Рубрики

понедельник, 5 августа 2019 г.

«Jumo-205» в разрезе.



Немецкий «черенок» к «яблоне» советского танкового дизелестроения
Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение.
Каждая из стран-победителей пыталась выявить, изучить и применить передовые достижения и технологии «Третьего рейха».








Считалось, что свою родословную танковый оппозитный двигатель Чаромского ведёт от трофейного авиационного двигателя Юнкерса Jumo 205 (также имела хождение версия о его происхождении от тепловозного дизеля, производившегося в Харькове). Тем не менее известно, что в ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения) ещё в 30-х гг. изучался двигатель Jumo 4 (родоначальник семейства, в которое входил и Jumo 205) — оппозитный двухтактный авиационный дизель конструкции Хуго Юнкерса. Работы по двухтактным дизелям в нашей стране велись в 1930-40-х гг., изготавливались экспериментальные образцы. В 1930-х годах в отделе нефтяных двигателей ЦИАМ были разработаны двухтактные дизели ОН-2, ОН-16, ОН-17, ОН-4 и некоторые другие. В том числе оригинальный двигатель ФЭД-8 представлявший собой 16-цилиндровый Х-образный авиационный дизель мощностью 2000 л.с. (1470 кВт). Принятое при создании двигателя ФЭД-8 решение по самой идее и конструктивной схеме представляло тогда значительный шаг вперед. Однако рабочий процесс и особенно процесс газообмена при высокой степени наддува и петлевой продувке не были предварительно отработаны. Поэтому дизель ФЭД-8 не получил дальнейшего развития и в 1937 г. работы над ним были прекращены.
Кроме того, в России такая схема двигателя (двухтактный дизель со встречно движущимися поршнями) известна с 1908 года, когда на Коломенском заводе  был построен горизонтальный дизель, сконструированный инженером Р. А. Корейво. Дизели Корейво выпускались в двух- и трехцилиндровом вариантах, с 1915 года они устанавливались на судах. Вариант с тремя цилиндрами имел мощность 350 л.с. (258 кВт). Примечательно, что в 1910 году на выставке ДВС в Санкт-Петербурге двигатель Корейво экспонировался вместе с подобным ему дизелем конструкции немецкого профессора Юнкерса.
В 1948-50 гг. в отделе нефтяных двигателей ЦИАМ, под руководством А. Д. Чаромского был разработан проект мощного (10000 л.с.) 2-тактного дизеля с противоположно движущимися поршнями М-305. Двигатель имел Х-образное расположение 28 цилиндров в четырёх 7-цилиндровых блоках, наддув осуществлялся турбокомпрессором, механически связанным с валом двигателя. Сам двигатель изготовлен не был, но для проверки основных характеристик, заложенных в проекте М-305, был построен одноцилиндровый испытательный стенд У-305. На этом стенде проводились эксперименты и отрабатывались схема двухтактного дизельного двигателя со встречным движением поршней и поршневым газораспределением, рабочий процесс и конструкция деталей. В ходе испытаний при частоте 3000 об/мин с установки снималась индикаторная мощность 208,3 л.с. (100-часовые испытания), 240 л.с. (50-часовые испытания) и 350 л.с. в форсированном режиме при 3500 об/мин. Поскольку к этому времени авиация начала переходить на турбореактивные и турбовинтовые двигатели, необходимость в мощных авиационных дизелях пропала, а наработки Чаромского пригодились при создании нового среднего танка.


Отрывок из книги Основной танк Т-64. 50 лет в строю.










Комментариев нет:

Отправить комментарий