Рубрики

воскресенье, 1 декабря 2024 г.

РАБОЧИЕ МЕСТА ЭКИПАЖЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТАНКАХ

 

РАБОЧИЕ МЕСТА ЭКИПАЖЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТАНКАХ

В. В. Троицкий

Вопросы бронетанковой техники. Сборник 12 (эргономика) 1987 г.

 

Основной целью эргономического проектирования рабочих мест экипажа танка является рациональное размещение операторов, средств управления и вспомогательного оборудования, с учетом антропометрических показателей военнослужащих, времени непрерывной работы в машине, а также функциональных обязанностей операторов.

Нормативы [1], регламентирующие требования к размерам рабочих мест экипажей ВГМ, введены в действие с января 1981 г. Отечественные серийные танки были разработаны до выхода этих нормативов.

Разработана обобщенная схема основных размеров рабочего места танкиста, общее число которых составляет 24. По этой схеме сопоставлялись размеры постов командира, наводчика и водителя отечествнных и зарубежных серийных танков. Расхождение с параметрами РЭО-СВ-80  определялось в процентах. При оценке зарубежных танков не учитывались некоторые особенности компоновки и размещения приборов, в особенности на месте водителя. Полученные результаты показывают, что на рабочих местах командир и наводчика танков Т-72Б, Т-64Б, Т-80Б выполняются требования на 55…60 %, а на месте водителя – на 75 %. По зарубежным машинам рабочие посты в боевом отделении оцениваются на 79…87 %, а в отделении управления на 79…91%.

На модернизированном танке Т-80(У) выполнение требований по рабочим местам командира и наводчика составляет 79…83%.

Улучшение рабочих мест модернизированного танка Т-80 явилось результатом целенаправленной доработки башни в соответствии с эргономическими требованиями. В этой машине удалось улучшить конструкцию башни, сидений, размещение приборов относительно сиденья, обеспечить регулировку по росту танкиста и возможность использования его для длительного отдыха в удобной позе.

Существенным недостатком рабочих мест наводчиков в отечественных танках является раздельная установка дневного и ночного прицелов. В результате передняя зона рабочего места перегружена оборудованием, а смещение ночного прицела в сторону вызывает неудобство рабочей позы. На зарубежных танках применяется комбинированный (дань-ночь) прицел со встроенным тепловизионным каналом, обеспечивающий единую позу, удобную дли работы днем и ночью, Габаритные размеры рабочих мост зарубежных танков по высоте и ширине в основном существенно превышают размеры отечественных, что определяется большими массогабаритными характеристиками танка и составом экипажа из четырех человек. Более свободное размещение экипажа создает лучшие условии боевой работы, возможности перемещений и смены мест, особенно в боевом отделении.

На танке М-1А1 рабочие места командира, заряжающего и водителя менее просторны, чем на М-60А1. Однако командир по-прежнему, наряду с положением сидя может работать стоя с открытым и полуоткрытым люком для получения широкого поля зрения и возможности одновременного наблюдения нескольких целей

 

Наиболее стесненное положение в танке М-1А1 имеет водитель (в отделении управления высота от сиденья до крыши 800 мм). Он работает полулежа с углом отклонения туловища назад от вертикали 45° (аналогично с танком «Чнфтен»). Такая посадка является физиологически оптимальной позой, удобной для длительного управления танком. Обеспечение подобной посадки требует тщательной отработки конструкции сиденья и приборов наблюдения. Однако положение водителя М-1А1 далеко не идеально: в зарубежной печати сообщалось о жалобах водителей на боли в шее при длительном вождении танка, на ограниченность длины рабочего места.

На западногерманском танке «Леопард-2» при значительно большей высоте отделения управления, чем у отечественных танков (1045 мм от днища и 960 мм от сиденья), используется посадка водителя в положении сидя с отклонением туловища назад, что позволяет значительно улучшить рабочую позу, приблизив ее к физиологическому оптимуму. При этом два основных прибора наблюдения размещены в люке с удалением от спинки сиденья на 120 мм.

На отечественных серийных танках при высоте отделения управления 930 мм от днища и 830 мм от сиденья все еще применяется посадка водителя сидя с наклоном вперед при удалении приборов от спинки сиденья на 480 мм; неестественно согнутая рабочая поза быстро утомляет водителя.

Вывод. При модернизации танков необходимо использовать все имеющиеся возможности улучшения рабочих мест, ориентируясь на выполнение нормированных эргономических требований, как это было сделано при модернизации танка Т-80.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по эргономическому обеспечению создания военной техни­ки Сухопутных войс (РЭО-СВ-80). М.: Военвддат, 1981.

2. Троицкий В. В. Пространственная организация рабочих мест отечествен­ных и зарубежных танков//Вопросы оборонной техники. 1979. Вып. 84

Комментариев нет:

Отправить комментарий