УНИФИЦИРОВАННОЕ МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ С ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫМИ СИЛОВЫМИ БЛОКАМИ
Полезная модель относится к гусеничным
машинам, а конкретно к моторно-трансмиссионным отделениям (МТО) шасси гусеничных
машин, имеющим газотурбинный или дизельный двигатель, механическую коробву
передач, гидрообъемный привод в механизме поворота и бортовые редуктора с
ведущими колесами гусеничного движителя.
Известно МТО гусеничной машины,
содержащее двигатель с гидромеханической трансмиссией (см.патент РФ №2037443,В
62 Д 11/18), содержащей корпус, двигатель, ступенчатую коробку передач с
выходным центральным валом, кинематически связанную с двигателем гидрообъемную
передачу с шестерней на выходном валу, установленный в подшипниках в корпусе
параллельно выходным валам ступенчатой коробки передач и гидрообъемной передачи
промежуточный вал с двумя шестернями, одна из которых жестко насажена на валу,
трехзвенные планетарные бортовые редукторы, имеющие коронные шестерни,
насаженные на выходном центральном валу ступенчатой коробки передач, водила,
подсоединенные к движителям гусеничной машины,и, через тормоз, связанные с
корпусом трансмиссии, и солнечные шестерни, одна из которых установлена в
зацеплении с шестерней, насаженной на промежуточном валу, а другая - в
зацеплении с паразитной шестерней, установленной в корпусе трансмиссии во
взаимодействии с другой шестерней промежуточного вала- и муфты переключения,
причем трансмиссия снабжена парой шестерен, свободно установленных на концах
выходного вала гидрообъемной передачи
Полезная модель относится к гусеничным
машинам, а конкретно к моторно-трансмиссионным отделениям (МТО) шасси гусеничных
машин, имеющим газотурбинный или дизельный двигатель, механическую коробву
передач, гидрообъемный привод в механизме поворота и бортовые редуктора с
ведущими колесами гусеничного движителя.
Известно МТО гусеничной машины,
содержащее двигатель с гидромеханической трансмиссией (см.патент РФ №2037443,В
62 Д 11/18), содержащей корпус, двигатель, ступенчатую коробку передач с
выходным центральным валом, кинематически связанную с двигателем гидрообъемную
передачу с шестерней на выходном валу, установленный в подшипниках в корпусе
параллельно выходным валам ступенчатой коробки передач и гидрообъемной передачи
промежуточный вал с двумя шестернями, одна из которых жестко насажена на валу,
трехзвенные планетарные бортовые редукторы, имеющие коронные шестерни,
насаженные на выходном центральном валу ступенчатой коробки передач, водила,
подсоединенные к движителям гусеничной машины,и, через тормоз, связанные с
корпусом трансмиссии, и солнечные шестерни, одна из которых установлена в
зацеплении с шестерней, насаженной на промежуточном валу, а другая - в
зацеплении с паразитной шестерней, установленной в корпусе трансмиссии во
взаимодействии с другой шестерней промежуточного вала- и муфты переключения,
причем трансмиссия снабжена парой шестерен, свободно установленных на концах
выходного вала гидрообъемной передачи и промежуточного вала и, шестернями,
жестко насаженными на выходном валу гицрообъемной передачи и промежуточном
валу, размещенными между шестернями пары и шестернями выходного вала
гидрообъемной передачи промежуточного вала, свободно уставновленными на них,
при этом муфты переключения установлены в постоянном зацеплении с шестернями,
насаженными на выходном валу гидрообъемной передачи и промежуточном валу и в
поочередном зацеплении с шестернями, свободно установленными на выходном валу
гидрообъемной передачи и промежуточном валу, причем трансмиссия снабжена валом
разгрузки гидрообъемной передачи, который кинематически связан с двигателем
машины через фрикционыы с солнечными шестернями бортовых планетарных
редукторов.
Недостатком известного МТ0 по патенту
№2037443 является то, что реализация такого технического решения наиболее
эффективна при применении дизельного двигателя.
Известно МТО, в котором двигатель
соединен с трансмиссией через гидротрансформатор, имеющий блокировочный фрикцион,
остановочный тормоз (см.книгу "Транспортные машины с газотурбинным
двигателем", под редакцией Н. С. Попова, Л., "Машиностроение",
1987г.,стр.114-117,рис.39) бортовую передачу, дифференциальный механизм,
планетарную коробку передач и гидрообъемную передачу механизма поворота. Это
МТО реализовано в. США на гусеничной машине с гидротурбинным двигателем. Эта
трансмиссия созцвалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, где
диапазон коробки передач, определяющий диапазон трансмиссии, недостаточен, и
поэтому гидротрансформатор его увеличивает до требуемого значения. Но при
работе с газотурбинным двигателем
гидротрансформатор при поступательном движении машины должен блокироваться,
т.к. без блокировки уменьшается работа трения фрикционных элементов планетарной
коробки передач в момент трения.
Недостатком этого технического решения
является его сложность.
Целью полезной модели является
обеспечение установки, без переделок корпуса шасси танка, приводов управления
трансмиссий и места механика-водителя в унифицированном МТО шасси танка
взаимнозаменяемых силовых блоков как с газотурбинным, так и с дизельным
двигателем.
Поставленная цель в унифицированном МТО с
взаимно заменяемыми силовыми блоками достигается тем, что установочные и
присоединительные элементы в унифицированном МТО и моноблоках одинаковы, в
варианте съемного моноблока с газотурбинным двигателем он кинематически
соединен с центральной коробкой передач и далее через суммирующие планетарные
ряды, имеющие дополнительную кинематическую связь с гидрообъемной передачей
механизма поворота, в бортовыми редукторами, имеющими ведущие колеса
гусеничного двигателя, а в варианте съемного моноблока с дизельным двигателем
той же мощности он кинематически соединен с той же центральной коробкой
передач через гидротрансформатор и далее, через такие же суммирующие
планетарные ряды имеющие дополнительную кинематическую связь с вышеуказанной
гидрообъемной передачей механизма поворота, с бортовыми редукторами имеющими
ведущие колеса гусеничного движителя, при этом в обоих вариантах использованы
единые привода управления центральной коробки передач и единые систем обслуживания трансмиссии при единых
бортовых редукторах с ведущими колесами гусеничного движетеля.
Анализ основных отличительных признаков
полезной модели показал, что:
одинаковость мест крепления и подсоединения
моноблоков обеспечивает одинаковость корпусов унифицированного МТО;
одинаковость центральной коробки передач,
суммирующих планетарных рядов, гидрообъемной передачи механизма поворота и
бортовых редукторов с ведущими колесами гусеничного движетеля обеспечивает
одинаковость приводов управления трансмиссией и одинаковость места механика
водителя.
Сущность полезной модели поясняется
чертежами, где изображено на:
фиг. I - структурная схема унифицированного
МТО с силовым блоком с газотурбинным двигателем;
фиг. 2 - структурная схема унифицированного
МТО с силовым блоком . : с дизельным
двигателем;
Унифицированное МТО шасси танка с
взаимозаменяемыми силовыми блоками содержит моторно-трансмиссионное отделение
I с закрепленными в левом 2 и правом 3 борту бортовыми редукторами 4 каждый из
которых имеет ведущие колеса 5 гусеничного движетеля танка.
В силовых блоках б (ограничено штриховой
линией) двигатели 7 скраплены с механизмами передач и поворота 8 Ограничено
штрих пунктирной линией) и представляют собой моноблоки.
Механизмы передач и поворота 8 содержат
одинаковые узлы трансмиссии:
центральную коробку передач 9;
суммирующие планетарные ряды 10;
гидрообъемную передачу II механизма поворота.
Муфты 12, соединительные элементы
бортовых редукторов
МТО и моноблокрв-одинаковые, одинаковые и
места крепления (на черт.не показан) моноблоков в МТО^при этом в силовом блоке
б., с дизельным
двигателем, рис.2, механизм передач и
поворота 8 содержит дополнительно гидротрансформатор 13.
Работа унифицированного МТО
Унифицированное МТО обеспечивает два
варианта работы шасси танка:
- работу с силошм блоком с газотурбинным
двигателем;
работу с силовым, блоком - с дизельным
двигателем.
При установке силового блока ' 6,
(см.рис.I) с газотурбинным двигателем 7, она крепится в МТО и соединяется с
бортовыми редукторами 4 соединительными элементами (муфтами) 12. Вращение от
двигателя 7 передается, через ряд шестерен, на центральную коробку передач 9,
которая передает вращение с необходимым изменением скорости вращения и
направления в зависимости от включенной передачи, на суммирующие планетарные
ряды соединенные с бортовыми редукторами имеющими ведущие колеса 5 гусеничного
движителя, таким образом шасси танка получает необходимое движение
соответствующее выбранной передачи. При повороте машины механик-водитель через
приводы управления трансмиссий воздействует на гидрообъемную передачу II, ко
торая при аром начинает передавать дополнительное вращение на суммирующие
планетарные ряды Ю таким образом, что скорость вращения на выходе суммирующего
планетарного ряда 10 забегающего борта увеличивается, а отстающего -
уменьшается, что и обеспечивает поворот шасси танка.
При установке силового блока 6 (см.рис.2)
с дизельным двигателем?, он крепится в МТО & соединяется с бортовыми редукторами
4 точно так же как и силовой блок с газотурбинным двигателем, рис. I.
Вращение от двигателя 7 (рис.2)
передается через ряд шестерен и гидротрансформатор 13, на центральную коробку
передач 9 и далее все точно так же для силового блока с газотурбинным
двигателем. При этом наличие гидротрансформатора 13 обеспечивает возможность
применения одинаковых коробок передач.
Одинаковость инвбк мест крепления и
подсоединения моноблоков обеспечивает одинаковость корпусов унифицированного
МТО.
Одинаковость центральной коробки передач,
суммирующих планетарных рядов, гидрообъемной передачи механизма поворота и
бортовых редукторов с ведущими колесами гусеничного движителя обеспечивает
одинаковость приводов управления трансмиссий и одинаковость мест
механика-водителя.
Таким образом предлагаемое
унифицированное МТО с взаимозаменяемыми силовыми блоками обеспечивает
установку в корпусе шасси танка,без переделок корпуса,приводов управления,
места механика-водителя любого из предлагаемых силовых блоков как с ГТД, так и
ДВС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий