СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДАРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПИЛОТИРУЕМОЙ АВИАЦИИ
А.В. Ананьев, С.В. Филатов, А.Г. Рыбалко
Представлены результаты
экспериментальной оценки ударных возможностей беспилотных летательных
аппаратов (БЛА) малой дальности (МД) в интересах решения задач боевого
применения пилотируемой авиации. Проведена оценка точности и дальности
доставки свободнопадающих неуправляемых контейнеров (СНК) с использованием БЛА
МД, результаты которой подтверждают возможность огневого поражения объектов
системы противовоздушной обороны противника в оперативнотактической и
оперативной глубине.
Ведущая роль при ведении боевых действий,
в том числе в Сирийской арабской республике (САР) отводится
оперативно-тактической и армейской авиации (ОТА, АА). Этому способствует
высокая мобильность многофункциональных авиационных комплексов (МАК) и их
высокий боевой потенциал, подкрепленный эффективными технологиями, реализующими
навигационный способ применения относительно дешевых свободнопадающих
неуправляемых контейнеров (СНК), авиационных бомб. К числу таких технологий
следует отнести СВП-24, созданную ЗАО «Гефест и Т» и показавшую высокую
эффективность в САР.
Прорывным событием в части касающейся
применения авиации во взаимодействии с сухопутными войсками стала разработка
взаимоувязанных средств: аппаратуры автоматизированного целеуказания (АЦУ)
включенной в состав комплекта разведки, управления и связи (КРУС) и бортовой
специализированной вычислительной подсистемы (СВП) СВП-24 [1]. В то же время
надо понимать, что в условиях эффективной системы противовоздушной обороны
(ПВО) противника применение СНК будет существенно затруднено, или вообще исключено.
Кроме высокой уязвимости пилотируемой авиации налицо группа проблем, обусловленная
существующей штатной структурой централизованного управления, которая не
позволяет быстро реагировать на внезапно возникающие угрозы по причине задержки
от момента вскрытия факта угрозы до нанесения авиационного удара.
Задержка обусловлена последовательностью
обязательных процедур централизованного управления: формирования и утверждения
заявки, оперативного выделения летного ресурса, руления, взлета и полета в
район объекта удара звеньев ОТА (АА). Задержка реакции особенно критичная в
случае необходимости уничтожения движущихся сил противника. Сократить время
реакции ударной авиации в критических случаях позволяет организация боевого
дежурства в воздухе, однако это ведет к нерациональному расходу авиационного
топлива, авиационных ресурсов летательных аппаратов и повышает напряженность
работы экипажей.
Комплексное решение озвученных проблем возможно за счет объединения в единую боевую систему авиационных частей и формирований беспилотной авиации малой дальности [2].
Основное внимание в работе сосредоточено на БЛА малой дальности (МД). Интерес к данному классу БЛА МД вызван возможностями по доставке от трех до шести боеприпасов типовых гранат тактического уровня применения и относительно низкой уязвимостью к средствам противовоздушной обороны (ПВО). Предположительно, такие возможности БЛА МД, во взаимодействии с пилотируемой авиацией, могут обеспечить решение озвученных проблем. Например, для компенсации времени реакции ударных сил пилотируемой авиации, возможно выполнять минирование подъездных путей для воспрещения движения колесной техники в составе выдвигающихся резервов противника с использованием противопехотных мин.
Комплексное решение озвученных проблем возможно за счет объединения в единую боевую систему авиационных частей и формирований беспилотной авиации малой дальности [2].
Основное внимание в работе сосредоточено на БЛА малой дальности (МД). Интерес к данному классу БЛА МД вызван возможностями по доставке от трех до шести боеприпасов типовых гранат тактического уровня применения и относительно низкой уязвимостью к средствам противовоздушной обороны (ПВО). Предположительно, такие возможности БЛА МД, во взаимодействии с пилотируемой авиацией, могут обеспечить решение озвученных проблем. Например, для компенсации времени реакции ударных сил пилотируемой авиации, возможно выполнять минирование подъездных путей для воспрещения движения колесной техники в составе выдвигающихся резервов противника с использованием противопехотных мин.
Также для снижения рисков потерь
пилотируемой авиации, возможно осуществление точечного поражения средств
радиолокации из состава систем ПВО средней и большой дальности с использованием
высотного подрыва гранат. Также возможно огневое поражение самолетов
тактической авиации на аэродромах базирования. Наращивать потери противника за
счет поджога складов с боеприпасами и горюче-смазочными материалами на аэродромах
базирования, поражения антенных полей пунктов управления и т.д. Таким образом,
возможности БЛА МД по доставке СНК могут быть использованы для подавления
средств ПВО противника и решения вспомогательных задач, в том числе компенсации
времени реакции ударных сил пилотируемой авиации при дежурстве в положении «на
земле».
Основной задачей, которую необходимо решить для обеспечения
возможности применения ударных БЛА при решении специальных задач, помимо
обеспечения безопасности полетов за счет согласованности собственных действий
[3]. Начальным этапом решения задач штурманского обеспечения является оценка
возможностей БЛА МД по нанесению удара по наземным объектам и накопление
статистических данных.
С учетом изложенного, целью работы
является практическая оценка точности применения свободнопадающих неуправляемых
контейнеров с использованием беспилотных летательных аппаратов малой
дальности.
Для достижения поставленной цели
исследований в работе была сформирована мишенная обстановка, изображенная на
рис. 1, имитирующая стоянку авиационной техники для отработки практического
применения СНК с использованием БЛА МД. На рис. 2 изображен самолет Л-39,
размеры которого составляют (длина х размах крыла х высота) - 10 х 11,5 х 4 метра , который
использовался в качестве мишени.
Рис. 1. Схема мишенной обстановки
Рис. 2. Самолет-мишень
В качестве носителя СНК использовался экспериментальный ударный
БЛА МД. В ходе проведения экспериментальных полетов получены следующие данные:
продолжительность полета БЛА МД составляла в среднем 1 ч 30 мин, средняя
скорость полета 98 км/ч ,
средняя протяженность маршрута - 143
км . Метеоусловия в районе полетов и полигона в период
проведения испытаний: облачность 4-6 баллов верхнего, среднего яруса, с нижней
границей 1000-1500 м ;
направление ветра у земли 60-80°, скорость 7 м/с; температура +24 °С.
Частные
результаты сброса СНК с экспериментального ударного БЛА МД представлены в
таблице.
Результаты применения СНК с БЛА МД
В таблице представлены следующие параметры
полета БЛА МД и точек падения СНК: Нбм, м - высота
полета БЛА МД в момент сброса СНК; Увы, м/с -
скорость полета БЛА МД в момент сброса СНК (БАРО - приборная (относительно
набегающего потока) скорость полета БЛА МД в момент сброса СНК, GPS - путевая (относительно подстилающей поверхности) скорость полета
БЛА МД в момент сброса СНК); Бкурс, ° - истинный курс полета БЛА МД в момент
сброса СНК; Упр, м (расч./факт) - расчетная/фактическая упрежденная дальность сброса
СНК (относ); Аз, ° - истинный азимут отклонения точки падения СНК; Яотк, м - расстояние от точки падения СНК до центра цели; Х, м
(перелет/недолет) - отклонение точки падения СНК по дальности (знак «+» -
перелет; знак «-» - недолет); Z, м (вправо/влево) - отклонение точки
падения СНК по направлению (знак «+» - вправо; знак «-» - влево).
На рис. 3 показаны результаты применения
свободнопадающих неуправляемых контейнеров с беспилотного летательного аппарата
малой дальности. Точки падения контейнеров на данной иллюстрации обозначены
белыми маркерами в виде использованных автомобильных покрышек.
В процессе экспериментальных полетов
сброшено необходимое количество контейнеров, что позволяет проводить
статистическую обработку данных. При этом 70 процентов СНК попало в зону
сплошного гарантированного поражения цели осколками гранаты РГО (при ее воздушном подрыве на высоте 3-5 м ). Стоит отметить, что в
ряде случаев было зафиксировано прямое попадание СНК в обшивку самолет. Данный
момент представлен на рис. 4.
Рис. 3. Точки падения контейнеров относительно цели
Рис. 4. Результат попадания контейнера в
крыло самолета
Таким образом, в
ходе испытаний предварительно подтверждена возможность поражения целей типа
«самолет» свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами с боевой частью в виде
гранаты РГО. Продолжительность полета и крейсерская скорость
экспериментального ударного БЛА МД обеспечивает гарантированное применение на
расстоянии более 300 км
от места старта, что позволяет действовать группам БЛА МД на удалениях
аэродромов базирования авиации противника от линии боевого соприкосновения с
противником. Собранные статистические данные по применению типового БЛА МД в
ударном варианте по наземным объектам позволяют проанализировать условия
применения и являются начальным шагом разработки методического аппарата для
расчетов потребного наряда сил и средств разведывательно-ударных групп
беспилотных летательных аппаратов при решении целевых задач.
- Комплект разведки, управления и связи "Стрелец" [Электронный ресурс] ULR: http://etoonda.livejournal.com/2065510.html (дата обращения: 30.03.2017).
- Ананьев А.В., Филатов С.В. Обоснование нового способа совместного применения авиации и беспилотных летательных аппаратов малой дальности в операциях // Военная мысль, 2017. №4. С. 26-34.
- Гончаренко В.И., Лебедев Г.Н., Михайлин Д. А., Хахулин Г.Ф. Информационная система непрерывного контроля безопасности полета группы воздушных судов при их сближении // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, 2018. № 2. С. 117-123.
Комментариев нет:
Отправить комментарий