Родился 21 ноября* 1934 года в с. Харлеевка. Генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор.
В 1959-1964 годы учился в Академии бронетанковых войск им. Малиновского - войсковой инженер-электромеханик по специальности «электроника и автоматика танков». С 1964 года работал в военном представительстве при челябинском ПО «Электромашина».
С 1974 года — начальник и главный конструктор Челябинского КБ «Ротор»; с 1990 - руководитель и генеральный конструктор Харьковского КБ по машиностроению им. А. А. Морозова.
Во время руководства М. Д. Борисюка в ХКБМ разработаны танки T-84 «Объект 478ДУ9», БМ "Булат", 478ДУ-9-1 и 9-1Т «Оплот-Т», БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ СЕРИИ БТР-3 и БТР-4Е. Ряда экспериментальных проектов. Таких как БТМП, Т-72МП, 478Н1 «Ятаган» (Т-84-120). Большую роль сыграл М. Д. Борисюк в заключении контракта с Пакистаном на поставку Т-80УД, который позволил сохранить танкостроение после развала СССР. Подробнее см. - пакистанский контракт - производство Т-80УД.
* В этот день, 21 ноября, 1898 г. Также родился Михаил Ильич Кошкин.
В 1959-1964 годы учился в Академии бронетанковых войск им. Малиновского - войсковой инженер-электромеханик по специальности «электроника и автоматика танков». С 1964 года работал в военном представительстве при челябинском ПО «Электромашина».
С 1974 года — начальник и главный конструктор Челябинского КБ «Ротор»; с 1990 - руководитель и генеральный конструктор Харьковского КБ по машиностроению им. А. А. Морозова.
Во время руководства М. Д. Борисюка в ХКБМ разработаны танки T-84 «Объект 478ДУ9», БМ "Булат", 478ДУ-9-1 и 9-1Т «Оплот-Т», БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ СЕРИИ БТР-3 и БТР-4Е. Ряда экспериментальных проектов. Таких как БТМП, Т-72МП, 478Н1 «Ятаган» (Т-84-120). Большую роль сыграл М. Д. Борисюк в заключении контракта с Пакистаном на поставку Т-80УД, который позволил сохранить танкостроение после развала СССР. Подробнее см. - пакистанский контракт - производство Т-80УД.
* В этот день, 21 ноября, 1898 г. Также родился Михаил Ильич Кошкин.
Из книги М. Д. Борисюка «Броня крепка» -
…
Новая страница чрезвычайно насыщенной жизни генерального конструктора Михаила Борисюка началась в Харькове, когда после 16 лет работы главным конструктором — начальником СКБ «Ротор» он возглавил одно из самых крупных профильных конструкторских бюро Советского Союза — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени A.A. Морозова. Эта научно-исследовательская структура имела к тому времени свои творческие традиции, свою весьма оригинальную историю, свой особый, незаурядный дух. Истоки конструкторское бюро берет с 1927 года, когда небольшой группе инженеров Харьковского паровозостроительного завода доверили создать маневренный танк Т-12. Через десятилетие после возникновения конструкторского центра, в 1937 году был разработан наиболее удачный образец легкого советского танка тех лет.
Гораздо позже судьба конструкторского бюро пересеклась жизненными дорогами людей, чьи имена неразрывны с историей броне- танкостроения. Михаил Кошкин корпел тут над эпохальной машиной Т-34, а Александр Морозов разрабатывал и собирал тут не менее могущественный символ советской танковой мощи — Т-64. Кстати, Т-34, разработанный в 1940 году, стал самым массовым танком Второй мировой войны. На шести заводах всего было выпущено более 55 тысяч таких машин. А забегая вперед, не лишним будет отметить: доставшееся Украине по наследству легендарное конструкторское бюро обеспечило ей статус танкостроительной державы, которых на карте мира эксперты насчитывают всего 11. А вот благодаря уже непосредственно Михаилу Борисюку в этом клубе Украина представлена не только новым танком, но и созданной с чистого листа школой легкой бронетехники.
…
Новая страница чрезвычайно насыщенной жизни генерального конструктора Михаила Борисюка началась в Харькове, когда после 16 лет работы главным конструктором — начальником СКБ «Ротор» он возглавил одно из самых крупных профильных конструкторских бюро Советского Союза — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени A.A. Морозова. Эта научно-исследовательская структура имела к тому времени свои творческие традиции, свою весьма оригинальную историю, свой особый, незаурядный дух. Истоки конструкторское бюро берет с 1927 года, когда небольшой группе инженеров Харьковского паровозостроительного завода доверили создать маневренный танк Т-12. Через десятилетие после возникновения конструкторского центра, в 1937 году был разработан наиболее удачный образец легкого советского танка тех лет.
Гораздо позже судьба конструкторского бюро пересеклась жизненными дорогами людей, чьи имена неразрывны с историей броне- танкостроения. Михаил Кошкин корпел тут над эпохальной машиной Т-34, а Александр Морозов разрабатывал и собирал тут не менее могущественный символ советской танковой мощи — Т-64. Кстати, Т-34, разработанный в 1940 году, стал самым массовым танком Второй мировой войны. На шести заводах всего было выпущено более 55 тысяч таких машин. А забегая вперед, не лишним будет отметить: доставшееся Украине по наследству легендарное конструкторское бюро обеспечило ей статус танкостроительной державы, которых на карте мира эксперты насчитывают всего 11. А вот благодаря уже непосредственно Михаилу Борисюку в этом клубе Украина представлена не только новым танком, но и созданной с чистого листа школой легкой бронетехники.
Естественно, что такая ситуация прямо отразилась на жизни Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени A.A. Морозова и Завода им. Малышева. Оборонно-промышленная стратегия уткнулась в тупик, наличное, хорошо отлаженное серийное производство оказалось без заказчика. В такой ситуации рассчитывать на выживание и развитие мог только упрямый, уверенный в себе и не лишенный хитрости менеджер. К счастью, не было допущено обвальной, волюнтаристской приватизации, после которой танкостроительный комплекс прекратил бы свое существование. Но в танкостроительной отрасли так же, как и в авиастроительной, быстро осознали — необходимо в короткие сроки найти заказчиков на стороне, а путь развития должен проходить через мировой рынок вооружения.
Эту идею вовремя представили высшему военно-политическому руководству государства, и задумка стать экспортером оборонных технологий и стреляющей продукции, да еще получать взамен валюту, понравилась. Оружейный бизнес для любого государства является вопросом престижа. На этой волне в 1992 году появилось постановление Кабинета министров Украины о восстановлении танкового производства на Заводе им. Малышева, и в том же году начальник ХКБМ Михаил Борисюк стал генеральным конструктором по бронетанкостроению Украины. В 1993 году вышло очередное постановление Кабинета министров (№ 181-3 от 12.03.93) — по отработке усовершенствованного танка Т-84 (тема получила шифр «Керн») с производством его комплектующих, систем и устройств по максимально замкнутому циклу на Украине. Этот правительственный документ был чрезвычайно важен, поскольку ранее поставки комплектующих из других союзных республик достигали 60% от всей комплектации танка. Специалисты вспоминают, что в кооперации были задействованы сотни предприятий из всего Советского Союза: «башня изготавливалась в Омске, пушка на Урале, гусеница в Тихвине и т.д.».
На этом фоне еще одним стимулом стало желание не отстать от основных западных конкурентов, которые, не испытывая кризиса, плавно и последовательно развивались, внедряли новые технологии. Появились новые, перспективные модификации, такие как «Абрамс» М1А2, «Леопард» 2А6, «Челленджер-2», «Леклерк», бороться с которыми на рынке было непростой задачей. Более того, эффективность этих машин разработчики увеличили за счет внедрения новых боеприпасов танковых пушек, усовершенствования систем управления огнем, интеграции новых достижений материаловедения для усиления брони, новых систем связи и средств разведки. Конкуренты приближались к созданию в ходе боевой операции единого информационного поля.
Эту идею вовремя представили высшему военно-политическому руководству государства, и задумка стать экспортером оборонных технологий и стреляющей продукции, да еще получать взамен валюту, понравилась. Оружейный бизнес для любого государства является вопросом престижа. На этой волне в 1992 году появилось постановление Кабинета министров Украины о восстановлении танкового производства на Заводе им. Малышева, и в том же году начальник ХКБМ Михаил Борисюк стал генеральным конструктором по бронетанкостроению Украины. В 1993 году вышло очередное постановление Кабинета министров (№ 181-3 от 12.03.93) — по отработке усовершенствованного танка Т-84 (тема получила шифр «Керн») с производством его комплектующих, систем и устройств по максимально замкнутому циклу на Украине. Этот правительственный документ был чрезвычайно важен, поскольку ранее поставки комплектующих из других союзных республик достигали 60% от всей комплектации танка. Специалисты вспоминают, что в кооперации были задействованы сотни предприятий из всего Советского Союза: «башня изготавливалась в Омске, пушка на Урале, гусеница в Тихвине и т.д.».
На этом фоне еще одним стимулом стало желание не отстать от основных западных конкурентов, которые, не испытывая кризиса, плавно и последовательно развивались, внедряли новые технологии. Появились новые, перспективные модификации, такие как «Абрамс» М1А2, «Леопард» 2А6, «Челленджер-2», «Леклерк», бороться с которыми на рынке было непростой задачей. Более того, эффективность этих машин разработчики увеличили за счет внедрения новых боеприпасов танковых пушек, усовершенствования систем управления огнем, интеграции новых достижений материаловедения для усиления брони, новых систем связи и средств разведки. Конкуренты приближались к созданию в ходе боевой операции единого информационного поля.
По теме:
Развитие украинской бронетехники за последние 20 лет (1992-2011 г.г.)
Подробнее про Т-72МП - Из истории – про совместные проекты
Т-62АГ http://btvtinfo.blogspot.com/2018/02/62.html
Боевая машина БМ-21У http://btvtinfo.blogspot.com/2018/02/21.html
Тяжелая БМП на базе Т-72 http://btvtinfo.blogspot.com/2018/02/72_17.html
К 90-ЛЕТИЮ ХКБМ ИМЕНИ А.А. МОРОЗОВА. ЧАСТЬ 1. ОТДЕЛ 60
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА О РАБОТЕ В ХКБМ ИМ. А.А. МОРОЗОВА
ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВ
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА КБ-60М
О МОЕЙ РАБОТЕ В ХКБМ. В.И. ГОШКОВ, Д.Т.Н.
ТАНКИ И ЛЮДИ. ДНЕВНИК ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА А. А. МОРОЗОВА. ЧАСТЬ I
ТАНКИ И ЛЮДИ. ДНЕВНИК ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА А. А. МОРОЗОВА. ЧАСТЬ II
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ
ПРОЕКТ «ЭТА». ЭЛЕКТРО-МЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОВЕТСКОГО ТАНКА «МОЛОТ» ИЗД. 477
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ ХОДОВЫХ СИСТЕМ ТАНКОВ Т-64, Т-72 И Т-80 ПО КОНСТРУКТИВНЫМ, ВЕСОВЫМ, СТОИМОСТНЫМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
ПРОЕКТЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТАНКОВ «ИЗДЕЛИЕ 450» (Т-74) И «ИЗДЕЛИЕ 480»
ТАНКИ "БУНТАРЬ", "БОКСЕР", "МОЛОТ" (ОБЪЕКТ 490, ОБЪЕКТ 490А, ОБЪЕКТ 477)
ОБЪЕКТ 476 "КЕДР" (ХКБМ)
ВЫСОКОМОБИЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОМПЛЕКС ПВО "КЕНТАВР" (ПРОЕКТ, УКРАИНА)
«ОБЪЕКТ 432» (ТАНК Т-64)
ОБТ T-64А
Развитие украинской бронетехники за последние 20 лет (1992-2011 г.г.)
Подробнее про Т-72МП - Из истории – про совместные проекты
Т-62АГ http://btvtinfo.blogspot.com/2018/02/62.html
Боевая машина БМ-21У http://btvtinfo.blogspot.com/2018/02/21.html
Тяжелая БМП на базе Т-72 http://btvtinfo.blogspot.com/2018/02/72_17.html
К 90-ЛЕТИЮ ХКБМ ИМЕНИ А.А. МОРОЗОВА. ЧАСТЬ 1. ОТДЕЛ 60
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА О РАБОТЕ В ХКБМ ИМ. А.А. МОРОЗОВА
ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВ
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА КБ-60М
О МОЕЙ РАБОТЕ В ХКБМ. В.И. ГОШКОВ, Д.Т.Н.
ТАНКИ И ЛЮДИ. ДНЕВНИК ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА А. А. МОРОЗОВА. ЧАСТЬ I
ТАНКИ И ЛЮДИ. ДНЕВНИК ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА А. А. МОРОЗОВА. ЧАСТЬ II
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ
ПРОЕКТ «ЭТА». ЭЛЕКТРО-МЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОВЕТСКОГО ТАНКА «МОЛОТ» ИЗД. 477
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ ХОДОВЫХ СИСТЕМ ТАНКОВ Т-64, Т-72 И Т-80 ПО КОНСТРУКТИВНЫМ, ВЕСОВЫМ, СТОИМОСТНЫМ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
ПРОЕКТЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТАНКОВ «ИЗДЕЛИЕ 450» (Т-74) И «ИЗДЕЛИЕ 480»
ТАНКИ "БУНТАРЬ", "БОКСЕР", "МОЛОТ" (ОБЪЕКТ 490, ОБЪЕКТ 490А, ОБЪЕКТ 477)
ОБЪЕКТ 476 "КЕДР" (ХКБМ)
ВЫСОКОМОБИЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОМПЛЕКС ПВО "КЕНТАВР" (ПРОЕКТ, УКРАИНА)
«ОБЪЕКТ 432» (ТАНК Т-64)
ОБТ T-64А
Комментариев нет:
Отправить комментарий