Рубрики

суббота, 2 февраля 2019 г.

Основные направления развития организационно­-штатной структуры соединений, частей и подразделений РВиА ВС РФ


Основные направления развития организационно­-штатной структуры соединений, частей и подразделений РВиА ВС РФ

Прокофьев Евгений Евгеньевич,
заместитель начальника управления ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России, к. т. н., доцент, полковник
Шелехов Владимир Захарович,
старший научный сотрудник ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России, к. в. н., доцент.

Основой огневой мощи Сухопутных войск ВС РФ являются формирования РВиА, обладающие высокими потенциальными возмож­ностями. Однако реализация этих возможностей зависит от множества факторов, важнейшим среди которых является оптимальная и сбаланси­рованная организационно-штатная структура соединений, частей и под­разделений РВиА.
В годы Великой Отечественной войны наша артиллерия показала свое полное превосходство над германской артиллерией не только и не столько за счет своих тактико-технических характеристик, сколько за счет сво­его рационального структурного построения. И хотя в штатном соста­ве германских дивизий сухопутных войск количество артиллерии пре­вышало ее количество в советских
дивизиях, на направлениях главных ударов нашим войскам удавалось со­здавать довольно ощутимое огневое превосходство. Это достигалось тем, что огневые возможности отдельных артиллерийских частей и соединений штатного состава армий, фронтов своевременно наращивались за счет резервов, в том числе артиллерии Верховного Главного Командования. Путем маневра этими частями и со­единениями нашему командованию всегда удавалось в нужном месте и в нужное время создавать необходи­мое превосходство над противником в численности и огневых возможно­стях артиллерии. Достаточно сказать, что в отдельных наступательных опе­рациях плотность артиллерии дохо­дила до 300 и более орудий и мино­метов на 1 км фронта.
В постперестроечные годы коли­чество артиллерии в объединениях и соединениях Сухопутных войск со­кратилось многократно. Проведенные в последние годы научные исследо­вания показывают, что в случае воз­никновения даже локальных военных конфликтов на наших государствен­ных границах, боевых возможностей артиллерии имеющихся на стратеги­ческих (операционных) направлениях группировок войск явно недостаточ­но для успешного выполнения задач по отражению возможной агрессии.
Ракетные войска и артиллерия, как род войск, по существующим взгля­дам и по опыту военных конфликтов последних десятилетий, должны вы­полнять до 60% от общего объема за­дач огневого поражения противника в соответствующей зоне ответствен­ности общевойсковых формирова­ний, тогда как остальные 40% задач распределяются между авиацией и другими родами войск и специаль­ных войск. Эти показатели могут ко­лебаться в пределах 5-10%. Однако остается бесспорным, что основной объем задач в общевойсковом бою и операции традиционно для ВС РФ
выполняют РВиА (в армии США — авиация). Можно предположить, что даже в случае изменения доле­вой структуры огневого поражения противника за счет увеличения роли авиации и радиоэлектронного воздей­ствия, РВиА в обозримой перспективе сохранят свою ведущую позицию.
В связи с этим требования к во­оружению РВиА будут заключаться в оснащении общевойсковых форми­рований современными, унифициро­ванными образцами, в повышении их боевой эффективности, надежности, автономности и мобильности, в комплексировании средств поражения, разведки и обеспечения (на основе разрабатываемых автоматизирован­ных средств управления). РВиА дол­жны обеспечивать эффективное ог­невое поражение противника на всю глубину оперативного построения его войск в режиме времени, близком к реальному.
В соответствии с системным под­ходом и учетом реально складываю­щихся возможностей правомерно сформулировать основные принципы создания и развития организационно­штатной структуры соединений, ча­стей и подразделений РВиА, которые заключаются в следующем:
  • соответствие задач штатных фор­мирований РВиА задачам, вы­полняемым общевойсковыми инстанциями СВ, поддержание по­стоянной боевой готовности соеди­нений и частей к применению сил и средств;
  • автономность действий — каждое формирование РВиА самодостаточ­но в части разведки и подготовки нанесения ударов и огня, а комплек­сы управления формированиями позволяют оперировать массива­ми данных, необходимыми для своевременного нанесения ударов и огневых налетов, маневра подраз­делениями и огнем в рамках созда­ваемых разведывательно-огневых контуров (сетей);
  • высокая адаптивность органов управления: они должны иметь модульную структуру, обеспечи­вать возможность межвидовой, межведомственной и международ­ной координации, доступа к инфор­мационным ресурсам единого ин­формационно-коммуникационного пространства;
  • сбалансированность потенциаль­ных возможностей формирований РВиА: огневых средств поражения и обеспечивающих средств развед­ки, управления, защиты, техни­ческого и тылового обеспечения, способных сопрягаться и работать в единой системе;
  • модульный принцип создания ор­ганизационно-штатной структуры формирований РВиА, что позволит использовать их в составе различ­ных боевых групп. В современных вооруженных конфликтах и ло­кальных войнах успех, как пра­вило, достигается путем ведения автономных боевых действий опе­ративными и тактическими группа­ми, рассредоточенными на обшир­ной территории, во взаимодействии с воинскими формированиями различных видов ВС, родов войск, а также формированиями других министерств и ведомств;
  • достаточное количество специ­альных формирований в частях и соединениях РВиА, оснащенных оборудованием и необходимыми средствами для выполнения инже­нерных работ, охраны и обороны огневых подразделений.
В интересах увеличения способно­сти командований оперативно-стра­тегического звена эффективно влиять на ход и исход боевых действий видится необходимость наращивать окружные комплекты РВиА ракетными соедине­ниями «Искандер-М», что обеспечит возможность командующих груп­пировками войск на стратегических направлениях (ТВД) собственными средствами ВТО большой дальности эффективно уничтожать критически важные объекты противника, а также позволит не отрывать ракетные со­единения оперативных объединений от выполнения задач в интересах про­ведения своих операций.
В интересах повышения боевых возможностей окружных комплектов РВиА соединения РСЗО следует пере­вооружить на «Торнадо-С» («Ураган-1М») с возможным увеличением ко­личества БМ в них).

Рис. 1. РСЗО «Торнадо-С» направлении (ТВД)

Для того чтобы командование группировки войск на стратегическом направлении (ТВД) в соответствии с замыслом операции имело возможность усиливать объединения первого эшелона на наиболее важных направлениях, необходимо иметь в каждом округе артиллерийское формирование резерва в составе 4 – 5 соединений гаубичной, пушечной и противотанковой артиллерии. С учетом напряженности современной международной обстановки, существует необходимость включе­ния в состав окружного комплекта артиллерии артиллерийских форми­рований большой мощности.
Проведенные в ходе ряда исследо­вательских работ расчеты свидетель­ствуют о том, что боевые возмож­ности существующих в настоящее время комплектов РВиА оперативных объединений также должны наращи­ваться, чтобы в нужном объеме вы­полнять задачи по нанесению пораже­ния противостоящим группировкам противника.
В годы реформирования армии, в связи с ликвидацией в Сухопутных войсках дивизионного звена управле­ния, боевые возможности артиллерии тактического уровня снизились мно­гократно. Восполнение этих возмож­ностей на дореформенные показате­ли обеспечивается восстановлением дивизионного звена и дивизионного комплекта артиллерии (в составе са­моходного артиллерийского полка, отдельного реактивного дивизиона и отдельного противотанкового ди­визиона).



Рис. 2. МАК «Коалиция»

Следующим условием повышения боевых возможностей артиллерий­ских формирований является пере­вооружение их на 152-мм межвидовой артиллерийский комплекс (МАК).
Расчеты показывают, что зада­чу, выполняемую дивизионом САО 2С19 всего за 2-3 минуты с тем же расходом боеприпасов, способна вы­полнить батарея, вооруженная МАК «Коалиция-СВ», а дивизион МАК мо­жет превосходить аналогичный ди­визион систем типа 2С19М2, 2С3М3:
  • по количеству одновременно вы­полняемых огневых задач в 3-4 раза;
  • по размерам участка сосредоточен­ного огня в 2-3 раза;
  • по размерам участка различных видов заградительного и сопрово­дительного огня в 3 раза;
  • по времени выполнения огневой задачи в 2 раза.



Дальнейшим повышением боевых возможностей МАК станет примене­ние в комплексе перспективных вы­сокоточных снарядов, что позволит реализовать принцип «выстрелил- забыл».
Ключевым условием повышения боевых возможностей реактивных формирований является их оснаще­ние современными реактивными си­стемами залпового огня «Торнадо-Г», «Торнадо-С», а также высокоточными снарядами повышенной дальности с широкой номенклатурой боевых частей. Существенное влияние на эф­фективное применение РСЗО оказы­вает их развитие в части уменьшения времени готовности и перезаряжания за счет применения пакетов.
Однако для наращивания боевых возможностей РВиА Сухопутных войск в тактическом звене в целях до­стижения огневого (ударного) парите­та (по возможности — превосходства) с противостоящей группировкой про­тивника необходимы прорывные ре­шения в области разработки перспек­тивных средств поражения и принятия их на вооружение. Одним из них явля­ется создание многоцелевой разведы­вательно-ударной сети (РУС) на базе высокоточного ракетного комплекса (ВТРК) тактического звена.

 
Рис. 3. Применение ВТРК (вариант)

Основные преимущества РУС:
  • модульное построение;
  • контейнерное размещение тактиче­ских ракет;
  • дистанционное управление целе­указанием и пуском;
  • малая заметность для средств раз­ведки противника;
  • широкий спектр выполняемых за­дач по нанесению ударов;
  • практическая неуязвимость для средств контрбатарейной борьбы.
Количество подразделений ВТРК в боевом составе РУС воинских фор­мирований (ТВФ) должно обеспечи­вать наиболее полное использование боевых возможностей и широкого маневра огневыми ударами в целях непрерывной поддержки общевой­сковых соединений, частей и под­разделений, а также минимальные временные показатели на подготовку огневых ударов.
Проведенные исследования по­казывают, что в результате осна­щения ВТРК соединений и частей Сухопутных войск может быть реали­зована концепция разведывательно­ударной сети, позволяющая повысить эффективность выполнения огневых задач ракетных войск и артиллерии в тактической глубине на 15-20%, а эффективность поражения отдель­ных объектов противника — на за­данную глубину.
На реализацию потенциальных боевых возможностей, заложенных в артиллерийских, реактивных и ра­кетных формированиях, большое влияние оказывают возможности ар­тиллерийской разведки.
Анализ применения подразделений артиллерийской разведки в суще­ствующей организационно-штатной структуре показывает, что выполне­ние стоящих перед перечисленными подразделениями задач по вскрытию целей и объектов в противостоящих группировках противника в полной мере по основным требуемым пока­зателям (своевременность, точность определения координат) не всегда обеспечивается.
Повышению их боевых возможно­стей может способствовать внедре­ние робототехнических комплексов военного назначения средств развед­ки и управления, типовыми задача­ми для которых являются наблюде­ние, разведка и целеуказание на поле боя и в ближнем тылу противника. Разведывательные задачи вне преде­лов прямой видимости могут возла­гаться на комплексы БЛА, которые в любое время суток способны обо­зревать участки местности в распо­ложении противника. При этом глу­бина вскрытия объектов противника не может быть менее глубины пора­жения обслуживаемого артиллерий­ского (реактивного, ракетного) под­разделения или части.
С целью приближения возможно­стей подразделений артиллерийской разведки к требованиям обеспече­ния эффективного применения РВиА и повышения глубины ведения раз­ведки, повышения ее оперативности необходимо оснастить подразделения артиллерийской разведки комплекса­ми БЛА.



Рис. 4. РТК артиллерийской разведки

Инновационным направлени­ем развития вооружения РВиА Сухопутных войск является создание многофункциональных робототехни­ческих комплексов в целях повыше­ния эффективности боевых действий и снижения потерь личного состава передовых и разведывательных под­разделений при проведении обще­войсковых и контртеррористических операций, в том числе на урбанизи­рованной местности и в городских условиях.
Основными областями применения огневых (ударных) робототехниче­ских комплексов РВиА, обеспечиваю­щих выполнение задач Сухопутных войск, являются:
  • прорыв заранее подготовленной обороны противника;
  • обеспечение оборонительных дей­ствий тактических формирований путем создания системы роботизи­
  • рованных огневых точек в полосе прикрытия подразделений для ве­дения борьбы с живой силой и бро­нированными целями противника;
  • обеспечение огневой поддержки наступающих частей и подразде­лений и подавление огневого про­тиводействия за счет применения мобильных робототехнических комплексов, оснащенных противо­танковыми средствами;
  • охрана и оборона позиционных районов, огневых (стартовых) по­зиций.



Рис. 5. Огневой (ударный) РТК с ПТУР

Совершенно очевидно, что в ре­зультате оснащения робототехниче­скими комплексами формирований РВиА Сухопутных войск последуют качественные изменения их органи­зационной структуры, технической оснащенности, боевых возможностей.
Таким образом, развитие органи­зационно-штатной структуры ракет­ных войск и артиллерии Сухопутных войск должно осуществляться пу­тем количественного наращивания группировок ракетных войск и ар­тиллерии объединений, повышени­ем характеристик «традиционного» вооружения, а также путем внедре­ния качественно новых формирова­ний РВиА, вооруженных новейшими образцами, реализующими прорыв­ные решения в области разработки перспективных средств поражения, управления и обеспечения, в том чис­ле робототехнических, объединенных в едином разведывательно-информа­ционном пространстве.

Сборник «Ракетно-техническое и артиллерийско-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации – 2018»



Комментариев нет:

Отправить комментарий