Рубрики

вторник, 7 июня 2022 г.

АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ БАЗОВОГО ШАССИ БМП-3

 

АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ БАЗОВОГО ШАССИ БМП-3

С.Ю. Константинов, В.А. Ткачёв, И.Ф. Исмаилов

Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии

материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Омске

Журнал "Наука и военная безопасность".

 

В статье представлен анализ основных недостатков базового шасси боевой машины БМП-3, возникающих в ходе эксплуатации, а так же ряд предложений по модернизации существующих серийных образцов.

 

БМП-3 - советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предна­значенная для транспортировки личного со­става к переднему краю, повышения его мо­бильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою. Боевая машина разработана курганским Специальным конструкторским бюро маши­ностроения производится на ОАО «Курган­машзавод». Несмотря на то, что с момента создания оригинальной конструкции прошло более 25 лет, БМП-3 по-прежнему рассма­тривается западными военными экспертами как одна из лучших в своем классе. Аналити­ки американской научно-исследовательской корпорации «РЭНД» (RAND) включили ее в список из четырех самых мощных и распро­страненных БМП в мире. В одном из недав­них отчетов РЭНД, посвященных современ­ному вооружению, эксперты особо отметили повышенную огневую мощь, маневренность, показатели плавучести и удельной мощности БМП-3.

Машина имеет вооружение, состоящее из 100-мм пушки-пусковой установки 2А70, спа­ренных с ней 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемета ПКТМ. В корпусе машины находятся еще два пулемета ПКТМ. В конвейере механизма заряжания пушки 2А70 размещены 22 осколочно-фугасных вы­стрела, боекомплект пушки 2А72 составляет 500 снарядов.

СУО позволяет работать в режиме авто­матического сопровождения целей. Приме­нение АСЦ позволяет существенно - почти в восемь раз по сравнению с ручным наведени­ем - повысить точность поражения целей и обеспечить электронную стабилизацию выво­димого на экраны рабочих мест изображения.

Одним из основных преимуществ БМП-3 является ее эргономичность. За счет большей компактности моторно-трансмиссионного от­деления в обитаемом отделении улучшена по­садка десантников и создано резервное место, обеспечена возможность десантникам, разме­щенным у моторной перегородки, покинуть машину в аварийной ситуации через люки на крыше (выше ватерлинии) без заливания воды внутрь машины. Для обеспечения ком­фортных условий жизнедеятельности экипа­жа и десанта БМП-3 при высоких температу­рах окружающей среды машина может быть оборудована кондиционером воздуха.

Машина представляет из себя платфор­му, на которую можно устанавливать различ­ные модификации такие как: БМП-3 «Манул» с модулем Бумеранг-БМ, БМП-3К, БМП-3Ф, БМП-3М, БМП-3 с комплексом оптико-элек­тронного противодействия «Штора-1», БМП-3 с динамической защитой «Кактус», БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», БМП-3М «Дра­гун», БМП-3 «Деривация», БМП-3 с двига­телем 3ТД-4. Также присутствуют отдель­ные машины на базе БМП-3, используемые в различных родах войск: БРМ-3К «Рысь», БТ-3Ф, БРЭМ-Л «Беглянка», 2С18 «Пат-С», 2С31 «Вена», Объект 699, УР-93, УР-07 «Пере­сортировка», 9П157-2, 9П157-4, 9П161, 9П162, ТКБ-841, АДЗМ «Восторг-2», 2С38 «Дерива­ция-ПВО», 2С17 «Нона-СВ». Имеются планы по созданию на основе БМП-3 нового лёгкого танка.

На сегодняшний день БМП-3 стоит на вооружении более 13 стран, в них входят: Азербайджан, Кипр, Алжир, Ирак, ОАЭ и т.д. Машина применялась российскими воо­руженными силами в ходе Первой чеченской войны, а также использовала ОАЭ при вме­шательстве в вооружённый конфликт в Йеме­не, в том числе, вероятно, передавала войскам Южного Йемена.

В целом машина зарекомендовала себя очень неплохо, хотя есть ряд недостатков, о которых будет сказано ниже. В отличие от своей предшественницы БМП-3 имеет лучшее бронирование и усовершенствованное воору­жение.

Отзывы о машине совершенно разные. Моторно-трансмиссионное отделение было вынесено назад, что затрудняет покидание бо­евой машины десантом, не говоря уже о том, если машина была подбита. Подвижность ма­шины - это ее большой плюс. Дизельный дви­гатель УТД-29 имеет малую высоту. Для вы­хода десанта, размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, установлены водомёты внутри корпу­са. Машина способна преодолевать стенку вы­сотой 0,7 м, подъём 30° и крен 25°. Натяжение гусениц управляется с места механика-води­теля. Транспортабельность: железнодорож­ным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Плавать может с минимальной подготовкой, есть функция заднего хода для плавания.

Однако, несмотря на значительный вре­менной отрезок нахождения машины в экс­плуатации, имеется целый ряд нерешенных технических вопросов.

Часто встречающейся поломкой являются трещины сварных швов опор силового блока, что приводит к повышенным вибрационным и ударным нагрузкам деталей двигателя и трансмиссии, как следствие к - выходу по­следних из строя.

Надписи и шильдики зачастую выполне­ны неверно, или перепутаны местами, особен­но это касается органов управления машиной на плаву. Машина и без того является не са­мой легкой для экипажа, а неверные надписи зачастую вводят личный состав в ступор или провоцируют на неверные действия.

Несмотря на свою большую мощность, двигатель УТД-29, установленный на БМП-3 является довольно ненадежным, большое количество поломок по «механической части» связано именно с ним.

Одной из наиболее частых поломок сило­вой установки является разрушение уплотни­тельных колец на колпачках форсунок, как следствие - происходит смешивание масла с топливом.

Течь топлива из-под корончатых гаек плунжерных пар и уплотнений корпуса нагне­тательных клапанов также является довольно часто встречаемой неисправностью.

Очень часто встречаемой неисправностью является перетекание масла из масляного бака в картер двигателя вследствие разруше­ния запорных клапанов масляных магистра­лей.

Трансмиссия БМП в целом имеет боль­шое количество нестандартных для бронетан­ковой техники инженерных решений, можно сказать, что трансмиссия БМП-3 является ре­волюционной среди всех остальных образцов БТВТ, но, несмотря на это, и она имеет ряд недостатков, проявившихся в ходе эксплуата­ции.

Наиболее часто встречаемой неисправно­стью является течь масла из-под уплотнений гидрообъемной передачи по причине низко­го качества РТИ. Течь масла также является часто встречаемой неприятностью на шланге, идущем к радиатору ГОП. А ведь именно гидрообъемная передача является самым «тон­ким» узлом трансмиссии, где наличие и каче­ство масла играет ключевую роль в работе.

Качество резинотехнических деталей в гидромеханической трансмиссии оставляет желать лучшего. Течь масла из уплотнений зубчатых муфт суммирующих рядов является обычным делом для машин, использующихся в ОАЭ.

При использовании машины в услови­ях пустынно-песчаной местности образуют­ся сквозные трещины в кожухе вентилятора отсоса пыли, которые возникают по причине «протирания» кожуха частицами пыли и пе­ска.

Для запуска двигателя от внешнего источ­ника электроэнергии необходимо подключать три силовых провода и кабель управления, при этом расположение розетки подключения кабеля управления настолько неудобное, что экипажу необходимо очень сильно постарать­ся, а порой просто «изломать» кабель управ­ления. Изменение положения розетки в зна­чительной степени может облегчить процесс запуска двигателя БМП-3 от источника внеш­него тока.

Перевод машины из походного положе­ния в боевое невозможно осуществить без остановки и без выхода членов экипажа из машины из-за необходимости опустить бревно самовытаскивания и зеркала заднего вида.

Крайне неудобным является процесс регу­лировки остановочных тормозов. Выполнение регулировки возможно только специалистом высокой квалификации и требует значитель­ных затрат времени.

При остановке двигателя на плаву и от­крытом клапане откачки воды происходит затопление машины вследствие поступления забортной воды внутрь машины. Во время такого происшествия, как отказ двигателя на плаву, механик-водитель, как правило, подвержен значительным эмоциональным перегрузкам, а необходимость выполнять ма­нипуляции по закрытию клапанов откачки воды (в случае если они были открыты) в зна­чительной степени повышает вероятность вы­полнения неверных действий личным соста­вом, как следствие - повышается вероятность затопления БМП.

Эти неудобства и поломки существенно затрудняют использование боевой машины в мирное время или в ходе боевых действий.

Но существует ряд предложений по усо­вершенствованию БМП-3, которые упрощают использование и повышают прочность.

На БМП-3 установлена гидромеханиче­ская трансмиссия, которая максимально при­способлена для реализации автоматического переключения передач, однако переключение передач возможно только вручную. Сама со­бой напрашивается возможность модерниза­ции трансмиссии для обеспечения автомати­ческого переключения передач.

Необходимо установить датчик включе­ния водометных движителей с сигнализато­ром на щиток приборов механика-водителя. Это упростит управление и не придется поки­дать машину, чтобы убедиться в том, что водо­метные движители работают.

Также требуется предусмотреть автома­тическое закрывание клапанов клапанных коробок основной системы откачки воды для предотвращения затопления машины при остановке двигателя на плаву. В противном случае машина будет потеряна вследствие не­предвиденной остановки двигателя.

Для повышения пожаробезопасности ма­шины необходимо установить сигнализатор работы подогревателя, так как с рабочего ме­ста механика-водителя невозможно опреде­лить, работает он или нет.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Суворов, С.Н. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. Братская могила пехоты или суперору­жие? / С.Н. Суворов, - М: Стратегия КМ, 2011. - 128 с.
  2. Благонравов, А.А. Боевые машины пехоты. За­рождение и развитие. Журнал «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», № 5, 2008.
  3. Боевая машина пехоты БМП-3. Руководство по эксплуатации. Ч.1. Эр688-сб6-21РЭ - М.: ГАБТУ, 1997. 487 с.
  4. Боевая машина пехоты БМП-3. Руководство по эксплуатации. Ч.2. Эр688-сб6-21РЭ1 - М.: ГАБТУ, 1997. 481 с.
  5. Боевая машина пехоты БМП-3. Руководство по эксплуатации. Ч.3. Эр688-сб6-21РЭ2 - М.: ГАБТУ, 1997. 149 с.
  6. Суворов, С.Н. Королева пехоты в аравийской пустыне. Журнал «Танкомастер» №1, 2001.

4 комментария:

  1. почему вы удивлены проблемами с надежностью? инженерная квалификация начинается на 95-м проценте, в совке таких специалистов не было никогда, для этого надо знать английский и учиться не в омской шараге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что-то против Омска имеете, дырявый?

      Удалить
  2. Ну вот, поставить две лампочки , закрыть клапан, заранее убрать бревно .
    Больше докапаться было не до чего?

    ОтветитьУдалить