Немецкий «черенок» к «яблоне» советского танкового
дизелестроения
Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США –
авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР –
танкостроение.
Каждая из стран-победителей пыталась выявить, изучить и
применить передовые достижения и технологии «Третьего рейха».
Считалось,
что свою родословную танковый оппозитный двигатель Чаромского ведёт от
трофейного авиационного двигателя Юнкерса Jumo 205 (также имела хождение версия
о его происхождении от тепловозного дизеля, производившегося в Харькове). Тем
не менее известно, что в ЦИАМ (Центральный институт авиационного
моторостроения) ещё в 30-х гг. изучался двигатель Jumo 4 (родоначальник
семейства, в которое входил и Jumo 205) — оппозитный двухтактный авиационный
дизель конструкции Хуго Юнкерса. Работы по двухтактным дизелям в нашей стране
велись в 1930-40-х гг., изготавливались экспериментальные образцы. В 1930-х
годах в отделе нефтяных двигателей ЦИАМ были разработаны двухтактные дизели
ОН-2, ОН-16, ОН-17, ОН-4 и некоторые другие. В том числе оригинальный двигатель
ФЭД-8 представлявший собой 16-цилиндровый Х-образный авиационный дизель
мощностью 2000 л .с.
(1470 кВт). Принятое при создании двигателя ФЭД-8 решение по самой идее и
конструктивной схеме представляло тогда значительный шаг вперед. Однако рабочий
процесс и особенно процесс газообмена при высокой степени наддува и петлевой
продувке не были предварительно отработаны. Поэтому дизель ФЭД-8 не получил дальнейшего
развития и в 1937 г .
работы над ним были прекращены.
Кроме
того, в России такая схема двигателя (двухтактный дизель со встречно
движущимися поршнями) известна с 1908 года, когда на Коломенском заводе был построен горизонтальный дизель,
сконструированный инженером Р. А. Корейво. Дизели Корейво выпускались в двух- и
трехцилиндровом вариантах, с 1915 года они устанавливались на судах. Вариант с
тремя цилиндрами имел мощность 350
л .с. (258 кВт). Примечательно, что в 1910 году на
выставке ДВС в Санкт-Петербурге двигатель Корейво экспонировался вместе с
подобным ему дизелем конструкции немецкого профессора Юнкерса.
В
1948-50 гг. в отделе нефтяных двигателей ЦИАМ, под руководством А. Д. Чаромского
был разработан проект мощного (10000
л .с.) 2-тактного дизеля с противоположно движущимися
поршнями М-305. Двигатель имел Х-образное расположение 28 цилиндров в четырёх
7-цилиндровых блоках, наддув осуществлялся турбокомпрессором, механически
связанным с валом двигателя. Сам двигатель изготовлен не был, но для проверки
основных характеристик, заложенных в проекте М-305, был построен
одноцилиндровый испытательный стенд У-305. На этом стенде проводились
эксперименты и отрабатывались схема двухтактного дизельного двигателя со
встречным движением поршней и поршневым газораспределением, рабочий процесс и
конструкция деталей. В ходе испытаний при частоте 3000 об/мин с установки
снималась индикаторная мощность 208,3
л .с. (100-часовые испытания), 240 л .с. (50-часовые
испытания) и 350 л .с.
в форсированном режиме при 3500 об/мин. Поскольку к этому времени авиация
начала переходить на турбореактивные и турбовинтовые двигатели, необходимость в
мощных авиационных дизелях пропала, а наработки Чаромского пригодились при
создании нового среднего танка.
Отрывок
из книги Основной танк Т-64. 50 лет в строю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий