АВТОНОМНЫЕ ОТСЕКИ УПРАВЛЕНИЯ С АППАРАТУРОЙ
СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ 122-ММ РЕАКТИВНЫХ СНАРЯДОВ
Акад. РАРАН О.В. Коротков, С.Г. Благов, В.А. Огнев, В.В.
Долгов
ОАО «МКБ «Компас»
Предложено техническое
решение по снижению ошибок наведения 122-мм реактивных снарядов за счет
установки автономного отсека управления (ОУ) с аппаратурой спутниковой
навигации. Представлено описание схемы применения и основных элементов
конструкции.
На вооружении
большинства армий мира находятся реактивные системы залпового огня (РСЗО).
Особенно большое распространение получили 122-мм реактивные системы [1-3]. Однако
ошибки стрельбы РСЗО достигают значительных величин [4]. Как следствие, для
решения боевой задачи требуется большой расход боеприпасов. При этом возможны
разрушения инфраструктуры и гибель гражданского населения.
Появление относительно
дешевой высокоточной и компактной спутниковой радионавигационной аппаратуры
привело к возможности создания систем наведения, обеспечивающих создание боеприпасов
с малыми ошибками на всех дальностях [5, 6]. Особенно перспективно
использование таких боеприпасов в региональных конфликтах.
За счет высокой точности
наведения расход боеприпасов для решения поставленной задачи может снижаться в
десятки раз, разрушения прилегающей инфраструктуры минимальны. При этом
обеспечивается залповая стрельба с раскладкой снарядов на местности по
заданному закону. Необходимость произведения существенно меньшего количества
пусков снарядов в несколько раз сокращает время нахождения на огневой позиции,
что повышает живучесть и делает контрбатарейную борьбу малоэффективной [7].
С точки зрения
минимизации затрат, эффективным решением является оснащение имеющихся
(разработанных) реактивных снарядов (РС) автономными отсеками управления с
аппаратурой спутниковой навигации. ОУ устанавливается на место штатного
головного взрывателя, имеет в своем составе собственный взрыватель.
Доработка
штатных снарядов не требуется. Установка отсека управления на снаряд,
подготовка и ввод полетного задания достаточно
просты и не занимают много времени. Связь ОУ с устройством подготовки и
передачи полетного задания, устанавливаемом в кабине боевой машины или на
удалении, осуществляется по беспроводной линии.
Схема применения
реактивных снарядов с ОУ характеризуется следующими особенностями. С помощью
средств связи на огневую позицию передаются координаты и тип цели. Данные
могут быть получены от космической, воздушной и наземной разведок. Координаты,
задержка на подрыв боевой части (если требуется) вводятся человеком или
автоматически в устройство подготовки и ввода полетного задания. Данное
устройство с помощью встроенной аппаратуры спутниковой навигации также
определяет координаты пусковой установки. После этого устройство производит
расчет полетного задания для снаряда, а также определяет углы наведения
пусковой установки. Полетное задание вводится в отсек управления при
использовании беспроводной линии связи. При вводе полетного задания от
встроенной аппаратуры спутниковой навигации также вводятся эфемериды навигационных
спутников.
После выхода снаряда из
направляющей осуществляется раскрытие стабилизаторов, разгон снаряда с помощью
двигателя, раскрытие рулей, стабилизация изделия по крену, демпфирование угловых
колебаний и наведение. Во время наведения производится планирование с превышением
по высоте и последующим пикированием на цель. Стрельба может производиться в
любое время суток и в любых погодных условиях.
Конструктивно ОУ состоит
из интегрированного инерциально-спутникового навигационного комплекса (ИНК),
аппаратуры приема полетного задания, 4-х канального блока электрических рулевых
приводов, системы электропитания на твердосолевых батареях и взрывательного
устройства, объединенных несущей конструкцией (рис. 1).
Отсек управления
выполнен в виде цилиндра калибра 122-мм с оживальной носовой частью. В носу
установлена приемная антенна спутниковых сигналов [8] и аппаратура приема
полетного задания. При заряжании снаряда указанные блоки выступают за срез
направляющего пакета боевой машины и находятся в зоне радиовидимости
навигационных спутниковых аппаратов и наземной аппаратуры подготовки и ввода
полетного задания. Стыкуется отсек управления со штатным снарядом через узел
развязки на шарикоподшипниках с устройством демпфирования продольных
ускорений. Такая конструкция позволяет отсеку управления вращаться и
стабилизироваться по крену независимо от снаряда. Для исключения перепадов по
диаметру между отсеком управления и оживальной боевой частью штатного снаряда
имеется аэродинамическая юбка. Для контроля работы отсека управления в
реальных условиях установлена миниатюрная цифровая телеметрическая станция.
Хранится и транспортируется отсек управления в индивидуальной герметичной
таре.
ИНК состоит из бортовой
навигационной аппаратуры (БНА), блока инерциальных датчиков (БИД) и
вычислителя. БНА работает по сигналам спутниковых навигационных систем
«ГЛОНАСС» и «GPS» на длине волны L1. При работе от системы «ГЛОНАСС» аппаратура может
работать в режиме стандартной и высокой точности. Имеет 24 канала обработки
данных. Частота выдачи информации 10 Гц. БИД включает в свой состав
микромеханические датчики угловых скоростей и ускорений по трем ортогональным
осям, привязанных к осям изделия, и контроллер для введения поправок по
результатам заводской и предстартовой калибровки. По данным датчиков в
вычислителе реализуется алгоритм счисления координат, скоростей и углов
ориентации в полете снаряда.
В совокупности БИД и вычислитель блока
электроники образуют бесплатформенную инерциальную навигационную систему
(БИНС).
Блок рулевых приводов
содержит 4 электрических рулевых привода, работающих независимо друг от друга
каждый на свой руль. Такая схема позволяет реализовать аэродинамическую схему
демпфирования угловых колебаний и стабилизации по крену с помощью рулей. В
приводах используются современные малогабаритные быстродействующие
электродвигатели. Управление двигателями осуществляется по сигналам 32 разрядного
контроллера. Приводы характеризуются высоким быстродействием и малыми
фазовыми сдвигами.
Электропитание
аппаратуры снаряда в полете осуществляется от термоэлектрических твердосолевых
батарей. Батареи обеспечивают работу в течение всего полета. Первая батарея
включается перед выстрелом. Вторая батарея задействуется в полете перед
включением рулевых приводов.
Траектория полета РС
(рис. 2), оснащенного ОУ, состоит из трех участков.
На первом участке, после
схода снаряда с пусковой установки, происходит раскрытие стабилизирующих
поверхностей и разгон (рис. 3) с помощью реактивного двигателя. После окончания
работы двигателя снаряд летит по баллистической траектории.
На втором участке полета
раскрываются 4 аэродинамических руля и снаряд переходит в управляемый режим.
Для снижения ошибок БИНС снаряд стабилизируется по крену, для чего на рулевые
приводы подаются сигналы с датчика угловой скорости продольной оси снаряда.
Рулевые приводы отклоняют рули на соответствующие углы и ОУ под действием
аэродинамических сил, создаваемых рулями, стабилизируется в пространстве по
крену. Одновременно на рули поступает сигнал, пропорциональный отклонению
снаряда по углу крена от местной вертикали. Снаряд поворачивается по углу
крена и его вертикальная ось совмещается с местной вертикалью. Сигнал местной
вертикали формируется в ИНК. Для снижения аэродинамического сопротивления и
повышения запасов устойчивости в контуре наведения осуществляется активное
демпфирование снаряда.
Активное демпфирование
угловых колебаний снаряда осуществляется путем формирования сигналов
управления на рулевые приводы с двух ортогонально расположенных в экваториальной
плоскости снаряда датчиков угловой скорости. Ось каждого из датчиков
параллельна соответствующей паре рулей. Сигналы управления формируются в
связанной системе координат.
Наведение
производится с использованием метода пропорционального сближения, при котором за счет соответствующего поворота рулей (рис. 4) выполняется
«обнуление» расчетного значения угловой скорости линии визирования. После входа
в плотные слои атмосферы снаряд осуществляет планирование.
При стрельбе на
максимальные и средние дальности раскрытие рулей и последующее управление
осуществляются на нисходящем участке траектории. При стрельбе на минимальные
дальности раскрытие рулей и управление начинаются после завершения работы
двигателя.
На третьем участке
наведения осуществляется пикирование на цель. Для осуществления данного
маневра в вертикальной плоскости на втором участке траектории наведение ведется
с превышением по высоте. При подлете к цели превышение снимается и снаряд
переходит в режим пикирования. Пикирование позволяет не только увеличить
эффективность боевой части, но и заметно снизить промах по дальности.
Ошибки наведения
снарядов с ОУ не превышают (СКО) 10
м на всех дальностях стрельбы. При этом, несмотря на
увеличение массы при установке ОУ, за счет планирования (рис. 5) на среднем
участке траектории сохраняется максимальная дальность стрельбы штатных снарядов.
Таким образом,
разработка автономных отсеков управления с аппаратурой спутниковой навигации
позволяет решить проблему обеспечения высокоточной стрельбы 122-мм реактивными
снарядами.
- Карпенко А.В. Современные реактивные
системы залпового огня. — СПб.: Изд-во Бастион. 2003. — С. 9.
- Растопшин М. Зарубежные реактивные системы
залпового огня // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра: журнал. 2003.
Март (№ 3). — С. 10-15.
- Регентов М. Американская РСЗО MLRS //
Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда». № 4. 1987. — С. 23-25.
- Стрельба и управление огнем артиллерийских
подразделений // Учебное пособие, под ред.
- И. Волобуева. — Москва: Военное издательство.
1987. — С. 288-299.
- Высокоточное оружие зарубежных стран. Том
2. Танковые, артиллерийские, минометные КУВ, самоприцеливающиеся и
самонаводящиеся боевые элементы: обзор-аналит. справ. (В.М. Лихтеров и
другие) / Конструкт, бюро приборостроения. — Тула: Изд-во Власта. 2011. — C.
98-134.
- Коротков О.В., Благов С.Г., Огнев В.А.,
Долгов В.В. Дальнобойный высокоточный управляемый артиллерийский снаряд
большого калибра с аппаратурой спутниковой радионавигации // Известия
РАРАН. № 1 (91). 2016. — С. 60-66.
- Крупников А. Радиолокационные станции
контрбатарейной борьбы основных зарубежных стран // Зарубежное военное
обозрение: журнал. Декабрь. № 12. 2010. — С. 32-41.
- Патент РФ № 2395877 от 27.07.2010 г. Банков Е., Давыдов А.Г. Квадрифилярная антенна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий