Рубрики

вторник, 9 апреля 2019 г.

Охотничья «Газель» - Ливанская война, 1982.


Перевод англ. текста Efim Sandler‎. Tanks in action

Во время ливанской войны в 1982 году против бронетанковых частей АОИ были задействованы сирийские противотанковые вертолеты «Газель» (Gazelle) SA-342 HOT, оборудованных ПТРК HOT.  Это  был первый опыт, когда израильтяне столкнулись со специальным противотанковым вертолетом, и по определению они не были готовы к этому, поскольку ни экипажи, ни командиры подразделений не были обучены противостоять такой угрозе и должны были разработать «ноу-хау» в этой области в ходе боев.
Стоит упомянуть, что традиционно любой воздушный противник, был обязанностью ВВС Израиля.  Как обычно в случае с Ливаном 1982 года, отчеты противоречивы, сбивают с толку и порой являются чистой фантазией.



К началу боевых действий сирийцы имели одну эскадрилью из 16 оборудованных ПТРК HOT SA-342L и две эскадрильи из 30 SA-342K вооруженных ПТРК AS-12.  Первое столкновение, о котором сообщили сирийцы, произошло 8 июня, когда четыре вертолета «Газель» атаковали оперативную группу генерала Пеледа (77-й танковый батальон, 7-я бригада), хотя израильтяне не упоминают об этой атаке и не зафиксировали потерь. 

В тот же день вертолеты атаковали части 500-й бригады, которая продвигалась к мосту Нааба Эль-Сафа – ключу к шоссе Бейрут-Дамаск.  По крайней мере, два запуска были сделаны двумя вертолетами каждый, первый был около деревни Набра, но все ракеты прошли мимо целей, когда израильтяне открыли концентрированный ответный огонь. 



Во время второго пуска танк «Магах 6В» командира роты L, 195/500, был подбит ракетой ПТРК HOT в башню, при этом весь экипаж получил ранения, танк был подожжен второй ракетой.  Затем вертолеты были отогнаны артиллерийским огнем АОИ, которая применяла снаряды с взрывателями, установленными для взрыва на высоте 600 метров.  Это было, вероятно, самым впечатляющим достижением для сирийских Газелей за всю войну, вызвавшим масштабную «цепную реакцию». 



Подбитый танк, в котором горел и взрывался боекомплект, перекрыл в узкий проход рядом с деревней Бталоун.  В течение нескольких часов 500 бригада и вся 162-я дивизия застряли за дымящимся танком, который не мог быть перемещен, пока инженерам 601-го батальона не проложили дорогу в обход.  252-й дивизии пришлось ждать 162-ую, чтобы обезопасить коридор Эйн-Жалта - Нааба-эль-Сафа, и продвижение АОИ в ближневосточной зоне было остановлено как минимум на 12 часов, что дало сирийцам время для подкрепления, нарушив весь график военных действий АОИ.

В тот же день, 8 июня, согласно израильским источникам, «Газели» атаковали подразделения 399 бригады, движущейся вдоль сирийской границы.  Израильтяне сообщили о гибели одного «Магаха 5» (вероятно, 360 батальона), в то время как один вертолет был сбит выстрелом из танкового огня.  Хорошо известно, что в этот день огнем из танков АОИ был сбит свой же израильский AH-1 «Кобра» вблизи Кфар-Кука,  танковый снаряд попал в хвостовую балку.  По словам полковника Моше Коэна, он возглавлял отряд «Кобр» для поиска и уничтожения противника, и вместо сирийцев они обнаружили бронетанковое подразделение АОИ, которое немедленно открыло огонь и поразило его ведомого. Похоже, что это подразделение уже подверглось нападению «Газели» ранее и «стреляло не раздумывая».  К счастью, «Кобре»  удалось совершить аварийную посадку и экипаж остался цел.  Тем временем другой резервный батальон АОИ - 346/943, двигаясь с запада, обстрелял один вертолет, сбитый удачным выстрелом из танка командира батальона Амнона Лави.



В течение следующих двух дней - 9 и 10 июня сирийцы сообщили о нескольких успешных атаках, в то время как большинство из них не признаны со стороны АОИ.  В любом случае, Меркава 198/460 была поражена без потерь экипажа, затем происходит смешивание участников и событий, которые практически невозможно отследить, но, как сообщается, одна «Газель» была повреждена, атаковав танки АОИ, и благополучно приземлилась возле Рачаии.  Машина была обнаружен вертолетом «Яссур» (израильское обозначение для Sikorsky CH-53) днем ​​позже и во время перемирия эвакуирована поисково-спасательной частью ВВС.  Между тем, в результате другого нападения на танки 46/401 один «Магах» 6 и М113 были уничтожены.  Еще одна Газель была сильно поражена ЗСУ М163 «Вулкан» или М3 на базе ТСМ-20, но ей удалось вернуться на базу.




10 июня части 573/943, двигавшиеся из деревни Рафид в направлении Камед эль-Лауза, были обстреляны из-за огня «Саггера» (ПТРК «Малютка») на узкой дороге.  Танк роты M стоял с сбитой гусеницей, когда «Газель» появилась на расстоянии около 200 метров.  Экипаж прыгнул в танк и выстрелил ... не попали!  Внезапно экипаж Газели приземлился на вертолете и вышел с поднятыми руками.  Этот вертолет стал еще одним трофеем (история была рассказана Нимродом Дегани во время войны, L Compay CO, 573/943). 

На следующий день, 11 июня, «Газели» атаковали танки 75-го батальона 7-й бригады и сумели поразить «Меркаву», убив пулеметчика и стрелка, но одна Газель была сбита ПТРК TOW установленным на М151, 409-й разведывательной роты воздушно-десантной бригады в Джебеле  район Эль-Барук.  После перемирия противовоздушная оборона танковых частей АОИ и не было сообщений о каких-либо потерях из-за вертолетов.

По словам израильтян, из всего сирийского ВВС единственным, кто оказал реальное влияние на поле боя, были «Газели».  Что касается цифр, то в общей сложности  сирийцы заявили 30-70 танков и десятки других транспортных средств признавая потери 4 вертолетов (2 сбитых и 2 захваченных).  Израильские источники «скромно» заявляли более 10 «Газелей» и потери около 10 танков и БТРов.  Несколько Газелей были зачислены в победы ВВС, но это могут быть и другие типы вертолетов.  В ходе дискуссий на форумах реалистичное количество погибших «Газелей» (включая один сильно поврежденный, но возвращенный на базу) составляет 5-7, и такое же количество уничтоженных танков АОИ, конечно нападений было намного больше, но после них танки оставались в эксплуатации.





Глядя на эти сражения, я бы сказал, что не было односторонней игры, и танки дали хороший бой в ответ – 3 «Газели» и… одну Кобру.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email