Рубрики

воскресенье, 8 мая 2022 г.

8 мая 1883 г. Родился Афанасий Фирсов

 


Родился Фирсов Афанасий Осипович (08.05.1883-04.03.1942) – конструктор колёсно-гусеничных танков БТ. В 1910 г. окончил высшую техническую школу в г. Миттвайде (Германия) по специальности «паровые машины».

С 06.12.1931 г. по 08.1936 г. – начальник конструкторского бюро Т2К танкового отдела Т2О Харь­ковского паровозостроительного завода им. Коминтерна, а с сентября 1936 г. по 14.03.1937 г. – старший конструктор бюро Т2К.

Под его руководством была значи­тельно переработана конструкция находившегося в серийном производстве быстро­ходного колёсно-гусеничного танка БТ-2 (было внесено 1293 изменения практически во все механизмы машины), были созданы быстроходные колёсно-гусеничные танки БТ-5, БТ-7 (с 45-мм и 76,2-мм пушками) и опытные образцы быстроходных танков с дизелем БД-2 (танки БДТ-1 и БТ-8). 26.03.1935 г.


Постановлением Центрального Ис­полнительного Комитета (ЦИК) СССР «за вы дающиеся до­стижения в создании новых мощных современных конструкций машин» был награждён По­чётной грамотой ЦИК СССР. Обладая глу­бокими знаниями в сфере своей деятельности, А.О. Фирсов стал подлин­ным учителем для молодых инженеров- конструкторов завода, организовал курсы по изучению танкового дела в Доме Крас­ной Армии. 

Афанасий Осипович Фирсов родился в 1883 году в Бердянске Таврической губернии в многодетной семье (14 детей) купца Осипа Фирсова, владельца восьми домов и нескольких бакалейных магазинов. После окончания железнодорожного училища Афанасий продолжил образование за границей в высшей технической школе в Митвайде (Германия), а затем в Цюрихском политехникуме (Швейцария).

Основанный в 1855 году, Цюрихский технический университет сейчас является одним из самых престижных технических вузов мира. Без него немыслима швейцарская наука. С этим вузом связана деятельность 22 лауреатов Нобелевской премии, среди них Вильгельм Конрад Рентген и Альберт Эйнштейн. В Цюрихе Фирсов специализируется на проектировании дизельных двигателей. По совету одного из институтских профессоров Афанасий Осипович устраивается работать сборщиком на завод «Зульцер», но вскоре его переводят на конструкторскую работу. 19 июля 1914 года в Европе началась Первая мировая война, и Фирсову предложили остаться в Швейцарии, гарантируя получение подданства и приличные заработки. Но молодой инженер и его жена возвращаются в Россию. Фирсов начинает работать над созданием дизельных двигателей для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе.

А уже весной 1916 года переходит на завод «Теплоход» под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители. После революции и остановки работы предприятия Фирсов работает начальником губернского управления профессионального образования и пребывает на этой должности пять лет. Когда жизнь в стране стабилизировалось, А. О. Фирсов возвращается к инженерной деятельности. В 1922–1927 гг. он работает главным механиком завода «Красная Этна» в Нижнем Новгороде, а с 1927-го – на Николаевском судостроительном заводе им. Андре Марти. В 1930 году Афанасия Осиповича приглашают работать на завод «Русский дизель» (бывший «Людвиг Нобель»), но в Ленинграде ему долго работать не пришлось.

Вскоре Фирсова обвиняют в участии во вредительской группе, арестовывают и постановлением коллегии Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) от 23 июня 1930 года приговаривают к заключению в концлагере сроком на пять лет. Однако уже 18 сентября 1931 года коллегия ОГПУ приняла решение: Фирсову Афанасию Осиповичу оставшийся срок изоляции заменить высылкой в г. Харьков для работы на ХПЗ им. Коминтерна.

 А. О. Фирсов возглавлял танковое КБ до середины 1936 года, позже переведен на должность рядового конструктора. 14 марта 1937 года он снова был арестован по обвинению во вредительстве и отправлен в тюрьму (помимо него в группе «вредителей» из числа работников завода и военной приёмки АБТУ РККА оказался и директор завода И. П. Бондаренко, и руководитель дизельного отдела завода К. Челпан). 10 декабря 1937 г. приговорен к расстрелу.

12 июля 1957 года приговор в отношении А. О. Фирсова отменен в связи с отсутствием состава преступления.

Коллектив КБ Т2К ХПЗ им. Коминтерна вместе с его руководителем с 1931 по 1936 год А. О. Фирсовым (в центре). Крайний слева в верхнем ряду – А. А. Морозов, 2 ряд справа - Кучеренко.

С 1931 по 1936 гг. А. А. Морозов работает над серией быстроходных танков БТ-2, БТ-5, БТ-7. В эти годы конструкторами руководил талантливый инженер, выпускник Цюрихского политехнического института Афанасий Осипович Фирсов, работавший до революции на заводах фирмы «Зульцер». Именно он щедро делился с молодыми конструкторами знаниями и огромным опытом. А. О. Фирсов, по опыту своей работы за границей, ввел для конструкторов обязательное пребывание в цехах, чтобы до мельчайших подробностей следить за производством танков; всех конструкторов КБ отправил на курсы автомобилистов, а затем – механиков-водителей танков; настоятельно рекомендовал изучать иностранные языки и читать технические журналы разных стран, «чтобы ненароком не изобрести велосипед»; периодически устраивал проверку знаний сотрудников, «чтобы не ощущали себя всезнающими»; все конструкторы вели «синодики» – записные книжечки, куда танкостроители записывали все задания, идеи, конструкторские проработки, в том числе неудачные. Александр Александрович окончательно сложился как талантливый конструктор, обладающий целеустремленностью, технической интуицией и умением находить простые решения самых сложных вопросов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий