JANETTE MALLET
MARS 15: ON SUCCESSEUR POUR L'AMX-I3.
DEFENSE &
ARMEMENT HERACLES,
№ 95, 1990,
С целью обеспечения
преемственности машин АМХ-13, выпущенных начиная с 1950 года в количестве
7700шт, из которых 3400 шт. экспортировано в 30 стран мира, фирма
"Крезо-Луар Индустри" разработала за счет собственных средств новое
семейство легких бронированных гусеничных .машин, предназначенное для
экспорта, "Марс 15" (Марс - от названия комплекта брони Фирмы
"Крезо-Луар", цифра 15 соответствует весовой категории).
Концепция машин "Марс
15" базируется на основных принципах современных технологий, которые способствовали
успеху машин АМХ-13: уменьшенные масса и габариты, переднее расположение
двигателя, простота и надежность конструкции.
Если семейство машин АМХ-13 было
создано на основе общих элементов, то новое семейство базируется на одном
бронированном шасси-транспортере, у которого верхняя часть задней платформы
может быть приспособлена для установки вооружения, оборудования или других систем,
предназначенных для выполнения различных задач, возникающих на поле боя или в
бою как с применением обычных видов оружия, так и оружия массового поражения.
Рис. 1. Легкий танк "Марс 15" С90 с 90-мм пушкой
Два опытных образца,
представленных на закрытый просмотр в Сатори, хорошо иллюстрируют модульность
машины.
Первый образец предназначен для
обеспечения боевых действий механизированной пехоты. Эта БМП, оснащенная башней
Т-25 фирмы "Крезо-Луар", подвергается испытаниям на подвижность.
Второй образец, маневренные испытания которого начнутся в скором времени, -
это пушечный танк С90, оснащенный башней TS90 фирмы GIAT с 90-мм пушкой, предназначен
для решения разведывательных задач и противотанковой борьбы.
Фирма "Крезо-Луар"
готова разрабатывать установку различных вариантов башен на этом шасси по
желанию потребителя. В скором будущем будет испытан стрельбой танк С105 со
105-мм стандартной путной НATO. Этот танк рассматривается сегодня как самый
тяжелый в этом семействе. Он не должен превышать по боевой массе 15 т, что сделает его самым
легким в категории танков, вооруженных 105-мм пушкой. Его стреловидный
боеприпас обеспечит пробитие тройной мишени тяжелого танка НАТО на дальности 4500 м . За танком С105 последует
155-мм САУ.
А пока в зависимости от
действующих приоритетов рынка продолжается разработка бронетранспортера, зенитного
ракетного комплекса, подвижной радиолокационной станции, артиллерийского
наблюдательного пункта, машины технической помощи, транспортера службы
снабжения и т.д.
Общая часть разрабатываемых
конструкций включает в себя комплекс механических деталей шасси, моторно-трансмиссионный
блок, систему охлаждения, отделение управления, электрическое оборудование,
ходовую часть, подвеску, трансмиссию и бронированную платформу. Элементы
гидропневматической подвески расположены полностью снаружи шасси, с целью
освободить максимум забронированного объема, традиционно занятого торсионными
валами.
Повышенная подвижность
В разработке БМП "Марс
15" участвовали в той или иной степени поставщики различных ее компонентов.
Фирма SAMM полностью взяла на
себя разработку и изготовление подвески специально для этой машины. Дизельный
двигатель с наддувом мощностью 400
л .с. поставлен фирмой "Бодуэн", автоматическую
трансмиссию с шестью передачами вперед и тремя назад изготовила фирма
"Рэнк" (эта интегральная трансмиссия перестроила функции коробки
передач по управлению машиной и ее торможению).
По созданию трансмиссии ходовой
части и гусеницы были оставлены, два варианта, один - шведский (фирма
Hägglunds), другой - британский (фирма George Blair).
Сочетание средней удельной
мощности в 25 л .с./т,
гидропневматической подвески с большим ходом катка (350 мм ) и автоматической
коробки передач с преобразователем крутящего момента обеспечивает максимальную
скорость движения по дороге 75
км/ч и повышенную проходимость по пересеченной
местности. Кроме того, гидропневматическая подвеска улучшает условия
обитаемости экипажа (комфортность) и предохраняет мамину от перегрузок,
возникающих при движении по плохой местности и по дороге.
Боевая масса БмП "Марс
15" от 15 до 18 т, в зависимости от вариантов и малый габарит до 3-х метров
позволяют ей легко передвигаться в любых географических условиях и при любой дородной
инфраструктуре. Эти характеристики придают машине большую стратегическую
мобильность.
Более тяжелые варианты машин
этого семейства могут транспортироваться самолетами Trаnsall и Hercules.
Простое техническое обслуживание,
быстроходность и низкая стоимость, прошедшие испытания составных узлов и
агрегатов предрешили выбор концепции. Утверждению концепции способствовали наличие диагностической системы для быстрого
обнаружения неисправностей и облегчение
быстрого демонтажа системы.
В фазе разработки машины основное
внимание было обращено на стандартизацию шасси с целью уменьшения трудностей материально-технического
обеспечения.
Рис. 2. Внутренний вид десантного
отделения БМП "Марс 15" V.C.I.
Для броневой защиты машины
"Марс15" применяется броня нового поколения, разработанная отделением
фирмы "Крезо-Луар" "Крезо Марель". Баллистическая защита
обеспечена корпусом из броневой стали TND (очень высокой твердости) фирмы
"Крезо-Луар". Некоторые компоненты также выполнены из стали
высокой твердости (защита выхода наружу и задняя дверца). Задняя дверца из
композитного материала находится в стадии разработки.
Переднее расположение двигателя,
внутренние отсеки, отделяющие двигатель от членов экипажа/расположение
снаружи бортов корпуса многочисленных компонентов создают дополнительное ограждение
и способствуют улучшению защиты членов экипажа.
Рис. 3 .Кормовая дверца для
экстренной эвакуации легкого танка "Марс 15" С90
Лобовая броня машины "Марс
15" расположена под углом 60° и
обеспечивает защиту от 14,5-мм бронебойных
пуль на дальности 100 м .
Отделение экипажа защищено от 20-мм бронебойных снарядов на дальности 200 м .
В целом машина обеспечивает
защиту от 7,62-мм бронебойных пуль на любой дальности, даже при навесной
стрельбе. Конструкция корпуса позволяет применение дополнительной брони.
Живучесть машины "Марс
15" обеспечивается системой защиты от ОМП, наличием системы автоматического
обнаружения и пожаротушения, стойкостью к электромагнитному импульсу ядерного
взрыва, а также незначительными оптической, тепловой и радиолокационной
сигнатурами. Экипаж может экстренно покинуть машину через заднюю дверь.
поверхности перфорировано и обеспечивает
слабое противодействие. И, наконец, точность измерений и стабильность
результатов новых методов сварки позволяет роботизировать производство.
Лазерная технология
Обычные технологии сварки брони
корпуса не могут больше соответствовать возрастающим требованиям прочности машин нового поколения,
вот почему фирма "Крезо-Луар Индустри" выбрала путь использования
лазерной технологии.
В рамках европейской программы EUREKA
лазерная группа фирмы "Крезо-Луар" после долгих лет поисков достигла
официального признания министерства обороны по способам резки и сварки сталей THD
(очень высокой твердости) в промышленном изготовлении бронированных корпусов.
Ровная лазерная резка броневых
листов толщиной до 15 мм
является сегодня одним из основных способов выпуска листовой стали фирмы
"Крезо-Луар". Новая технология позволяет избежать дорогостоящих
операций. Такой скачок в технологии особенно важен для сварки. Нa заводе St. Chamond,
где конструкции режут и сваривают в трех плоскостях, теперь появилась
возможность сваривать стали, считавшиеся ранее не сваривающимися.
Отсутствие металлической наплавки
позволяет избегать неоднородности соединения в месте шва из-за тонкости лазерного
луча, ограничивающего нагрев в непосредственной близости плавки.
Использование лазера ликвидирует
таким образом снижение механических характеристик корпуса в целом, вызванных их
разнородностью от нагревания в местах сварки.
С точки зрения баллистической
защиты - это главное достижение, так как корпус представляет однородную
конструкцию, у которой при традиционных методах сварки до 10% общей
поверхности перфорировано и обеспечивает слабое противодействие. И, наконец,
точность измерений и стабильность результатов новых методов сварки позволяет
роботизировать производство.
Предполагается, что стоимость
машин "Марс 15" не будет превышать стоимости машин АМХ-13, в то
время, как стоимость жизненного цикла должна быть ниже.
Продажа машин будет проводиться
по очень гибкой схеме. Изготовитель сможет предложить как полностью
укомплектованную машину, так и в виде шасси, готового к укомплектованию, или в
виде частично разукомплектованного образца производства, обеспечивая в
процессе жизненного цикла поставку деталей, техническую помощь и т.д.
Для фирмы "Крезо-Луар
Индустри" стоимость разработки "Марс 15" составляет около 40
млн. франков.
Рис. 4. Один из вариантов БМП
"Марс 15" V.C.I.
Комментариев нет:
Отправить комментарий