Управляющий директор АО «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана»,
доктор технических наук А.В. Романов,
ведущий инженер АО «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана», кандидат технических наук
О.В. Прянишников.
Выдающийся конструктор и ученый, создатель многих образцов
автоматического пушечного вооружения для авиации А.А. Рихтер родился 15 марта
1918 года в г. Одесса в семье механика-регулировщика гильзовых машин на
табачных фабриках Одессы, Тирасполя, Балты.
После окончания в 1932 г .
в Одессе семилетней школы Арон Абрамович приезжает в Москву и поступает учиться
в ФЗУ Мосэнерго. В 1934 г .,
окончив ФЗУ, он поступает в МВТУ им. Баумана, после окончания (с
отличием) которого в 1939 г .
его зачисляют в аспирантуру на кафедре гидравлических машин.
Во время эвакуации МВТУ в г. Ижевск в 1941г. А.А. Рихтер совмещал
учебу в аспирантуре с работой на Ижевском машиностроительном заводе сначала в
качестве консультанта, а затем – в должности старшего конструктора.
В сентябре 1942 г .
на Ижмашзаводе приступили к изготовлению первой партии созданной
коллективом ОКБ-16 (ныне - АО «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана) 37-мм авиационной
пушки НС-37, предназначенной для вооружения самолетов ЛаГГ-3, Як-9Т и Ил-2.
А.А. Рихтер, работавший тогда в станкостроительном производстве завода,
предложил ввести в пушку разработанный им механизм внешней регулировки
торможения отката в гидротормозе. Конструкция гидротормоза была настолько
удачной, что использовалась и в последующих разработках ОКБ-16. Внедрение в
производство и в армию гидравлического тормоза обеспечило сокращение времени
отладки автоматики пушек НС-37 на заводе и ускорение выпуска пушек для фронта.
В 1944 г .
на вооружение авиации была принята новая 23-мм пушка, получившая наименование
НС-23 (Нудельман – Суранов), под вновь созданный на базе 14,5-мм гильзы от
штатного противотанкового патрона с уменьшенной (700м/сек) начальной скоростью.
Четыре таких пушки устанавливались на штурмовики Ил-10 (по 4 на каждый).
Для этой пушки, получившей наименование НС-23С А.А. Рихтер разработал
синхронный механизм стрельбы, обеспечивавший безопасную стрельбу через
вращающийся трехлопастный винт самолетов Ла-9 и Ла-11. Создание
четырехпушечного синхронного комплекса НС-23С на самолете Ла-9 было
беспрецедентным в мировой практике, отличалось высокой боевой надежностью и
простотой технических решений. За создание нового 23-мм патрона и пушки НС-23С
А.А. Рихтеру и группе сотрудников ОКБ-16 в 1946 г . была присуждена
Сталинская премия.
С развитием авиации и созданием реактивных самолетов появились новые требования
к их вооружению. Необходимо было вооружать самолеты более универсальными
пушками с симметричным двусторонним механизмом подачи патронной ленты, более
скорострельными, с улучшенными эксплуатационными свойствами. Основные задачи
создателей пушки сводились к необходимости существенного сокращения цикла
автоматики путем совершенствования ее циклограммы и созданию двухстороннего
механизма подачи.
Повышение темпа стрельбы в 1,5 раза в новой пушке НР-23 (Нудельман – Рихтер)
удалось достичь благодаря предложению А.А. Рихтера о введении в схему
автоматики совершенно нового узла – ускорителя наката затвора. Это была
плодотворная идея, позволившая использовать избыток энергии наката ствола для
ускорения запирающего агрегата с патроном при досылании. Подача патронов в
отличие от ранее созданных пушек осуществлялась поперечным снижением патрона из
звена непосредственно в лапки затвора. При этом оказалось возможным сделать
откидной приемник ленты, что существенно улучшило условия эксплуатации,
особенно заряжание и разряжание пушки на самолете.
В 1948-1951 г .г.
пушка НР-23 устанавливалась на самолетах Ла-15, Ил-28, МиГ-15 бис и Ил-10М.
Пушки ОКБ-16 прошли боевую проверку в начале 1950-х годов во время войны в
Корее. Истребители МиГ-15бис, вооруженные двумя пушками НР-23 и пушкой Н-37,
имели решающее превосходство в воздушных боях над американскими истребителями
F-86 «Сейбр».
А.А. Рихтер был одним из основных разработчиков пушки НР-30 калибра 30 мм , ставшего в дальнейшем
оптимальным калибром образцов авиационного и сухопутного автоматического
вооружения. Для уменьшения массы оружия и его габаритов была выбрана
комбинированная схема автоматики с использованием короткого хода ствола и
газового накатника ствола, заменившего пружинный накатники гидротормоз. Это
обеспечило достаточно высокую скорострельность и упростило конструкцию
пневмоперезарядки. Была создана система двухсторонней подачи с
двухтактным механизмом подтяга патронной ленты. Безопасность эксплуатации
пушки была обеспечена введением в конструкцию заднего шептала, удерживающего
затвор с очередным патроном в крайнем заднем положении. Благодаря этому
исключалось контактирование порохового заряда патрона, ВВ и взрывателя снаряда
с разогретым после интенсивной стрельбы стволом.
Пушка НР-30 успешно выдержала государственные испытания, была признана лучшей
из трех, участвовавших в конкурсе, и в 1955 г . принята на вооружение. Она
устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-1 (три пушки), МиГ-21 (две
пушки), Су-7б (две пушки), Су-17 (две пушки). О достоинствах пушки НР-30
и ее актуальности в качестве эффективного и надежного вооружения отечественной
авиации свидетельствует то, что пушка успешно эксплуатировалась и серийно
производилась более 40 лет.
А.А. Рихтером была предложения новая, совершенно оригинальная схема
высокоскорострельной пушки с неподвижным стволом, длина которой равна
баллистической длине ствола. Оригинальную конструкцию имел и патрон к этой
пушке. Он представлял собой длинную цилиндрическую гильзу малой бутылочности,
внутри которой помещался снаряд, не выступающий за ее переднюю
кромку, и пороховой заряд. Пушка имела четырехкаморный барабан, вращение
которого и подача патронной ленты осуществлялось с помощью привода от
поперечного газового двигателя, соединенного с каналом ствола посредством газоотводных
каналов. Одновременно производилось досылание очередного патрона и экстракция
стреляной гильзы, причем досылание осуществлялось в обратном направлении
выстрела. Благодаря совмещению во времени операций цикла перезаряжания
скорострельность пушки достигала 2500 выстр./мин. Для одноствольной пушки это
было высокое значение. Пушка получила наименование Р-23 и была принята на
вооружение бомбардировщика Ту-22 в его подвижной хвостовой установке.
За создание авиационных скорострельных пушек НР-30 и Р-23 в 1967 г . А.А. Рихтеру была
присуждена третья Государственная премия.
Идея легкой револьверной пушки газоотводного типа была реализована в других
аналогичных конструкциях А.А. Рихтера при создании опытных 30, 23 и 14,5 мм пушек 244-П. 225-П,
Р-23У, 11В92-П. Эти пушки обладали высокой скорострельностью и имели
оптимальные весогабаритные характеристики. Они были предназначены для борьбы с
легкобронированными наземными целями, для защиты самолетов дальней авиации в
задней полусфере, для противовоздушной и противоракетной обороны наземных
объектов, для защиты пилотируемых орбитальных станций от несанкционированных
контактов при создании системы активной обороны.
Конструктивные особенности пушки Р-23 и ее боеприпаса получили развитие в
работах А.А. Рихтера по созданию семейства оригинальных унитарных патронов с
готовыми поражающими элементами и подкалиберными снарядами.
Новые оригинальные технические решения, реализованные в конструкциях
автоматических пушек, боеприпасов и артиллерийских установок, защищены охранными
документами, А.А. Рихтер – автор более 110 изобретений и научнотехнических статей.
Свои взгляды на творчество конструктора с его философскими, психологическими и
социальными аспектами А.А. Рихтер выразил в вышедшей двумя изданиями в 1974 и
1986 гг. монографии «Логика конструкторского мастерства». В ней он на
конкретных примерах из собственной практики раскрыл особенности длительного и
трудоемкого творческого процесса создания конструкции от замысла, рождения
творческих идей, формирования принципов до производства и эксплуатации изделий.
А.А. Рихтер обладал разносторонним талантом во многих отраслях естественных
наук. Так по его инициативе в ОКБ-16 – КБточмаш было создано общественное бюро
по разработке медицинской техники. Совместно с клиникой академика Н.А. Бакулева
был с 1964 г .
серийно производился первый в нашей стране электрокардиостимулятор ЭКС-2.
Это медицинское направление получило дальнейшее развитие. Впервые в
стране были созданы и серийно изготавливались имплантируемые электрокардиостимуляторы
ЭКС-444, ЭКС-500, ЭКС-700, мультипрограммируемые с учетом индивидуальных
особенностей пациентов и их болезней.
Внедрение электрокардиостимуляторов в лечебную практику кардиологических
центров страны сохранило здоровье и спасло жизни тысячам граждан. Оригинальное
техническое решение созданных в КБ электрокардиостимуляторов высоко оценено
присуждением в 1994 г .
первого места и золотой медали на брюссельской международной выставке
изобретений «Эврика-94».
Заслуги научной и конструкторской деятельности А.А. Рихтера отмечены
присуждением ему трижды Государственной премии, награждением орденом Ленина и
медалями.
На мемориальной стеле, установленной в г. Коврове на территории завода им. В.А.
Дегтярева, в ряду прославленных российских конструкторов-оружейников помещен и
барельеф А.А. Рихтера.
Арон Абрамович внезапно скончался 19 мая 1988 г , работая в КБ до самого последнего дня.
Его глубокие знания, умение вникнуть в суть проблемы, четкость и логика
мышления и оптимизм навсегда останутся в памяти всех, кот встречался с
ним, работал над реализацией созданных им конструкций, изготавливал его изделия
на заводах и осуществлял эксплуатацию в войсках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий