СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ
БРОНИРОВАННЫХ МАШИН
БРОНИРОВАННЫХ МАШИН
В.П. Соловьев, начальник
отдела, к.т.н. (38 НИИИ МО РФ, пгт Кубинка)
В то же время на вооружении практически всех государств остаются бронированные машины, созданные в период противостояния, которые по своим концептуальным характеристикам, в частности по защищенности, не в полной мере соответствуют сложившимся к настоящему времени угрозам.
Практически полностью устранена опасность ядерной войны, что позволяет отказаться от защиты против поражающих факторов ядерного взрыва. Однако при этом остается необходимым обеспечить защиту экипажей (боевых расчетов) от воздействия радиоактивной пыли, ядовитых, химических веществ и бактериальных средств, которые могут проявиться вследствие случайного или умышленного разрушения предприятий и хранилищ химической, атомной и биологической промышленности.
Как показал опыт межгосударственных и внутригосударственных вооруженных конфликтов, существенно изменились законы распределения попаданий по углам обстрела. Если длительное время, после второй мировой войны, считалось, что большая часть попаданий приходится на передний сектор обстрела бронированных машин, то в ходе операции "Буря в пустыне" распределение обстрела танков по курсовым углам было практически равно вероятным, а в условиях ДРА и ЧР основная доля попаданий приходилась по бортовым и кормовым проекциям. Условия, в которых ведутся боевые действия в городах, в других населенных пунктах, характеризуются ограниченностью зон обстрела и обзора, сложностью маневра и управления подразделениями. Нетрадиционный характер боевых действий в локальных вооруженных конфликтах, т.е. действия противника из засад, подвалов домов, верхних этажей зданий, широкое применение мин, использование БМП, БТР и танков для сопровождения колонн, не позволяет однозначно оценить защищенность машин в целом, т.к. невостребованными остается броневая защита лобовой (т.е. наиболее защищенной) части бронированных машин. Очевидно, что обеспечить приемлемый уровень защиты от современных боеприпасов при приемлемых по соображениям обеспечения оперативно-тактической подвижности и массе, не представляется возможным даже для танка. Это видно на примерах танков типа М1 и "Леопард-2", масса которых превысила 60 тонн, в то время как, только лобовая проекция корпуса и башни рассчитана на защиту от наиболее массовых современных БПС и КС.
Существенно хуже обстоят дела с защищенностью легкобронных машин (БМП, БТР, САУ и др.), бронирование которых, в общем-то, может противостоять в какой-то мере осколкам и ружейно-пулеметному огню. Даже лобовые проекции, находящихся на вооружении легкобронных машин, не обеспечивают защиту от БПС современных малокалиберных пушек, а также практически от всех кумулятивных средств поражения. Таким образом, возникла острая необходимость комплексировать различные типы защиты при создании новых и модернизации существующих образцов и создания новых типов защитных устройств, в том числе основанных на новых физических принципах.
В сложившихся условиях повышение защищенности машин ЛКМ от огня стрелкового оружия при относительно малом росте их массы и габаритов может быть осуществлено по двум направлениям:
- применение разнесенного
бронирования, например, как это выполнено на БТР-90;
- применение комбинированного
бронирования, включающего, в том числе, композитную броню. Пример
применения такого бронирования показан на автомобиле "Водник" с
дополнительным бронированием.
Наиболее рациональным и приемлемым способом повышения защищенности бронированных машин при их модернизации, а также при разработке новых образцов, представляет использование КАЗ, работы над которым продолжаются у нас и существенно активизировались в наиболее развитых государствах. В отличие от других типов защиты, КАЗ перекрывает не отдельные участки корпуса и башни, а с определенной вероятностью всю проекцию БМ. Оборудование КАЗ стабилизированной, полноповоротной системой вооружения в сочетании с КОЭП позволяет оперативно реагировать на угрозу обстрела образца с любого направления. Использование в качестве контрбоеприпаса осколочно-фугасных снарядов позволит бороться с любым кумулятивным боеприпасом, в том числе тандемным, имеющим большое время задержки срабатывания основного заряда, а также, в отличие от осколочных контрбоеприпасов, позволит эффективно воздействовать на оперенные БПС танковых пушек, при решении проблемы обеспечения точного срабатывания контрбоеприпасов - по высокоскоростным снарядам. Эксперименты, проведенные в течение последних лет, показали принципиальную возможность создания активной защиты, способной защитить танки, в том числе от оперенных БПС. При этом в качестве защитного боеприпаса использовался ОФС.
Созданный в 70-80-х годах КАЗ для защиты танков в настоящее время адаптируется на легкобронные машины. Проведен большой объем экспериментальных исследований, а также натурное макетирование по установке КАЗ на БМП-3.
Защита верхней полусферы от кассетных боеприпасов и пикирующих снарядов представляет собой наиболее сложную проблему и может быть решена комплексным применением многоспектральных ловушек активной и динамической защиты. Другим направлением решения данной проблемы может являться установка маскирующего облака над защищаемым объектом. Принципиальная возможность создания такого способа защиты подтверждена экспериментально.
Анализ военных угроз в современных условиях показывает, что особую роль в них приобретают минно-взрывные заграждения. Наблюдается тенденция к увеличению номенклатуры противотанковых мин, в том числе противогусеничных, противоднищевых, противобортовых и противокрышевых, а также к использованию в них неконтактных электронных взрывателей. Направлениями повышения защищенности БМ от мин являются:
- повышение собственно ПМС
образца за счет реализации новых конструктивных решений, применения новых
материалов;
- снижение физических нолей
образца БМ;
- разработка и реализация
активных средств, например, системы электромагнитной защиты.
В настоящее время ведутся работы по созданию СЭМЗ для танков и ее адаптация на БМП и БТР.
Снижение потерь личного состава, а также уровня безвозвратных потерь БМ становится все более актуальной проблемой, обострившейся вследствие неблагоприятного изменения соотношения возможностей средств поражения и уровнем бронирования. Наиболее кардинальными способами снизить потери представляются следующие:
- переход на принципиально новую
концепцию компоновки внутреннего оборудования отечественных образцов БТВТ,
предусматривающую раздельное размещение боеприпасов, топлива и экипажа,
отказ от использования баков-стеллажей, а баки размещать (не по всему
забронированному объему) компактно в изолированных отсеках, исключающих разрушение
машины до уровня безвозвратных потерь, а также поражение экипажа и десанта
при их взрыве или пожаре;
- применение взрывозащитных
перегородок, а также перегородок, исключающих перетекание разлившегося
топлива и спецжидкости из одного отделения в другое, и люков сброса
давления при взрыве;
- исключение (снижение)
возможности (условий) создания в машине газо-воздушной смеси за счет
применения на боевых машинах баков с полиуретановой обмазкой и баков с
ячеистым наполнителем, повышение стойкости тонкостенных топливных баков к
разрушающему действию ударных нагрузок за счет увеличения вязкости
материала и податливости стенок (наличие зигов), установкой демпфирующих
материалов (таких как латексная губка) между топливом и стенкой;
- уменьшение номенклатуры и количества
элементов внутреннего оборудования, изготавливаемых из
легковоспламеняющихся и поддерживающих горение материалов;
- повышение живучести систем НПО
за счет построения их по блочно-модульному принципу (в каждом отделении
своя подсистема, которые связана с другими информационно-управляющей
подсистемой), расширения режимов работы, предусмотрев автоматический режим
работы при отсутствии напряжения в бортовой сети и аварийный от
огнепроводного шнура - в случае выхода из строя электропроводки и
коммутирующей аппаратуры;
- повышение эффективности средств
тушения пожара (возгорания) за счет применения безвредных, экологически
безопасных высокодисперсных низкотемпературных аэрозольных средств
объемного тушения пожара, а также ряд других мероприятий, нашедших реализацию
на серийных и опытных образцах в отечественном и зарубежном танкостроении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий