МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ
ШАССИ
ОАО "РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
А.И. Прокопович, главный
конструктор
ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" (г. Рубцовск, Алтайский край)
ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" (г. Рубцовск, Алтайский край)
С момента основания (
Поиск решений по увеличению проходимости гусеничных машин привел к схеме двухзвенной 4-гусеничной машины с кинематическим способом поворота путем взаимного складывания звеньев. В 1982 году Рубцовским машиностроительным заводом был завершен комплекс опытно-конструкторских работ по созданию большегрузных двухзвенных снегоболотоходных машин семейства "Витязь". В этом же году машины были приняты на вооружение. Советской армией, а их серийное производство начато в башкирском филиале Рубцовского машиностроительного завода, впоследствии преобразованном в Ишимбайский завод транспортного машиностроения. В 1987 году вся тематика по гусеничным шасси была передана в Семипалатинский и Ишимбайский филиалы, а Рубцовский машиностроительный завод перешел на выпуск специальных машин на шасси БМП.
Начиная с 1989 года, в том числе в рамках конверсии оборонного производства, на РМЗ создано несколько модификаций машин, которые могут быть использованы в качестве шасси под монтаж вооружения и военной техники, перевозки личного состава и военно-технического имущества:
- Модернизированный гусеничный
транспортер-тягач ГТ-ТМ - принят на вооружение, серийно производится в
интересах народного хозяйства. Транспортер может применяться, как средство
тылового обеспечения войск.
- Универсальное гусеничное шасси
521М1 -производится малыми партиями в интересах народного хозяйства. Шасси
разработано на узлах и агрегатах БМП-1 и БМП-2, однако имеет более высокие
показатели проходимости, позволяющие его применение в качестве гусеничного
вездехода. Имеет модульную конструкцию, легко адаптируется под монтаж
различного технологического оборудования.
- Многоцелевая бронированная
машина 502ТБ - создана на базе шасси КШМ "Поток-4(1)" на узлах и
агрегатах БМП-3 в стальном корпусе. 4 опытных образца машины проходят
государственные испытания в составе комплекса "Алтаец". По
параметрам полезной грузоподъемности и полезного объема в настоящее время
эта машина является единственной современной альтернативой широко
распространенному в войсках шасси МТ-Лбу, а по подвижности, проходимости и
защищенности - значительно его превосходит. При создании машины реализован
принцип полной адаптации шасси к монтируемому на нем оборудованию.
- Двухзвенный гусеничный
транспортер ДТ-4П и его бронированная модификация ДТ-ЗПБ - машины,
обладающие характеристиками проходимости, недостижимыми для одиночных
вездеходов, поэтому в труднодоступных районах являются практически
единственным наземным средством доставки личного состава и военно-технического
имущества. Учитывая модульность конструкции, на их базе может быть создано
семейство машин различного назначения для действий сухопутных войск в
труднодоступных районах с суровыми климатическими условиями. Следует
отметить, что в настоящее время парк многоцелевых гусеничных шасси в
вооруженных силах представлен в основном многоцелевыми
транспортерами-тягачами МТ-ЛБ и МТ-Лбу иностранного производства.
Пополнение войск этими машинами не проводится более 10 лет, поэтому даже
находящаяся на хранении техника в настоящее время не соответствует
предъявляемым к ней требованиям по надежности. Гусеничные шасси особо
высокой проходимости вообще отсутствуют в войсках, кроме единичных
экземпляров двухзвенных транспортеров большой грузоподъемности семейства "Витязь".
Однако, в условиях ограничения ассигнований, выделяемых Минобороны на закупку техники, в настоящее время не производится даже восстановление ресурса шасси, находящихся в войсках. Небольшой госзаказ на капитальный ремонт МТ-ЛБ не может удовлетворить имеющиеся потребности даже в обозримом будущем. Капитальный ремонт МТ-Лбу вообще поручается непрофильным предприятиям-потребителям шасси под монтаж ВВТ (пример - госзаказ ОАО "Мотовилихинские заводы" на капремонт установки 2С1, включая базовое шасси).
В то же время на заводах промышленности активно ведутся работы по продвижению на рынок машин подобного класса в интересах народного хозяйства, проводится отработка конструкции по результатам их реальной эксплуатации, но результаты этой работы остаются невостребованными. В частности на Рубцовском машиностроительном заводе с 1995 года серийно производится заказанный в свое время Минобороны гусеничный транспортер ГТ-ТМ. За прошедший период конструкция машины отработана по результатам эксплуатации в разных климатических районах. Для утверждения внесенных в конструкцию изменений необходимо изготовить два опытных образца и провести типовые испытания, однако на неоднократные предложения завода ответ из Минобороны до сих пор не получен.
Опытно-конструкторские работы по созданию базовых шасси ВГМ легкой категории по массе, которые проводятся в настоящее время, получат реальную реализацию только через 5-8 лет и, к тому же, потребуют комплекса мероприятий по подготовке производства новых машин, поэтому сегодня представляется актуальным рассмотреть вопрос использования имеющегося научно-технического задела предприятий промышленности.
Рубцовский машиностроительный завод уже сейчас готов сотрудничать по данной тематике в следующих направлениях:
- Серийное производство
модернизированных гусеничных транспортеров-тягачей ГТ-ТМ.
- Проведение приемочных
испытаний, постановка на производство и серийное производство многоцелевой
бронированной машины 502ТБ.
- Проведение капитального ремонта
многоцелевых гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ, МТ-Лбу и
шасси артустановки 2С1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий