Рубрики

четверг, 7 февраля 2019 г.

Конструктивная схема БМ РСЗО «Град» с механизированной зарядкой пакета направляющих




Чебан Дмитрий Анатольевич, заместитель начальника 1 кафедры (артиллерийского, реактивного и ракетного вооружения) филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза), к. т. н., подполковник
Авдонин Дмитрий Михайлович, выпускник филиала ВА МТО (г. Пенза) 2018 года, лейтенант

Объектом исследований настоящей статьи являются основные образцы отечественных и зарубежных реак­тивных систем залпового огня.
На основе анализа основных оте­чественных и зарубежных РСЗО в статье изложен подход к разработ­ке компоновки боевой машины РСЗО на базе шасси КАМАЗ, способной перевозить восемьдесят реактивных снарядов (2 залпа) и перезаряжать пакет направляющих.
Представленная конструктивно­компоновочная схема боевой маши­ны содержит артиллерийскую часть, заимствованную от БМ-21, и спро­ектированный механизм зарядки. Значения нагрузок, полученные в ре­зультате компоновки БМ, удовлетво­ряют допустимым нагрузкам шасси КАМАЗА.
Работы по совершенствованию боевых возможностей реактивных систем залпового огня в России про­должаются. По мнению отечествен­ных военных специалистов, этот класс артиллерийского вооружения как нельзя лучше соответствует новой военной доктрине России да и любо­го другого государства, стремящего­ся создать мобильные и эффектив­ные вооруженные силы с небольшим числом профессиональных военно­служащих. Мало найдется образцов военной техники, немногочисленные расчеты которых управляли бы столь грозной ударной мощью.
Каждый вид ракетно-артиллерий­ского вооружения сухопутных войск имеет свои задачи. Поражение от­дельных удаленных объектов особой важности (складов, пунктов управ­ления, пусковых установок ракет) — дело управляемых ракет. Борьба же, например, с танковыми группиров­ками, войсками, рассредоточенными на значительных площадях, дистан­ционное минирование местности — задача РСЗО.


По мнению специалистов, дальней­шее совершенствование реактивных систем состоит в следующем: во-пер­вых, создание самонаводящихся и самоприцеливающихся суббоепри­пасов; во-вторых, сопряжение РСЗО с современными системами разведки, целеуказания и боевого управления (В таком сочетании они станут раз­ведывательно-ударными комплекса­ми, способными поражать даже ма­лоразмерные цели в пределах своей досягаемости; в-третьих, за счет при­менения более энергоемкого топлива и некоторых новых конструктивных решений уже в ближайшей перспек­тиве дальность стрельбы будет уве­личена до 100 км, без существенного снижения точности и повышения ко­эффициента рассеивания); в-четвер­тых, не полностью исчерпаны резервы по сокращению численности личного состава подразделений РСЗО.
Автоматизация операций зарядки пусковой установки и проведение необходимых подготовительных опе­раций на боевой позиции не только снизят численность боевого расчета, но и сократят время свертывания- развертывания системы, что лучшим образом скажется на ее живучести.
Опыт боевого применения систем залпового огня показал, что они явля­ются высокоэффективным оружием при стрельбе по площадным целям. Поэтому в послевоенные годы и в на­стоящее время не ослабевает интерес к созданию новых эффективных си­стем, устранению недостатков суще­ствующих комплексов.


Одним из предлагаемых направ­лений улучшения характеристик существующей реактивной системы залпового огня «Град» является увели­чение количества возимых выстрелов пусковой установки с 40 до 80 и при­менение механизма зарядки второго боекомплекта. Данные изменения позволят увеличить огневую мощь пусковой установки, уменьшить чис­ленность боевого расчета с 4-х до 2-х человек, а также сократить время пре­бывания на огневой позиции боевой машины и, как следствие, повысить коэффициент ее живучести.

1. Анализ основных зарубежных РСЗО
В нынешнее время список стран, производящих РСЗО, значительно расширился по сравнению с середи­ной 20-го века. Многие из них про­изводят по лицензии или просто ко­пируют наиболее удачные образцы других стран. Тем не менее ряд про­изводителей заслуживают наиболее пристального внимания.
Проведем обзор заслуживающих внимание зарубежных РСЗО с точки зрения наличия дополнительного за­паса РС и средств механизации заряд­ки пакета пусковых направляющих.

Реактивная система залпового огня «MLRS» (США)
РСЗО MLRS (рис. 1) включает са­моходную пусковую установку (ПУ), неуправляемые ракеты (НУР) М26 в ТПК и аппаратуру управления огнем.
Ходовая часть ПУ представляет собой шасси универсального гусе­ничного транспортера, созданного на базе американской боевой маши­ны пехоты М223 «Bradley». В брони­рованной кабине находится расчет (командир, оператор и механик-во­дитель), а также размещается аппара­тура управления огнем и средствами связи. Бортовая аппаратура управле­ния огнем обеспечивает непрерывное определение координат местоположе­ния ПУ, расчет данных для стрельбы, ведения огня и замену ТПК.
Артиллерийская часть включает установленную на гиростабилизированной вращающейся платформе металлическую коробчатую ферму с механизмом перезарядки, подъем­ный и поворотный механизмы, а так­же систему запуска НУРС.
Пусковая установка MLRS не имеет традиционных постоянных направ­ляющих (рис. 2). Для зарядки в гнезда ее бронированной коробчатой фермы (качающейся части ПУ) помещаются два снаряженных ТПК одноразово­го применения. Они представляют собой пакет из шести стеклопласти­ковых трубчатых направляющих, смонтированных в два ряда в короб­чатой ферме, выполненной из алю­миниевого сплава. ТПК снаряжают­ся ракетами на заводе-изготовителе и герметизируются, что обеспечивает сохранность НУР без обслуживания в течение десяти лет. Предстартовой подготовки ракет к стрельбе практи­чески не требуется.
Перезарядка пусковой установки производится посредством двух автономных заряжающих механизмов (с электромеханическими привода­ми), смонтированных на ПУ в короб­чатой ферме над гнездами для ТПК. Операция осуществляется одним- двумя номерами расчета с использо­ванием выносного пульта за 5-6 ми­нут. При нулевом угле возвышения механизм зарядки с помощью лебедки поднимает ТПК с земли вверх до упо­ра и вдвигает его в гнездо коробчатой фермы.

Рис. 1. РСЗО MLRS


Рис. 2. Разрядка РСЗО «MLRS»


Опыт боевых действий в Персид­ском заливе показал достаточно вы­сокую эффективность РСЗО MLRS. По оценкам зарубежных военных специалистов, залп одной ПУ такой системы эквивалентен по огневой мощи залпу 33-х 155-мм гаубиц.

Реактивная система залпового огня M87 «Orkan» (Югославия)
Боевая машина LRSV-262 M87 «Orkan» (рис. 3) размещается на моди­фицированном шасси грузового авто­мобиля повышенной проходимости.
Артиллерийская часть включает пакет из 12 трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспо­соблениями, а также электротехни­ческую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют на­водить пакет направляющих в верти­кальной плоскости от -0.5° (+22° при стрельбе вперед) до максимального
угла возвышения +56°. Угол горизон­тального наведения — ±110° от про­дольной оси машины. Наведение - ав­томатическое по командам системы управления огнем, полуавтоматиче­ское или ручное.

Рис. 3. РСЗО M87 «Orkan»

Зарядка боевой машины выпол­няется с помощью специального приспособления, устанавливаемого на направляющие и подключаемого к гидросистеме БМ (рис. 4).

Рис. 4. Зарядка РСЗО M87 «Orkan»

RM-85 (Чехия)
RM-7O/85 — 122-мм реактивная система залпового огня с 40 направ­ляющими, разработана в версии RM- 70 в бывшей Чехословакии в начале 1970-х годов. Впервые публично была представлена в 1972 г. на учени­ях Варшавского договора «Щит-72». В первой половине 1980-х годов пу­сковую установку модернизировали до версии RM-70/85. Обе версии ору­жия находятся на вооружении армий стран бывшего Варшавского догово­ра, а также Греции, Ливии, Турции и Зимбабве. В настоящее время ору­жие производится совместно чеш­ским предприятием TATRA Koprivnice (шасси) и словацкой фирмой ZTS Dubnica (артиллерийская часть).
Артиллерийская часть RM-70/85 (рис. 5) состоит из пакета с 40 труб­чатыми направляющими, поворотной рамы, механизмов наведения и соот­ветствующего электрооборудования (по своей конструкции она полностью идентична артиллерийской части БМ- 21), механизированной системы по­дачи снарядов и модифицированного шасси автомобиля «Татра» 815 VPR29 (8x8).

Рис. 5. БМ RM 70/85 на огневой позиции

Благодаря относительно большой длине шасси в средней его части удалось разместить оригинальное гидравлическое устройство для пе­резарядки пусковой установки, что существенно повышает ее огневые возможности: через две минуты после производства первого залпа RM-70 может дать второй залп и по­кинуть боевую позицию еще до того, как по ней будет нанесен ответный удар противника. Эта возможность обеспечивается гидравлическим устройством для механизированной перезарядки пусковой установки.
Оно представляет собой стеллаж, на котором размещается боезапас, состоящий из 40 реактивных сна­рядов. С помощью гидравлического привода снаряды могут перемещать­ся в горизонтальной плоскости в сто­рону кормы колесного шасси (в эту же сторону направлены и головные части ракет). Для перезарядки пакет направляющих артиллерийской части поворачивается на 180° и устанавли­вается с нулевым углом возвышения. Все 40 снарядов, расположенные на стеллаже, одновременно вдвига­ются в направляющие, после чего пу­сковая установка может продолжить стрельбу.
Предусмотрена также пере­зарядка пусковой установки вручную с помощью транспортно-заряжающей машины. Механизированная система подачи боеприпасов (емкостью 40 ра­кетных снарядов) расположена между кабиной водителя и направляющими. Она позволяет перевозить дополни­тельные ракетные снаряды М-210Ф и заряжать их в автоматическом или ручном режиме в направляющие не­посредственно после производства первого залпа. Система подачи бое­припасов (питания) управляется с ка­бины автомобиля. После производ­ства второго залпа ракетные снаряды с машин для перевозки боеприпасов загружаются в направляющие и си­стему питания вручную.

ТИП-90 (Китай)
Наиболее современным образцом семейства китайских 122-мм РСЗО, созданных на базе советской РСЗО БМ-21, является реактивная система «Тип 90» (рис. 6). В ней, кроме артил­лерийской части БМ-21, китайские конструкторы воспроизвели также систему механизированной зарядки, разработанную в ЧССР для РСЗО RM-70. 122-мм реактивная система залпового огня ТИП- 90 разработана корпорацией NORINCO в середине 1990-х как замена устаревшим 122-мм РСЗО Тип 81. Существенным отли­чием Тип 90 от Тип 81 стало наличие дополнительного комплекта реактив­ных снарядов, размещенных между артиллерийской частью и кабиной, время перезарядки которых состав­ляет две минуты после первого залпа.

Рис. 6. Боевая машина «ТИП 90»

РСЗО «Тип 90» выполнена по сле­дующей компоновочной схеме: в перед­ней части трехосного колесного шасси находится кабина механика-водителя и командира машины. За кабиной смонтирована система механизиро­ванного зарядки, включающая стеллаж для размещения 40 неуправляемых ре­активных снарядов, и гидравлический механизм, с помощью которого снаря­ды могут быть одновременно загруже­ны в направляющие артиллерийской части, расположенной в кормовой части шасси. Благодаря системе ме­ханизированной зарядки, РСЗО «Тип 90» по истечении двух минут после первого залпа может дать второй залп и покинуть огневую позицию, не до­жидаясь ответного удара противника. При этом, чтобы скрыть перемещение РСЗО «Тип 90» от агентурной и воз­душной разведки противника, машина снабжена сдвижным тентом, который в походном положении полностью за­крывает артиллерийскую часть и си­стему зарядки и придает машине вид обычного автофургона.
Залп ракет производится в трех ре­жимах: ручном, полуавтоматическом и автоматическом. При запуске ракет интервал составляет 0,5 сек, РСЗО может управляться как из кабины, так и с помощью выносного пульта управления. Перезарядка системы происходит в течение трех минут. На шасси установлена специальная гидравлическая крышка для защиты запасного комплекта ракет.

«БелГРАД» (Белоруссия)
Вооруженные Силы Республики Беларусь располагают 376 реактив­ными системами залпового огня (РСЗО), большую часть из которых составляют PCЗО БМ-21. Эти си­стемы состояли на вооружении дис­лоцированных на территории респуб­лики соединений Советской Армии, которые после распада СССР стали основой Вооруженных Сил незави­симой Беларуси. В последнее время перед командованием белорусской армии встала проблема значительного износа автомобильных шасси систем БМ-21. Решение этой проблемы было найдено в замене оригинального шас­си «Урал-375Д» на шасси вновь разра­ботанного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-6317.
Испытания первого опытного об­разца модернизированной РСЗО про­шли 23 декабря 1997 года. В настоящее время ведется доводка этой системы, получившей неофициальное назва­ние «Белград» — «Белорусский Град» (рис. 7). Использование в качестве шасси пусковой установки автомо­биля MA3-6317 позволило конструк­торам несколько изменить компоно­вочную схему установки. Дело в том, что МАЗ-6317 имеет почти вдвое большую длину грузовой платфор­мы по сравнению с «Уралом-375Д». Сохранение классической компоно­вочной схемы с размещением артил­лерийской части в корме пусковой установки позволило установить между кабиной и артиллерийской частью стеллажи для 40 реактивных снарядов, перезаряжать пусковую установку без использования транспортно-заряжающей машины и таким образом сократить время подготовки ко второму залпу.

Рис. 7. Белорусская БМ РСЗО «БелГРАД»

Основные требования, предъявляемые к комплексу РСЗО
В условиях современных высоко­маневренных и скоротечных боевых действий сухопутных войск комплекс реактивных систем залпового огня должен отвечать следующим требо­ваниям:

Рис. 8. Общий вид предлагаемой БМ РСЗО

1.               Быть способным поражать военную технику и живую силу противни­ка в районах их сосредоточения и на рубежах боевого развёртыва­ния по всей глубине боевого по­рядка;
2.               Наносить удары по походным ко­лоннам войск противника и при развёртывании их в предбоевой порядок;
3.               Иметь дальность стрельбы и по­движность, обеспечивающие эф­фективность поражения группо­вых целей по всей ширине фронта боевых действий первого эшелона и заблаговременный выход из боя до овладения занимаемых позиций ударными группировками против­ника;
4.               Обладать достаточно высокой точ­ностью поражения залпом батареи (взвода) ротных и взводных опор­ных пунктов противника на мини­мальных дистанциях стрельбы;
5.               Вести борьбу с танками противни­ка, развёртывающимися в боевой порядок;
6.               Быть в постоянной боевой готовно­сти к немедленному открытию огня.
Одним из путей удовлетворения требованиям 3, 6 является наличие на боевой машине дополнительного запаса реактивных снарядов и воз­можностей их механизированной зарядки в пакет пусковых направ­ляющих.


Обоснование выбранной конструкции изделия
Одним из важных факторов по­вышения характеристик современ­ных систем РСЗО является повыше­ние огневой мощи и мобильности.



Рис. 9. Общий вид предлагаемой БМ РСЗО


Рис. 10. Механизм зарядки БМ


Рис. 11. Механизм зарядки БМ (вид сверху)

Разрабатываемая пусковая установка предусматривает наличие второго боекомплекта с механизированной зарядкой на едином шасси с артил­лерийской частью от реактивной си­стемы БМ-21. В результате этих изме­нений огневая мощь разрабатываемой пусковой установки возрастает в два раза в сравнении с аналогом, так как пусковая установка может произве­сти последовательно два залпа и 80 выстрелов. Применение механизма перезарядки второго боекомплекта позволяет уменьшить время, затрачи­ваемое на перевод пусковой установ­ки из походного положения в боевое. В результате сокращается общее вре­мя пребывания пусковой установки на боевой позиции и, как следствие, повышается коэффициент живучести.
Боевая машина представляет со­бой самоходную реактивную уста­новку, состоящую из артиллерийской части, механизма зарядки второго боекомплекта и шасси автомобиля «КАМАЗ-63501» (рис. 8).
Артиллерийская часть (рис. 9) со­стоит из 40 пусковых направляющих (2), люльки, основания, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов, погона, механизмов стопорения, рамы (3), прицельных при­способлений, пневмооборудования, электропривода, аппаратуры управле­ния, вспомогательного оборудования и радио-оборудования.
Механизм зарядки (рис. 10, 11) предназначен для транспортировки дополнительного (второго) комплекта РС и механизированной зарядки БМ.
Механизм зарядки состоит из диа­фрагм (10, 11), досылателя (7), основа­ния (1), привода досылателя (7, рис. 9), подъемной части, подъемного меха­низма, поворотного механизма (уни­фицированного с приводом горизон­тальной наводки артиллерийской части), концевых выключателей.
Шасси служит для размещения ар­тиллерийской части, второго боеком­плекта с механизмом зарядки, вспо­могательного оборудования и состоит из шасси автомобиля «КАМАЗ — 63501» высокой проходимости, вы­полненного по схеме 8x8.


Рис. 12. Последовательность зарядки БМ


Рис. 13. Порядок пополнения механизма зарядки


Зарядки предполагается осуществ­лять в следующей последовательности (рис. 12):
  • расстопорить и перевести артил­лерийскую часть в положение для зарядки (00 по горизонтальной и вертикальной наводке) (рис. 12 а);
  • перевести платформу с помощью подъемного механизма в положение для зарядки;
  • с помощью механизма привода до- сылателя переместить досылатель в положение, когда РС головной частью войдут в направляющие (рис. 12 б);
  • расстопорить переднюю диафрагму;
  • механизмом привода досылателя переместить в положение, когда зад­няя диафрагма упрется в переднюю (рис. 12 в);
  • расстопорить заднюю диафрагму;
  • с помощью механизма привода до- сылателя дослать РС до срабатыва­ния обратного стопора (рис. 12 г). Загрузку механизма с грунта пред­полагается осуществлять в следую­щей последовательности (рис. 13):
  • перевести поворотным механизмом зарядное устройство на 900 относи­тельно продольной оси БМ;
  • вручную загрузить РС с платформы для загрузки РС или с машины для перевозки РС.
Боевая машина позволит вести стрельбу из кабины без подготовки огневой позиции, что обеспечива­ет возможность быстрого откры­тия огня. Большая мощность огня (80 выстрелов), дальность стрельбы и высокая маневренность позволя­ют успешно решать поставленные задачи. Предлагаемые технические характеристики в сравнении с анало­гом БМ-21 представлены в таблице.
Таким образом, предлагаемая бое­вая машина за счет совмещения ряда функций различных элементов ком­плекса РСЗО по многим параметрам превосходит классический образец типа БМ-21.

Заключение
Одним из способов повышения эф­фективности применения РСЗО явля­ется повышение мобильности и мо­гущества пусковых установок (ПУ) комплексов РСЗО, что может быть достигнуто устранением зависимости ПУ от взаимодействия с транспортно- заряжающей машиной и размещени­ем реактивных снарядов для второго залпа на самой ПУ.
В этой связи важной задачей яв­ляется создание новой конструкции боевой машины (БМ) РСЗО, позво­ляющей за короткий срок произвести перезарядку РС для второго залпа без участия ТЗМ или ручных трудозатрат расчета.
Для решения данной задачи пред­ложено техническое решение, направ­ленное на повышение эффективности боевого применения РСЗО путем со­вмещения функций БМ и ТЗМ на од­ной пусковой установке.

Список литературы
1.               В. И. Анурьев «Справочник конструктора ма­шиностроителя», в 3-х томах, Москва 1978 г.
2.               «Боевая машина БМ-21». Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Москва 1982 г.
3.               П. Ф. Дунаев «Конструирование узлов и деталей машин», Москва 1978 г.
4.               С. Ф. Богданова, А. Н. Ганичев, «Реактивное ору­жие залпового огня», Москва 1974 г.



Сборник Ракетно-техническое и артиллерийско-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - 2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий