Рубрики

четверг, 18 января 2018 г.

Гущин Николай Иванович

В этот день в 1932 году в селе Сельниково Московской области родился Гущин Николай Иванович - российский конструктор вооружений, учёный. В 1989—2002 гг. директор «КБ машиностроения»
Гущин Н.И. внес значительный вклад в научно-теоретические исследования, разработку, испытания и внедрение противотанковых ракетных комплексов «Малютка», «Малютка-П», «Рубин», «Штурм».
Также Гущин был главным конструктором по комплексу, ставшим известным как «Арена».


Участник научно-теоретических исследований, разработки, испытаний и принятия на вооружение противотанковых ракетных комплексов «Скорпион», «Малютка», «Малютка-П», «Рубин», «Штурм», переносных ракетных комплексов «Стрела-2», «Стрела-2М», «Стрела-3», межконтинентальной твердотопливной ракеты «Гном». Был ведущим конструктором по разработке аппаратуры управления тактического ракетного комплекса «Точка» и оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М».

Комплекс активной защиты танка “Арена”



 Головной разработчик - Коломенское конструкторское бюро машиностроения. Главный конструктор - Гущин Николай Иванович. Разрабатывалась с 70-х годов в рамках ОКР «Шатер» (комплекс 158) параллельно с работами над КАЗ «Дрозд» ОКР «Дикобраз». Работы выполнялись в плане НИР в 1975-1977годах (НИР «Шатер»), в плане ОКР в 1978-82 гг. (ОКР «Шатер-1»).
 В 1982 году на полигоне КБМ были начаты предварительные испытания комплекса «Шатер-1», которые были остановлены в апреле 1982 года по независящим от нашего института причинам. Полученные в ходе работ результаты в дальнейшем использовались КБМ при проведении работ по комплексу «Арена». Установка предполагалась на танки Ленинградского «объект 219А» и Харьковского «объект 478» конструкторских бюро.
Схема, реализованная в КАЗ «Арена» (тема «Шатер») была предложена в 70-е годы «Коломенским конструкторским бюро машиностроения» во главе с С. П. Непобедимым. В 1976 году был подписан эскизный проект установки комплекса и дальнейшему графику совместных работ с ХКБМ, но комплекс так и не пошел в серийное производство.
Комплекс активной защиты танка "Арена"


В пятидесятые годы ХХ века, разработка легких пехотных противотанковых ракет из-за отсутствия опыта и необходимых малогабаритных комплектующих и элементной базы вынужденно трансформировалась в создание ракет для самоходных комплексов. Тем не менее, советская армия нуждалась и в носимом комплексе. Правительственным постановлением от 6 июля 1961 г. была задана конкурсная разработка комплексов. В конкурсе приняли участие ПТРК «Овод» тульского ЦКБ-14 (ныне КБП) и ПТРК «Малютка» коломенского СКБ (ныне КБМ). Оба новых комплекса должны были создаваться в переносном и самоходном вариантах, иметь максимальную дальность 3000 метров, бронепробиваемость 180 - 200 мм при угле встречи 60°. Масса ракет ограничивалась величиной 8 - 10 кг.
В конечном счете тулякам не удалось выиграть конкурс, хотя в их разработке было реализовано немало перспективных решений. В частности, пуск ракеты 9М12 производился непосредственно из коробчатого транспортно-пускового контейнера, в котором она поставлялась промышленностью и эксплуатировалась в войсках. В ракете предусматривалось применение разогреваемой газами стартового двигателя ампульной электрической батареи и гироскопа с пиротехнической раскруткой. Проигрыш тульских конструкторов предопределили отставание от «Малютки» по ходу отработки, не отвечающая заданным требованиям максимальная дальность пуска, а также меньшая бронепробиваемость боевой части.

ПТРК 9К11/9К14 "Малютка"

В конце того же года С.П. Непобедимый, воз­мутившись дикими порядками, навязанными стра­не перестройкой, ушел с поста руководителя пред­приятия. Начальником и главным конструктором в КБМ выбрали (согласно провозглашенным прин­ципам демократии главных конструкторов пред­приятий в течение нескольких смутных лет выби­рали трудовые коллективы) Н.И. Гущина, на долю которого пришлись непростые годы развала народ­ного хозяйства, обернувшиеся катастрофой для оборонно-промышленного сектора страны.
К тому времени в КБМ уже приступили к созданию нового оперативно-тактического комп­лекса, дальность которого даже близко не подпа­дала бы под действие договора о РСМД. Им стал «Искандер».
ВОСПОМИНАНИЯ КОНСТРУКТОРА РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий