Рубрики

вторник, 14 ноября 2017 г.

Создание танка ПТ-76 и плавсредств

Создание танка ПТ-76 и плавсредств







В 1949 г. ВНИИ-100 и ЧТЗ впервые получили задание создать новые машины — плавающий танк с 76-мм пушкой и плавающий гусеничный бронетранспортер. Ведущим конструктором разработок был назначен JI.C. Троянов, имевший некоторый довоенный опыт по созданию плавающих танков.
Для быстрого решения нетрадиционных для танкостроителей-«тяжеловиков» задач и облег­чения постановки на серийное производство новых машин работы велись параллельно двумя группами: на ЧТЗ, где создавались обе машины ленинградцами, челябинцами, а позднее и вол­гоградцами под руководством заместителя главного конструктора A.C. Ермолаева, и в Ленинг­раде, где совместно с ЦНИИ им. А.Н. Крылова институтом отрабатывались новые технические решения и опытные узлы, прежде всего, связанные с обеспечением водоходных качеств. В Ле­нинграде работой руководил главный инженер института П.К. Ворошилов. Возглавлял все рабо­ты Ж .Я. Котин.
Проектирование плавающего танка осуществлялось в нескольких вариантах, в основном определявшихся типом водоходного движителя. Открытые винты были высокоэффективны и просты по конструкции, однако для амфибии они мало подходили, поскольку наматывали на себя водоросли. Кроме того, выступающие части винта могли получить повреждения при выходе ма­шины на берег.
Группа исследователей и конструкторов института по рекомендации В.А. Малышева изучала водометы, установленные на военных катерах. Была изготовлена масштабная модель с действу­ющими водометами, затем развернулись углубленные проработки их конструкции и технологии производства. Возглавлял эти работы А.Н. Стеркин, ему активно помогали Е.П. Дедов, Г.В. Чунц и др. Расчет водяного насоса осевого типа делал В.А. Поляченко.
Спроектированный водомет, получивший индекс ОД-14, оказался настолько удачным, что применяется вот уже почти полвека на трех поколениях плавающих машин ВгТЗ, обеспечивая им прекрасные характеристики по водоходности.
Одновременно создавалась собственная экспериментальная база. В подвальном помеще­нии института на ЛКЗ был срочно сооружен 15-метровый опытовый бассейн, в котором прово­дились модельные испытания различных вариантов корпусов плавающего танка и БТР, подбира­лась оптимальная величина волноотражательного щитка. С тех пор комплекс предварительных испытаний в опытовом бассейне и на стендах моделей корпусов и водоходных движителей вновь проектируемых плавающих машин стал основой методики их создания.
В плавающем танке было предложено установить эжекционную систему охлаждения двига­теля, унифицированную с аналогичной системой нового тяжелого танка Т-10. За решение этой задачи взялся Г. А. Михайлов. В разработке вооружения участвовал М.И. Рыбин, а ходовой части — Б. А. Красников.
Корпус плавающего танка проектировали В.И. Торотько и П.С. Тарапатин. Для выбора его наилучшей конфигурации были проведены испытания масштабных макетов в опытовом бассей­не одного из НИИ. Остановились на варианте с высоко расположенным ребром, соединяющим верхний и нижний лобовые листы корпуса. Такая конструкция исключала зарывание танка в воду при движении на плаву. На передней кромке верхнего лобового листа был установлен волноотра­жательный щиток.
После сборки первого опытного образца в Челябинске начался этап испытаний. И здесь произошло первое, хотя, к сожалению, отнюдь не последнее «чп», весьма характерное для вся­кого рода работ, связанных с созданием новой техники.
После успешных испытаний на плаву было решено показать новый плавающий танк началь­нику Главного управления заказчика БТТ маршалу С.И. Богданову, прибывшему в Челябинск. Пока Ж.Я. Котин докладывал и показывал С.И. Богданову результаты испытаний тяжелого танка Т-10, на дальнем водоеме бригада во главе с JI.C. Трояновым готовилась к показу плавающего танка.
Сделали контрольный заплыв и еще раз проверили и подрегулировали механизмы. Однако ожи­дание затягивалось, и Троянов решил еще раз «прогнать» плавающий танк по водоему. К ужасу присутствующих, едва войдя в воду, машина затонула. Находящийся в готовности тягач быстро вытащил «утопленника» на берег, но можно было представить себе состояние Ж.Я. Котина, когда ему на ухо прошептали: «На озеро ехать нельзя, танк утонул.» Как оказалось, после регулировки бортового фрикциона забыли поставить на место лючок в днище. Были вписаны соответствующие строки как в инструкции по эксплуатации ПТ-76 и БТР-50П, так и в методику проведения испытаний машин на плаву. На базе ПТ-76 было создано и внедрено в серию семейство ВГМ.
Танк ПТ-76 по совокупности своих ТТХ, простоте и неприхотливости в эксплуатации являет­ся лучшим в мире и находится на вооружении до настоящего времени в целом ряде зарубежных стран. Он был последним серийным отечественным легким танком; предпринятые в последую­щее время попытки создания легких танков по ряду причин не были доведены далее опытных образцов.
В 1953 г. по предложению ЦНИИИИ им. Д.М. Карбышева Навашинской судоверфью был изготовлен макетный образец индивидуальных плавсредств для танка Т-54 по типу применяв­шихся американцами для обеспечения плава средних танков М-4 и М-26. Было принято решение о производстве таких плавсредств в отрасли и открыта НИОКР по их созданию, головным разра­ботчиком определен ВНИИ-100. В институте был организован отдел №9 плавающих машин и плавсредств (начальник Г.Н. Москвин).
В течение года разработчиками во главе с Г.Н. Москвиным и А.Н. Стеркиным были выпол­нены необходимые научные исследования.
Опытные узлы винторедукторной группы и крепления изготавливал JIK3, изготовителем понтонов был Вагоностроительный завод (ВСЗ) им. И.Е. Егорова. Серийное производство плав­средств ПСТ-54 было налажено в Харькове.
К концу 1962 г. основное оборудование лаборатории плава было перебазировано в экспери­ментально-производственный корпус. Опытовый бассейн был смонтирован в цехе № 75, а затем капитально размещен в испытательном корпусе после ввода его в строй.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email