ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
ТРАНСМИССИИ ДЛЯ ТАНКОВ
R.M. Ogorkiewicz
Electric
transmissions for tanks.
International defense
review, 1990, Nо 2, р.196-197
Эта статья
редактора-консультанта по боевым бронированным машинам профессора Огоркевича
представляет собой исторические и международные предпосылки к более обширному
техническому трактату по электроприводам, представляемым фирмой FMC, который должен быть опубликован в одном
из последующих номеров журнала idr.
Рис. 1. Один из опытных образцов
гусеничного БТР "Кобра" фирмы АСЕС, демонстрирующий преимущества
установки электрических трансмиссий
Идея о танках с электрическими
трансмиссиями, возможно, кажется новой. В действительности она так же стара,
как и сами танки. Более того, на некоторых из самых ранних танков фактически
были установлены электрические трансмиссии. Но в течение 73 лет, прошедших с тех пор, они
устанавливались лишь на нескольких танках и оказались безуспешными. В
результате их перестали считать возможной альтернативой механическим или
гидромеханическим трансмиссиям.
Однако ситуация изменилась. Прежде всего,
в настоящее время существуют новые соображения для рассмотрения возможности
использования электрических трансмиссий, которые совершенно отличаются от тех
соображений, которые мотивировали их более раннее
использование. В то же время современные успехи в области электротехники
обеспечили создание новых узлов и систем трансмиссии, которые очень отличаются
от тех, что испытывались и терпели неудачу в прошлом.
Электрические
трансмиссии привлекали вникание по двум причинам. Одна из них заключалась в
том, что генераторы и электродвигатели постоянного тока при их сочетании
обеспечивали удобный способ передачи мощности от двигателя к гусеницам.
Электрическая трансмиссия также обеспечивала требуемые бесступенчатые характеристики
изменения моментов на ведущих колесах в зависимости от скорости движения.
Другой причиной было отсутствие бесступенчатых механических трансмиссий,
особенно для тяжелых танков.
В
результате электрическая трансмиссия была принята для второго французского
танка st. chamond, 400 таких танков было выпущено за период с 1916 по 1918 г . Она состояла из
генератора постоянного тока с приводом от двигателя и двигателя постоянного
тока для каждого из ведущих колес гусеницы. Подобные трансмиссии постоянного
тока испытывались в 1917 г . на одном, или двух британских тяжелых
танках Mark iv
и были приняты также для двух сверхтяжелых танков к-wagen массой 148
т, которые создавались в Германии в 1918 г ., но не были закончены.
Единственными
танками с электрическими трансмиссиями, принятыми на вооружение в течение
последующих двух десятилетий, были французские тяжелые (69 т) танки 2С, разработанные в 1918г. Десять таких танков было
изготовлено и оставалось на вооружение до 1940 г .
Во
время второй мировой войны наблюдалось оживление интереса к использованию электрических трансмиссий на тяжелых танках. Одним
из примеров этого явился экспериментальный 63,5-т
тяжелый танк TOG, изготовленный в Великобритании в 1940 г . Другим примером явилась безуспешная альтернатива фирмы "Порше"
немецкому тяжелому танку "Тигр-1", которая, в конечном счете, была
превращена 88-мм тяжелую самоходную противотанковую установку
"Фердинанд" или "Элефант".
Было
изготовлено девяносто таких установок, и они все еще являются единственными
бронированными машинами с электрическими трансмиссиями,
используемыми в действии со времен французского танка St.
Chamond
первой мировой войны.
Электрические
трансмиссии использовались также на двух опытных образцах 188-т сверхтяжелого
танка "Маус", созданных в Германии в 1943-44 г .г. На опытном образце тяжелого
танка T-1B1, созданного в США в 1943
г ., также использовалась электрическая трансмиссия фирмы
"Дженерал электрик". Подобная трансмиссия использовалась затем на
среднем танке Т-23 США, 250 единиц которого было изготовлено к концу второй
мировой войны, но так и не поступило на вооружение.
Как
и все более ранние, танки танк Т-23 имел электрическую трансмиссию постоянного
тока. Она была разработана на самом высоком уровне по сравнению с другими
электрическими трансмиссиями, но была сравнительно тяжелой, малопроизводительной
и дорогостоящей. В результате этих недостатков до 1961 г . к электрическим трансмиссиям интерес проявлялся мало. В 60-х годах фирма
"Дженерал электрик" предложила армии США использовать электрическую
трансмиссию для танков. К тому времени появились новые типы электрических
трансмиссий и возможность их использования с газотурбинными
двигателями, которые обеспечивают более эффективную их работу.
Наиболее
простой из новых типов электрических трансмиссий является электрическая
трансмиссия переменно-постоянного тока. В ее составе имеется генератор
переменного тока, выпрямитель и два тяговых электродвигателя постоянного тока,
которые приводят в движение правую и левую гусеницы. Такая трансмиссия была изготовлена
в Бельгии фирмой АСЕС и установлена в модернизированный легкий танк Ivl-24. Затем фирма АСЕС разработала и
изготовила с такой трансмиссией легкий гусеничный бронетранспортер
"Кобра".
Безусловно,
БТР "Кобра" не был первой в мире бронированной машиной с электрической
трансмиссией, как заявляли. Но он был первой такой машиной, произведенной после
второй мировой войны. Более того, он много сделал в последние годы для
поддержания интереса к электрическим трансмиссиям, особенно демонстрируя их
преимущества. Электрическая трансмиссия выполнена в виде компактного модуля
двигателя и плоского генератора переменного тока в передней части машины и тяговых
электродвигателей в кормовой части под сиденьями десанта. Однако хорошая
компоновка генератора и электродвигателей достигнута за счет частичного
использования регенерированного управления, то есть для облегчения поворота используются
фрикционные и тормозные устройства. Если бы электродвигатели использовались в
генераторном режиме (тормозном), то их размеры были бы большими.
Фактически
габариты электродвигателей, которые при повороте работают в генераторном
(тормозном) режиме и передают генерированную мощность на электродвигатель забегающего
борта, имеют большие размеры. Поэтому в настоящее время сложилось мнение, что
трансмиссия будущего должна быть не полнопоточной электрической, а
электромеханической. Предлагается добавление поперечного вала между бортовыми
передачами для передачи рекуперируемой мощности от отстающей гусеницы на
забегающую механическим способом, что позволит снизить объем электродвигателей
и потери энергии, преобразуемой из механической в электрическую и обратно в
механическую.
В
БТР "Кобра" при крутых поворотах вся мощность от генератора
переменного тока передается на электродвигатель забегающего борта, а отстающая
гусеница тормозится механическим путем. Это значит, что БТР "Кобра"
управляется при малых радиусах поворота за счет фрикционов и тормозов. Поворот
за счет фрикционов и тормозов в настоящее время еще используется на некоторых
легких машинах. Однако на более тяжелых машинах от такого способа управления
отказались как от неотвечающего современным требованиям.
Следует
считать, что электрическая трансмиссия переменно-постоянного тока по типу той,
что выполнена на БТР "Кобра", может быть заменена более перспективной
электрической трансмиссией на переменном токе. Она состоит из генератора переменного
тока, выпрямителя, преобразователей и асинхронных электродвигателей
переменного тока с короткозамкнутым ротором. Такая трансмиссия была изготовлена
в CШA в конце 1960-х годов фирмой FMC и установлена на БТР М-113. Фирма FMC изготовила также другую электрическую
трансмиссию, которая была испытана на сочлененной колесной машине. В ней выпрямитель и преобразователи были
заменены твердотельными преобразователями частоты или понижающими преобразователями
частоты переменного напряжения.
Ни
одна из этих двух трансмиссий не была принята, но примерно в I980 г, были предложены новые электрические
трансмиссии переменного тока, в которых должны были использоваться разработки
электродвигателей на редкоземельных элементах с постоянным магнитом. В
частности, фирма "Гappeт" предложила электрическую трансмиссию, в
которой использовались выпрямитель, преобразователи и электродвигатели с
постоянным магнитами на основе самария и кобальта, а фирма "Дженерал электрик"
предложила трансмиссию, в которой сочетаются синхронные двигатели с постоянным
магнитом с
понижающими преобразователями частоты переменного напряжения.
В
последнее время появились другие генераторы переменного тока и двигатели с постоянными
магнитами, в некоторых из этих двигателей
используются неодимовожелезные магниты.
Кроме
разработки новых более компактных и более эффективных узлов, в последнее время
появились новые причины для рассмотрения
возможности использования электрических трансмиссий. В частности, разработка электромагнитных и электротермических
пушек наряду с возрастающим использованием электроприводов для танковых башен
и других подсистем привела к концепции "полностью электрического" танка. Дополнительным стимулом разработки
электрических трансмиссий явились машины-роботы, для которых они особенно привлекательны благодаря
легкости, с которой можно ими управлять.
Поэтому
не удивительно, что два ведущих производителя бронированных машин США
(отделение "Ленд системз" фирмы "Дженерал дайнэмикс" и
отделение "Орднанс" фирмы FMC)
проявляют большой интерес к электрическим, трансмиссиям и в последнее время создали
экспериментальные машины с электрическими трансмиссиями. Еще одним свидетельством
интереса является симпозиум 1968 г . по электрическим трансмиссиям в академии по военной
технике министерства обороны Западной Германии, где БМП "Мардер" оснащается
экспериментальной электрической трансмиссией. Во Франции под эгидой фирмы cgee Aisthom
также создана группа по исследованию возможности использования
электрических трансмиссий на военных машинах. В Великобритании исследования по
электрическим трансмиссиям осуществляет фирма "Маркони комманд энд
контроул системз" при поддержке научно-исследовательского центра
вооружений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий