Рубрики

четверг, 13 июня 2019 г.

40 лет назад, 14 июня 1979 умер выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов


40 лет назад, 14 июня 1979 умер выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов.



На данный момент не создано ничего способного заменить созданные под его руководством танки сейчас нет. Давно забыты проекты «Бунтарь», «Боксер» и Т-95. Туманно будущее «Арматы». А Т-64 и созданные на его основе Т-72, Т-80 их китайские и пакистанские собратья все еще самые массовые танки в мире.






16 (29) октября 1904 (Бежица, Брянский уезд, Орловская губерния, Российская империя) -
14 июня 1979 (Харьков, Украинская ССР).

А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ
Из журнала Вестник бронетанковой техники. 1980. №4

Дважды герой Социалистического Труда, лау­реат Ленинской и Государственной премий, гене­рал-майор-инженер Александр Александрович Мо­розов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, кон­струкция которых стала классической и определи­ла развитие мирового танкостроения на длитель­ный период.





Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г . на Харьковском паровозостроитель­ном заводе (ныне завод им. Малышева), с кото­рым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности дело­производителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалифи­кацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александ­рович участвовал в разработке гусеничного трак­тора «Коминтерн».

В декабре 1927 г . по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой кон­структор А. А. .Морозов. Первой работой коллек­тива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г . Алек­сандр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработ­ки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видно­го конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая тех­ническая эрудиция и удивительная способность на­ходить решения казалось бы неразрешимых проб­лем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Мо­розова.
В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г . был назначен главным конструктором тан­кового КБ. Ему импонировали упорство в дости­жении цели, творческая смелость в решении слож­ных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вско­ре его ближайшим помощником.

С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективно­го танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Алек­сандровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г . после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив раз­рабатывает «инициативный» танк Т-32, существен­ной особенностью которого была замена сложно­го колесно-гусеничного движителя на более прос­той и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.



Исключение колесного хода позволило не толь­ко значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длин­ноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему тан­ку Т-34.
К 1939 г . на основе большого опыта проекти­рования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного со­четания основных боевых свойств машины, полу­чившая реальное воплощение и развитие в тан­ках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время опреде­лились пути развития и повышения боевых ка­честв, в особенности броневой защиты танка.
В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в го­ды Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высо­кую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артил­лерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гу­сеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.
Танк Т-34 создавался конструкторским коллек­тивом Харьковского завода им. Коминтерна снача­ла под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г . — под руководством А. А. Моро­зова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрега­тов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кош­киным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.
В 1940 г . А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый орга­низатор, способный взять на себя всю ответствен­ность за решение поставленных перед коллективом задач.

В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Кон­структорский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейше­му совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации произ­водства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.
В 1943 г . на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.
Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкто­рам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г . на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с но­выми немецкими танками.


Толщина брони в лобовой части была увеличе­на до 90 мм . Для улучшения обзорности с 1944 г . танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых при­боров. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорос­ти, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть кон­структоров на новое проектирование. В весьма ко­роткие сроки на основе узлов Т-34 был спроекти­рован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, глав­ный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по бое­вым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался не­долго и послужил переходной моделью к еще бо­лее совершенному танку.
Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г . создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, ста­билизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управле­нием, амортизаторами в ходовой части, обогревате­лем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубеж­ные танки и благодаря своему техническому уров­ню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.
До 60-х .гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадле­жали к одному поколению отечественного танко­строения и были дальнейшим развитием концеп­ции, воплощенной в танке Т-34 еще в1939 г .



19 ноября 1951 г . Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей ра­боты и назначается главным конструктором заво­да им. Малышева, а через год развертывает рабо­ты по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Алек­сандр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов кон­струкции танка. Сформированная им группа ново­го проектирования проработала ряд новых компо­новок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двух­тактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и меха­низмов поворота, что отвечало одному из основ­ных принципов Александра Александровича — ра­циональное совмещение функций узлов. Кроме то­го, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.
Этот вариант от­личала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архи­тектура корпуса и башни. Образец этого танка по­лучил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Алек­сандр Александрович выделил ключевую — повы­шение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александ­рович видел залог успеха будущего проекта.



Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими харак­теристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик .новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и прин­ципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное произ­водство. На очередном совещании перед ведущи­ми конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так на­чался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конеч­но же, не пропала даром: большая часть конструк­тивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.
А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоми­нал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сде­лаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схема­ми и конструкциями узлов, новыми идеями по­строения сложных механизмов.
Творческий подъем в коллективе, организатор­ский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовер­шенствований следует отметить следующие:
·       ликвидирован трудоемкий и медленный про­цесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с ра­циональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил сущест­венно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;
·       осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противо­радиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;
·       создано MTO самого малого объема ( 2,7 м3 ) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;
·       осуществлена кратчайшая передача мощ­ности от двигателя к ведущему колесу посредст­вом соосной компоновки силовой передачи;
·       объединены функции КПП и механизма по­ворота с помощью двух планетарных бортовых ко­робок передач;
·       создана самая легкая ходовая часть с весь­ма энергоемкой подвеской и катками, с внутрен­ним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;
·       приманен 'Гидропривод в сочетании с плане­тарными КП. по много раз облегчивший управле­ние танком;
·       встроено оборудование подводного вожде­ния (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий