Рубрики

четверг, 12 октября 2017 г.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПАРКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

А.И. Адамчук, председатель НТК БТВТ ГАБТУ МО РФ (г. Москва)
(Омск, 2002) 


      В странах запада дискуссия о роли и месте бронетанкового вооружения, начавшаяся в начале 90-х годов, в настоящее время свернута. В США, Германии, Великобритании и Франции приняты программы многоэтапной модернизации танковых парков. Активно проводится комплекс работ по созданию научно-технического задела, позволяющего к 2010 году создать новый танк.
      Сравнительная оценка военно-технического уровня показывает, что лучшие отечественные танки Т-80У и Т-90 не превосходят, а по отдельным показателям уступают зарубежным образцам (рис. 1).



Рис.1. Военно-технический уровень отечественных и зарубежных танков

      Анализ по критерию "могущество действия снарядов и стойкость брони к их воздействию" показывает, наши танки не пробивают лобовую броню зарубежных аналогов, в то же время уровень их защищенности позволяет танкам НАТО гарантировано поражать их на дальности 2,5…3 км.
      Положение дел с бронетанковым вооружением легкой категории по массе не менее тревожно.
      Большую часть парка (более 97 %) составляют машины типа БМП-1 и БМП-2, морально и физически устаревшие. Таких машин, как БМП-3 имеется менее 1,5%.
      Мировой опыт развития БТВТ ЛКМ свидетельствует, что в последние годы произошло резкое возрастание интереса именно к БТР, как наиболее подходящей технике для использования в миротворческих операциях и локальных конфликтах. Возросло число стран-производителей этих машин.
      Перспективы изменения парка БТВТ России должны определяться необходимостью увеличения доли современных образцов в его составе. Это может быть достигнуто путем планомерного проведения модернизации существующего парка, а также за счет завершения разработок новых образцов и организации их серийного производства.

1.      К 2005г. иметь достаточное количество модернизированных танков на основных стратегических направлениях и в частях постоянной готовности, подготовить серийное производство перспективного танка.
2.      К 2025 г. иметь не менее 50 % новых танков, остальная часть парка - модернизированные танки типа Т-72, Т-80, Т-90.
      Коротко об основных направлениях модернизации находящихся в производстве и ранее выпущенных образцов БТВТ.


      Танки и машины на их базе.
      Отработка технических решений по повышению огневой мощи танков типа Т-72, Т-80 и Т-90 предусмотрена за счет:

  • установки пушки повышенной точности (до 20%) 2А46М4(М5);
  • повышения эффективности борьбы с живой силой (в 2 раза), достигаемого введением в состав боекомплектов осколочно-шрапнельного снаряда, оснащенного взрывателем с дистанционным подрывом на траектории;
  • установки блока поправок баллистических характеристик в СУО, повышающего точность стрельбы на 5 %;
  • БПС повышенного могущества с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов, увеличивающих бронепробиваемость на 30%;
  • тепловизионного прицела с дальностью видения в ночных и сложных условиях до 2800-3000 м (на 12%) и др.
      Дальнейшее повышение огневой мощи может быть обеспечено при установке 125-мм пушки повышенной баллистики и комплекта выстрелов
      Поиск технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации, реализуются в конструкции за счет установки: усовершенствованной (встроенной) динамической защиты, системы электромагнитной защиты, противопожарного оборудования "Иней" и комплекса оптико-электронного подавления, а также внедрения мероприятий по снижению заметности.
      Технические решения по повышению подвижности танков реализуются за счет установки дизельного двигателя мощностью 1000 л.с. (КД-34 или В-92), усиленных коробок передач, ночного прибора механика водителя ТВН-5 и гусениц с асфальтоходными башмаками.
      Производство капитального ремонта с проведением модернизации по улучшению огневой мощи танков Т-72Б и Т-80Б может быть начато в следующем году. Весь комплекс работ по глубокой модернизации машин, при условии стабильного финансирования будет закончен к 2004 году.
      БМП, БТР.
      Модернизации БТВТ ЛКМ в ходе капитального ремонта направлена на устранение отставания в развитии от зарубежных аналогов за счет улучшения: огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационно-технических характеристик. При модернизации предполагается реализовывать мероприятия:

1.      по комплексу вооружения:
o       установка 30-мм автоматической пушки, стабилизированной в 2-х плоскостях;
o       использование осколочных снарядов с готовыми поражающими элементами;
o       установка гранатомета АГС-17;
o       установка ПТРК типа "Корнет";
o       установка приборно-прицельного комплекса с лазерным дальномером и тепловизионным каналом;

2.      по повышению защищенности и подвижности:
o       установка броневых и противоосколочных экранов;
o       установка комплекса оптико-электронного противодействия типа "Штора";
o       использование ППО "Иней", покрытие радиопоглощающими материалами;
o       повышение мощности двигателя;

3.      по командной управляемости:
o       установка комплектов аппаратуры связи типа "Акведук", системы спутниковой связи, информационно управляющих систем шасси.
      С целью борьбы с легкобронированными и противотанковыми средствами и живой силой противника разрабатывается принципиально новый образец БТВТ, боевая машина поддержки танков (БМПТ), не имеющая аналогов в мировом танкостроении.
      Однако, полностью решить проблему паритета по техническому уровню с зарубежными танками и другими боевыми машинами только путем модернизации нам не удастся по следующим причинам:

  • Малый заброневой объем не позволяет:
  • разместить более мощное вооружение, перспективные боеприпасы и двигатель с ГОП;
  • улучшить условия обитаемости и эргономики;
  • повысить живучесть за счет раздельного размещения экипажа, топлива и боеприпасов.2. Ограниченная несущая способность шасси не позволяет повысить уровень защищенности.3. Существующие СУО не могут быть включены в состав ИУС танка, так как имеют аналоговое управление и низкое быстродействие.
      По обобщенному показателю эффективности, военно-технический уровень отечественного БТВТ, с учетом проводимой модернизации, сможет лишь приблизиться к уровню серийно выпускаемых за рубежом аналогов.
      Кардинальное решение проблем паритета в оснащении ВС РФ БТВТ может быть достигнуто только за счет перевооружения на перспективные образцы, которые разрабатываются под руководством ГАБТУ МО РФ.
      Танки и машины на их базе.
      В основу создания нового российского танка заложена концепция "принципиального скачка вперед", характеризующаяся четырьмя основными требованиями:

1.      Обеспечение максимальной вероятности попадания снаряда танка в цель и при этом, гарантированной потери противником возможности продолжения боя.
2.      Гарантированная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
3.      Интеграция танка в АСУ тактического звена управления, в результате которой, танк становится полноправным объектом единой системы вооружения сухопутных группировок войск на поле боя.
4.      Создание на шасси танка всей гаммы семейства машин боевого, технического и тылового обеспечения различных родов войск и возможность дальнейшей поэтапной модернизации танка по мере развития науки и техники, таким образом, чтобы жизненный цикл машины составлял не менее 30 лет.
      Исходя из указанных требований при создании нового танка необходимо внедрение следующих технических решения:
1.      Установка на танке многоканального вооружения в комплекте с перспективными боеприпасами.
2.      Работа комплекса вооружения должна обеспечиваться несколькими каналами технического зрения, в т.ч. тепловизионным и телевизионным, а также оптической прицельной ветвью.
3.      Обеспечение полной изоляции расположения экипажа, топлива и боеприпасов, повышение уровня защищенности машины в 2,5-3 раза.
4.      Установка дизельного или газотурбинного двигателя мощностью 1500 л.с. и выше с гидромеханической трансмиссией и ГОП, которая должна обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по средней скорости движения, удельной мощности, динамике разгона.
5.      Танк должен иметь внутренний автоматический самоконтроль технического состояния (исправности) собственных систем. Информационно-управляющие системы должны осуществлять контроль управления движением машины, готовить данные для стрельбы и управлять комплексом вооружения, использую собственную информацию и получая информацию извне, сопрягаясь с различными средствами разведки (в том числе перспективными).
      Электронная карта командира машины, одометрические и космические средства навигации, пакет формализованных документов автоматическое обнаружение и сопровождение целей в комплексе с автоматической обработкой изображения должны обеспечить экипажу комфортные условия при ведении боя.
      Принятие на вооружение нового танка и семейства унифицированных образцов на его шасси позволит на базе общевойсковых формирований создавать высокозащищенные мобильные разведывательно-ударные комплексы, интегрированные в информационное пространство со средствами огневого поражения сухопутных войск и авиации тактического звена.
      Результаты расчета военно-экономической эффективности показывают, что более чем в 3 раза должен возрасти боевой ресурс танка (количество решаемых задач до выхода в безвозвратные потери) и вдвое снизится стоимость решения одной боевой задачи.
      При этом необходимо учитывать, что в конструктивно-компоновочных решениях новой машины изначально заложена возможность ее глубокого совершенствования на период до 2040 года и далее.
      Создание нового российского танка позволит ликвидировать гегемонию современных зарубежных образцов в области мирового танкостроения последнего десятилетия и создать основу единого, унифицированного, перспективного танкового парка России.

      БМП, БТР.
      Развитие машин легкой весовой категории идет в направлении создания семейства унифицированных базовых шасси под монтаж ВВТ для всех видов ВС и родов войск с уровнем унификации по базовым узлам и агрегатам не менее 70%. Варианты базового гусеничного шасси проработаны в конструкторских бюро Кургана и Волгограда. С 2002 года начинается изготовление их опытных образцов. В Н.Новгороде в КБ "ГАЗ" разработан перспективный БТР-90 "РОСТОК".
      В ГУП "КБП" г. Тула в ходе ряда НИОКР разработаны и прошли испытания варианты унифицированных боевых отделений для перспективных БМП и колесных БТР с системой управления огнем, которая позволит повысить возможности машин по обнаружению, распознаванию и поражению целей за счет использования приборно-прицельного комплекса с лазерным дальномером и тепловизионным каналом..
      Для обучения экипажей машин без расхода моторесурсов разработан и принят на снабжение ряд компьютерных тренажёров, по своим параметрам превосходящих аналогичные зарубежные образцы (Т-72, Т-90, БМП-2, БМП-3).
      Для поддержания техники в боеготовом состоянии, и определении её реального состояния приняты на снабжение в 2001 году приборы диагностики (КПД-72 и КПД-80). Ведётся разработка приборов компьютерного диагностирования.
      Завершены государственные испытания и в 2002 году будут приняты на снабжение автоматизированные комплексы группового хранения техники, которые уменьшат трудозатраты и улучшат качество хранения ВВТ.
      Подводя итог, следует сказать, что ГАБТУ МО РФ совместно с предприятиями промышленности способно обеспечить подготовку и принятие на вооружение как модернизированных, так и новых, перспективных образцов БТВТ, которые будут определять облик Сухопутных войск в первой четверти 21 века в соответствии с Государственной Программой вооружения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email