АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ БАЗОВОГО ШАССИ БМП-3
С.Ю. Константинов, В.А. Ткачёв, И.Ф. Исмаилов
Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии
материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Омске
Журнал "Наука и
военная безопасность".
В статье представлен анализ основных недостатков базового шасси боевой машины БМП-3, возникающих в ходе эксплуатации, а так же ряд предложений по модернизации существующих серийных образцов.
БМП-3 - советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою. Боевая машина разработана курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения производится на ОАО «Курганмашзавод». Несмотря на то, что с момента создания оригинальной конструкции прошло более 25 лет, БМП-3 по-прежнему рассматривается западными военными экспертами как одна из лучших в своем классе. Аналитики американской научно-исследовательской корпорации «РЭНД» (RAND) включили ее в список из четырех самых мощных и распространенных БМП в мире. В одном из недавних отчетов РЭНД, посвященных современному вооружению, эксперты особо отметили повышенную огневую мощь, маневренность, показатели плавучести и удельной мощности БМП-3.
Машина имеет вооружение, состоящее из 100-мм пушки-пусковой установки 2А70, спаренных с ней 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемета ПКТМ. В корпусе машины находятся еще два пулемета ПКТМ. В конвейере механизма заряжания пушки 2А70 размещены 22 осколочно-фугасных выстрела, боекомплект пушки 2А72 составляет 500 снарядов.
СУО позволяет работать в режиме автоматического сопровождения целей. Применение АСЦ позволяет существенно - почти в восемь раз по сравнению с ручным наведением - повысить точность поражения целей и обеспечить электронную стабилизацию выводимого на экраны рабочих мест изображения.
Одним из основных преимуществ БМП-3 является ее эргономичность. За счет большей компактности моторно-трансмиссионного отделения в обитаемом отделении улучшена посадка десантников и создано резервное место, обеспечена возможность десантникам, размещенным у моторной перегородки, покинуть машину в аварийной ситуации через люки на крыше (выше ватерлинии) без заливания воды внутрь машины. Для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности экипажа и десанта БМП-3 при высоких температурах окружающей среды машина может быть оборудована кондиционером воздуха.
Машина представляет из себя платформу, на которую можно устанавливать различные модификации такие как: БМП-3 «Манул» с модулем Бумеранг-БМ, БМП-3К, БМП-3Ф, БМП-3М, БМП-3 с комплексом оптико-электронного противодействия «Штора-1», БМП-3 с динамической защитой «Кактус», БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», БМП-3М «Драгун», БМП-3 «Деривация», БМП-3 с двигателем 3ТД-4. Также присутствуют отдельные машины на базе БМП-3, используемые в различных родах войск: БРМ-3К «Рысь», БТ-3Ф, БРЭМ-Л «Беглянка», 2С18 «Пат-С», 2С31 «Вена», Объект 699, УР-93, УР-07 «Пересортировка», 9П157-2, 9П157-4, 9П161, 9П162, ТКБ-841, АДЗМ «Восторг-2», 2С38 «Деривация-ПВО», 2С17 «Нона-СВ». Имеются планы по созданию на основе БМП-3 нового лёгкого танка.
На сегодняшний день БМП-3 стоит на вооружении более 13 стран, в них входят: Азербайджан, Кипр, Алжир, Ирак, ОАЭ и т.д. Машина применялась российскими вооруженными силами в ходе Первой чеченской войны, а также использовала ОАЭ при вмешательстве в вооружённый конфликт в Йемене, в том числе, вероятно, передавала войскам Южного Йемена.
В целом машина зарекомендовала себя очень неплохо, хотя есть ряд недостатков, о которых будет сказано ниже. В отличие от своей предшественницы БМП-3 имеет лучшее бронирование и усовершенствованное вооружение.
Отзывы о машине совершенно разные. Моторно-трансмиссионное отделение было вынесено назад, что затрудняет покидание боевой машины десантом, не говоря уже о том, если машина была подбита. Подвижность машины - это ее большой плюс. Дизельный двигатель УТД-29 имеет малую высоту. Для выхода десанта, размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, установлены водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку высотой 0,7 м, подъём 30° и крен 25°. Натяжение гусениц управляется с места механика-водителя. Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Плавать может с минимальной подготовкой, есть функция заднего хода для плавания.
Однако, несмотря на значительный временной отрезок нахождения машины в эксплуатации, имеется целый ряд нерешенных технических вопросов.
Часто встречающейся поломкой являются трещины сварных швов опор силового блока, что приводит к повышенным вибрационным и ударным нагрузкам деталей двигателя и трансмиссии, как следствие к - выходу последних из строя.
Надписи и шильдики зачастую выполнены неверно, или перепутаны местами, особенно это касается органов управления машиной на плаву. Машина и без того является не самой легкой для экипажа, а неверные надписи зачастую вводят личный состав в ступор или провоцируют на неверные действия.
Несмотря на свою большую мощность, двигатель
УТД-29, установленный на БМП-3 является довольно ненадежным, большое количество
поломок по «механической части» связано именно с ним.
Одной из наиболее частых поломок силовой установки является разрушение уплотнительных колец на колпачках форсунок, как следствие - происходит смешивание масла с топливом.
Течь топлива из-под корончатых гаек плунжерных пар и уплотнений корпуса нагнетательных клапанов также является довольно часто встречаемой неисправностью.
Очень часто встречаемой неисправностью является перетекание масла из масляного бака в картер двигателя вследствие разрушения запорных клапанов масляных магистралей.
Трансмиссия БМП в целом имеет большое количество нестандартных для бронетанковой техники инженерных решений, можно сказать, что трансмиссия БМП-3 является революционной среди всех остальных образцов БТВТ, но, несмотря на это, и она имеет ряд недостатков, проявившихся в ходе эксплуатации.
Наиболее часто встречаемой неисправностью
является течь масла из-под уплотнений гидрообъемной передачи по причине низкого
качества РТИ. Течь масла также является часто встречаемой неприятностью на
шланге, идущем к радиатору ГОП. А ведь именно гидрообъемная передача является
самым «тонким» узлом трансмиссии, где наличие и качество масла играет
ключевую роль в работе.
Качество резинотехнических деталей в
гидромеханической трансмиссии оставляет желать лучшего. Течь масла из
уплотнений зубчатых муфт суммирующих рядов является обычным делом для машин,
использующихся в ОАЭ.
При использовании машины в условиях
пустынно-песчаной местности образуются сквозные трещины в кожухе вентилятора
отсоса пыли, которые возникают по причине «протирания» кожуха частицами пыли и
песка.
Для запуска двигателя от внешнего источника электроэнергии необходимо подключать три силовых провода и кабель управления, при этом расположение розетки подключения кабеля управления настолько неудобное, что экипажу необходимо очень сильно постараться, а порой просто «изломать» кабель управления. Изменение положения розетки в значительной степени может облегчить процесс запуска двигателя БМП-3 от источника внешнего тока.
Перевод машины из походного положения в
боевое невозможно осуществить без остановки и без выхода членов экипажа из
машины из-за необходимости опустить бревно самовытаскивания и зеркала заднего
вида.
Крайне неудобным является процесс регулировки остановочных тормозов. Выполнение регулировки возможно только специалистом высокой квалификации и требует значительных затрат времени.
При остановке двигателя на плаву и открытом клапане откачки воды происходит затопление машины вследствие поступления забортной воды внутрь машины. Во время такого происшествия, как отказ двигателя на плаву, механик-водитель, как правило, подвержен значительным эмоциональным перегрузкам, а необходимость выполнять манипуляции по закрытию клапанов откачки воды (в случае если они были открыты) в значительной степени повышает вероятность выполнения неверных действий личным составом, как следствие - повышается вероятность затопления БМП.
Эти неудобства и поломки существенно
затрудняют использование боевой машины в мирное время или в ходе боевых
действий.
Но существует ряд предложений по усовершенствованию БМП-3, которые упрощают использование и повышают прочность.
На БМП-3 установлена гидромеханическая трансмиссия, которая максимально приспособлена для реализации автоматического переключения передач, однако переключение передач возможно только вручную. Сама собой напрашивается возможность модернизации трансмиссии для обеспечения автоматического переключения передач.
Необходимо установить датчик включения водометных движителей с сигнализатором на щиток приборов механика-водителя. Это упростит управление и не придется покидать машину, чтобы убедиться в том, что водометные движители работают.
Также требуется предусмотреть автоматическое закрывание клапанов клапанных коробок основной системы откачки воды для предотвращения затопления машины при остановке двигателя на плаву. В противном случае машина будет потеряна вследствие непредвиденной остановки двигателя.
Для повышения пожаробезопасности машины необходимо установить сигнализатор работы подогревателя, так как с рабочего места механика-водителя невозможно определить, работает он или нет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Суворов, С.Н. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3. Братская могила пехоты или супероружие? / С.Н. Суворов, - М: Стратегия КМ, 2011. - 128 с.
- Благонравов, А.А. Боевые машины пехоты. Зарождение и развитие. Журнал «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра», № 5, 2008.
- Боевая машина пехоты БМП-3. Руководство по эксплуатации. Ч.1. Эр688-сб6-21РЭ - М.: ГАБТУ, 1997. 487 с.
- Боевая машина пехоты БМП-3. Руководство по эксплуатации. Ч.2. Эр688-сб6-21РЭ1 - М.: ГАБТУ, 1997. 481 с.
- Боевая машина пехоты БМП-3. Руководство по эксплуатации. Ч.3. Эр688-сб6-21РЭ2 - М.: ГАБТУ, 1997. 149 с.
- Суворов, С.Н. Королева пехоты в аравийской пустыне. Журнал «Танкомастер» №1, 2001.
почему вы удивлены проблемами с надежностью? инженерная квалификация начинается на 95-м проценте, в совке таких специалистов не было никогда, для этого надо знать английский и учиться не в омской шараге.
ОтветитьУдалитьЧто-то против Омска имеете, дырявый?
УдалитьНу вот, поставить две лампочки , закрыть клапан, заранее убрать бревно .
ОтветитьУдалитьБольше докапаться было не до чего?
Трещины )
Удалить