О ПОТЕНЦИАЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ
ТРАНСМИССИИ БЫСТРОХОДНЫХ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
Д.А. Зыков
(АО «Уралтрансмаш»,
г. Екатеринбург)
Военные гусеничные машины (ВГМ) предназначены
для решения боевых задач в условиях движения по пересеченной местности, в том
числе под огнем противника. К наиболее важным тактико-техническим требованиям,
предъявляемым к ВГМ, относят огневую мощь, броневую защиту, маневренность.
Показателем маневренности является возможность быстро изменять скорость и
направление движения. Она характеризуется подвижностью, поворотливостью,
проходимостью и зависит от параметров двигателя, совершенства конструкции
ходовой части, трансмиссии, механизма поворота, навыков управления механика
водителя.
В настоящее время в конструкциях ВГМ используют трансмиссии
различного типа: механические, гидро- и электромеханические, гидрообьемные,
комбинированные.
Вот несколько образцов ВГМ отечественного производства с принципиально
отличающимися типами применяемых трансмиссий:
ГМ-569 — четырехступенчатая реверсивная
гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором и
гидрообъемным механизмом поворота.
Т-72 и изделия на его базе — механическая
трансмиссия с гидравлическим управлением, состоящая из гитары, двух бортовых
коробок передач, конструктивно соединенных с бортовыми редукторами.
2СЗ и изделия на их базе — центральная
механическая коробка передач, ступенчатая с постоянным зацеплением,
двухпоточная четырехходовая с двухпоточными механизмами поворота, выполненными
в неразрывной кинематической связью с коробкой передач.
Различный подход в выборе трансмиссионных
установок обусловлен большим количеством факторов, вот некоторые из них:
1.
Время разработки образцов ВГМ: например,
изделия, созданные еще в 70-х годах на базе 2СЗ, исторически выросли из шасси
СУ-100П, первый экземпляр которого предоставлен на испытания еще в 1947 г ., на вооружение
принят в 1955 г .
Естественно, что уровень технологии производства на время разработки не
позволял реализовать более сложные механизмы трансмиссии с заданным уровнем
надежности. Однако следует отметить, что данные образцы ВГМ состоят на
вооружении более 13 стран мира, успешно используются и претерпели несколько
модификаций.
2.
Тактико-технические требования: как известно к
ВГМ предъявляются высокие тактико-технические требования, сочетание которых, к
примеру, требования к массе, габаритам, транспортировке, мобильности определяют
тип трансмиссии.
Например, вышеперечисленные требования являются одним из факторов,
повлиявших на выбор типа трансмиссии для ОБТ Т-72, т.к. применение БКП
позволило обеспечить выполнение требования по авиатранспортировке с
обеспечением требуемой подвижности танка при его массе.
Одновременно небольшая масса ГМ-569
позволила применение современной трансмиссии — ГМТ и гидрообъемным механизмом
поворота с обеспечением требуемой подвижности.
3.
Стремление разработчиков создавать более
современные, перспективные трансмиссии для сохранения конкурентоспособности
изделий.
На самом деле факторов, определяющих выбор
трансмиссий, примененных в образцах ВГМ, большое количество, останавливаться на
которых нет особого смысла.
На образцах ВГМ иностранного производства
большое распространение получили гидромеханические трансмиссии с блокируемым
гидротрансформатором и гидрообъемным механизмом поворота. Такой вид применяемой
трансмиссии имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно
отнести; удобство управления ВГМ, плавную передачу мощности от двигателя на
ведущие звездочки. В сравнении с механическими, гидромеханические трансмиссии
имеют ряд недостатков, а именно: высокую стоимость, низкий КПД, малую
ремонтопригодность, большие габариты и массу. Именно большие габариты и масса
являются самыми большими недостатками данных трансмиссий, так как первый
недостаток трансмиссии напрямую влияют на размер ВГМ, а второй недостаток
приводит к необходимости увеличения требуемой мощности силовой установки, а
также необходимостью обеспечения ВГМ ходовой частью с высокой
грузоподъёмностью.
Отличительной особенностью ВГМ
отечественного и зарубежного производства является то, что зачастую на ВГМ
зарубежного производства трансмиссия, силовой блок, система смазки, система
охлаждения объединены в один узел, образуя моноблок. Данное техническое решение
позволяет обеспечить оперативность восстановления работоспособности ВГМ путем
замены неисправного моноблока на заведомо исправный. Ремонтом же вышедшего из
строя моноблока занимаются в соответствующих ремонтных подразделениях.
При всех своих достоинствах применение гидромеханических
трансмиссий в ВГМ высокой весовой категории проблематично, зачастую невозможно.
Прежде всего, это обусловлено высокой величиной требуемой установочной
мощности гидрообьемной передачи в механизме поворота для обеспечения высоких
показателей подвижности машины при ее криволинейном движении.
В основном именно из-за этого Россия до
сих пор не имеет на вооружении основного боевого танка с бесступенчатым МП.
Также относительно новой и перспективной
трансмиссией для ВГМ является электромеханическая трансмиссия. В настоящее
время на территории России электромеханическая трансмиссия для ВГМ существуют
только в экспериментальных и опытных образцах ВГМ.
У данного типа трансмиссии есть свои плюсы:
4.
отсутствие жестких кинематических связей
элементов трансмиссии, что обеспечивает преимущество в плане компоновки;
5.
возможность реализации изменения скорости
движения без разрыва потока мощности, эффект «бесступенчатой передачи»;
6.
повышение подвижности, проходимости, средних и
максимальных скоростей движения ВГМ за счет высоких тяговых характеристик,
эффективного управления крутящим моментом;
7.
высокий расчетный ресурс, в связи с
существенным упрощением кинематики, исключением сложных управляющих и силовых
гидравлических элементов;
8.
возможность реализации дистанционного
управления ВГМ;
Исходя из опыта разработки, опытной эксплуатации и испытаний
существующих образцов ВГМ с электромеханической трансмиссией, выявлены
определенные проблемные вопросы, исходя из существующего уровня
научно-технического задела:
9.
необходимость обеспечения электромеханической
трансмиссии электродвигателями мощностью около 1МВт для ВГМ тяжелой весовой
категории;
10.
необходимость обеспечения электрической
безопасности членов экипажа при эксплуатации ВГМ с данным типом трансмиссии (в
т.ч. при возникновении отказов элементов электромеханической трансмиссии, при
боевых повреждениях);
11.
необходимость отведения значительных
тепловыделений в работе систем электромеханической трансмиссии в ограниченном
пространстве бронированного отделения;
12.
относительно низкий фактический КПД за счет
существенных тепловых потерь в электродвигателях, проводниках и силовой
электронике.
Современный уровень развития научных, технических, технологических
отраслей требует создание перспективных образцов ВГМ, отличительная
особенность которых должна заключаться в применении высокоточных образцов
вооружения, компактности, мобильности, хорошей защищенности от различных
средств поражения условного противника. Трансмиссия далеко не самый последний
узел, параметры которого позволяют выполнить поставленные требования к
перспективным образцам ВГМ. Кроме этого, реализация возможности дистанционного
управления ВГМ в условиях различного вида помех, в том числе применения средств
радиоэлектронной борьбы, в скором времени должна стать обязательным
требованием, предъявляемым к перспективным образцам ВГМ. Для выполнения задачи
по созданию перспективных образцов ВГМ с перечисленными требованиями
необходимо направить усилия не только в развитие вооружений, но и в развитие
новой трансмиссии, с механизмом поворота которые смогут обеспечивать
маневренность изделия при относительно небольших габаритах и массе.
Кроме этого, нельзя забывать, что на вооружении армии РФ находится
большое количество хорошо зарекомендовавших себя образцов ВГМ, которые требуют
модернизации с целью повышения тактико-технических характеристик, в том числе
требований к маневренности. Поэтому в процессе научно технических работ
нацеленных на создание новой трансмиссии с механизмом поворота, для
перспективных образцов ВГМ необходимо найти возможные пути применения
полученного научно-технического задела для модернизации применяемых трансмиссий
образцов ВГМ, стоящих на вооружении.
Литература
- Расчет и конструирование гусеничных машин. Учебник. Под редакцией профессора Н.А. Носова. — Ленинград: Издательство «Машиностроение», 1972.
- Трансмиссия быстроходной гусеничной машины с центральной коробкой передач и бесступенчатым механизмом поворота. — Машиностроение, 2006. 130 с.
- Держанский В.Б., Тараторкин И.А., Желебев К.С. Исследование динамики управляемого движения гусеничной машины. — Машиностроение, 2006. 114 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий