Патент 43 633
(57) Реферат:
1. Модернизированный танк, содержащий базовое шасси с моторно-трансмиссионным отделением и орудийную башню, закрепленную на погонном устройстве и оборудованную штатным автоматом заряжания в боевом отделении, отличающийся тем, что за башней танка установлен дополнительный автомат заряжания, для монтажа которого на наружной поверхности кормовой стенки башни симметрично линии заряжания пушки приварены два несущих кронштейна коробчатой формы, на консольных частях которых через верхние и нижние узлы крепления съемно закреплен контейнер забашенного автомата заряжания, при этом в кормовой стенке башни на линии заряжания пушки выполнено отверстие для прохода выстрелов из контейнера.
2. Модернизированный танк по п.1, отличающийся тем, что каждый верхний узел крепления контейнера забашенного автомата заряжания выполнен в виде упора несущего кронштейна взаимодействующего через распорный клин с захватом на контейнере, при этом на захвате выполнен уклон, а клин размещен с возможностью осевого перемещения с помощью установочного винта по уклону захвата с обеспечением перемещения, установки и фиксации контейнера в заданном положении с упором в платики, жестко закрепленные на несущих кронштейнах.
3. Модернизированный танк по п.1, отличающийся тем, что каждый нижний узел крепления контейнера забашенного автомата заряжания выполнен в виде опоры, жестко закрепленной на несущем кронштейне и снабженной отверстием под выступ на контейнере, взаимодействующих через распорный клин, установленный в совмещенные прямоугольные отверстия в указанных опоре и выступе, с возможностью осевого перемещения с помощью установочного винта по наклонной поверхности в отверстии выступа, с обеспечением перемещения, установки и фиксации контейнера в заданном положении с упором в платики, жестко закрепленные на несущих кронштейнах.
4. Модернизированный танк по п.1, отличающийся тем, что правый борт башни оборудован съемными кронштейнами для крепления наружного оборудования с обеспечением возможности доступа к моторно-трансмиссионному отделениию без демонтажа контейнера забашенного автомата заряжания.
Полезная модель относится к области танкостроения, а именно к модернизированным танкам и может быть использована для модернизации танков Т-72, Т-80, Т-90 и их модификаций, значительный парк которых находится на вооружении армий различных стран мира, до уровня современных требований к боевой эффективности танков.
Известно (см. "Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55", М., "Воениздат МО СССР", 1966 г., стр.41), что в указанном танке боевой комплект 100-мм унитарных выстрелов размещен в специальных укладках в корпусе и башне танка и двух баках-стеллажах. При этом количество выстрелов ограничено величиной забронированного объема, а их малый калибр не обеспечивает пробития броневой защиты танков последующих поколений.
У современных танков резко возросла масса и размеры боеприпасов для пушек калибра 120÷125-мм, что существенно повышает их пробивную силу. Параллельно с увеличением массы снарядов и их пробивной силы, наблюдается также и усиление броневой защиты. Такая непрекращающаяся конкуренция усиления броневой защиты и пробивной силы снарядов привела к тому, что несмотря на весьма современную технологию защиты, дающую экономию массы, масса современных танков в западных армиях составляет 50÷55 т и более. Немаловажную роль играет также решение проблемы силуэта танка, поскольку чем крупнее его параметр, тем больше вероятность его поражения.
Известен основной танк армии США "Абраме" (см. книгу "Современные танки" под редакцией Сафонова Б.С. и Мураховского В.И., М., "Арсенал - Прогресс", 1995 г., стр.136) боевой массой 63,1 т и высотой по крыше башни 2438 мм. Боекомплект 120-мм пушки состоит из 40 унитарных выстрелов с частично сгорающей гильзой, из которых 34 находятся за открывающимися броневыми перегородками в кормовой нише башни, а остальные - в боеукладке в нижней части боевого отделения. Заряжание пушки происходит вручную, а современное поколение 120-мм танковых
выстрелов для пушки приближается к пределу возможностей члена экипажа по эффективному и безопасному заряжанию. Кроме того, использование боеприпасов со сгораемыми гильзами привело к увеличению хрупкости боеприпасов, что делает правильное обращение с ними еще более важным требованием.
Поэтому введение автомата заряжания (AЗ) взамен одного из членов экипажа может свести до минимума требования к объему башни и броневой защите, снизить рабочую нагрузку на экипаж при увеличении скорострельности.
Известен танк "Леклерк" боевой массой 54,6 т и высотой по башне 2460 мм, который производится во Франции (см. тот же источник стр.154).
AЗ установлен в нише башни и изолирован от боевого отделения. Выбор типа снаряда, вывод его на линию заряжания и собственно цикл заряжания независимы друг от друга, что сокращает время подготовки выстрела.
Но для использования указанного AЗ требуется изготовление башни, что экономически неприемлемо при модернизации ранее выпущенных танков.
Известны танки Т-72, Т-80 и Т-90 производства СССР и РФ (см. тот же источник стр.111-134), которые имеют схожее размещение AЗ, чем и обусловены их общие недостатки, например танк Т-72Б боевой массой 44,5 т, принимаемый за проторил заявляемого технического решения. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер AЗ, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 м3 и уменьшить высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
В виду того, что в конвейере AЗ размещено только 22, а остальные 23 выстрела - в немеханизированных боеукладках корпуса и башни, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени, что в боевой обстановке повышает
вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.
Настоящей полезной моделью решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ.
Поставленная задача решается тем, что за башней танка установлен дополнительный автомат заряжания, для монтажа которого на наружной поверхности кормовой стенки башни симметрично линии заряжания пушки приварены два несущих кронштейна коробчатой формы, на консольных частях которых через верхние и нижние узлы крепления съемно закреплен контейнер забашенного автомата заряжания, при этом в кормовой стенке башни на линии заряжания пушки выполнено отверстие для прохода выстрелов из контейнера.
Каждый верхний узел крепления контейнера забашенного AЗ выполнен в виде упора несущего кронштейна, взаимодействующего через распорный клин с захватом на контейнере, при этом на захвате выполнен уклон, а клин размещен с возможностью осевого перемещения с помощью установочного винта по уклону захвата с обеспечением перемещения, установки и фиксации контейнера в заданном положении с упором в платики, жестко закрепленные на несущих кронштейнах.
Каждый нижний узел крепления контейнера забашенного AЗ выполнен в виде опоры, жестко закрепленной на несущем кронштейне и снабженной отверстием под выступ на контейнере, взаимодействующих через распорный клин, установленный в совмещенные прямоугольные отверстия в указанных опоре и выступе с возможностью осевого перемещения с помощью установочного винта по наклонной поверхности, выполненной в отверстии выступа, с обеспечением перемещения, установки и фиксации контейнера в заданном положении с упором в платики, жестко закрепленные на несущих кронштейнах.
Правый борт башни оборудован съемными кронштейнами для крепления наружного оборудования с обеспечением возможности доступа к
моторно-трансмиссионному отделению без демонтажа контейнера забашенного AЗ.
Анализ отличительных признаков показал, что:
- приварка на наружной поверхности кормовой стенки башни симметрично линии заряжания пушки двух несущих кронштейнов коробчатой формы, выполнение в кормовой стенке башни на линии заряжания пушки отверстия для прохода выстрелов, обеспечили возможность установки на консольных частях кронштейнов съемного контейнера забашенного AЗ, значительно увеличить боекомплект в механизированной укладке и тем самым повысить боевые возможности танков 7-72, Т-80 и Т-90;
- выполнение каждого верхнего узла крепления контейнера забашенного AЗ в виде упора несущего кронштейна, взаимодействующего через распорный клин с захватом на контейнере, и каждого нижнего узла крепления контейнера в виде опоры, жестко закрепленной на несущем кронштейне и снабженной отверстием под выступ на контейнере, взаимодействующих через распорный клин, выполнение клиньев с возможностью осевого перемещения с помощью установочных винтов по ответным наклонным поверхностям, обеспечивает перемещение, установку и надежное закрепление контейнера в заданном положении на несущих кронштейнах;
- оборудование правого борта башни съемными кронштейнами для крепления наружного оборудования, обеспечивают возможность доступа для обслуживания и ремонта агрегатов, размещенных в моторно-трансмиссионном отделении без демонтажа контейнера забашенного AЗ.
Полезная модель поясняется чертежами, где изображено:
- на фиг.1 - вид сбоку на модернизированный танк;
- на фиг.2 - вид сверху на модернизированный танк;
- на фиг.3 - вид на башню сверху с демонтированным контейнером забашенного AЗ;
- на фиг.4 - сечение А-А фиг.3;
- на фиг.5 - верхний узел крепления контейнера забашенного AЗ, сечение Б-Б фиг.4;
- на фиг.6 - нижний узел крепления контейнера забашенного AЗ, сечение В-В фиг.4.
Модернизированный танк Т-72, Т-80 или Т-90 содержит (см. фиг.1, 2) базовое шасси 1 с моторно-трансмиссионным отделением (МТО) 2 и орудийную башню 3, которая закреплена на погонном устройстве шасси 1 и оборудована штатным AЗ, размещенным в боевом отделении (на фиг. не показаны).
За башней 3 установлен съемный контейнер 4 с дополнительным AЗ. Для его монтажа на наружной поверхности кормовой стенки 5 башни 3 симметрично линии заряжания пушки приварены два несущих кронштейна 6, 7 коробчатой формы (см. фиг.3), на консольных частях которых выполнены узлы крепления контейнера 4 (см. фиг.4).
Верхние узлы крепления (см. фиг.5) выполнены в виде упоров 8 на верхних горизонтальных площадках несущих кронштейнов 6, 7, которые взаимодействует через распорные клинья 9 с захватами 10, жестко закрепленными на контейнере 4. Клинья 9 размещены между упорами 8 и захватами 10 с возможностью осевого перемещения по уклонам "а" захватов 10 с помощью установочных винтов 11, которые вворачиваются в планки 12, приваренные к упорам 8 и несущим кронштейнам 6, 7.
Нижние узлы крепления (см. фиг.6) выполнены в виде опор 13, 14, жестко закрепленных на несущих кронштейнах 6, 7 и снабженных отверстиями "б" под выступы 15 контейнера 4. В указанных опорах и выступах выполнены четырехгранные отверстия "в" в которые при их совмещении устанавливаются распорные клинья 9 с возможностью осевого перемещения по наклонным поверхностям "г", выполненным в отверстиях "в" выступов 15, с помощью установочных винтов 11, которые вворачиваются в планки 16, приваренные к опорам 13, 14.
Установка контейнера 4 в заданном положении на узлах крепления определяется его упором в платики 17, расположенные в одной плоскости "д" и жестко закрепленные на несущих кронштейнах б, 7.
В кормовой стенке 5 башни 3 на линии заряжания пушки выполнено отверстие "е" для прохода выстрелов из контейнера 4.
Для обеспечения открывания крыши МТО танка при повернутой вправо на 45° башне 3, ее правый борт оборудован съемными кронштейнами крепления системы пуска дымовых гранат 18, пулеметной коробки с лентами 19 и ящика ЗИП 20
При модернизации танка производится доработка башни 3:
- на наружной поверхности кормовой стенки 5 башни 3 симметрично линии заряжания пушки привариваются два несущих кронштейна 6, 7;
- в кормовой стенке 5 башни 3 на линии заряжания пушки выполняется отверстие "е".
После чего производят монтаж контейнера 4 забашенного AЗ.
Для этого захваты 10 заводят за упоры 8, между ними устанавливают распорные клинья 9, заворачивая установочные винты 11 в планки 12. Выступы 15 контейнера 4 заводят в отверстия "б" опор 13, 14, совмещают отверстия "в" и устанавливают в них распорные клинья 9, заворачивая установочные винты 11 в планки 16. Дальнейшим вворачиванием винтов 11 в планки 12 и 16, распорные клинья 9 перемещаются в осевом направлении и, воздействуя на уклоны "а" захватов 10 и наклонные поверхности "г" в отверстиях "в" выступов 15, перемещают контейнер 4 до упора в платики 17 и фиксируют его в заданном положении.
При необходимости демонтажа контейнера 4,. выворачиванием винтов 11 из планок 12, 16, распорные клинья 9 перемещаются в противоположном направлении, вынимаются из узлов крепления, освобождая их элементы.
Для проведения работ по ремонту и обслуживанию систем и агрегатов, размещенных в МТО, башня разворачивается вправо на 45°, снимаются кронштейны 18, 19 и 20, чем обеспечивается доступ в МТО без демонтажа контейнера 4.
Работает модернизированный танк в двух режимах: при выполнении заряжания пушки забашенным AЗ, отверстие "е" обеспечивает досылание зарядов из контейнера 4, а заряжание штатным A3 происходит в обычном режиме.
Таким образом, настоящей полезной моделью решена поставленная
задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ.
Формула полезной модели
1. Модернизированный танк, содержащий базовое шасси с моторно-трансмиссионным отделением и орудийную башню, закрепленную на погонном устройстве и оборудованную штатным автоматом заряжания в боевом отделении, отличающийся тем, что за башней танка установлен дополнительный автомат заряжания, для монтажа которого на наружной поверхности кормовой стенки башни симметрично линии заряжания пушки приварены два несущих кронштейна коробчатой формы, на консольных частях которых через верхние и нижние узлы крепления съемно закреплен контейнер забашенного автомата заряжания, при этом в кормовой стенке башни на линии заряжания пушки выполнено отверстие для прохода выстрелов из контейнера.
2. Модернизированный танк по п.1, отличающийся тем, что каждый верхний узел крепления контейнера забашенного автомата заряжания выполнен в виде упора несущего кронштейна взаимодействующего через распорный клин с захватом на контейнере, при этом на захвате выполнен уклон, а клин размещен с возможностью осевого перемещения с помощью установочного винта по уклону захвата с обеспечением перемещения, установки и фиксации контейнера в заданном положении с упором в платики, жестко закрепленные на несущих кронштейнах.
3. Модернизированный танк по п.1, отличающийся тем, что каждый нижний узел крепления контейнера забашенного автомата заряжания выполнен в виде опоры, жестко закрепленной на несущем кронштейне и снабженной отверстием под выступ на контейнере, взаимодействующих через распорный клин, установленный в совмещенные прямоугольные отверстия в указанных опоре и выступе, с возможностью осевого перемещения с помощью установочного винта по наклонной поверхности в отверстии выступа, с обеспечением перемещения, установки и фиксации контейнера в заданном положении с упором в платики, жестко закрепленные на несущих кронштейнах.
4. Модернизированный танк по п.1, отличающийся тем, что правый борт башни оборудован съемными кронштейнами для крепления наружного оборудования с обеспечением возможности доступа к моторно-трансмиссионному отделениию без демонтажа контейнера забашенного автомата заряжания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий