Рубрики

вторник, 26 февраля 2019 г.

Обеспечение индивидуальными комплексами защиты от высокоточного оружия образцов ракетно-артиллерийского вооружения Сухопутных войск



Парфенов Андрей Евгеньевич, начальник отдела, подполковник
Трофимов Александр Вячеславович, ведущий научный сотрудник, к.т.н.
Кондратьев Виктор Иванович, заместитель начальник отдела, подполковник

Необходимость создания специализи­рованных индивидуальных комплексов защиты (ИКЗ) от высокоточного оружия (ВТО) впервые возникла в начале 60-х го­дов прошлого века в связи с появлением противорадиолокационных ракет (ПРР) типа «Шрайк» класса «воздух-поверх­ность», предназначенных для поражения радиолокационных станций (РЛС) зенит­ных комплексов.
В 3 ЦНИИ Минобороны России были проведены ряд работ, в которых впервые обоснована необходимость защиты РЛС войсковой ПВО, РЛС разведки наземных движущихся целей от ПРР, а также опре­делены технические пути и даны рекомен­дации по защите этих РЛС. В результате был создан методический аппарат обос­нования требований по защищенности зенитных ракетных комплексов (ЗРК), оценки технических решений промыш­ленности и эффективности защиты РЛС за счет сокращения времени излучения РЛС до минимально необходимого. Борь­ба с ПРР осуществлялась путем введения прерывистых режимов излучения, вне­дрения нерадиолокационных дублирую­щих средств визирования воздушных це­лей, создания отвлекающих передатчиков и пассивных переотражателей.


В этот же период начали появляться управляемые авиационные бомбы и ра­кеты, противотанковые ракеты и ар­тиллерийские снаряды с оптико-элек­тронными системами (ОЭС) наведения. В 3 ЦНИИ Минобороны России разра­батываются меры защиты от ВТО с ОЭС наведения, а также предложения по со­зданию комплекса групповой защиты от ВТО, проводится моделирование про­цесса наведения ПРР и ракет типа «Мейверик», управляемых бомб типа «Уоллай» в условиях применения помех, экспери­ментальные работы по измерению теп­лового излучения объектов Сухопутных войск (СВ).
В результате анализа способов при­менения широкой номенклатуры ПРР и авиационного ВТО с оптико-электрон­ными системами наведения на дально­стях прямой видимости цели, а также возможностей ПВО СВ по поражению на этих дальностях носителей ВТО (само­летов и вертолетов) были сформулирова­ны основные положения борьбы с ВТО.
Основой борьбы с ВТО являлись ЗРК, способные поражать крылатые ракеты, носители ВТО, а также основные виды ВТО — управляемые ракеты «Мейверик» и ПРР типа «Харм», а кроме них — ещё специальные комплексы защиты — сред­ства радиоэлектронной борьбы.
В дальнейшем в 3 ЦНИИ Миноборо­ны России создается методический ап­парат для комплексной оценки живуче­сти ракетно-артиллерийского вооруже­ния (РАВ) СВ при массированном при­менении ВТО.
В результате комплексных военно-на­учных исследований также были разрабо­таны общие и частные концепции созда­ния систем комплексной защиты от ВТО образцов ракетно-артиллерийского во­оружения и формирований. В основу кон­цепций положено комплексное исполь­зование мер обеспечения скрытности образцов вооружения и военной техни­ки, защищенности от систем наведения, стойкости к воздействию поражающего действия боевых частей и восстанавли­ваемости за счет реализации мер ремон­топригодности. При этом учитывались возможности оперативной маскировки, аэрозольной защиты войск, средств ра­диоэлектронной борьбы и средств про­тивовоздушной обороны.
В ряде НИР был выполнен цикл работ по обоснованию комплексов оптико-элек­тронного подавления (КОЭП) для артил­лерийских систем, ракетных комплексов, ЗРК, средств разведки и машин управле­ния, а также подвижного разведыватель­ного пункта, в том числе по формирова­нию базового комплекса.
Меры по обеспечению защиты от ВТО базировались на результатах многолет­них экспериментальных исследований, проведение которых позволило получить реальные физические поля широкой но­менклатуры образцов вооружения и во­енной техники (ВВТ) ГРАУ и СВ в различ­ных условиях погоды и местности, вре­мени суток и года, проверить и оценить способы и средства снижения их замет­ности, возможности средств противодей­ствия и подавления ОЭС и РЭС.
Технический облик этих комплексов опирался на модернизацию комплексов типа «Туча» и «Штора», предназначен­ных для защиты танков от противотан­ковых управляемых ракет в передней ча­сти верхней полусферы при небольших (10...15 градусов) углах возвышения мор­тир систем постановки аэрозольных за­вес. Элементы этих комплексов исполь­зовались для оснащения средствами за­щиты от ВТО таких артиллерийских си­стем, как 2С34 «Хоста», 2С31 «Вена», 2С19 «Мста-С», 2С35 «Коалиция-СВ» и др.


Система 902В на 2С19

В рамках выполнения ОКР «Аргус» при непосредственном участии специалистов 3 ЦНИИ Минобороны России был раз­работан и принят на вооружение ВС РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации № 1505 от 12.11.2010 г.) ком­плекс оптико-электронного подавления «Аргус-КСИЗ», который предназначен для обеспечения индивидуальной защи­ты образцов ВВТ от лазерного дальноме- трирования, целеуказания и поражения боеприпасами с полуактивной лазерной головки самонаведения.
В состав изделия входят датчики ветра, обзорно-панорамная оптико-электронная система, аппаратура управления, морти­ры и аэрозольные боеприпасы.
Дальность установки аэрозольной за­весы: подрыв первой кассеты происходит на расстоянии 20 м от защищаемого объ­екта, подрыв второй и третьей кассет — на расстоянии 40...50 м от защищаемого объекта. Таким образом, в течение трёх секунд создается единое облако диаме­тром 15…20 м. Отличительной особен­ностью данного комплекса является при­крытие образца со всех сторон от возмож­ной атаки ВТО за счет расположения мор­тир вкруговую.


ОЭП «Штора-1» на 2С31

В то же время стоит отметить, что та­кого рода комплексы способны обеспе­чить защиту только от ВТО с полуактивными лазерными головками самонаведе­ния (ГСН); для противодействия другим типам ГСН необходимо внешнее целеука­зание – например, от комплекса группо­вой защиты. Указанные обстоятельства не позволяют существующим ИКЗ, кото­рые в отличие от комплексов индивидуальной и групповой защиты являются ча­стью защищаемых образцов ВВТ, обеспе­чить противодействие широкому классу поражающих элементов ВТО, атакующих объекты защиты с верхней полусферы.
Вместе с тем все более широкое при­менение таких атакующих элементов ВТО как барражирующие и суббоеприпасы, ударных БЛА и других, создают угрозу по­ражения наземных объектов, в том числе бронетехники, с незащищенных направ­лений верхней полусферы (угол места 60 и более град.), а также «нелобовых» на­правлений.


КОЭП «Аргус-КСИЗ» на 1В166

Из вышеизложенного следует, что пер­спективные индивидуальные комплек­сы защиты от ВТО должны обеспечивать круговое обнаружение максимально ши­рокой номенклатуры поражающих эле­ментов ВТО как по азимуту, так и по уг­лу места (вся верхняя полусфера), а так­же иметь средства защиты и противодей­ствия в этих секторах.
Анализ существующих и перспектив­ных пусковых установок (мортир) аэро­зольных боеприпасов по конфигурации и способу установки дает следующие ва­рианты их применения на военной тех­нике: неподвижные и поворотные; мно­горазовые или одноразовые; танковые, артиллерийские, автомобильные; рас­положенные «кустом», «веером», ряда­ми (горизонтальные или вертикальные); спереди, по бортам, вкруговую; на баш­не (боевом модуле) и на броне (шасси). На ряде образцов российской и зарубеж­ной ВВТ указанные варианты применя­ются в различных комбинациях.
Количество и конфигурация блоков пусковых установок для конкретных ви­дов ВВТ определяется условиями их бое­вого применения и требованиями необ­ходимой защиты. Учитывая отмеченную выше разнонаправленность возможных атак различных систем ВТО, необходимо предусмотреть конструктивное размеще­ние элементов ИКЗ не на башне, а на шас­си защищаемых объектов, в том числе универсальных. На легкобронированной и автомобильной технике должны уста­навливаться пусковые установки с ма­лой отдачей.
Вместе с тем, достигнутый на настоя­щий момент времени уровень радиоэлек­тронной элементной базы комбинирован­ных аэрозолеобразующих боеприпасов, являющихся основой комплекса, и дру­гих его составляющих позволяет созда­вать элементы и узлы унифицированно­го индивидуального комплекса защиты от ВТО для широкой номенклатуры ВВТ Сухопутных войск.
В частности, комплексирование средств обнаружения, системы управ­ления с системой постановки комбини­рованных аэрозольных завес может осу­ществляться на основе единых унифи­цированных цифровых интерфейсов. Номенклатура обзорных датчиков дол­жна позволять проводить компоновку их на конструктивно и габаритно разли­чающихся объектах ВВТ. При этом сред­ства обнаружения должны обеспечивать обнаружение факта атаки прикрываемо­го объекта атакующих элементом высо­коточного оружия. Система управления должна строиться на базе вычислитель­ной среды, создаваемой на единой элек­тронной элементной (микропроцессор­ной) базе, с модификациями алгоритми­ческого и программного обеспечения.
Система постановки аэрозольных за­вес должна создаваться на основе единой номенклатуры комбинированных аэро­золеобразующих боеприпасов, обеспе­чивающих «разрыв» контура наведения атакующих элементов ВТО. В состав ИКЗ могут входить генераторы постановки по­мех в мм-диапазоне длин волн, станции некогерентных оптических помех, лазер­ные модули подавления. Индивидуальные комплексы защиты должны быть обеспе­чены информацией и предварительным целеуказанием об атаке прикрываемого объекта высокоточным оружием, прежде всего от комплексов групповой защиты.
Реализация вышеуказанных меро­приятий позволит обеспечить высокую эффективность боевого применения об­разцов РАВ СВ за счет повышения устой­чивости индивидуальных комплексов за­щиты в условиях массированного приме­нения противником ВТО.

Опубликовано в Радиоэлектронная борьба в Вооружённых Силах Российской Федерации - 2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий