Самоходная
установка-истребитель танков СУ-152 («Объект 120»)
Тема № 9 «Самоходная установка-истребитель танков» (шифр
«Таран»),
Исполнители: Уралмашзавод (Свердловск) - по самоходной
установке «Объект 120» (главный конструктор Г.С. Ефимов); завод № 172 (Пермь) -
по 152,4-мм гладкоствольной пушке. Работа была прекращена Постановлением СМ
СССР от 30 мая 1960 г .
Самоходная установка - истребитель танков СУ-152 («Объект
120»).
Боевая масса - 27 т; экипаж - 4 чел.; оружие:
гладкоствольная пушка - 152,4
мм , пулемет - 14,5 мм ;
броневая защита - противоснарядная*;
мощность дизеля - 353 кВт (480 л .с.).; максимальная
скорость - 63 км/ч .
----ENG----
----ENG----
Combat weight - 27 tons; crew - 4; Weapon: smoothbore 152.4 mm M69 gun, 14.5 mm HMG;
The ammunition for the cannon consisted of 22 rounds with
armor p iercing sabot rounds and HE-f ragmenta tion and HEAT shells .
armor protection - vs HMGs and57
mm gun for turret (as required by military, don’t know
if it was so in reality).
diesel - 353 kW (480 hp); maximum speed -63 km / h .
armor protection - vs HMGs and
diesel - 353 kW (480 hp); maximum speed -
Due to the increased length of the gun barrel (9045 mm ), the initial
velocity of the armor-piercing-sabot non-rotating projectile was 1710 m/s, and
the direct shot range at the target with a height of 2.0 m reached 2050 m . The maximum pressure
in the barrel was 392 MPa (4000 kgs/sm2) . A projectile weighing 11.66 kg at a distance of 3000 m punched vertically
positioned armor plate with a thickness of 310 mm . The gun had an
ejection system for purging the bore after the shot and a slit-type muzzle bra
ke, thanks to which the maximum recoil length was only 300 mm . To ensure high rate
of fire, shots were placed in a drum ammorack, and the barrel was automatically
brought to the loading angle for the period of loading.
Фото из архива М.
Павлова.
Из книги «ОКБ-3
машины и люди». А П. Бобков.
Судя по чертежу защита от57 мм снарядов явно не реализована, может только в маске.
Судя по чертежу защита от
Полная масса,т
|
27
|
Экипаж, человек
|
4
|
Вооружение
|
|
Углы наведения
пушки, градусов
|
по горизонту: 360,
по вертикали: - 5... +18
|
Возимый
боекомплект, выстрелов
|
22
|
Дальность прямого
выстрела, км
|
2050 по цели
высотой
|
Бронепробиваемость
подкалиберным оперённым снарядом по стали, мм
|
295 по нормали на
дистанции
|
Бронезащита
|
противопульная*
|
Двигатель,
максимальная мощность л.с.
|
дизельный В-105,480
|
Удельная мощность,
л.с./т
|
17,8
|
Скорость по шоссе,
максимальная, км/ч
|
63
|
Запас хода по
топливу по шоссе, км
|
280
|
Размеры: Длина х
Ширина х Высота, мм
|
10940 х 3110 х 2970
|
По книге Отечественные бронированные машины. XX век:
Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н.
/
Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.-
М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил
Самоходная установка-истребитель танков
СУ-152 («Объект 120») была разработана в Свердловске в конструкторском
бюро Уралмашзавода под руководством Г. С. Ефимова. Разработка
истребителя-танков проводилась на основании Постановления СМ СССР от 8 мая 1957 г . в рамках НИР по теме
№ 9 («Таран»). Целью работы являлось создание экперементально- го образца
истребителя танков, вооруженного мощной пушкой с дальностью прямого выстрела по
танку 3000 м .
Согласно
заданным ТТХ Уралмашзаводу необходимо было создать гусеничную бронированную
закрытого типа самоходную установку боевой массой 25-30 т, предназначенную для
борьбы с танками, самоходными орудиями и другими целями противника на больших
дальностях стрельбы. Экипаж - 3-4 чел. Максимальная скорость - 55-65 км/ч . Запас хода по
топливу - 400-500 км .
Броневая защита лобовых частей корпуса и башни не должна была поражаться
бронебойными снарядами калибра 57
мм с ударной скоростью 950 м/с при курсовом угле 0°.
Уровень шума внутри машины не должен был превышать 115 децибел, а уровень СО -
0,4 мг на 1 литр
воздуха.
На дальности
прямого выстрела пушка должна была обеспечить пробитие 300-мм стальной
броневой плиты расположенной под углом 30° к нормали и 150-мм плиты - под
углом 60°. Масса пушки не должна была превышать 4500 кг . Головным исполнителем
по истребителю танков и установке в нем пушки был назначен Уралмашзавод
(руководитель темы - главный конструктор Уралмашзавода Г.С. Ефимов).
Планом-карточкой предусматривалось изготовление 2-х экспериментальных пушек во
II квартале 1959 г .
Окончание работ по теме было спланировано на I квартал 1960 г . Для создания пушки с
высокими заданными характеристиками коллективом СКБ-172 (руководитель М.Ю.
Цирюльников) совместно с другими исполнителями по теме (НИИ-24, НИИ-13,
ЦКБ-393, Уралмашзавод) в 1957
г . были проведены исследования по выявлению оптимального
калибра орудия. Было установлено, что при заданной предельной массе системы
требуемой бронепробиваемости удовлетворяли калибры пушек в пределах от 130 до 152,4 мм . Аванпроект пушки
калибра 152,4 мм
СКБ-172 был в декабре 1957 г .
выдан Уралмашзаводу для предворительной компоновки артустановки на истребителе
танков. В этом аванпроекте длина ствола достигала 10 405 мм , а средняя сила
сопротивления откату составляла 47 тс. В аванпроекте 130 мм пушки при той же
длине ствола масса пушки составляла 3800 кг , то есть она была легче на 700 кг . В феврале 1958 г . на Техническом
совете ГКОТ на основе проведенных исследований и исходя из реальных возможностей
было решено установить дальность прямого выстрела при высоте цели 3 м - 2500 м . Начальная скорость
снаряда 130 мм
нарезной пушки должна была быть 1800 м/с, а 152,4 мм гладкоствольной -
1600-1700 м/с. Полная длина стволов у обеих пушек не должна была превышать 8500 мм .
В 1958 г . пермским заводом №
172 были изготовлены и испытаны стрельбой на баллистической установке М36-БУ-3
экспериментальные 130-мм и 152,4-мм стволы и боеприпасы. Результаты испытаний
были обсуждены 6 марта 1959 г .
на совещании представителей Уралмашзавода, завода № 172 и НИИ-24. В связи с
тем, что для 130-мм нарезной пушки НИИ-24 был разработан только бронебойный
подкалиберный снаряд, а для 152,4-мм пушки - кумулятивный и бронебойный
подкалиберный оперенные снаряды, было решено заводу № 172 проектировать и
изготавливать для установке в истребителе танков 152,4-мм гладкоствольную
пушку, получившую обозначение М69 («Таран»).
В январе 1960 г . две сделанные
заводом № 172 пушки были отправлены на Уралмашзавод для монтажа в самоходную
установку-истребитель танков. В 1960
г . был изготовлен опытный образец истребителя танков.
На стадии заводских испытаний Постановлением СМ СССР от 30 мая 1960 г . ОКР по данной теме
была прекращена в связи с началом работ по созданию более эффективных
альтернативных противотанковых средств - 125 мм гладкоствольной пушки Д-81 и ПΤΡΚ.
Закрытого типа
самоходная установка «Объект 120» была создана на базе самоходной установки
СУ-152П и отличалась от нее наличием вращающейся башни, в которой была установлена
152,4-мм гладкоствольная пушка М69.
Благодаря повышенной длине ствола
пушки (9045 мм )
начальная скорость бронебойно-подкалиберного невращающегося снаряда составляла
1710 м/с, а дальность прямого выстрела по цели высотой 2,0 м достигала 2050 м . Максимальное давление
в стволе составляло 392 МПа (4000 кгс/см2). Снаряд массой 11,66 кг на дальности 3000 м пробивал вертикально
расположенную броневую плиту толщиной 310 мм . Пушка имела эжекционную систему
продувки канала ствола после выстрела и щелевой дульный тормоз, благодаря
которому максимальная длина отката составляла всего 300 мм . Для обеспечения
высокой скорострельности артиллерийские выстрелы располагались в барабанной
боеукладке, а ствол на период заряжания автоматически приводился на угол
заряжания. С помощью ручного гидравлического механизма осуществлялась наводка
пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5 до +15°. Поворот башни
производился с помощью электромоторного привода.
В комплект
самоходной установки истребителя танков также входили два автомата АК-47 и 20
ручных гранат Ф-1.
Боекомплект к
пушке состоял из 22 выстрелов с бронебойно-подкалиберными и осколочными
снарядами. Наводка на цель днем осуществлялась с помощью телескопического прицела
ТШ-22, ночью - с помощью перископического ночного прицела.
Броневой
корпус и башня были сварными и обеспечивали противопульную защиту экипажа.
Максимальная толщина брони составляла 30 мм . В машине массой 27 т устанавливался дизель
мощностью 353 кВт (480 л .с.).
Крутящий момент от двигателя через главный фрикцион передавался на
механическую двухпоточную трансмиссию и ведущие колеса. Максимальная скорость
машины составляла 63 км/ч .
Для внешней
связи использовалась радиостанция Р-113, внутренней - ТПУ Р-120.
По уровню
огневой мощи и подвижности самоходная установка превосходила все однотипные
зарубежные образцы, но имела большой вылет ствола, затруднявший вождение машины.
По 152 ,140 и 130 пушкам:
В 1959 г .
в результате выполнения ОКР по теме «Таран», заданной Постановлением СМ СССР
от 8 мая 1957 г .,
на заводе № 172 (г. Пермь) были созданы опытные 152,4-мм и 130-мм
гладкоствольные пушки, а по темам «Резец» и «Молот-Т» - 140-мм гладкоствольные
пушки. Бронебойные подкалиберные снаряды к гладкоствольным пушкам раздельного
заряжания были разработаны НИИ-24 ГК СМ СССР по ОТ (руководитель темы И.В.
Антропов).
После изготовления двух 152,4-мм гладкоствольных пушек М69
для противотанковой САУ Уралмашзавода Постановлением СМ СССР от 30 мая 1960 г . работы по теме
«Таран» были прекращены. 140-мм пушка, разработанная по теме ОКР «Резец»,
испытывалась с длиной ствола 7670, 8170, 8350 и 8460 мм . От 140-мм
гладкоствольных пушек отказались в связи с некоторыми преимуществами 130-мм
пушки, разработанной по теме «Таран» для тяжелых танков, и в связи с
сокращением номенклатуры проводимых ОКР.
Кроме того, в конце рассматриваемого периода была начата
НИР по созданию 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-85, имевшей начальную
скорость бронебойного подкалиберного снаряда до 2000 м/с, и приемлемой по своим
размерам к установке в танк «Объект 432».
Комментариев нет:
Отправить комментарий