40 лет назад, 14 июня 1979 умер выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов.
16 (29) октября 1904 (Бежица, Брянский уезд, Орловская губерния, Российская империя) -
14 июня 1979 (Харьков, Украинская ССР).
А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ
Из журнала Вестник бронетанковой техники. 1980. №4
14 июня 1979 (Харьков, Украинская ССР).
А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ
Из журнала Вестник бронетанковой техники. 1980. №4
Дважды герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генерал-майор-инженер Александр Александрович Морозов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, конструкция которых стала классической и определила развитие мирового танкостроения на длительный период.
Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г . на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне завод им. Малышева), с которым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности делопроизводителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалификацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александрович участвовал в разработке гусеничного трактора «Коминтерн».
В декабре 1927 г . по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой конструктор А. А. .Морозов. Первой работой коллектива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г . Александр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видного конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая техническая эрудиция и удивительная способность находить решения казалось бы неразрешимых проблем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Морозова.
В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г . был назначен главным конструктором танкового КБ. Ему импонировали упорство в достижении цели, творческая смелость в решении сложных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вскоре его ближайшим помощником.
С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективного танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Александровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г . после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив разрабатывает «инициативный» танк Т-32, существенной особенностью которого была замена сложного колесно-гусеничного движителя на более простой и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.
Исключение колесного хода позволило не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длинноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему танку Т-34.
К 1939 г . на основе большого опыта проектирования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного сочетания основных боевых свойств машины, получившая реальное воплощение и развитие в танках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время определились пути развития и повышения боевых качеств, в особенности броневой защиты танка.
В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высокую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артиллерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.
Танк Т-34 создавался конструкторским коллективом Харьковского завода им. Коминтерна сначала под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г . — под руководством А. А. Морозова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрегатов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кошкиным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.
В 1940 г . А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый организатор, способный взять на себя всю ответственность за решение поставленных перед коллективом задач.
К 1939 г . на основе большого опыта проектирования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного сочетания основных боевых свойств машины, получившая реальное воплощение и развитие в танках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время определились пути развития и повышения боевых качеств, в особенности броневой защиты танка.
В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высокую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артиллерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.
Танк Т-34 создавался конструкторским коллективом Харьковского завода им. Коминтерна сначала под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г . — под руководством А. А. Морозова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрегатов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кошкиным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.
В 1940 г . А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый организатор, способный взять на себя всю ответственность за решение поставленных перед коллективом задач.
В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Конструкторский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейшему совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации производства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.
В 1943 г . на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.
Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкторам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г . на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими танками.
Толщина брони в лобовой части была увеличена до 90 мм . Для улучшения обзорности с 1944 г . танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых приборов. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорости, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть конструкторов на новое проектирование. В весьма короткие сроки на основе узлов Т-34 был спроектирован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, главный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по боевым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался недолго и послужил переходной моделью к еще более совершенному танку.
Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г . создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, стабилизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управлением, амортизаторами в ходовой части, обогревателем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубежные танки и благодаря своему техническому уровню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.
До 60-х .гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадлежали к одному поколению отечественного танкостроения и были дальнейшим развитием концепции, воплощенной в танке Т-34 еще в1939 г .
Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г . создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, стабилизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управлением, амортизаторами в ходовой части, обогревателем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубежные танки и благодаря своему техническому уровню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.
До 60-х .гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадлежали к одному поколению отечественного танкостроения и были дальнейшим развитием концепции, воплощенной в танке Т-34 еще в1939 г .
19 ноября 1951 г . Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей работы и назначается главным конструктором завода им. Малышева, а через год развертывает работы по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Александр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов конструкции танка. Сформированная им группа нового проектирования проработала ряд новых компоновок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двухтактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и механизмов поворота, что отвечало одному из основных принципов Александра Александровича — рациональное совмещение функций узлов. Кроме того, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.
Этот вариант отличала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архитектура корпуса и башни. Образец этого танка получил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Александр Александрович выделил ключевую — повышение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александрович видел залог успеха будущего проекта.
Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими характеристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик .новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и принципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное производство. На очередном совещании перед ведущими конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так начался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конечно же, не пропала даром: большая часть конструктивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.
А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоминал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сделаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схемами и конструкциями узлов, новыми идеями построения сложных механизмов.
Творческий подъем в коллективе, организаторский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовершенствований следует отметить следующие:
· ликвидирован трудоемкий и медленный процесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с рациональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил существенно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;
· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противорадиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;
· создано MTO самого малого объема ( 2,7 м3 ) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;
· осуществлена кратчайшая передача мощности от двигателя к ведущему колесу посредством соосной компоновки силовой передачи;
· объединены функции КПП и механизма поворота с помощью двух планетарных бортовых коробок передач;
· создана самая легкая ходовая часть с весьма энергоемкой подвеской и катками, с внутренним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;
· приманен 'Гидропривод в сочетании с планетарными КП. по много раз облегчивший управление танком;
· встроено оборудование подводного вождения (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.
Творческий подъем в коллективе, организаторский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовершенствований следует отметить следующие:
· ликвидирован трудоемкий и медленный процесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с рациональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил существенно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;
· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противорадиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;
· создано MTO самого малого объема ( 2,7 м3 ) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;
· осуществлена кратчайшая передача мощности от двигателя к ведущему колесу посредством соосной компоновки силовой передачи;
· объединены функции КПП и механизма поворота с помощью двух планетарных бортовых коробок передач;
· создана самая легкая ходовая часть с весьма энергоемкой подвеской и катками, с внутренним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;
· приманен 'Гидропривод в сочетании с планетарными КП. по много раз облегчивший управление танком;
· встроено оборудование подводного вождения (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий