Н. К. Рязанцев
Танковый двигатель и его
системы занимают 30…35% внутреннего объёма танка и оказывают существенное
влияние на общую компоновку машины, площадь силуэта, угол склонения пушки, а
также на запас хода, подвижность и другие технические характеристики.
Условия работы танкового
двигателя существенно отличаются от работы двигателей народно-хозяйственного
назначения, т.к. танковый двигатель работает в условиях резко изменяющихся
тепловых и динамических нагрузок, высокой запылённости воздуха и температуры
окружающей среды, на различных сортах топлива и различных высотах над уровнем
моря, в условиях повышенных кренов и дифферентов и т.д.
В силу указанных причин
танковый двигатель не может быть универсальным, поэтому разрабатываться он
должен специально для танка с учётом особенностей его компоновки и тех
преимуществ, которые получает танк в целом.
Учитывая необычность
требований к танковому двигателю, при его разработке требуется решать комплекс
сложнейших конструкторских и технологических вопросов. Поэтому их созданием и
производством занимаются специальные конструкторские бюро и заводы. В Украине
разработку танковых двигателей осуществляет Казённое предприятие
"Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению"
(КП ХКБД), а производство – Государственное предприятие "Завод
им. В.А. Малышева".
Яркой страницей в
истории украинского танкостроения является создание быстроходных дизелей для
бронетанковой техники. В ХКБД в довоенное время был впервые в мировой практике
создан и поставлен на крупносерийное производство знаменитый четырёхтактный
дизель В-2 для легендарного танка Т-34. Дизельный быстроходный двигатель В-2 по
праву можно считать выдающимся достижением отечественного двигателестроения.
Прошло более полувека с момента принятия его к серийному производству, но его
модификации выпускаются и в настоящее время как для военной техники, так и для
народного хозяйства. По числу и длительности службы он не имеет себе равных.
Дизель В-2 намного опередил своё время и составил целую эпоху в отечественном и
мировом двигателестроении.
В послевоенные годы
перед ХКБД была поставлена сложная техническая задача по созданию специально
для танка дизельного двигателя нового поколения, обладающего высокими технико‑экономическими
характеристиками при наименьших габаритах и массе.
Преимущества двигателя
должны были рассматриваться на фоне тех преимуществ, которые получает танк.
Так, например, двигатель должен иметь минимальную высоту с целью снижения
силуэта танка; низкую теплоотдачу в систему охлаждения для создания МТО малого
объёма, иметь возможность форсирования по удельной мощности, стабильно работать
при высокой температуре окружающего воздуха и т.д.
Был принят смелый и, как
показала в последствии жизнь, удачный выбор конструкторского решения -
удовлетворить указанные жёсткие требования наиболее полно может быстроходный
двухтактный турбопоршневой дизель. Причём, и это особенно необходимо
подчеркнуть, выбрана была не просто двухтактная схема дизеля, а схема с
противоположно движущимися поршнями.
Такая схема дизеля, что
очень важно, лишена одних из главных недостатков при работе других поршневых
двигателей - в ней отсутствуют такие теплонапряжённые узлы, как головка
цилиндров, газовый стык и выпускные клапаны, сдерживающие форсирование и
надёжность работы дизеля. Особенно это проявляется при высоком уровне
форсирования (высокой литровой мощности) и работе в условиях жаркого климата (tВС³550С).
При разработке
указанного дизеля было заложено ряд прогрессивных конструкторских решений,
позволяющих получить очень важные качества танка.
1. Схема (как указывалось выше) с противоположно движущимися
поршнями без газового стыка и несущими стальными анкерами (болтами), полностью
разгружающими блок от сил давления газа (PZ), позволившая выполнить
блок из лёгкого алюминиевого сплава и тем самым существенно уменьшить массу
дизеля в целом.
2. Составной поршень с жаропрочной стальной накладкой и
неразрезным первым уплотняющим жаровым кольцом, позволяющий организовать
протекание рабочего процесса в цилиндрах дизеля с высокой литровой мощностью
при повышенных температурах окружающего воздуха.
"Горячие"
жаропрочные стальные накладки обеспечивают, кроме существенного повышения
работоспособности деталей поршневой группы, также и заметное снижение
теплоотдачи в воду (степень адиабативности при этом составляет 32...35%).
Низкая теплоотдача в воду позволяет уменьшить объём систем, обслуживающих
дизель, что, в конечном итоге, положительно сказывается на создании компактного
МТО танка.
Необходимо также
отметить, что "горячие" накладки обеспечивают дизелю многотопливность,
т.е. работу на дизельном топливе, бензинах и керосине.
3. Отличительной особенностью дизеля является горизонтальное
расположение цилиндров, что позволило обеспечить высоту дизеля 581 мм - самую
низкую в мировой технике танкового двигателестроения. Такая высота дизеля
придаёт особое качество танку - низкий его силуэт.
Горизонтальное
расположение цилиндров позволило расположить дизель в танке поперечно, с
двухсторонним отбором мощности от коленчатого вала на бортовые КПП без
промежуточных звеньев (гитары и редуктора). В выемках, образовавшихся после
установки бортовых КПП, с разных сторон дизеля установлены газовая турбина и
компрессор наддувочного воздуха, связанные между собой рессорой. Такая компоновка
обеспечивает наиболее плотное заполнение рабочего объёма МТО танка.
4. Принципиальным и очень важным аспектом при создании дизеля
является то, что его высокий газотурбинный наддув осуществляется без
промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Это приводит к существенному
уменьшению теплоотдачи в систему охлаждения и упрощению конструкции дизеля и
МТО.
Необходимо отметить
следующее. С увеличением агрегатной мощности двигателя увеличивается и
теплоотдача в воду и масло. При этом рост объёма системы охлаждения опережает
рост объёма самого двигателя, что в конечном итоге приводит к увеличению объёма
МТО (т.е. при этом объём системы охлаждения является определяющим при
разработке МТО). Поэтому в рассматриваемом дизеле приняты меры по существенному
снижению теплоотдачи в систему охлаждения за счёт, как указывалось выше,
составной конструкции поршня и отсутствия промежуточного охлаждения наддувочного
воздуха, а также и путём использования высокотемпературной системы охлаждения.
В результате этих мероприятий теплоотдача в двухтактном дизеле не превышает 18%
от введенного тепла, тогда как у четырёхтактных она составляет 22...27% (т.е.
на 25...45% выше).
Благодаря низкой
суммарной теплоотдаче и повышенному расходу газа (на двухтактных дизелях по
сравнению с четырёхтактными 25...35% воздуха расходуется на продувку цилиндров)
удалось создать компактную эжекторную систему охлаждения за счёт использования
энергии отработавших газов (при этом за турбиной создаётся избыточное давление
газа в пределах 0,025...0,035 МПа). Такая система автоматически
приспосабливается к температуре окружающего воздуха, обладает простотой конструкции
и отсутствием подвижных деталей. Использование эжекторной системы охлаждения
также приводит к разбавлению выпускных газов воздухом до температуры 2500С,
в результате чего улучшаются экологические показатели и практически не остаётся
теплового следа танка.
Указанные особенности
двухтактного дизеля позволили в результате тесного взаимозаинтересованного
сотрудничества конструкторов‑дизелистов (КП ХКБД) и конструкторов‑танкистов (КП ХКБМ) впервые в
мировой практике танкостроения создать принципиально новую, чрезвычайно плотную
компоновку МТО украинского низкосилуэтного танка нового поколения Т-64 с
поперечным расположением двухтактного низкопрофильного быстроходного
турбопоршневого дизеля 5ТДФ (рис.1), имеющего объём МТО - 2,64 м3.
Танк Т-64, созданный в шестидесятые годы, по удельной мощности МТО (265 л .с./м3)
на многие годы опередил зарубежных конкурентов, которые только в девяностые
годы приблизились к этому показателю.
Рис.1. Дизель 5ТДФ
Известные танки III-го поколения Т-80УД и
Т-84, имеющие высокий рейтинг на мировом рынке, оснащены новыми быстроходными
двухтактными турбопоршневыми дизелями 6ТД-1 и 6ТД-2, разработанными на базе дизеля 5ТДФ (рис.2, табл.1).
Рис.2. Дизель типа 6ТД
Впервые в мировой
практике освоены двигатели с уровнем литровой мощности 61,3 и 73,6 л.с./л.
Это главное и принципиальное направление работ украинского танкового
двигателестроения.
По удельным показателям
и компоновочным характеристикам МТО, названных выше танков, не имеет аналогов в
мировом танкостроении (удельная мощность МТО составляет 387 л .с./м3
против 333 и 258 л .с./м3
соответственно у танков Леопард 2К и ХМ-1).
Указанные выше
показатели по двигателю и МТО возможны только при целенаправленной работе
создателей двигателей и танков. Мы являемся единственным предприятием в мире,
где история танкостроения и двигателестроения объединены единой идеологией и
развиваются параллельно. Эти традиции заложены нашими великими
предшественниками Кошкиным М.И., Морозовым А.А., Челпаном К.Ф.,
Чаромским А.Д. и др. Это великое наше достояние и его следует свято
хранить и преумножать.
Высокие уровни
форсирования двигателей потребовали создания принципиально нового серийного
производства, в котором воплощены элементы авиационного моторостроения:
шлифовка зубьев, износостойкие покрытия, приработочные покрытия, отливка
жаропрочных деталей, использование высокооборотных подшипников качения и т.д.
Вместе с тем, в процессе
создания высокофорсированных двигателей отрабатывались совершенно новые
технологические процессы. К примеру, впервые в мировой практике совместно с
институтом электросварки имени Э.О. Патона выполнена сварка лопаток и
диска турбины с содержанием никеля более 70%.
Создание двигателей 5ТДФ
и 6ТД подняло общий технический уровень украинского моторостроения.
Многолетняя войсковая
эксплуатация указанных дизелей в составе танков подтверждает их высокую
надёжность и долговечность при работе в районах с жарким климатом (tВС³550С).
Итак, украинская
концепция танкового двигателестроения, основанная на создании
высокофорсированных (за счёт высокого уровня наддува без промежуточного охлаждения
наддувочного воздуха) двухтактных дизелей с противоположно движущимися поршнями
с высокой литровой и габаритной мощностью, обеспечивающие минимальный объём МТО
танка и стабильные показатели при работе с высокой температурой окружающего
воздуха, признана мировым танкостроением.
В настоящее время в
КП ХКБД разработана модификация трёхцилиндровых быстроходных двухтактных
дизелей 3ТД мощностью 300...600 л.с. (рис.3), предназначенных для создания
новых и модернизированных лёгких гусеничных и колёсных машин (БТР и БМП).
Используя огромный опыт
и научно-технический потенциал, КП ХКБД ведёт работы по дальнейшему
совершенствованию характеристик серийных быстроходных дизелей и созданию
перспективных танковых дизельных двигателей нового поколения.
Рис.3. Дизель типа 3ТД
Основные параметры
танковых двигателей
Страна
| Украина |
Россия
|
Германия
|
Англия
|
Израиль
|
Франция
|
Япония
|
Китай
|
США
|
|||||
Двигатель
|
5ТДФ
|
6ТД-1
|
6ТД-2
|
В-84
|
В-92С2
|
МВ873
Ка501
|
МТ883
Ка500
|
СV12
1200
|
AVDS 1790-8A
|
AVDS 1790-9A
|
UDV 8X1500
|
10ZG
|
X150-960
|
AGT 1500
|
Тип
двигателя
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
Дизель
|
ГТД
|
Изготовитель
двигателя
|
ПО “ЗИМ”
|
ЧТЗ
|
БЗТМ
|
MTU
|
Perkins
|
General Dynamics
|
Uni Diesel
|
Mitsubishi
|
NORINCO
|
Laycomming
|
||||
Основной танк
|
Т-64
|
Т-80УД
|
Т-84
|
Т-72
|
90С
|
Леопард-2
|
Леопард-3
|
Челленд-жер-2
|
Меркава
МК-2
|
Меркава
МК-3
|
Леклерк**
|
90
|
Т-80
|
М1А Абрамс
|
Мощность, л.с.
|
700
|
1000
|
1200
|
840
|
1000
опытный
|
1500
|
1500
|
1200
|
1050
|
1200
|
1500
опытный
|
1500
|
960
|
1500
|
Частота вращения, мин-1
|
2800
|
2800
|
2600
|
2000
|
2000
|
2600
|
3000
|
2300
|
2400
|
2400
|
2500
|
2600
|
2200
|
3000
|
Диаметр
цилиндра, мм
|
120
|
120
|
120
|
150
|
150
|
170
|
144
|
135
|
146
|
146
|
142
|
135
|
150
|
-
|
Ход поршня,
мм
|
2х120
|
2х120
|
2х120
|
180
|
180
|
175
|
140
|
152
|
146
|
146
|
130
|
150
|
160
|
-
|
Рабочий
объем, л
|
13,6
|
16,3
|
16,3
|
38,9
|
38,9
|
47,6
|
27,4
|
26,1
|
29,3
|
29,3
|
16,47
|
21,5
|
34,6
|
-
|
Число
цилиндров
|
5
|
6
|
6
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
12
|
8
|
10
|
12
|
-
|
Расположение цилиндров
|
Г ПДП
|
Г ПДП
|
Г ПДП
|
V-60O
|
V-60O
|
V-90O
|
V-90O
|
V-60O
|
V-90O
|
V-90O
|
V-90O
|
V-90O
|
V-60O
|
-
|
Давление наддува, МПа
|
0,24
|
0,28
|
0,32
|
0,17
|
1,80
|
0,248
|
0,290
|
0,196
|
8,0
|
14,5
|
||||
Расход воздуха, кг/с
|
1,25
|
1,65
|
1,80
|
1,15
|
1,37
|
2,14
|
1,96
|
1,60
|
1,95
|
5,44
|
||||
Габариты, мм: L
|
1413
|
1602
|
1602
|
1480
|
1466
|
1801
|
1676
|
1375
|
1742
|
1750
|
1375
|
1394
|
1702
|
|
B
|
955
|
955
|
955
|
900
|
896
|
1975
|
950
|
935
|
1705
|
1730
|
1462
|
940
|
990
|
|
H
|
581
|
581
|
581
|
902
|
1020
|
1030
|
824
|
975
|
1112
|
1030
|
905
|
950
|
787
|
|
Масса, кг
|
1040
|
1180
|
1180
|
1020*
|
1020*
|
2590
|
1800
|
1880
|
2223
|
2223
|
1650
|
1600
|
1197
|
|
Литровая мощность, л.с./л
|
51,5
|
61,4
|
73,6
|
21,6
|
25,6
|
31,5
|
54,7
|
46,0
|
35,8
|
41,0
|
91,0
|
69,8
|
27,7
|
-
|
Удельная масса,
кг/л.с.
|
1,48
|
1,18
|
0,98
|
1,21
|
1,00
|
1,73
|
1,20
|
1,57
|
2,12
|
1,85
|
1,10
|
1,67
|
0,80
|
|
Габаритная
мощность, л.с./м3
|
897
|
1123
|
1348
|
700
|
799
|
410
|
1145
|
960
|
318
|
385
|
824
|
774
|
1136
|
|
Объем МТО,
м3:
|
||||||||||||||
с топливом
|
7,06
|
5,53
|
6,00
|
6,00
|
6,80
|
|||||||||
без топлива
|
2,60
|
3,10
|
3,10
|
3,10
|
6,80
|
4,50
|
5,00
|
4,50
|
5,80
|
*) без стартер‑генератора
**) вместо дизеля 8Х1500 может
быть установлен дизель МТ883 Ка500
По теме:
Комментариев нет:
Отправить комментарий