Фотообзор и впечатления о
необычном французском танке. ELC (Engin Léger de Combat, т.е. легкая боевая машина)
разработанная компанией EVEN-Brunon-Vallette.
ELC EVEN 30 исполнен с качающейся
башней, как на AMX-13 место стрелка (он же командир), расположено вдоль осевой
линии башни. Сама башня была смещена влево, чтобы освободить место для водителя
в корпусе.
ELC EVEN 30 был вооружен двумя
нарезными 30 мм
автоматическими пушками Испано-Сюиза, установленными по обе стороны башни. Их дополняли 2 пулемета 7,5 мм Mle 1952 (на музейном
экспонате они не установлены). Готовый боекомплект – 85 патронов на каждую
пушку, общий – 340. Общий боекомплект для пулеметов 3000 патронов.
Автоматическая пушка HS.825
Получился маленький и легкий (7.3 т) французский «терминатор»
с 2-мя автоматическими пушками, почти как на современном БМПТ. Для своего
размера у ELC EVEN 30 была потрясающая огневая
мощь, правда с ходу стрелять было проблематично без стабилизатора.
Отсеки для боекомплекта.
Другой вариант (противотанковый)
оснащался 90 мм
пушкой и спаренным пулеметом, была предусмотрена замена одной башни другой за 4
часа.
Зачем французы ослабили ВЛД
четырьмя вырезами под люки так и не разобрался.
Броня противопульная, на ВЛД установлена
под большим углом, габарит около 25
мм . Правда вся деталь ослаблена множеством вырезов под люки,
расчет был, прежде всего на неожиданность атаки, очень небольшие габариты и
подвижность.
Слева от места водителя укладка
дополнительного БК.
Приборная панель, спидометр размещен отдельно по центру между рычагами.
В начале, судя по габаритам танка,
показалось, что для него должны формировать специальные экипажи из детей, но, несмотря
на микроскопические размеры внутри на месте водителя оказалось весьма комфортно,
положение полулежа. Места много, все под рукой.
Вид на командирскую башенку изнутри.
Вид на башенку командира снаружи.
В целом интерьер танка выполнен весьма качественно.
- высота 1,4 метра , ширина 1,9 метра , длина 3,8 метра
- 5 тонн, что позволило
перевозить минитанк самолетом, или даже вертолетом типа Piasecki CH-21.
- максимальная скорость
составляла 75 км
/ ч на дороге и 40 км
/ ч по пересеченной местности
- оснащен двигателем Panhard
мощностью 125 л .с.,
что давало соотношение 25 л .с.
/ тонна.
Проект этого необычного и
подававшего большие надежды (вплоть до идеи замены этими лилипутами основных
танков) танка завершился на этапе подготовки к серийному производству, скупой Де
Голль зарубил финансирование программы в угоду атомным бомбам, ракетам и
скучному французко-немецкому проекту который закончится АМХ-30. Испытания
завершились в 1963 году.
Всего до наших дней сохранилось 3
ELC EVEN, два из них в Музее в Сомюре,
один с башней 2×30 и один с 90-мм. Причем второй вариант – в отличном состоянии и был на ходу, как раз когда я там оказался.
Третий находится на базе Camp de Carpiagne в
Марселе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий