Рубрики

четверг, 9 ноября 2017 г.

БОЕВАЯ МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ

Полезная модель относится к области военной техники и может быть исполь­зована при создании боевых машин, в том числе боевых машин пехоты, бронетранс­портеров, выполненных на базовом шасси танка.
Известна израильская тяжелая бронированная машина "Ахзарит" для транс­портирования десанта (журнал "Janes Defence Systems Modernisation, 1995, vol. 8, № 9, p. 8; или журнал "Military Technology, 1996, vol. XX, issue 8. p. 59-61), выполненная на базовом шасси танка Т-55 с демонтированной башней и переоборудованными боевым и моторно-трансмиссионным отделениями (МТО) танка. В верхней части корпуса выполнена надстройка, которая оборудована люками экипажа и десанта, комплектом вооружения и дополнительной защитой. В кормовом листе установлена откидная дверца, а в крыше МТО - откидная створка, способствующие удобству входа-выхода десанта. Машина оснащена дополнительной защитой в виде блоков динамической защиты, брони "TOGA" и пассивной брони типа "чобхэмской".
Недостатком известной машины является, прежде всего, го, что ее в целом не­возможно использовать для подразделения огнеметчиков без существенной переделки. Кроме того, тактико-технические характеристики Т-55 значительно уступают танкам современного поколения, как по защите, так и по маневренности.


В качестве прототипа выбрана машина огнеметчиков (пат. РФ № 2172921, I 41 Н 7/02. 2000 г.), содержащая корпус базового шасси современного танка, например Т-72, с его МТО, ходовой частью, отделением управления с люком механика водителя. Корпус вместо крыши снабжен броневой низкопрофильной надстройкой коробчатой формы, охватывающей борта корпуса и образующей совместно с отделением управления обитаемый отсек. В задней стенке надстройки выполнены люки огнеметчиков, а боковые стенки выполнены в виде броневого каркаса и продлены до кормового листа корпуса е обеспечением защиты вышеупомянутых люков. На крыше надстройки установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой. Кроме того, машина содержит систему установки дымовых завес, установленную в верхней задней части боковых стенок надстройки, узел средств связи, включающий антенное устройство, размещенный в задней части правой боковой стенки.

К недостаткам указанной машины огнеметчиков является то, что:
-                 не обеспечена достаточная противокумулятивная защита лобовой проекции корпуса, а именно вертикальной стенки проема за люком мечаника-водителя;
-                 затруднен процесс посадки-высадки экипажа с любой стороны машины, т. к. поручни и подножки, облегчающие этот процесс, размещены не по всему периметру машины;
-                 не обеспечена защита экипажа, огнеметчиков и оборудования, находящихся на машине, от воздействия пусковых установок дымовых завес, размещенных в кормовой части машины;
-                 не предусмотрены определенные места для размещения запасных частей, инструмента и приспособления (ЗИП). ЗИП хранится либо в незащищенных контейнерах на надгусеничных полках, либо в обитаемом отсеке, где хранится без его систематизации и разбивки по назначению, что не обеспечивает скоростной системы поиска необходимого инструмента, кроме того, находясь в обитаемом отсеке, ЗИП занимает его полезный объем;
-                 не исключена вероятность механического повреждения антенны узла средств связи, т. к. последний размещен в задней части правовой продольной стенки броневой надстройки, при этом антенна находится на траектории вылета гранат системы установки дымовых завес. Кроме того, при таком местоположении антенна ограничивает зону обстрела зенитно-пулеметной установки. К недостаткам также относится и то, что десантная розетка узла средств связи находится рядом с антенным вводом и при перемещении людей по крыше объекта повреждается ногами кабель внутренней связи. При этом блок, обеспечивающий одновременную работу приемника и приемопередатчика на одну антенну (блок БАФ), размещен на днище бокового отсека и для доступа к нему необходимо поднимать тяжелую крышку с фильтровентиляционной установкой.
Вышеперечисленные недостатки значительно снижают эксплуатационно-бое­вые характеристики машины огнеметчиков.








Техническая задача, на решение которой направлена заявляемая полезная мо­дель, заключается в повышении эксплуатационно-боевых характеристик боевой ма­шины огнеметчиков.
Поставленная техническая задача решается тем, что в боевой машине огнеметчиков, содержащей базовое шасси танка с бронированным корпусом и низкопрофильной коробчатой бронированной надстройкой с каркасными полыми бортами, с обитаемым отсеком и отделением управления в бронированном корпусе, люком механика-водителя над отделением управления и люками огнеметчиков в кормовой стенке надстройки, фронтальную и бортовую защиту корпуса и надстройки в виде разнесенной брони и динамической защиты, систему установки дымовых завес с пусковыми мортирами, узел средств связи, включающий антенное устройство, поручни и подножки для посадки-высадки огнеметчиков, согласно полезной модели, люк механика-водителя снабжен модулем встроенной динамической защиты, установленным на крыше люка параллельно фронтальной динамической защите надстройки с обеспечением защиты лобовой проекции базового шасси в зоне указанного люка, бортовая защита корпуса базового шасси выполнена в виде съемных бортовых экранов динамической защиты, боковые стенки надстройки снабжены блоками навесной динамической защиты, по всему периметру машины организована замкнутая система поручней и подножек с обеспечением процесса посадки-высадки экипажа с любой стороны машины, система постановки дымовых завес размещена в носовой части машины с направлением мортир, исключающим попадание выстреливаемых ими зарядов в высадки экипаж н оборудование, при этом в полости задней части борта надстройки образован бронированный отсек, снабженный откидывающейся броневой крышкой, под ЗИП, с размещением последнего в выдвижных ящиках, а узел средств связи размещен в бронированном бункере, установленном на кормовой стенке в свободном объеме между люками огнеметчиков с размещением антенного ввода вне зоны действия зенитно-пулеметной установки, при этом десантная розетка установлена на задней стенке вышеупомянутого бункера, с наружной его стороны.
При этом бортовая динамическая защита бронированной надстройки выполнена в виде съемных блоков, а ящики ЗИП установлены в бронированном отсеке посредством роликовых опор, закрепленных в задней их части, и роликовых опор, установленных на стенках бронированного отсека в передней его части.
В заявляемой полезной модели, по сравнению с прототипом, новым является то, что:
-                 люк механика-водителя снабжен модулем встроенной динамической защиты, установленным параллельно фронтальной динамической защите корпуса. Такая уста­новка динамической защиты на крыше люка(под тем же углом, под каким установ­лена динамическая защита на лобовом листе корпуса), обеспечивает срабатывание динамической защиты и разрушение кумулятивной струи при попадании кумулятивного боеприпаса в указанный модуль, обеспечивая тем самым защиту лобовой проекции последнего, а именно вертикальной стенки за люком механика- води геля;
-                 бортовая защита корпуса базового шасси выполнена в виде съемных бортовых экранов динамической защиты, что значительно повышает защиту корпуса о г кумулятивных боеприпасов и обеспечивает доступ к ходовой части;
-                 система поручней и подножек для посадки-высадки экипажа и огнеметчиков организована по всему периметру машины. Размещение поручней по всему периметру в верхней части машины (на лобовой наклонной стенке надстройки и по всей длине на верхней и задней ее стенках) и подножек в нижней ее части (на нижних лобовом и кормовом листах, а также на бортовых экранах навесной динамической защиты корпуса шасси) обеспечивает замкнутое двухъярусное расположение приспособлений в системе посадки- высадки экипажа, облегчая тем самым указанный процесс с любой стороны машины, что значительно повышает ее эксплуатационные и боевые характеристики;
-                 система постановки дымовых завес размещена в носовой части машины с направлением мортир, исключающим попадание выстреливаемых ими зарядов на экипаж и оборудование. Такое размещение пусков!,IX установок при их использовании позволяет обезопасить нахождение экипажа и огнеметчиков на машине, одновременно при этом обеспечивается вывод из зоны действия пусковых установок оборудования, размещенного на крыше и бортах машины;
в полости задней части боковой стенки надстройки образован бронированный отсек с бронированной откидной крышкой под ЗИП, с размещением последнего в выдвижных ящиках. Размещение ЗИП в отдельных ящиках позволяет систематизировать его с разбивкой по назначению, обеспечивая тем самым ускорить поиск необходимого инструмента при выполнении профессиональных действий экипажа. Установка указанных ящиков в бронированные отсеки боковых стенок надстройки позволяет вынести ЗИП из обитаемого отсека машины, высвободив тем самым полезный объем, и обеспечить его защиту на уровне бортовой защиты надстройки. Наличие у бронированных отсеков откидной броневой крышки предохраняет ящики от их выпадения из отсеков и обеспечивает дополнительную их противопульную защиту;
- езел средств связи размещен в бронированном бункере, установленном на кормовой стенке в свободном объеме между люками огнеметчиков с расположением антенного ввода вне зоны действия зенитно-пулеметной установки. При таком монтаже узла средств связи оптимально использован свободный объем между указанными люками, антенный ввод расположен в зоне, практически не ограничивающей работу зенитно­пулеметной установки, и не мешает посадке в машину и высадке из нее огнеметчиков. Кроме того, десантная розетка расположена на задней стенке бронированного бункера, что обеспечивает удобное подключение к ней и ее безопасность от повреждения экипажем, передвигающимся по машине.
Полезная модель поясняется чертежами, где: на фиг. I - изображен общий вид машины, вид сбоку; на фиг. 2 общий вид машины спереди; на фиг. 3 - общий вид машины, вид сверху;
на фиг. 4 - сечение А-А на фиг 3, где изображена установка модуля динамической за­щиты на крышке люка механика-водителя;
на фиг 5 - сечение Б-Б на фиг. 3, где изображено размещение ящиков ЗИП в брони­рованных отсеках ;
на фиг. 6 - вид В на фиг. 5, где изображено установка ящиков ЗИП в опорах;
на фиг. 7 - вид С, на фиг. 5, где изображена установка замка на передней стенке
ящика ЗИП;
на фиг. 8 - вид Д на фиг. 3, где изображено размещение узла связи в бронированном бункере.
Боевая машина огнеметчиков содержит (фиг. 1-3) корпус 1 базового шасси танка, например Т-72 с моторно-трансмиссионным отделением 2 и ходовой частью 3, отделением управления с люком 4 механика-водителя. Корпус I вместо крыши снаб­жен низкопрофильной, коробчатой формы, броневой надстройкой 5, состоящей из передней стенки 6 и кормовой наклонной стенки 7 и боковых стенок 8, 9. Длина боковых стенок 8, 9 соответствует длине от лобового верхнею листа 10 до кормового листа И корпуса. Стенки надстройки 5 совместно с корпусом отделения управления образуют обитаемый отсек для размещения командира, механика-водителя и отделения огнеметчиков. На крыше 12 надстройки 5 установлена танковая вращающаяся башенка 13 командира с зенитно-пулеметной установкой 14. В кормовой стенке 7 надстройки 5 симметрично продольной оси машины выполнены броневые дверцы 15, 16 огнеметчиков, которые открываются вверх в сторону носа машины.
Верхний наклонный лобовой лист 10 корпуса 1 снабжен встроенной динамической защитой 17, а борта корпуса I защищены бортовыми съемными экранами 18 динамической защиты.
Броневая надстройка 5 снабжена дополнительной защитой: передняя стенка 6 выполнена в виде разнесенной брони, наружный лист которой дополнительно снаб­жен встроенной динамической защитой 19; каждая боковая стенка 8, 9 выполнена в виде броневого каркаса с разнесенной броней с образованием внутренних полостей в виде бронированных отсеков20 (фиг. 3) и снабжена навесной динамической защитой в виде блоков 21.
На люке 4 механика-водителя установлен модуль 22 (фиг. 2) встроенной динамической защиты. Модуль 22 размещен на крышке люка 4 и установлен параллельно встроенной динамической защите 17 лобового листа 10 (фиг. 4) корпуса I с обеспечением противокумулятивной защиты вертикальной стенки 23 проема за люком 4 механика-водителя.
В бронированном отсеке 20 (фиг. 5) установлены выдвижные ящики 24 с ручками 25. Ящики 24 установлены на двух роликовых опорах 26, закрепленных в задней их части, и на двух роликовых опорах 27 (фиг. 6), установленных на внутренних стенках бронированного отсека 20 в передней его части. Ролики роликовых опор 26 находятся в опорах 28, установленных на внутренних стенках бронированного отсека 20 на 2/3 его длины ог задней стенки 29. Ролики роликовых опор 27 находятся в опорах, установленных на стенках ящиков 24 и состоящих из верхней части 30 на 2/3 длины передней части ящика 24 и нижней 31 в самой передней части ящика. На передних стенках 32 (фиг. 7) ящиков установлены замки 33, включающие фиксатор 34 со скосом 35, пружину 36 и кольцо 37. Фиксатор 34 находится в опоре 38. На стенке отсека 20 закреплены зацепы 38 для удержания ящиков 24 в походном положении. В конце верхней опоры 30 в стенке ящика закреплен съемный упор 39, препятствующий выпадению ящика 24 из отсека. С наружной стороны бронированный отсек 20 снабжен откидной крышкой 41.
В носовой части машины на надгусеничных полках 42 установлены мортиры 43 системы постановки дымовых завес, направленные в сторону от корпуса машины.
Узел 44 средств связи (фиг. 3) размещен на кормовой стенке 7 надстройки 5 между дверцами 15, 16 огнеметчиков и смонтирован посредством бронированного бункера 45. Антенный ввод 46 (фиг. 8) с антенной 47, установлен на бункере 45. Внутри бункера 45 размещен блок 48, обеспечивающий одновременную работу приемника и приемопередатчика на одну антенну. На задней стенке бункера 45 размещена десантная розетка 49 для подключения шлемофонов при нахождении десанта на машине. Кроме того, бронированный бункер снабжен монтажным люком 50 с крышкой и уплотнительной резиновой втулкой 51.
По всему периметру машины организована замкнутая двухъярусная система поручней и подножек, обеспечивающая процесс посадки-высадки огнеметчиков и членов экипажа с любой стороны машины. Указанная система включает: поручни 52, размещенные на передней наклонной стенке 6, поручни 53 в верхней части боковых с генок 8, 9, установленные по всей их длине, поручни 54 - в кормовой части стенок 8. и 9, подножки 55 на лобовом листе 10 корпуса 1, подножки 56 на экранах 18 динамической защиты и подпружиненную подножку 57 (фиг. 1) на кормовом листе 7 корпуса I.
Предлагаемая боевая машина огнеметчиков может быть использована в со­сі аве мотострелковых и танковых соединений при наличие высокого уровня защиты экипажа и огнеметчиков, а также выполнять автономно ряд задач по уничтожению отдельных группировок противника и их оборонительных сооружений.
При эксплуатации боевой машины огнеметчиков технические усовершенствования функционируют следующим образом.
Фронтальная проекция отделения управления с обитаемым отсеком защищена лобовыми листами 10 со встроенной реактивной броней 17, а наружный лист перед­ней стенки 6 надстройки 5, выполненной в виде разнесенной брони, снабжен встроенной динамической защитой 19. Лобовая проекция корпуса 1, а именно вертикальная стенка 23 проема за люком 4 механика-водителя, защищена от кумулятивных боеприпасов модулем 22 встроенной динамической защиты, размещенным на крышке люка 4, установленным параллельно фронтальной вс троенной динамической защите 17 корпуса 1. Такая установка динамической защиты на крыше люка 4 (под тем же углом, под каким установлена динамическая защита17 на лобовом листе 10 корпуса 1), обеспечивает срабатывание динамической защиты и разрушение кумулятивной струи при попадании кумулятивного боеприпаса в модуль 22. В результате этого кумулятивная струя достжает вертикальной стенки 23 без ее сквозного пробития.
Для повышения защиты боковой проекции на боковых стенках 8, 9 надстройки 5 установлены блоки 21 навесной динамической защиты. Новая защита имеет увели­ченные габариты и массу. Демонтаж блоков 21 навесной динамической защиты по­зволяет сохранить прежние габариты машины при транспортировке ее железнодорожным транспортом.
Для защиты нижней части бортовых проекций машины на надгусеничных пол­ках и в нижней части боковых стенок 8, 9 монтируются с каждой стороны бортовые экраны 18 динамической защиты. Для доступа к гусеницам они выполнены съемными.
Система постановки дымовых завес используется для маскировки машины, например при отходе или выходе из боя, а также при высадке и посадке огнеметчиков. Мортиры 43 указанной системы размещены в носовой части машины и направлены в сторону от корпуса машины, исключая тем самым попадание выстреливаемых ими зарядов в находящихся на машине огнеметчиков. При этом в зону действия мортир 43 не попадает и оборудование, размещенное на крыше и бортах машины.
Ящики 24 для размещения ЗИП устанавливаются в бронированный отсек 20 боковой стенки 9 в опоры 26 и 27 и фиксируются верхними съемными упорами 39. При размещении ящиков 24 в отсек 20 фиксатор 34 с помощью скоса 35 утапливается, проходит зацеп 38 и фиксирует ящик 24 от самовыдвижения. Снаружи отсек 20 за­крывается бронированной крышкой 41. Для изъятия ящика 24 достаточно откинуть крышку 42, и затем с помощью кольца 37 утопить фиксатор 34 и за ручку 25 выдви­нуть ящик 24 до упора 39 в опорах 30.
Замкнутая система поручней и подножек, организованная в двух ярусах по всему периметру машины, и включающая поручни 52, 53, 54, размещенные в верхней части машины, и подножки 55, 56 57 - в нижней части машины, способствует более удобному процессу посадки - высадки огнеметчиков с любой стороны машины.
Узел 44 средств связи смонтирован в кормовой стенке 7 между дверцами 15, 16 посредством бронированного бункера 45. При таком местоположении антенна 46 на­ходится в зоне, практически не ограничивающей работу зенитно-пулеметной уста­новки 14, и не мешает посадке в машину и выхода из нее огнеметчиков. Десантная ро­зетка расположена на бункере 45, в месте удобном для подключения к ней и не может быть повреждена членами экипажа, передвигающимися по объекту. Монтаж вышеупомянутых узлов в и на бункере 45 и подсоединение к ним электрических кабелей обеспечивается при использовании монтажного люка 50. При нарушении герметичности внутри броневого бункера 45, герметичность внутри обитаемого оісека сохраняется за счет наличия уплотнительной резиновой втулки 51, установленной на переходе проводов из обитаемого отсека в бункер 45.

Таким образом, боевая машина огнеметчиков, предложенная в качестве полезной модели, обладает повышенной бронезащитой па уровне современного ганка, более высокими эксплуатационно-боевыми характеристиками и, таким образом, соответствует основным требованиям, предъявляемым к современным объектам бронетанковой техники и, следовательно, отвечает цели создания полезной модели.

http://btvt.info/1inservice/bmot/bmot.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий