ОЦЕНКА
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОГО ПЕЛЕНГАТОРА АТАКИ ПТУР В БОРТОВОЙ
КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
Канд. техн. наук В.И. Евдокимов, А.В. Евстафьев, д-р техн. наук В.И. Лазоркин,
канд. техн. наук А.М. Сазыкин
Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2013. № 9-10.
Разнообразие существующих и
разрабатываемых противотанковых средств диктует необходимость оснащения
бронетанковой техники современными средствами защиты. Узкое место бортовых
комплексов защиты танков - своевременный сбор информации об угрозе атаки,
поэтому актуальной задачей является поиск эффективной аппаратуры разведки.
Сочетание требований высокой точности, помехоустойчивости и живучести в крайне
сложных эксплуатационных условиях делает разработку такой аппаратуры довольно
сложной задачей. Одним из способов ее решения может считаться поиск прототипов
в смежных отраслях военной техники и использование уже накопленного
технического задела. Ограниченность имеющихся ресурсов требует проведения
всесторонней априорной оценки целесообразности направлений поиска.
С этой точки зрения оценим применимость
в танковом бортовом комплексе защиты оптикоэлектронного пеленгатора атаки
ПТУР. Сама постановка этой задачи обусловлена относительно широким
использованием аналогичных приборов в составе бортовых комплексов защиты
летательных аппаратов. Такие оптико-электронные пеленгаторы построены на
принципе регистрации излучения двигателя атакующей зенитной либо авиационной
ракеты. Двигатели этих ракет, разгоняющие их до скорости от 600 до 1400 м/с, выбрасывают струю выхлопных
газов, разогретых до высоких температур, т.е. они представляют собой точечные
высокотемпературные источники [1, 2]. Регистрации факела
двигателя способствует то, что для поддержания высокой скорости полета ракеты
он интенсивно работает длительное время, а динамика процесса атаки маневрирующего
летательного аппарата, скорость которого в ряде случаев сопоставима со
скоростью полета ракеты, делает необходимым ее маневр в соответствии с
выбранным методом наведения. При маневрах цели и ракеты у бортового пеленгатора
появляется возможность видеть переднюю наиболее нагретую часть струи. Слабый
однородный фон позволяет выбрать спектральный приемный диапазон пеленгаторов в
границах от ультрафиолета до длинноволнового теплового.
В каждом из них у
пеленгаторов существуют свои условия применения, свои фоновые помехи и,
соответственно, приборы обладают своими достоинствами и недостатками. Эти отличия
удобно продемонстрировать на примере существующих авиационных пеленгаторов,
которые превратились к настоящему времени в составную часть оборудования почти
всех боевых летательных аппаратов.
Первое
поколение серийных авиационных пеленгаторов использовало инфракрасный спектральный
диапазон 3...5 мкм, в котором хорошо регистрируются высокотемпературные источники
и значительно меньше, чем у телевизионных датчиков сказывается помеха от
солнечных засветок и аэрозольных образований [1]. К этому поколению
можно отнести приборы AN/AAR-44 и AN/AAR-58 совместной разработки фирм BAE Systems и Raytheon. Их сенсор выполнен в виде охлаждаемой сканирующей линейки детекторов из
антимонида индия. Поле зрения приемной головки приборов составляет до 2700,
разрешение - несколько градусов. Используется система глубокого охлаждения
детекторов. К этой же группе пеленгаторов могут быть отнесены приборы DAIRS фирмы Northrop Grumman, DASS-2000 фирмы Lockheed Martin, DDM и SAMIR фирмы Matra, отличие которых в том, что чувствительный элемент выполнен в виде матрицы
и постоянно отслеживает весь сектор обзора.
Позже
были разработаны авиационные пеленгаторы, работающие в ультрафиолетовой части
спектра. Они дешевле, не требуют охлаждения и менее подвержены действию помех
от солнечного излучения, так как в диапазоне длин волн 0,24.0,28 мкм оно в значительной степени поглощается слоем озона
в верхних слоях атмосферы (полоса Гартлея) [3]. Такой недостаток
ультрафиолетового диапазона как сильное ослабление сигнала атмосферой,
пылевыми и дымовыми образованиями в авиации сказывается мало.
Пример
прибора с ультрафиолетовым детектором - пеленгатор AN/AAR-54 фирмы Northrop Grumman. В этом пеленгаторе почти полный сферический обзор обеспечивается шестью
приемными головками. В аналогичном приборе AN/ AAR-57 фирмы Lockheed Martin фильтрация помех и подавление ложных тревог производится алгоритмически
путем отсеивания неподвижных помеховых источников излучения. К этой же группе
можно отнести приборы MILDS концерна EADS, Guitar фирмы Rafael.
Двигатели, разгоняющие ракеты до скорости от 650 до 1400 м/с, выбрасывают струю выхлопных
газов, разогретых до высоких температур, и представляют собой точечные
высокотемпературные источники. Регистрации факела двигателя способствует то,
что для поддержания высокой скорости полета ракеты он интенсивно работает
длительное время. Динамика процесса атаки маневрирующего летательного аппарата,
скорость которого в ряде случаев сопоставима со скоростью полета ракеты,
делает необходимым маневр ракеты в соответствии с выбранным методом наведения,
и пеленгатору становится видна ее боковая проекция, а вместе с ней и передний,
наиболее нагретый участок выхлопной струи. Эти факторы наряду со слабыми
равномерными фонами обеспечили внедрение пеленгаторов в авиацию. Появление
сравнительно малогабаритных приборов с не требующими охлаждения фотоприемниками
привело разработчиков к мысли о возможности введения пеленгаторов атак в
состав танковых комплексов защиты. В 2000.2006 годах на западе были
предприняты попытки разработки таких приборов.
Образцом,
пригодным для этой цели, стал разработанный в 2000 году пеленгатор MAV-200 фирмы SAAB Avitronics [4, 5], использование которого
предполагалось в составе опытных образцов комплекса DAS шведского танка СV90-120 (рис. 1). Пеленгатор MAV-200 имеет в составе 4 приемные головки, блок обработки и дисплей. Матричные детекторы приемных
головок снабжены процессором первичной селекции сигналов.
Рис. 1. Пеленгатор MAV-200
Совместная
обработка сигналов приемных головок выполняется процессором блока обработки.
Для распознавания зарегистрированной вспышки в нем использован метод построения
нейронных сетей. Прибор имеет разрешение 20 и обеспечивает
одновременное отслеживание положения до 8 зарегистрированных
источников излучения.
Другим
образцом пеленгатора, предназначен - ным для применения в составе танкового
комплекса защиты MUSS, стал построенный на тех же принципах прибор типа MILDS (AN/AAR-60) концерна EADS. Его введение в состав комплекса позволяло, по мнению разработчиков, проводить
цикл защиты синхронно с атакой. В 2002 году на основе
пеленгатора MILDS был изготовлен для испытаний специальный образец P-MILDS (Panzer-MILDS).
По
имеющейся информации [3] экспериментальные
исследования в полевых условиях образца P-MILDS были проведены совместно армейскими структурами США и Германии в 2006 году. Хотя в опытном образце прибора в 6 раз по сравнению с
авиационным вариантом был снижен порог чувствительности, этого оказалось
недостаточно. В процессе испытаний удавалось зарегистрировать импульс
срабатывания стартового ускорителя ПТУР «Мііап»,
но
не было устойчивого слежения за работой маршевого двигателя.
Дело
в том, что в отличие от авиационных ракет ПТУР имеют скорости менее 500 м/c, а состоящие пока на вооружении более старые типы - даже менее 300 м/с. Их энергетика почти на порядок слабее, чем у зенитных и авиационных
ракет. Соответственно пик излучения факела смещен в более длинноволновую
область, к тому же присутствующее на срезе сопла ультрафиолетовое излучение
экранируется элементами корпуса летящей прямо на танк ракеты. Кроме того, маршевые
двигатели ПТУР разгоняют ракету только в первые 2...3 с после старта, после
чего в дальнейшем она летит по инерции.
Регистрация
же только импульса старта информационно недостаточна, так как не позволяет
определить направление полета ракеты и оценить степень угрозы именно
машине-носителю. К тому же сложная помеховая обстановка наземного боя (пыль,
дым, выстрелы, взрывы) снижают надежность применения пеленгатора и ведут к
множественным ложным срабатываниям.
Существует
еще один аспект, усложняющий разработку. Резервом повышения помехозащищенности
до приемлемого уровня является компьютерная обработка сигнала с фотоприемного
устройства и использование для этого обучающих методов, в частности, построения
нейронных сетей. Высокая помехозащищенность обеспечивается тем, что селекция
истинной цели среди помех проводится после этапа обучения системы по закрытой
номенклатуре возможных сигнатур излучения ПТУР. Построение представительного
обучающего массива - ключевой вопрос реализуемости таких методов. Они
применимы в приложении к ЗУР и авиационным ракетам, двигатели которых похожи и
работают в стабильном режиме длительное время, в том числе на подлете к цели,
но сложны для ПТУР (табл. 1 и 2). Во-первых, ПТУР
существенно различаются длительностью и энергетикой режимов старта и разгона,
способом управления движением (поворотные сопла, импульсные двигатели, газовые
рули, мягкий старт.), что расширяет необходимый обучающий массив, а чем он
больше, тем ниже эффективность нейронной сети. Во-вторых, зарубежные ПТУР в
основном не являются по параметрам старта и полета аналогами отечественных, и
это делает принципиально невозможным применение аналогов. Так, двигатель с
косыми соплами, широко применяемый в отечественных ПТУР, виден в картинной
плоскости значительно лучше, чем двигатель с хвостовым соплом, используемый в
ракетах HOT, Javelin, Hellfire, JCM, PARS 3LR, да и временные характеристики у них иные.
По
результатам проведенных в Германии в 2006 году полевых испытаний был сделан
вывод о недостаточных чувствительности и помехоустойчивости прибора P-MILDS и целесообразности перехода к более устойчивым каналам сбора информации,
например, к радиолокационному [3].
С 2007 года до настоящего времени комплекс MUSS с пеленгатором P-MILDS из-за недостаточной эффективности не был использован для оснащения
серийных объектов бронетанковой техники и даже оказался исключен из предполагаемого
состава перспективной германской БМП Puma [8].
Опыт
исследований показывает, что в диапазоне 1,5...2,5 мкм тоже возможна регистрация
излучения, но устойчивой работе прибора мешает при сравнительно слабом
излучении маршевого двигателя высокий уровень солнечных и прочих помех. Хорошо
обнаруживается импульс старта ракеты, но его длительность лежит в диапазоне, перекрываемом,
с одной стороны, неуправляемым пушечным выстрелом без дожигания, с другой - с
дожиганием, и поэтому не селектируется от них.
Более длинноволновые тепловые спектральные диапазоны (3.. .5 мкм, 8.. .14 мкм) неприменимы
из-за слабой облученности, создаваемой на входном окне пеленгатора излучением
двигателя ПТУР, и высокого уровня естественных и искусственных помех [9, 10].
Перейдем ко второй части оценки. Посмотрим, что могло бы дать оснащение
танков пеленгаторами и надо ли их в принципе вводить в бортовой комплекс
защиты. Допустим, что описанные выше трудности создания прибора все же преодолены,
что обеспечены чувствительность и помехозащищенность, и оценим его
применимость в боевых условиях. В расчетах опираемся на технические
характеристики лучших зарубежных аналогов.
Чтобы увидеть, как такой прибор соответствует требованиям защиты,
определим, в каком секторе по фронту запуск ПТУР приведет к срабатыванию
бортового пеленгатора конкретного танка, имеющего приемный сектор по азимуту
3600.
Исходим из следующих
предположений. Время срабатывания прибора t не может быть более 1 с. За это время должны быть зарегистрированы старт и начало работы
маршевого двигателя.
Рис. 2. Схема
расчета зоны действия пеленгатора
|
Критерием
качества работы прибора выберем ширину отрезка линии фронта 2D. На каждом из выделенных участков
этого отрезка при запуске ПТУР перпендикулярно ему, ракета с вероятностью
более 0,5 находится в пределах одного сектора
разрешения пеленгатора в течение времени, превышающего время, необходимое для его
срабатывания (рис. 2). Предполагается, что
запуск равновероятен с любой точки каждого выделенного участка. Мы вправе
допустить, что чем дальше от перпендикуляра смещена вдоль линии фронта точка
запуска ПТУР, тем более вероятно, что целью является не данный танк, а иной
объект. Можно считать, что величина отрезка 2D характеризует,
насколько разрешение прибора соответствует селекции именно тех атак, которые
угрожают данному танку, а не его соседям, что особо важно с точки зрения сохранения
ограниченного ресурса бортовых помеховых средств.
На основе геометрических построений
для величины D найдем зависимость:
где L - расстояние от танка
до линии фронта;
Da - угловое разрешение пеленгатора;
р = 0,5 - вероятность того,
что при запуске ракеты с данного участка линии фронта длина полета ракеты в
пределах одного элемента разрешения будет больше или равна принятой величине m = 100 м , соответствующей
времени срабатывания пеленгатора;
a - угол между
перпендикуляром от танка к линии фронта и направлением от танка на дальнюю
точку крайнего выделенного участка, для которого еще соблюдается соотношение р > 0,5. Таким образом,
получено соотношение, определяющее связь параметров D, L и Da .
Расчеты показывают,
что на характерной для атаки ПТРК дальности L = 2000
м , 2D = 1450 м при Da = 20, 2D = 705 м при Da = 10,
2D = 340 м при Da = 0,50. В реальности время
срабатывания меньше принятого в расчетах, а, значит, величина 2D еще больше.
Таким образом, из
расчетов можно сделать вывод о том, что даже при заведомо завышенном времени tср около 1 с (в реальности, чтобы успеть защитить танк при атаке
с малых дальностей tср не должно превышать 0,2 с) ширина зоны по
фронту, в которой пеленгатор регистрирует атаку танка, избыточно широка. Если
учесть, что по боевому уставу интервал между танками в атаке должен составлять
не более 50 м , можно сделать вывод, что запуск одной ПТУР приведет к тому, что
пеленгаторы на всех танках тактического подразделения (роты) сработают
одновременно и атака будет просто дезорганизована.
до величины 0,50
ослабляет это явление, но не устраняет его. Кроме того, надо учитывать, что
возможность уменьшения Da ограничена, так как это резко
усложняет пеленгатор. Кроме того, он установлен на стабилизированной по
азимуту башне движущегося танка и ее угловые колебания вносят дополнительную
погрешность. Эта погрешность тем больше, чем больше tcp и чем меньше Da , а при Da < 0,50
она становится доминирующей. Ее можно компенсировать, например, вводя в
алгоритм обработки сигнала информацию об угловых колебаниях башни, но это
потребует дополнительных связей с бортовым оборудованием, в частности с
бесплатфор- менной системой стабилизации (если она есть).
Таким образом, даже
при условии решения проблемы чувствительности и помехоустойчивости пеленгатора
он не сможет из-за неустойчивой работы и избыточных срабатываний обеспечить
информационный поток, необходимый для эффективной защиты танка.
Еще один недостаток -
слабая конфликтная устойчивость. Например, имитирующие помехи пеленгатору
ультрафиолетового диапазона могут быть организованы с помощью эксиламп, излучением
которых имитируется запуск ПТУР. На рис. 3 приведен спектр эксилампы,
подтверждающий реализуемость такой помехи [11-14].
Помехи ИК
пеленгатору, в свою очередь, легко организуются с помощью пиротехники.
Изложенное позволяет
сделать вывод о том, что пеленгатор атаки не может быть основным задатчиком в
бортовом комплексе защиты боевой машины и пригоден только как дополнительный
источник сбора информации, цена ложного срабатывания которого невысока и может
быть проверена другими устройствами.
Рис. 3. Спектр многобарьерной эксимерной лампы
Вывод. В связи с тем, что из-за низкой помехозащищенности
и малой информативности оптико-электронный пеленгатор запуска ПТУР на танке непригоден к применению в
качестве основного разведывательного средства бортового комплекса защиты
сухопутной боевой техники, целесообразно применение для этой цели
принципиально иных средств сбора информации, например, радиолокатора атакующих
ПТУР с дальностью действия, обеспечивающей время организации помех. Сам
пеленгатор в этом случае может использоваться только как предварительное средство
разведки, цена ложного срабатывания которого невысока.
1.
Щербак Н.В. Противодействие
зенитным управляемым ракетам с инфракрасным наведением. Современные бортовые
средства. URL: http !//electronics
.ru/615/html.
2.
Евдокимов В.И., Гуменюк Г. А.,
Андрющенко М. С. Неконтактная защита боевой техники. - С-Пб.: Реноме, 2009. - С. 174.
3.
Rapanotti J.L. and al. Preliminary study of
defensive aids suite technology for the armour combatvehicle programme. DRDC
Valcartier TM- 2003-274, February, 2007. URL:
http/pub s. drdc,gc.ca.
4.
SAAB Products. 2006. URL: http://www.saab- avitronics. com/ airborne-Threat_Warning_Systems:
Missile_Approach_Warnind_Systems.html.
5.
Airborne: Threat Warning Systems. Missile
approach warning systems maw-200. URL: http:// WWW.avitronics.Co.Za/Airborne/missile.htm.
6.
Multifunctional Self-Protection System. URL: http://myaoc.org/eweb/images/aoc_library/Events/ 2002/102802_C0NV/02C0NV_Proceedings/MNF/ MUSS_MNF_2002_301002.pdf.
7.
Keith M.K. and al. UV,Visible, Infrared
Spectral emission in hybrid rocket plumes. Dep. of Applied Science. University
of Arcansas at Little Rock. AR 72204. URL: http: //www. aiaa.
org/
content.cfm?papied=406&gTable=mtgpaper&gID =6267.
8.
MUSS (Abstandsaktives Schutzsystem). Vor- und
Nachteile. 2012. URL: http://de.wikipedia.org/ wiki/MUSS_%28Abstandsaktives_Schutzsystem %29.
9.
Cabib D. and al. Missile Warning and
Countermeasure systems in-flight testing, by threat simulation and
countermeasure analisis in the field. CI Systems (Israel) LTD, Ramat Gabriel,
Migdal Heamek 10551. - Ресурс Internet. Код доступа:
http://www.
ci-systems. com/
eo/htmls/
article.asp?c2004=12816
10. Robinson W.G., Farrier D.J. Development of an
IR stimulator concept for testing IR missile warning systems. SPIE Proc. 3697,
1999, p. 292.
11. Высокоинтенсивные
лампы, возбуждаемые емкостным разрядом. Институт сильноточной электроники СО
РАН. 2012. URL: http:// www.sbras.nsc.ru/dvlp/rus/pdf/227.pdf.
12.
XeBr-эксилампа. Институт сильноточной
электроники СО РАН. 2012.
13. Авдеев С. М. и др.
Источник излучения на основе Kr-cl - Xe-Br Эксилампы. Институт сильноточной электроники СО РАН. 2008. URL: http://journals.ioffe.ru/pjtf/2008/17/p1-6.pdf.
14. Шуаибов А.К.
Многоволновая эксимер- ная лампа на молекулах XeF/XeCl/KrF/KrCl. Журнал технической физики, 1998, том 68, N° 12. URL: http
://journals.ioffe.ru/jtf/1998/12/p64-67.pdf.
Комментариев нет:
Отправить комментарий