью, представленная здесь, - это недорогой и не связанный с риском способ быстрого улучшения танков M-60, находящихся на вооружении нашего парка. Один макет может быть изготовлен в течение нескольких недель. Благодаря простоте рекомендуемых изменений, войсковые испытания и инженерные исследования могут быть завершены в соответственно короткие сроки. Наконец, запасы необходимых деталей уже имеются в наличии, что может еще больше сократить время, необходимое для начала программы. Остается только начать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий