Рубрики

вторник, 29 августа 2017 г.

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ ШАССИ ОАО "РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"




МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ ШАССИ
ОАО "РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"

А.И. Прокопович, главный конструктор
ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" (г. Рубцовск, Алтайский край)

      Одним из важнейших направлений деятельности открытого акционерного общества "Рубцовский машиностроительный завод" являются разработка и изготовление транспортных средств, предназначенных для тяжелых дорожных и климатических условий. Работы в этом направлении ведутся применительно к военным гусеничным машинам и машинам гражданского назначения. При этом преследуется цель максимально возможной унификации машин по основным узлам и агрегатам, а также "наложения" их производства на единую технологию изготовления.
      С момента основания (1959 г.) заводом производился гусеничный транспортер-тягач ГТ-Т, хорошо зарекомендовавший себя при освоении нефтяных месторождений Западной Сибири. На базе этого транспортера разработаны несколько модификаций машин различного назначения для перевозки личного состава, вооружения и военной техники. В то же время, используемая в этих машинах традиционная компоновочная схема, при которой площадь опорных ветвей гусениц составляет относительно небольшую часть от общей проекции машины (не более 30%), не позволяет достаточно эффективно их применять в районах со слабой несущей способностью грунтов. Это ограничение обусловлено избыточным для этих грунтов средним удельным давлением, недостатками бортового способа поворота, невозможностью развития опорной поверхности в связи с жестким ограничением для одиночных машин соотношения между базой и колеёй.
      Поиск решений по увеличению проходимости гусеничных машин привел к схеме двухзвенной 4-гусеничной машины с кинематическим способом поворота путем взаимного складывания звеньев. В 1982 году Рубцовским машиностроительным заводом был завершен комплекс опытно-конструкторских работ по созданию большегрузных двухзвенных снегоболотоходных машин семейства "Витязь". В этом же году машины были приняты на вооружение. Советской армией, а их серийное производство начато в башкирском филиале Рубцовского машиностроительного завода, впоследствии преобразованном в Ишимбайский завод транспортного машиностроения. В 1987 году вся тематика по гусеничным шасси была передана в Семипалатинский и Ишимбайский филиалы, а Рубцовский машиностроительный завод перешел на выпуск специальных машин на шасси БМП.
      Начиная с 1989 года, в том числе в рамках конверсии оборонного производства, на РМЗ создано несколько модификаций машин, которые могут быть использованы в качестве шасси под монтаж вооружения и военной техники, перевозки личного состава и военно-технического имущества:

  • Модернизированный гусеничный транспортер-тягач ГТ-ТМ - принят на вооружение, серийно производится в интересах народного хозяйства. Транспортер может применяться, как средство тылового обеспечения войск.
  • Универсальное гусеничное шасси 521М1 -производится малыми партиями в интересах народного хозяйства. Шасси разработано на узлах и агрегатах БМП-1 и БМП-2, однако имеет более высокие показатели проходимости, позволяющие его применение в качестве гусеничного вездехода. Имеет модульную конструкцию, легко адаптируется под монтаж различного технологического оборудования.
  • Многоцелевая бронированная машина 502ТБ - создана на базе шасси КШМ "Поток-4(1)" на узлах и агрегатах БМП-3 в стальном корпусе. 4 опытных образца машины проходят государственные испытания в составе комплекса "Алтаец". По параметрам полезной грузоподъемности и полезного объема в настоящее время эта машина является единственной современной альтернативой широко распространенному в войсках шасси МТ-Лбу, а по подвижности, проходимости и защищенности - значительно его превосходит. При создании машины реализован принцип полной адаптации шасси к монтируемому на нем оборудованию.
  • Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-4П и его бронированная модификация ДТ-ЗПБ - машины, обладающие характеристиками проходимости, недостижимыми для одиночных вездеходов, поэтому в труднодоступных районах являются практически единственным наземным средством доставки личного состава и военно-технического имущества. Учитывая модульность конструкции, на их базе может быть создано семейство машин различного назначения для действий сухопутных войск в труднодоступных районах с суровыми климатическими условиями. Следует отметить, что в настоящее время парк многоцелевых гусеничных шасси в вооруженных силах представлен в основном многоцелевыми транспортерами-тягачами МТ-ЛБ и МТ-Лбу иностранного производства. Пополнение войск этими машинами не проводится более 10 лет, поэтому даже находящаяся на хранении техника в настоящее время не соответствует предъявляемым к ней требованиям по надежности. Гусеничные шасси особо высокой проходимости вообще отсутствуют в войсках, кроме единичных экземпляров двухзвенных транспортеров большой грузоподъемности семейства "Витязь".
      Наряду с этим имеется реальная потребность различных родов войск в гусеничных шасси под монтаж ВВТ, что подтверждается поступающими запросами промышленных предприятий по поставкам шасси, аналогичным по грузоподъемности МТ-Лбу или выше.
      Однако, в условиях ограничения ассигнований, выделяемых Минобороны на закупку техники, в настоящее время не производится даже восстановление ресурса шасси, находящихся в войсках. Небольшой госзаказ на капитальный ремонт МТ-ЛБ не может удовлетворить имеющиеся потребности даже в обозримом будущем. Капитальный ремонт МТ-Лбу вообще поручается непрофильным предприятиям-потребителям шасси под монтаж ВВТ (пример - госзаказ ОАО "Мотовилихинские заводы" на капремонт установки 2С1, включая базовое шасси).
      В то же время на заводах промышленности активно ведутся работы по продвижению на рынок машин подобного класса в интересах народного хозяйства, проводится отработка конструкции по результатам их реальной эксплуатации, но результаты этой работы остаются невостребованными. В частности на Рубцовском машиностроительном заводе с 1995 года серийно производится заказанный в свое время Минобороны гусеничный транспортер ГТ-ТМ. За прошедший период конструкция машины отработана по результатам эксплуатации в разных климатических районах. Для утверждения внесенных в конструкцию изменений необходимо изготовить два опытных образца и провести типовые испытания, однако на неоднократные предложения завода ответ из Минобороны до сих пор не получен.
      Опытно-конструкторские работы по созданию базовых шасси ВГМ легкой категории по массе, которые проводятся в настоящее время, получат реальную реализацию только через 5-8 лет и, к тому же, потребуют комплекса мероприятий по подготовке производства новых машин, поэтому сегодня представляется актуальным рассмотреть вопрос использования имеющегося научно-технического задела предприятий промышленности.
      Рубцовский машиностроительный завод уже сейчас готов сотрудничать по данной тематике в следующих направлениях:


  • Серийное производство модернизированных гусеничных транспортеров-тягачей ГТ-ТМ.
  • Проведение приемочных испытаний, постановка на производство и серийное производство многоцелевой бронированной машины 502ТБ.
  • Проведение капитального ремонта многоцелевых гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ, МТ-Лбу и шасси артустановки 2С1. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email