Из трудов одного солидного Российского НИИ времен
Пакистанского контракта.
Здесь как говорится «кто девушку ужинает, тот ее и танцует»
) В общем нужен был именно такой результат, а недостатки можно и придумать.
Хотя есть ряд интересных моментов.
Т-90С
ПРОТИВ Т-84 (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
Современные российский (Т-80У) и украинский (Т-84) танки
имеют общие конструкторские и технологические корни. Их базовые образцы были
разработаны в Советском Союзе и отличались силовой установкой. На базовом
российском образце Т-80У, принятом на
вооружение СА в 1985
году, был установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ
мощностью 1100 л.с.
На украинском Т-80УД, принятом на вооружение СА в 1989 г. - двухтактный дизель
6ТД с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Отличались также конструкции бортовых коробок передач
(на Т-80У - четыре передачи вперед, одна
назад, на Т-80УД - семь передач вперед и одна назад).
В дальнейшем совершенствование конструкций этих танков шло
индивидуальным путем. Вместе с тем, направления этих работ были близки и
заключались в повышении защищенности, подвижности и огневой
мощи. Украинский танк Т-80УД современной
модификации получил индекс Т-84, российский танк
Т-80У в современном исполнении имеет тот же индекс.
Чем же сегодня отличается российский танк от украинского.
Прежде всего на танке Т-80У
установлена более мощная силовая газотурбинная установка (1250 л.с. против 1200 л.с.).
В отличие от Т-84 трансмиссия танка Т-80У включает гидрообъемную передачу. Рычаги управления механика
водителя заменены на штурвал.
Асфальноходные гусеницы
отличаются по конструкции и выполнены по индивидуальной технологии.
Танк Т-80У имеет
дополнительный энергоагрегат мощностью 18
Квт. обеспечивающий работу всех его систем при
заглушенном двигателе. На танке Т-84 такого
агрегата нет.
Система управления огнем танка Т-80У предусматривает оснащение тепловизионными прицелами (ТВП)
российского производства или ТВП совместного российско-белорусско-французского
производства с использованием камер
второго поколения французской фирмы "Томсон". Украинские разработчики
сделали выбор в пользу ТВП французской фирмы "Сажем", на котором
установлена камера первого поколения.
Кондиционер танка Т-80У выполнен по оригинальной схеме, что
делает его компактным, а работу высокоэффективной. На украинской машине
кондиционера нет.
Следует отметить, что до настоящего времени в украинском
танке Т-84 используются агрегаты и системы российского производства, имеющие
существенное значение во всей конструкции танка. Это прежде всего пушка и
стабилизатор вооружения.
Кроме того, как известно, состав боекомплекта танков в
значительной мере влияет на его огневые возможности. С момента распада
Советского Союза в России разработаны и приняты на вооружение танковые боеприпасы
(БПС, ТУР, БКМ) повышенного могущества. Их производство организовано только в
России. Украинские танки оснащаются устаревшими боеприпасами названных типов.
Из всего перечня отличий, каждое из которых добавляет
степень превосходства российскому танку над украинским, особое место,
безусловно, принадлежит газотурбинной силовой установке. Следует отметить, что
только две страны в мире - Россия и США - сумели “довести” свои конструкции
газотурбинных двигателей до уровня, приемлемого для использования в качестве
основных силовых установок танков. При этом сочетание "Т-80У -ГТД-1250",
по мнению специалистов, более удачно, чем сочетание "М1А2 -АGТ-1500".
Разработка любых сухопутных объектов, оснащенных
газотурбинными двигателями (ГТД), всегда рассматривалось как весьма сложная
техническая задача. Однако значительные усилия, затраченные на создание танковых
газотурбинных двигателей, оправданы теми преимуществами, которыми обладают
силовые установки на основе ГТД.
К основным преимуществам таких силовых установок перед
силовыми установками на базе поршневых двигателей относятся:
• больший диапазон
тяговых возможностей (3,0-3,5 у ГТД
против 1,06-1,27 у дизелей);
• компактность и,
следовательно, существенно большая габаритная мощность (отношение мощности силовой
установки к ее объему);
• отсутствие
специальной системы охлаждения двигателя;
• более низкие
требования по степени очистки воздуха;
• отсутствие деталей,
совершающих
возвратно-поступательное движение, что позволяет резко повысить
надежность двигателя и многократно снизить вибрационные нагрузки;
• больший моторесурс;
• многотопливность
(керосин, дизельное топливо, бензин, возможно природный
газ) и допустимость применения топлив со сравнительно низкими характеристиками;
• легкий запуск
(особенно - при низких температурах);
• отсутствие жесткой
механической связи между силовой
турбиной и ходовой частью исключает остановку двигателя при любых
сопротивлениях движению и предохраняет трансмиссию от ударных динамических нагрузок;
• низкий уровень шума
(“свист” вместо грохота и рева).
Главным недостатком газотурбин считается их сравнительно
невысокая топливная экономичность. Однако за счет внедрения ряда технических
решений на танке Т-80У удалось добиться снижения расхода топлива до 5 л.. Этот показатель достаточно близок по
своему значению к аналогичным показателям дизельных двигателей.
Успешное завершение проводимых сегодня НИОКР позволит
производить газовые турбины мощностью 1500-2000
л.с., выполненные в жестких габаритах моторно-трансмиссионных отделений
современных танков и имеющие удельный расход топлива ниже, чем у современных
дизелей (160-180 г/л.с./час у новых ГТД
против 180-200 у танковых дизелей). По
оценкам специалистов, создание дизеля с подобными габаритными характеристиками
сегодня и в достаточно близкой перспективе весьма проблематично.
Преимущества ГТД приведены в сравнении с четырехтактными
дизельными двигателями классической
конструкции с Y- образным расположением цилиндров. В этой
связи следует отметить, что дизельный двигатель, установленный на украинском
танке Т-84 является по существу единственным среди танковых двигателей двухтактным
дизелем с оппозитным расположением поршней. Признавая его ненамного лучшие
характеристики по расходу топлива по отношению к газовой турбине, следует
отметить, что на этом его преимущества ограничиваются. В остальном этот
двигатель создает танку Т-84 массу проблем.
Недостатки
оппозитных двигателей типа 6ТД.
Как и всякий дизель, двигатель 6ТД-2 имеет примерно в три
раза меньший, чем ГТД диапазон тяговых возможностей. Это заставляет
механика-водителя производить частые переключения передач, снижает скорость
движения танка, вызывает повышенную утомляемость экипажа. Кроме того, при
перегрузке, связанной чаще всего с ошибками вождения, дизель прекращает работу
(глохнет) и танк теряет подвижность. Непреднамеренное глушение газотурбинного
двигателя практически исключается.
Оппозитные двигатели 6ТД
и 6ТД-2 в условиях низких температур
окружающего воздуха имеют неудовлетворительные пусковые характеристики,
обусловленные особенностями рабочего цикла. Затруднен запуск без применения
предпускового подогревателя даже при положительной температуре окружающего
воздуха (+8 град), а установленные
системы дозированного масловпрыска и автономного
факельного подогрева не всегда эффективны и влекут за собой дополнительный
расход ГСМ, особенно масла.
Названные двигатели характеризуются огромным (3,2 л/ч летом и 4,0 л/ч зимой) расходом масла, который еще более возрастает при
появлении первых же признаках пылевого износа маслосъемных колец. В реальных условиях
этот износ практически неизбежен
вследствие несовершенства системы воздухоочистки. Очистка воздуха,
питающего двигатель 6ТД остается проблемой для конструкторов танка Т-84. На
этих машинах традиционно применяется безкассетные воздухоочистители
инерционного типа, призванные обеспечить минимально-возможное сопротивление во
впускном тракте. Длительная практика эксплуатации танков Т-64 и Т-84УД выявила
частый выход из строя двигателей танка именно из-за пылевого износа деталей
цилиндро-поршневой группы. В связи с этим конструкторы должны будут продолжить
поиск новых конструкторских решений, обеспечивающих надежную систему очистки
воздуха для двигателя этого типа, в том числе и за счет установки
дополнительных кассет, что в условиях сверхплотной компоновки МТО
представляется крайне сложной задачей и может повлечь дополнительные потери
мощности.
Основным видом запуска 6ТД
является не воздушный, как у четырехтактных дизелей, а электрический, более энергоемкий
и менее надежный в эксплуатации. Пусковые качества ГТД несоизмеримо выше.
При эксплуатации в условиях высоких температур окружающего
воздуха на танке введены серьезные ограничения по температурному режиму работы
двигателя, что значительно усложняет применения этой машины в летних условиях
(при температуре > +25 градусов С) на
всех скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя.
Двухтактный дизельный двигатель имеет значительно большие
(по сравнению с четырехтактным) потери мощности в объектовых условиях (сказывается
особая чувствительность к сопротивлению на впуске). Эти потери еще более
увеличиваются в условиях высокогорья из-за разряженности воздуха. По этой же
причине в конструкцию двигателя для исключения перегрева вводится ограничение
подачи топлива в условиях высокогорья.
К недостаткам силовой установки танка Т-84 следует также
отнести отсутствие агрегирования двигателя с узлами и системами, обеспечивающих
его работу. Это значительно увеличивает время проведения
ремонтно-восстановительных работ при устранении различных повреждений силовой
установки.
Одним из наиболее существенных недостатков силовой
установки танка Т-84 следует считать отсутствие вспомогательного источника
электроэнергии, что вынуждает при ведении боевых действий в обороне использовать
основной двигатель. Это ведет к повышенному расходу топлива, значительно
уменьшает моторесурс двигателя и демаскирует танк.
Различия двигателей предопределили и различия конструкций
трансмиссий танков Т-80У и Т-84. Механическая, планетарная, с гидравлической
сервосистемой управления трансмиссия украинского танка имеет семь передач
переднего хода и одну передачу заднего. Характеристики ГТД таковы, что для
обеспечения необходимых тяговых усилий и получения требуемого диапазона
перекрытий по скоростям, российские конструкторы получили возможность применить
более простые бортовые коробки передач. Трансмиссия того же типа, но установленная
на наш танк, имеет только четыре передачи "вперед", одну "назад"
и соответственно меньшее количество планетарных рядов и фрикционов. Как
известно, простота подразумевает надежность.
Трансмиссия танка Т-84 обеспечивает более низкую
максимальную скорость танка - 60 км/ч
против 70 км/ч танка Т-80У. Важным представляется то, что фрикционы
БКП украинской машины не разгружены, т.к. эти коробки не имеют гидротормозов - основного средства торможения танка.
Свидетельством выше перечисленных недостатков танка Т-84
стали результаты испытаний в Греции, проведенные в октябре-декабре 1998 г.
Выполнение тестов по
преодолению препятствий.
При преодолении стенки высотой 1 метр танк Т-84 с греческим
экипажем препятствие не преодолел. Попытки выполнить тест повлекли за собой
трамвы экипажа. Украинский экипаж стенку преодолел, но при сходе произошло
повреждение решетки выхлопного тракта.
При проверке работоспособности стабилизатора в условиях
крена машины (15 градусов) зафиксирован
увод башни.
Танк Т-84 не смог преодолеть препятствие (подъем крутизной 32 градуса с остановкой на подъеме.) Произошло скатывание танка
вследствие недостаточной мощности, что подтверждает вывод о значительной потери
мощности двигателя в объектовых условиях. По оценкам греческих специалистов украинский Т-84 показал наихудший
результат. Напротив, российский танк Т-80У оказался единственной боевой
машиной, прошедшей без замечаний все тесты по преодолению препятствий.
Совершение марша
протяженностью 1000 км.
Украинский танк показал
неудовлетворительные
экологические параметры двигателя 6ТД-2. При совершении марша,
следовавший в колонне греческий экипаж танка "Челленджер" получил
отравление выхлопными газами от впереди идущей украинской машины и отказался
продолжать дальнейшее движение. В дальнейшем экипажи танков, следовавшие за
украинским танком вынуждены были применять респираторы.
При совершении первого суточного перехода греческий экипаж
танка Т-84 отказался продолжить движение
после прохождения горного участка, ссылаясь на повышенную утомляемость. Вызвано
это отсутствуем на танке Т-84 гидрообъемной
передачи, штурвала, а также большим количеством передач(7).
Максимальная скорость движения на марше для Т-84 составила 65 км/ч. Аналогичный показатель российского
танка Т-80У был зафиксирован на уровне 80
км/ч.
Следует отметить, что за время прохождения тестов на двух
этапах (преодоление препятствий и совершение
1000 км. марша) на украинском танке дважды менялся комплект гусеничных
лент, в то время как на российском танке замена не производилась.
Проверка параметров и
работоспособности приборов прицеливания и наблюдения.
Во время прохождения этого теста на танке Т-84 отказал
тепловизионный прицел, который не был восстановлен до конца испытаний (в
течение 1,5 месяцев). Эта поломка явилась
причиной неучастия украинского танка во вех ночных стрельбах.
Результаты тестирования российских
приборов прицеливания превзошли заявленные параметры.
Демонтаж и монтаж
двигателя.
Руководитель украинской рабочей группы по испытаниям танка
Т-84 отказался представлять машину на тест, так как время демонтажа и монтаже
двигателя 6ТД составляет 2,5 суток. На
танке Т-80У демонтаж и монтаж
газотурбинного двигателя был проведен в течение
3,5 часов.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТАНКОВ Т-90С И Т-84
Танк Т-90С (Россия)
|
Танк Т-84 (Украина)
|
Огневой мощь
|
|
Система управления огнем
обеспечивает более эффективную стрельбу днем и ночью
+ Установлен тепловизионный прицел белорусско-французского
производства с использованием камер второго поколения французской фирмы
"Томсон"
|
- Установлен тепловизионный прицел "Сажем", с использованием камеры первого поколения
|
+ В СУО введен блок ввода поправок на ИУВ всех типов и индексов
снарядов как существующих так и вновь разрабатываемых
|
|
+ приняты на вооружение танковые боеприпасы (БПС, ТУР, КС) повышенного
могущества
|
- низкое могущество
боеприпасов для 125 мм пушки
|
Защищенность |
|
Изготовлен из броневых сталей средней твердости
|
Изготовлен из высокопрочных броневых сталей с
электрошлаковым переплавом
|
+ Относительная
дешевизна стали, броневого корпуса.
+
Возможность производства сталей по
лицензии без применения специального оборудования.
|
+ Сталь с ЭШП
обеспечивает прирост стойкости в
равных конструкциях на 10…15 процентов,
- Дороже примерно в
1,5 раза сталей средней твердости (в условиях России – в 2 раза).
- Выплавка стали требует специального энергоемкого
оборудования.
|
Конструкция
броневой защиты оптимизирована по рекомендациям
«НИИСтали».
+ Допускает
модернизацию до современного уровня
без вмешательства в конструкцию (по типу ОКР «Реликт»).
|
Конструкция
броневой защиты аналогична танку
Т-80У, на котором не были учтены рекомендации «НИИСтали»
- Дальнейшая
модернизация затруднена по причине
значительного момента неуравновешенности
башни (по типу ОКР «Кактус»)
|
+ Конструктивно
обеспечен более высокий уровень противоснарядной стойкости лобовой проекции корпуса (до 1500 м по дальности по сравнению с
Т-84).
- Имеет
конструктивно более низкую защиту башни ( от БПС на 300…500 м по дальности по
сравнению с Т-84). При этом уровень защиты башни ниже уровня защиты корпуса
(теоретически должно быть
наоборот).
|
- Конструктивно
имеет более низкий уровень стойкости
лобовой проекции корпуса
+ Конструктивно
имеет существенно больший уровень защиты башни по отношению к корпусу, при этом уровень стойкости башни несколько
выше, чем у Т-90С
|
Силовые экраны корпуса выполнены из цельных стальных плит
|
Силовые экраны корпуса выполнены разрезными
|
+ Значительно
более высокий уровень противоснарядной (от БПС) стойкости бортовой проекции
(до 3000 м по дальности в углах безопасного маневрирования)
|
- Низкий уровень
противоснарядной (от БПС)
стойкости бортовой проекции корпуса в
углах безопасного маневрирования
|
Сварная башня из броневого проката
|
Сварная башня из броневого проката
|
-
Крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает
жесткость конструкции при фугасном воздействии
|
+ Крыша башни
выполнена цельноштампованной, что
повысило ее жесткость, обеспечена
технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.
|
Средства снижения заметности – деформирующее окрашивание, теплоизолирующий
кожух на выпускном тракте.
|
Средства снижения заметности – деформирующее окрашивание,
улучшенная архитектура образца, снижающая эффективную поверхность рассеяния
(ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели
|
- Имеет в
1,2…1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый
борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения, обнаруживается
средствами разведки с большей дальности.
При внешней схожести
с Т-84 выглядит более архаичным
|
+ Менее заметен
в радиолокационном и ИК-диапазонах (выхлоп двигателя – назад) длин волн.
|
Подвижность
|
|
Четырехтактный дизельный двигатель
|
Двухтактный дизельный двигатель
|
+ Основной
запуск воздушный
+ Надежный
запуск до –5 0С
+ Надежная
работа двигателя от –40 до +50 0С
|
- Основной
вид пуска двигателя электрический, более энергоемкий и менее надежный в
эксплуатации чем воздушный
- Затруднен
запуск без применения предпускового подогревателя и разогрева ОЖ до 1000 С
- Использование
систем дозированного масловпрыска и автономного
факельного подогрева для облегчения запуска ведет к дополнительному расход
ГСМ, особенно масла.
- Затруднена эксплуатация двигателя при температуре
окружающего воздуха выше 25 0С
|
Воздухоочиститель двухступенчатый (циклоны и кассеты)
|
Безкассетные воздухоочистители инерционного типа
|
+ Компактность
|
|
+ надежная
очистка поступающего в двигатель воздуха
|
- Частый выход
двигателя из строя из-за пылевого
износа деталей цилиндро-поршневой группы
|
Эргономика |
|
Кондиционер
|
|
+ Благоприятные
условия для работы экипажа
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий