Создание танка
ПТ-76 и плавсредств
В 1949 г . ВНИИ-100 и ЧТЗ
впервые получили задание создать новые машины — плавающий танк с 76-мм пушкой и
плавающий гусеничный бронетранспортер. Ведущим конструктором разработок был
назначен JI.C. Троянов, имевший некоторый довоенный опыт по созданию плавающих
танков.
Для
быстрого решения нетрадиционных для танкостроителей-«тяжеловиков» задач и облегчения
постановки на серийное производство новых машин работы велись параллельно двумя
группами: на ЧТЗ, где создавались обе машины ленинградцами, челябинцами, а
позднее и волгоградцами под руководством заместителя главного конструктора
A.C. Ермолаева, и в Ленинграде, где совместно с ЦНИИ им. А.Н. Крылова
институтом отрабатывались новые технические решения и опытные узлы, прежде
всего, связанные с обеспечением водоходных качеств. В Ленинграде работой
руководил главный инженер института П.К. Ворошилов. Возглавлял все работы Ж
.Я. Котин.
Проектирование
плавающего танка осуществлялось в нескольких вариантах, в основном определявшихся
типом водоходного движителя. Открытые винты были высокоэффективны и просты по
конструкции, однако для амфибии они мало подходили, поскольку наматывали на
себя водоросли. Кроме того, выступающие части винта могли получить повреждения
при выходе машины на берег.
Группа
исследователей и конструкторов института по рекомендации В.А. Малышева изучала
водометы, установленные на военных катерах. Была изготовлена масштабная модель
с действующими водометами, затем развернулись углубленные проработки их конструкции
и технологии производства. Возглавлял эти работы А.Н. Стеркин, ему активно
помогали Е.П. Дедов, Г.В. Чунц и др. Расчет водяного насоса осевого типа делал
В.А. Поляченко.
Спроектированный
водомет, получивший индекс ОД-14, оказался настолько удачным, что применяется
вот уже почти полвека на трех поколениях плавающих машин ВгТЗ, обеспечивая им
прекрасные характеристики по водоходности.
Одновременно
создавалась собственная экспериментальная база. В подвальном помещении
института на ЛКЗ был срочно сооружен 15-метровый опытовый бассейн, в котором
проводились модельные испытания различных вариантов корпусов плавающего танка
и БТР, подбиралась оптимальная величина волноотражательного щитка. С тех пор
комплекс предварительных испытаний в опытовом бассейне и на стендах моделей
корпусов и водоходных движителей вновь проектируемых плавающих машин стал
основой методики их создания.
В
плавающем танке было предложено установить эжекционную систему охлаждения двигателя,
унифицированную с аналогичной системой нового тяжелого танка Т-10. За решение
этой задачи взялся Г. А. Михайлов. В разработке вооружения участвовал М.И.
Рыбин, а ходовой части — Б. А. Красников.
Корпус
плавающего танка проектировали В.И. Торотько и П.С. Тарапатин. Для выбора его
наилучшей конфигурации были проведены испытания масштабных макетов в опытовом
бассейне одного из НИИ. Остановились на варианте с высоко расположенным
ребром, соединяющим верхний и нижний лобовые листы корпуса. Такая конструкция
исключала зарывание танка в воду при движении на плаву. На передней кромке
верхнего лобового листа был установлен волноотражательный щиток.
После
сборки первого опытного образца в Челябинске начался этап испытаний. И здесь
произошло первое, хотя, к сожалению, отнюдь не последнее «чп», весьма
характерное для всякого рода работ, связанных с созданием новой техники.
После
успешных испытаний на плаву было решено показать новый плавающий танк начальнику
Главного управления заказчика БТТ маршалу С.И. Богданову, прибывшему в
Челябинск. Пока Ж.Я. Котин докладывал и показывал С.И. Богданову результаты
испытаний тяжелого танка Т-10, на дальнем водоеме бригада во главе с JI.C.
Трояновым готовилась к показу плавающего танка.
Сделали
контрольный заплыв и еще раз проверили и подрегулировали механизмы. Однако ожидание
затягивалось, и Троянов решил еще раз «прогнать» плавающий танк по водоему. К
ужасу присутствующих, едва войдя в воду, машина затонула. Находящийся в
готовности тягач быстро вытащил «утопленника» на берег, но можно было
представить себе состояние Ж.Я. Котина, когда ему на ухо прошептали: «На озеро
ехать нельзя, танк утонул.» Как оказалось, после регулировки бортового
фрикциона забыли поставить на место лючок в днище. Были вписаны соответствующие
строки как в инструкции по эксплуатации ПТ-76 и БТР-50П, так и в методику
проведения испытаний машин на плаву. На базе ПТ-76 было создано и внедрено в
серию семейство ВГМ.
Танк
ПТ-76 по совокупности своих ТТХ, простоте и неприхотливости в эксплуатации
является лучшим в мире и находится на вооружении до настоящего времени в целом
ряде зарубежных стран. Он был последним серийным отечественным легким танком;
предпринятые в последующее время попытки создания легких танков по ряду причин
не были доведены далее опытных образцов.
В 1953 г . по предложению
ЦНИИИИ им. Д.М. Карбышева Навашинской судоверфью был изготовлен макетный
образец индивидуальных плавсредств для танка Т-54 по типу применявшихся
американцами для обеспечения плава средних танков М-4 и М-26. Было принято
решение о производстве таких плавсредств в отрасли и открыта НИОКР по их
созданию, головным разработчиком определен ВНИИ-100. В институте был
организован отдел №9 плавающих машин и плавсредств (начальник Г.Н. Москвин).
В
течение года разработчиками во главе с Г.Н. Москвиным и А.Н. Стеркиным были
выполнены необходимые научные исследования.
Опытные
узлы винторедукторной группы и крепления изготавливал JIK3, изготовителем
понтонов был Вагоностроительный завод (ВСЗ) им. И.Е. Егорова. Серийное
производство плавсредств ПСТ-54 было налажено в Харькове.
К
концу 1962 г .
основное оборудование лаборатории плава было перебазировано в экспериментально-производственный
корпус. Опытовый бассейн был смонтирован в цехе № 75, а затем капитально
размещен в испытательном корпусе после ввода его в строй.
Комментариев нет:
Отправить комментарий