Рубрики

вторник, 5 февраля 2019 г.

Перспективы развития специальных колесных шасси и тягачей



Демик Вадим Валерьевич, заместитель начальника НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т.н., полковник
Акимушкин Алексей Владимирович, заместитель начальника отдела - начальник лаборатории НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т.н., подполковник
Исаев Дмитрий Ильич, начальник лаборатории НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т.н., майор
Пархоменко Александр Николаевич, ведущий научный сотрудник НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т. н., с. н. с.

Военная автомобильная техника является транспортной базой на­земного подвижного вооружения, военной и специальной техники Вооружённых Сил Российской Федерации, а специальные колес­ные шасси и тягачи (СКШТ) — важнейшим ее компонентом, во многом определяющим боевой потенциал наземных сил ядерного сдерживания — Ракетных войск стратегического назначе­ния, Сухопутных войск, средств противовоздушной обороны, ра­диотехнической разведки, инже­нерных войск, средств тылового обеспечения.
СКШТ предназначены для мон­тажа, транспортирования и обес­печения боевого применения ВВСТ по всем категориям дорог и местности, являются особым видом ВАТ, во многом предопре­деляющим не только успешное ведение боевых действий различ­ными видами и родами войск, но и уровень обороноспособно­сти страны в целом, вследствие значимости и важности монти­руемого и транспортируемого вооружения.
Начало истории СКШТ мож­но связать со временем создания в 1954 году, по инициативе мар­шала Г. К. Жукова, специальных конструкторских бюро (СКВ) по разработке армейских авто­мобилей высокой проходимости на заводах ЗИЛ и МАЗ, которым была поставлена главная задача — обеспечить транспортировку во­оружения по грунтовым дорогам различного состояния и местно­сти (бездорожью).
С этого времени СКШТ разра­батываются именно для данных условий использования. В на­стоящее время последователями СКВ и производителями серий­ной техники являются Брянский автомобильный завод (АО «БАЗ») и Минский завод колёсных тяга­чей (ОАО «МЗКТ»), а с 2008 года начата разработка такой техники на Камском автомобильном заводе (ПАО «КАМАЗ»),
В настоящее время разрабо­тано пять поколений СКШТ (рис. 1) и достигнут следующий качественный уровень основных свойств СКШТ.
Подвижность СКШТ во многом обеспечивается достаточным зна­чением показателя удельной мощ­ности, который определяется как соотношение мощности двигателя к полной массе образца. Этот по­казатель влияет на приёмистость СКШТ, среднюю скорость движе­ния, преодоление подъёмов и т. д.
Уровень маневренности СКШТ позволяет двигаться по нестан­дартным дорогам, в том числе IV, V категорий, и пересеченной мест­ности. Требуемый минимальный радиус поворота достигается при­менением большого числа управ­ляемых колёсных осей, вплоть до всеколёсного рулевого управле­ния.


Рис. 1. Поколения образцов СКШТ



Опорная проходимость в значи­тельной степени достигается кон­струкцией широкопрофильных шин большого диаметра и про­филя, а также значительным дорожным просветом, отсутствием выступающих частей на нижней части рамы (или днище корпуса), применением «разрезных» мостов и независимой подвески колёс, поскольку каждая выступающая часть создаёт бульдозерный эф­фект при соприкосновении с грун­том, конструкцией трансмиссии, обеспечивающей:
  • неразрывный поток передачи мощности на колёсах шасси, что в свою очередь обеспечивается трансмиссией с автоматической коробкой передач;
  • низкую минимальную скорость движения для предотвращения эффекта срыва верхнего слоя грунта;
  • возможность блокировки диф­ференциалов трансмиссии для принудительного подвода кру­тящего момента ко всем колёсам;
  • централизованную систему ре­гулирования давления воздуха в шинах для повышения ко­эффициента сцепления колёс с опорной поверхностью.
Расширенные монтажные воз­можности для размещения круп­ногабаритного и тяжеловесного ВВСТ (большая монтажная длина рамы, низкая монтажная высота рамы) и достаточная поперечная устойчивость против опрокиды­вания в первую очередь обеспечи­вается выносом кабины за перед­нюю ось и применением разрезных мостов.
Поперечная устойчивость шас­си с вооружением особенно важ­на при движении по относитель­но не широким деформируемым грунтовым дорогам и холмистой местности. Геометрия независи­мой подвески колёс и широкая колея позволяют значительно снизить высоту центра масс мон­тируемого комплекса вооружения над рамой по сравнению с авто­мобилями многоцелевого назна­чения.



Рис. 2. Составные части СКШТ

  1. энергетическая установка (двигатель);
  2. электрооборудование (БИУС);
  3. колёсный движитель;
  4. тормозная система;
  5. трансмиссия;
  6. рулевое управление;
  7. кабина и платформа (рама, корпус)


Требуемых показателей плав­ности хода, вибронагруженности экипажа и монтируемого ВВСТ позволяют достигать независимая торсионная или гидропневматиче­ская подвеска колёс с достаточным ходом и энергоёмкостью.
Научные основы выбора кон­структивно-компоновочных ре­шений СКШТ заложены д. т. н. профессором П. В. Аксёновым [1] в 1960-1970-х годах и развиваются в последующем.
До настоящего времени разра­ботаны четыре поколения СКШТ. Средняя продолжительность сме­ны поколений составляет пример­но 15 лет. Представительными образцами четвертого поколения являются шасси БАЗ-6909 (много­целевого назначения), Μ3ΚΤ-7930 (под ОТРК «Искандер», инже­нерные средства, средства ПВО), МЗКТ-79221 (для размещения ПГРК «Тополь-М»), Технический облик СКШТ последующих поко­лений будет создаваться исходя из нужд размещения современных и перспективных систем вооруже­ния и техники, обеспечения их эф­фективности.
В будущем перспективы разви­тия СКШТ с учетом тенденций ми­рового автомобилестроения пред­ставляются следующим образом.
Основными инновационными направлениями развития перспек­тивных образцов СКШТ являются комплексное развитие и совер­шенствование отдельных его со­ставных частей, представленных на рис. 2.
Анализ исследований по раз­витию СКШТ под монтаж ВВСТ с учетом отечественных [2, 3] и мировых тенденций развития транспортных баз большой гру­зоподъемности позволил опреде­лить основные пути их совершен­ствования:
  • дальнейшее повышение уровня надёжности как отдельных со­ставных частей, так и изделия в целом;
  • повышение подвижности и ма­нёвренности, включая:
а) создание и широкое примене­ние перспективного типораз­мерного ряда автоматических трансмиссий;
б) внедрение адаптивной гид­ропневматической подвески и всеколёсного рулевого управ­ления направлением движения;
в) создание перспективного типоразмерного ряда новых энергетических установок для достижения высокого значения удельной мощности при прием­лемом уровне топливной эко­номичности;
г) применение новых конструк­ционных материалов с высоки­ми прочностными и низкими массовыми характеристиками;
 снижение снаряжённой массы транспортных баз с одновре­менным снижением расхода топлива:
а) внедрение перспективных ги­бридных схем силовой установ­ки и трансмиссии с адаптивной системой их управления в зави­симости от условий движения;
б) применение современных безопасных радиальных шин большой размерности прин­ципиально новой конструкции, в т. ч;
  • снижение токсичности отрабо­тавших газов;
  • реализация модульности и уни­фикация конструкций внутри разрабатываемых семейств (реализация принципа парал­лельного обеспечения энергией для движения СКШТ с электро­трансмиссией (использование на шасси нескольких компакт­ных генераторов с системами на­копления и рекуперации энер­гии);
  • совершенствование систем управления, повышение без­опасности движения и их авто­матизация:
а) внедрение бортовой информа- ционно-управляющей системы с широкими функциональны­ми возможностями, в частно­сти с системой технического диагностирования и контроля предотказного технического состояния и автоматизирован­ной системой предупреждения аварийных ситуаций (предот­вращение столкновений, опро­кидывания, поддержание кур­совой устойчивости, контроль бодрствования водителя и т. д.);
б) повышение мощности и эф­фективности тормозной си­стемы;
  • применение модульных кон­струкций с реализацией прин­ципа параллельного обеспе­чения энергией для движения шасси с электротрансмиссией (использование на шасси не­скольких компактных генера­торов с системами накопления и рекуперации энергии).
Таким образом, развитие СКШТ в среднесрочной перспективе с учетом тенденций мирового
автомобилестроения представ­ляется в направлении создания типоразмерных рядов агрегатов, гибридных схем, применения мо­дульных конструкций, тормозных систем повышенной эффектив­ности, адаптивных систем управ­ления, бортовых информационно-управляющих систем с целью дальнейшего повышения уровня мобильности, безопасности дви­жения, маневренности, снижения расхода топлива, автоматизации управления движением.

Литература:
  1. Аксенов П. В. Многоосные автомоби­ли.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Машиностроение, 1989.— 280 с.: ил.
  2. Тенденции развития специальных колес­ных шасси и тягачей военного назначения. Информационно-технический сборник / Под ред. В. А. Полонского. Бронницы, 2007,—417 с.
  3. Исследование инновационных путей повы­шения военно-технического уровня образ­цов военной автомобильной техники: отчёт о НИР «Инновация-ВАТ» (промежуточный) / НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России — Бронницы, 2017.— 188 с.— Инв. 11811.

Материал из сборника Бронетанковое вооружение и техника, военная автомобильная техника в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий