ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТИ
МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ТАНКА „ЦЕНТУРИОН"
Канд. техн. наук П. П.
КОЧЕГАРОВ, В. Т. НОВИКОВ
Снятый с производства английский танк «Центурион»
состоит на вооружении армий ряда капиталистических государств и подвергается
модернизации, главным образом, за счет усиления корпуса, повышения мощности
двигателя и установки пушки калибра
105 мм. Экспериментальное исследование
противоминной стойкости проводилось на танке «Центурион», модернизированном в
Израиле.
Противоминная стойкость оценивалась по стойкости
ходовой части корпуса от действия мин с фугасной боевой частью.
Ходовая часть танка «Центурион» имеет свои
особенности по сравнению с современными танками: расположенную снаружи корпуса
пружинно- балансирную подвеску, опорные катки сравнительно большого диаметра (
810 мм
) и массы (
242 кг
), поддерживающие
катки в двух и однобандажном исполнении и гусеницу
шириной
610 мм
с открытым металлическим шарниром.
Корпус модернизированного танка «Центурион» также
имеет особенности, которые оказывают влияние на его противоминную стойкость:
1. Наклонное расположение бортовых броневых листов
(толщина листов
51 мм
),
благодаря чему уменьшается площадь днища, а также увеличивается расстояние от
днища до мины при подрыве ее под ходовой частью и угол встречи фронта ударной
волны с нормалью к днищу.
При самом неблагоприятном положении под ходовой
частью, когда мина наполовину перекрыта внутренним краем гусеницы, угол встречи
фронта ударной волны с нормалью к днищу составляет 34°, а расстояние от центра мины
до ближайшей точки днища равно 585—590 мм;
2. Двойное днище в моторно-трансмиссионном отделении
с общей толщиной брони
32 мм
(в отделении управления и в боевом отделении днище однослойное толщиной
16 мм
).
Усиление днища моторнотрансмиссионного отделения
обуславливалось, по-видимому, стремлением обеспечить прочность и жесткость
днища, ослабленного дополнительными люками, выполненными в связи с установкой
на танк моторно-трансмиссионного блока, заимствованного с американского танка
М-60А1;
3. Наличие посередине отделения управления
перегородки—стойки толщиной
5,5
мм
.
Испытания показали, что для перебивания гусеницы
танка «Центурион» необходим тротиловый заряд массой от 2,7 до
10 кг
в зависимости от расстояния
между серединой трака и центром мины при взрыве под катком.
Меньший по массе заряд перебивает гусеницу при
подрыве под серединой трака, больший — при подрыве под его краем (рис. 1).
Характерными повреждениями опорных катков при подрыве
на минах являются деформация и разрушение ободов,
срыв резины, разрушение соединительных болтов, крепящих диски к ступице. При
подрыве мины с массой тротилового заряда
7 кг
могут выходить из строя одновременно два
катка.
Вследствие значительных размеров и наличия выемки в
нижней части стенки кронштейны двухбандажных поддерживающих катков разрушаются от ударной волны при взрыве.
Следует, однако, отметить, что замена разрушившихся
кронштейнов не вызывает особых трудностей, в связи с применением болтового
крепления.
Размещение подвески снаружи корпуса танка обусловило
высокую вероятность ее поражения при подрывах на минах. Характерными
повреждениями подвески являлись обрыв болтов крепления тележки к борту,
деформация оси балансира и развальцовка отверстия под эту ось.
Указанные повреждения наступают при подрывах мин с
массой тротилового заряда
7 кг
под катком.
В качестве положительного фактора следует отметить
возможность восстановления подвески без проведения корпусных работ. Однако для
замены тележек необходимо иметь специальные грузоподъемные средства, поскольку
масса тележек достигает
1100
кг
.http://btvt.info/5library/vbtt_1977_02_centurion_mines.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий