Рубрики

вторник, 16 марта 2021 г.

В порядке дискуссии. По поводу ходовой части Т-80 и Т-64.

Мнение интересно тем, что человек работал со времен первых Т-64 и до Молота (их тогда боксерами и пр. называли, обычные люди не знали этих названий тем)К сожалению, не успел он закончить работу, основная часть е в отчетах, которые может быть когда-то будут опубликованы. Это не критика Т-80, автор много видел возможностей устранения ее недостатков. Но есть особенности, которых устранить нельзя.

Из книги воспоминаний ведущего инженера-исследователя ходовых систем Владимира Кирилловича Степаненко.

1938-2016

 

С 1965 по 2004гг. проработал на заводе им Малышева и ХКБМ в качестве инженера-исследователя ходовой системы танка, по совместительству слесарем-сборщиком и водителем-испытателем. Испытывал танк Т-64 и все  его модификации, Т-80УД, танк «Боксёр», Т-72МП, тягачи МТ-Т. Принимал участие в отраслевых испытаниях, межведомственных комиссиях и просто в экипаже танка на танкодромах в Киевском военном округе(ВО), МосковскомВО, ЛенинградскомВО, ПрикарпатскомВО,ЗакавказскомВО, Туркестанскском ВО и  Сибирском ВО.
В общей сложности был в командировке около 9 лет из стажа на заводе. Но большую часть этого времени глотал таковую пыль на полигоне УПИ-190 в Чугуеве. Автор множества  технических документов по ходовой части танка, тягача и других изделий, хранящихся и пылящихся в архивах ХКБМ.

 

Со временем будет опубликовано.

Теперь я развею миф и авантюру ходовой части танка семейства Т-80. Радетели установки этой ходовой, прикрываясь аргументами «Танк с Морозовской ходовой частью на Западе не понимают», большая вибрация, теплонапряжённые узлы, мал её ресурс, дополнительная защита бортов, танк на куриных ножках. Они не могут воспринять основную идеологию этой системы которую озвучил работник МОП А. М. Макаренко на совещании в марте 1974 г. «Я разделяю мнение Морозова. Нам не нужна ходовая часть с ресурсом на 10 тыс.км. Нам нужны танки военного, а не мирного времени…»

Как правильно подметил – нужен танк не для парада на площади и показушной езды по шоссе, нужен танк для защиты отечества, танк солдат, как Т-34 или танк боец, как Т-64. А теперь  поведаю о возможности ходовой части танка Т-80. После изготовления первых образцов серийных Т-80УД Министерство обороны решило проверить их в 1985 г. на ТТХ сравнительными испытаниями с Т-72 и Т-80 в СибВО. «Всем повезло», я дал согласие поработать в рабочей группе межведомственной комиссии c участием в ходовых сравнительных экспериментах. И снова повторилось – все танки боевую задачу выполнили (танки однотипные). Но было несколько нюансов.

1. Танк Т-80 преодолел заснеженный подъём в 11 град. за счёт плавного введения турбины в рабочий режим, что позволяет двигаться на минимальных её оборотах без рывков – буквально по миллиметру. В танках Т-72 и Т-80 с дизелем после их запуска устанавливают на минимальные устойчивые холостые обороты и для движения необходимо их повышать. Потому высокая скорость начала движения и далее на подъёме срывает сцепление гусеницы с грунтом из-за слабой самоочистки опорной поверхности траков танка Т-80УД и Т-72, (Гусеница танка Т-64 по сцепляемости с грунтом выше из-за самоочищаемости и потому может преодолеть более крутой заснеженный подъём, что было проверено в Мурманской  области в 1970 г. при эксплуатации 10-и Т-64).
2. При движении по заснеженной дороге механик-водитель не справился с управлением и танк Т-80УД юзом влетел в кювет и сбросил одну гусеницу под днище. Гребнями повредились шины внутренних дисков 4, 5 и 6-го опорного катка правого борта. Но самое плачевное – траки перекрыли червяк натяжного устройства гусеницы и ослабить её было  невыполнимо. А без снижения натяжения гусеницы рассоединить её НЕВОЗМОЖНО, т.к. отсутствует достаточный зазор для установки ключей для отворачивания болтов гребня и внутренней скобы. Пришлось обращаться в близлежащий совхоз за передвижной электросваркой, для разрезки гусеницы. Далее работы по инструкции (у Т-64 гусеница очень устойчива в обводе и при аварийных ситуациях процесс установки гусеницы в обвод очень прост). Челночные незначительные  перемещения танка, вытянутого тягачом на ровную дорогу, самоустанавливают гусеницу в обвод. Катки притом не повреждаются – ободья у танка стальные.
3. Обратил внимание, что при эксплуатации  в заснеженных и морозных  условиях танки  Т-80УД (Т-64 тоже) и  Т-72 обмерзают и обрастают замёрзшим грунтом, особенно борта и нос. А Т-80 приходили с пробега как на рисунках "А" – чистые и умытые. Экипажи в пробег отправлялись в гимнастёрках. В работе турбины часть тепла подаётся в корпус для обогрева отделения управления и боевого. В танках с дизелем  отопительные калориферы имеются, но они малоэффективны. И немного юмора. Известно, наши спецы Т-64 звали ласково “Ласточкой”. А в Юрге танки Т-72 назвали «Рексами», за рычание двигателя, а Т-80 – «Трубой», за высокий расход топлива и эксплуатационные затраты и стоимость танка.
В период освоения двигателя 6ТД-1 было решено изготовить установочную партию танков Т-80УД  (31 шт.) и провести их ускоренную войсковую эксплуатацию. Проводили её в Кантемировской дивизии в Гороховецком полигоне объёме 6000 км  в два этапа:
1 этап   май – сентябрь 1987 года; 
2 этап:  декабрь 1987 – апрель 1988 года.

 

 

2 комментария:

  1. Инженер-исследователь? Что за должность такая? И в каком подразделении з-да и/или КБ? Да еще и слесарь-сборщик... Да еще и мехвод… Многостанчник, однако!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рыжаков Игорь27 марта 2021 г. в 07:12

      Инженер исследователь должен только в кабинете сидеть и слушать рассказ мехвода о том как танк ведёт себя в тех или иных ситуациях? А вот научиться самому водить машину, да ещё и крутить гайки для настоящего инженера наверное слабо...
      Не знаете кого готовило Киевское и Омское высшие танковые инженерные училища? пообщайтесь с его выпускниками и спросите их могли ли они работать инженерами, слесарями (зампотехами), технологами или конструкторами.
      Многостаночники, однако!

      Удалить