Рубрики

среда, 9 мая 2018 г.

ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАРЯЖАНИЯ В САМОХОДНОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ОРУДИИ


ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗАРЯЖАНИЯ В САМОХОДНОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ОРУДИИ
Известия ТулГУ. Технические науки. 2017. Вып. 5
А.Ю. Александров, В.В. Стешов
Рассмотрен вариант повышения интенсивности огня самоходного артилле­рийского орудия путем повышения скорострельности за счет автоматизации заря­жания нетрадиционным способом.
Требования, предъявляемые к перспективным самоходным артил­лерийским орудиям среднего и крупного калибров, предусматривают соз­дание на высокоманевренном шасси автономного автоматизированного орудия с интенсивностью огня и эффективностью поражающего действия, значительно превышающие на сегодняшний день.
Это должно реализоваться, в том числе, за счёт:
-             минимального времени нахождения на одной огневой позиции;
-             максимального сокращения времени готовности к открытию огня с марша (на подготовленной огневой позиции) и при нахождении на огне­вой позиции;
-             повышения прицельной скорострельности в 1,5...2 раза.
Выполнение вышеуказанных требований возможно только за счет
полной автоматизации процесса заряжания - создания автомата заряжания (АЗ).
АЗ с необходимыми параметрами транспортирования как средство автоматизации, позволяющее значительно сократить продолжительность заряжания, получить возможность выйти на качественно новый уровень проектирования артвооружения.
В настоящее время в России самоходные артиллерийские орудия (САО) среднего и крупного калибров только механизированы, например 2С3М1, или частично автоматизированы, например 2С19М2.
Для транспортирования выстрела или элемента выстрела (в случае раздельного заряжания) как операции, определяющей техническую скоро­стрельность, в этих орудиях применяются довольно сложные устройства досылки. Для передачи усилия от приводных электродвигателей или гид­ромотора к элементу выстрела задействована совокупность достаточно сложных устройств, изготовление которых трудоемко, требует высокой точности изготовления деталей и их использование сложно в эксплуатации (рис. 1, 2). Устройство досылки имеет значительную массу.



Рис. 1. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов выстрела в ствол (вид слева)


Рис. 2. Схема устройства досылки (традиционного типа) элементов выстрела в ствол (вид справа)

Составная часть устройства досылки (цепь), непосредственно воз­действующая на элемент выстрела, также имеет сложную конструкцию (рис. 3), требует дополнительное место для хранения в исходном состоя­нии.
С учетом этого максимальная скорострельность орудия не превы­шает 8 выстрелов в минуту.
Рис. 3. Схема цепи устройства досылки (традиционного типа)
Создание автомата заряжания на основе таких механизмов транс­портирования элементов выстрела невозможно ввиду наличия обратных ходов, сложности конструкции и ограничения скорости перемещения ис­полнительных устройств.
Для повышения скорострельности в 1,5...2 раза необходимо ис­ключить паразитные ходы и упростить конструкцию.
Анализ способов транспортирования, исключающих вышеуказан­ные паразитные операции, указывает на возможность использования энер­гии взрыва или энергии сжатого воздуха, непосредственно передающейся транспортируемому объекту.
Самым удобным и практически единственным способом транспор­тирования элементов выстрела в автомате заряжания перспективного (САО) среднего и крупного калибров остается пневмотранспорт.
Для осуществления транспортирования таким способом необходи­мо наличие на борту источника сжатого воздуха, клапанных устройств по­дачи сжатого воздуха и элементов тракта в виде труб.
В связи с этим на сегодняшний день задача автоматизации заряжа­ния САО среднего и крупного калибров решается с применением принци­па пневмотранспорта на всех участках транспортирования элементов вы­стрела.
В частности, для транспортирования элементов выстрела в ствол устройство досылки состоит из ресивера с клапанным устройством, распо­ложенным в качающейся части (рис. 4), которое стыкуется перед досылкой с лотком соответствующего маятника-согласователя. После этого подается сжатый воздух к хвостовой части элемента выстрела, находящегося в лот­ке. В результате воздействия воздухом элемент выстрела транспортируется в ствол.


Рис. 4. Вид пневмотранспортного устройства досылки элементов выстрела в ствол
Конструкция досылающего устройства проста, изготовление дета­лей не требует высокой точности, паразитные ходы исключаются. Для снижения массы досылающего устройства возможно использование легких сплавов и полимерных материалов.
Таким образом, оснащение САО среднего и крупного калибров пневмотранспортным автоматом заряжания позволит значительно увели­чить интенсивность огня, снизить трудоемкость изготовления и массово­габаритные показатели составных частей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий