Рубрики

понедельник, 11 марта 2024 г.

Тема про автомат заряжание и изоляцию боекомплекта в танкостроении СССР.

Существует мнение, что в советском танкостроении в отличие от США и западной Европы делалась ставка на автомат заряжания и размещение в нем не изолированного боекомплекта. Но это не совсем так – танкостроении СССР – это достаточно обширная тема, где имели место разные направления развития, какие-то становились серийными, а что-то оставалось забытыми проектами.

Компоновка Т-64 была для своего времени удачной и превосходила современников М60, Леопард-1, АМХ-30, Чифтен по уровню защиты. В танках следующего поколения полная изоляция боекомплекта реализована только на танке «Абрамс». На других проекта 2/3 боекомплекта расположены не изолировано.

Первая попытка создать танк с полностью изолированным боекомплектом была предпринята в начале 1970-х. Это был проект известный как «объект 450»  или Т-74 (http://btvt.info/2futureprojects/450/450.htm), который должен был заменить Т-64.



 

Конструктор Морозов писал: Одним из главных, на наш взгляд, недостатков существующей «классической схемы» танка, в основном создающий все препятствия к дальнейшему повышению его тактико-технических свойств, является несовершенство компоновки его боевого отделения. Оно напоминает очень тесную однокомнатную квартиру или солдатский вещевой мешок, в котором экипаж зажат оружием, баками, боекомплектом, различными механизмами, тягами, проводами и другими многочисленными устройствами и деталями, некоторые из которых транзитом проходят в МТО.

Кроме того, все это двигается, вращается, дымит, является источником шума и травм, представляет взрыво и пожароопасность, создает разобщенность экипажа, затрудняет эвакуацию его из танка, не обеспечивает элементарные условия для работы, обитаемости и многое другое.

В представляемой компоновке, так называемое, боевое отделение танка подвергнуто в первую очередь коренному изменению, путем разделения его на отдельные изолированные друг от друга, самостоятельные отсеки: топлива, боекомплекта, вооружения, отделения экипажа и МТО.

Таким образом, если компоновка современного танка «классической схемы» по сути дела танк на два отдельных отсека: МТО и боевое отделение, то представляемая компоновочная схема предусматривает уже 5 герметичных отсеков: МТО, отсек боекомплекта, отделение экипажа, топливное отделение, вооружение.

Такое изолированное размещение внутри танка: экипажа, боекомплекта, топлива и вооружения позволило коренным образом улучшить и по-новому решить условия обитаемости экипажа.

Проект не был реализован по причине его непонимания со стороны военных и занятостью конструкторских бюро производством танков созданных на основе изменений Т-64 – так называемых клонов – Т-72 и Т-80.

 

Вторая попытка была предпринята харьковским конструкторским бюро имени Морозова в 2 половине 1970-х. Это был проект под обозначением «объект 490» (http://btvt.info/7english/490_eng.htm). Весь боекомплект был изолирован в кормовой нише башни и в изолированной боеукладке в корпусе. Несмотря на изначальную поддержку машина также не стала серийной. Вместо нее основной приоритет был отдан проекту «Объект 490А» где боекомплект изолирован не был.

Были и другие проекты сторонников идей Морозова, например танк с двумя пушками конструктора Мазуренко где весь боекомплект был вынесен из забронированного пространства - http://btvt.info/7english/490_2gun_eng.htm

 




Третья попытка была предпринята уже после развала СССР в Украине в начале 1990-х.

Вообще установить этот автомат заряжания за башней (модуль) предлагалась на любой танк – Т-55, Т-64, Т-72 и пр. Для этого отрезалась кормовая часть штатной башни, устанавливалась перегородки и сам ящик с механизмом заряжания (высота =530мм, ширина=2320мм). В дополнительных бронированных емкостях размещается электрооборудование и гидроцилиндр. Для обслуживания МТО модуль мог подниматься или откидываться в сторону.

Такое осуществление автомата заряжания позволяло повысить ремонтопригодность, уменьшить безвозвратные потери на поле боя и обеспечить возможность переоснащения под снаряды различных калибров.

Естественно весь боекомплект в ящик не помещался – только 18-22 выстрела в зависимости от исполнения. Поэтому в таких проектах как Т-72-120, Ятаган и другие также предполагалось размещать часть боекомплекта в механизированной укладке с бронированной верхней деталью и бортами в корпусе на месте старого АЗ. Площадь такой укладки на 16 выстрелов была в 2 раза меньше штатного АЗ. Но, все равно, не идеально (

Хотя ничего не мешало бы сделать вышибные пластины и в днище корпуса), как, впрочем и во всех танках – тот же К-2 большая часть БК в корпусе, Леопард-2, Леклерк … С другой стороны как показывает опыт в корпус боекомплект можно и не брать.

Еще одним вопросом, который нужно было решать – изоляция топлива, которое хоть и тушится системой ППО, но без гарантии последствий для танка и с гарантией того, что экипаж его должен будет покидать если захочет дышать.

В итоге и третья попытка создания танка с изолированным боекомплектом так и осталось в истории забытых проектов.

 



Кто-то может привести знаменитый аргумент УКБТМ с приведением наскальных петроглифов времен 2 Мировой и арабо-израильских войн, где вполне обосновано говорится, что большинство попаданий приходится в башню и АЗ нужно размещать в корпусе (https://t.me/btvt2019/2526, https://t.me/btvt2019/6504).

Действительно защита забашенного модуля в представленном выше исполнении реализована от осколков снарядов, мелких АП и пуль.

В реальности современных конфликтов можно наблюдать полностью изменившиеся реалии распределения попаданий, которые распределены равномерно по всем проекциям танка. На основании того, что по видео и фото можно наблюдать лобовая проекция далеко не лидер по снарядной нагрузке.

В итоге танк с АЗ в корпусе без его изоляции при преимуществах на бумаге (распределение попаданий) и танк с АЗ за башней в отсеке будут поражаться с разных проекций и пробиваться (даже с ДЗ и КАЗ), но с отличающимся результатом. Первый с большой вероятностью не будет поддаваться восстановлению после пожара и возможной детонации БК, а второй останется ремонтопригодным в приемлемые сроки.


На схеме примерное сравнение площади бортовой проекции занятой боекомплектом в МЗ (без учета бака стеллажа) и в забашенном модуле и корпусной укладке.

3 комментария:

  1. Як показала кількість мангалів на всьому чому можна і у всіх кого можна, то в сучасних умовах бронетехніку спочатку треба захищати зверху.

    ОтветитьУдалить
  2. Был же ещё омский вариант в начале 2000-х. https://flibusta.club/b/265173/read

    ОтветитьУдалить
  3. В реальному світі його в БК будуть сношати з РПГ-7 та FPV (там борт не захищений композитною бронею, як М1А1, дах коробки взагалі 20 мм). Проблему захисту боєкомплекту в кормі башти треба якось вирішувати! Крім мангалу та РЕ в голову нічого не приходить, там навіть "Контакт" не приліпиш.

    ОтветитьУдалить