ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАРЯЖАНИЯ В САМОХОДНОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ОРУДИИ
Известия ТулГУ. Технические науки. 2017. Вып. 5
А.Ю. Александров, В.В. Стешов
Рассмотрен
вариант повышения интенсивности огня самоходного артиллерийского орудия путем
повышения скорострельности за счет автоматизации заряжания нетрадиционным
способом.
Требования, предъявляемые к перспективным
самоходным артиллерийским орудиям среднего и крупного калибров,
предусматривают создание на высокоманевренном шасси автономного
автоматизированного орудия с интенсивностью огня и эффективностью поражающего
действия, значительно превышающие на сегодняшний
день.
Это должно реализоваться, в том числе, за
счёт:
-
минимального времени нахождения на одной
огневой позиции;
-
максимального сокращения времени готовности к
открытию огня с марша (на подготовленной огневой позиции)
и при нахождении на огневой позиции;
-
повышения прицельной скорострельности в 1,5...2 раза.
Выполнение вышеуказанных требований
возможно только за счет
полной автоматизации процесса заряжания - создания автомата заряжания (АЗ).
АЗ с необходимыми параметрами
транспортирования как средство автоматизации, позволяющее значительно сократить
продолжительность заряжания, получить возможность выйти на качественно новый
уровень проектирования артвооружения.
В настоящее время в России самоходные
артиллерийские орудия (САО) среднего и крупного калибров только механизированы,
например 2С3М1, или частично автоматизированы, например 2С19М2.
Для транспортирования
выстрела или элемента выстрела (в случае раздельного заряжания) как операции,
определяющей техническую скорострельность, в этих орудиях применяются довольно
сложные устройства досылки. Для передачи усилия от приводных электродвигателей
или гидромотора к элементу выстрела задействована совокупность достаточно
сложных устройств, изготовление которых трудоемко, требует высокой точности
изготовления деталей и их использование сложно в эксплуатации (рис. 1, 2). Устройство
досылки имеет значительную массу.
Рис. 1. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов выстрела в ствол (вид слева)
Рис. 2. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов выстрела в ствол (вид справа)
Составная часть устройства досылки (цепь),
непосредственно воздействующая на элемент выстрела, также имеет сложную
конструкцию (рис. 3), требует
дополнительное место для хранения в исходном состоянии.
С учетом этого максимальная скорострельность орудия не превышает 8 выстрелов в
минуту.
Рис. 3. Схема цепи устройства досылки (традиционного типа)
Создание автомата заряжания на основе
таких механизмов транспортирования элементов выстрела невозможно ввиду наличия
обратных ходов, сложности конструкции и ограничения скорости перемещения исполнительных
устройств.
Для повышения скорострельности в 1,5...2 раза необходимо
исключить паразитные ходы и упростить конструкцию.
Анализ способов транспортирования,
исключающих вышеуказанные паразитные операции, указывает на возможность
использования энергии взрыва или энергии сжатого воздуха, непосредственно
передающейся транспортируемому объекту.
Самым удобным и практически единственным
способом транспортирования элементов выстрела в автомате заряжания
перспективного (САО) среднего и крупного калибров остается пневмотранспорт.
Для осуществления транспортирования таким
способом необходимо наличие на борту источника сжатого воздуха, клапанных
устройств подачи сжатого воздуха и элементов тракта в виде труб.
В связи
с этим на сегодняшний день задача автоматизации заряжания САО среднего и
крупного калибров решается с применением принципа пневмотранспорта на всех
участках транспортирования элементов выстрела.
В частности, для транспортирования элементов выстрела в ствол устройство
досылки состоит из ресивера с клапанным устройством, расположенным в
качающейся части (рис. 4), которое
стыкуется перед досылкой с лотком соответствующего маятника-согласователя.
После этого подается сжатый воздух к хвостовой части элемента выстрела,
находящегося в лотке. В результате воздействия воздухом элемент выстрела
транспортируется в ствол.
Рис. 4. Вид пневмотранспортного устройства досылки элементов выстрела в ствол
Конструкция досылающего устройства проста,
изготовление деталей не требует высокой точности, паразитные ходы исключаются.
Для снижения массы досылающего устройства возможно использование легких сплавов
и полимерных материалов.
Таким образом, оснащение САО среднего и крупного калибров
пневмотранспортным автоматом заряжания позволит значительно увеличить
интенсивность огня, снизить трудоемкость изготовления и массовогабаритные
показатели составных частей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий