Винников Денис
Николаевич, начальник отдела НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т. н.,
полковник Золотарев Сергей Анатольевич, заместитель начальника отдела —
начальник лаборатории НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т. н., подполковник Савельев
Николай Геннадьевич, старший научный сотрудник НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны
России, полковник запаса
Президентом
Российской Федерации 18 сентября 2008
г . утверждены «Основы государственной политики в
Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которые определили
главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы
реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также
систему мер по обеспечению национальной безопасности России в данном регионе.
Одной из
основных задач государственной политики является создание группировки войск
(сил) общего назначения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов в Арктической зоне Российской Федерации, способных
обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической
обстановки.
Для выполнения
поставленных задач требуется современная военная автомобильная техника,
являющаяся важнейшим средством передвижения (обеспечения мобильности) частей
и подразделений, адаптированная к применению в суровых природно-географических
условиях северных (в том числе арктического) регионов РФ.
Природно-климатические условия
арктического региона отличаются своей суровостью и практически полным отсутствием
дорог. Преобладающим рельефом материковой части является каменистая
холмисто-грядовая местность с густой озерно-речной сетью и болотами. В этих
условиях движение транспорта значительно затруднено, а вне дорог порой
практически невозможно. В зимний период года температура окружающего воздуха
опускается до минус 50-60 °С и ниже, при этом зачастую сопровождается метелями,
продолжающимися по по трое-четверо суток, с порывами ветра до 30-35 м/с, при
этом глубина снежного покрова может достигать полутора - двух метров.
Применение
колесной техники в данных условиях вследствие потери проходимости существенно
ограничено. Её функции выполняют снегоболотоходные транспортно-тяговые
военные гусеничные машины, обладающие низким удельным давлением на грунт (не
более 0,3 кг/см2), и специальная снегоболотоходная техника.
В настоящее время в Вооружённых
Силах Российской Федерации применяются следующие снегоболотоходные транспортные
средства и их модификации:
- армейский снегоход А1;
- армейских снегоход, оборудованный
кабиной;
- специальные транспортные
средства на шинах сверхнизкого давления;
- многоцелевой легкобронированный
транспортер-тягач снегоболотоходный МТ-ЛБВ;
- двухзвенные гусеничные транспортёры-тягачи
легкой категории по массе;
- двухзвенные гусеничные транспортеры
средней и тяжелой категории по массе;
- автомобили многоцелевого назначения
в исполнении «ХЛ».
Отличительной
особенностью данной техники является возможность эксплуатации в тяжелых
природно-климатических условиях при низкой температуре окружающего воздуха
минус 50 °С (отдельные образцы возможно использовать до минус 60 °С).
Современные
снегоболотоходные образцы снабжены системами обеспечения поддержания силовой
установки в «дежурном режиме» до несколько суток, обеспечена живучесть при
экстремально низких температурах (микроклимат в обитаемых отделениях), автономность
и способности преодолевать водные преграды наплаву (для образцов, способных
преодолевать водные преграды вплавь).
Колесные
автомобили многоцелевого назначения в парке ВАТ арктических подразделений
будут использоваться в основном в местах с имеющейся дорожной сетью.
Автомобили КАМАЗ-5350 и Урал-4320-31 были доработаны до соответствующих
требований. В частности, было выполнено следующее:
- установлены дополнительные системы обогрева кабины;
- проведено утепление кабины и грузовой платформы для перевозки личного состава;
- установлен электрообогрев остекления кабины;
- проведена адаптации силовых установок и агрегатов трансмиссии к холодным условиям (использованы специальные хладостойкие резинотехнические изделия, автономные инфракрасные подогреватели и др.).
Заводами
применены различные технические решения, в том числе по обогреву АКБ, топливной
аппаратуры, применены специальные ГСМ отечественного производства для
арктического региона (смазка морозостойкая типа «Арктол», моторное масло
М-3з/12Д, антифриз Spektrogen GR-LV-65).
В период с
2014 по 2017 годы проведена доработка принятых на снабжение в 2003 году
двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ семейства
«Вездесущий» для эксплуатации в условиях Арктики при температурах окружающего
воздуха до минус 60 °С.
В результате доработок образцы
были оснащены:
- кабиной улучшенной эргономики, тепло- и шумоизолированной;
- системой обогрева стекол, зеркал заднего вида и сиденья механика-водителя;
- системой подогрева топлива в топливозаборнике, расходных топливных баков, топливных трубах, фильтрах грубой и тонкой очистки;
- системой автономного отопления кабины;
- системой предпускового подогрева двигателя с функцией обеспечения «дежурного режима» в течение 24 часов с минутной готовностью его пуска при температуре окружающего воздуха минус 50 ;
- системой автоматического поддержания теплового состояния аккумуляторных батарей без снятия их с машины при низких температурах окружающего воздуха. В настоящее время доработанные двухзвенные гусеничные транспортеры ДТ-10ПМ и ДТ- 30ПМ поставляются в войска.
В 2014 году
после завершения приемочных испытаний был принят на снабжение ВС РФ армейский
снегоход А1.
Отличительными особенностями его
от общегражданских модификаций является:
- предпусковой подогреватель для обеспечения гарантированного пуска при минус 50 °С;
- дежурный режим двигателя с минутной готовностью его пуска при температуре минус 50 °С в течение 12 часов;
- пожаровзрывобезопасный топливный бак с самозатягиваю- щим покрытием при пробитии пулями или осколками;
- мероприятия по скрытности и малозаметности от технических средств разведки;
- возможность размещения оружия и движения с прибором ночного видения, подключение радиостанции.
В 2015 году
завершены приемочные испытания с принятием на снабжение ВС РФ армейского
снегохода, оборудованного отапливаемой кабиной ТТМ 1901-40.
Так же, как и в армейском снегоходе
А1, в конструкции снегохода с отапливаемой кабиной ТТМ 1901-40 реализованы
мероприятия по обеспечению надежной работы в условиях низких температур.
Отличительными особенностями его
является:
- наличие двухместной теплоизолированной кабины;
- мероприятия по снижению заметности от технических средств разведки противника (теплоизолированные покрытия моторного отсека, вывод выхлопных газов в нижнюю полусферу);
- наличие автономных отопителей кабины.
Технический
облик снегоболотоходной военной автомобильной техники ВС РФ постоянно
совершенствуется по результатам реальной эксплуатации в войсках, проводимых
различных видов испытаний и учений. Так, в 2017 году в зимний период была
проведена Северная экспедиция «ТИКСИ — 2017», целью которой являлось испытание
современных и перспективных образцов снегоболотоходной военной автомобильной
техники в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера и Арктики, в
природно-климатических условиях Республика Саха (Якутия) — в ходе автономного
марша от п. Тикси до о. Котельный архипелага Новосибирские острова. В ходе
испытаний подтверждена практическая возможность переброски сил и средств
существующими и перспективными образцами снегоболотоходной ВАТ полной массой
до 90 тонн (армейский снегоход А1, специальное транспортное средство на шинах
сверхнизкого давления «Трэкол», двухзвенные гусеничные транспортеры
ГАЗ-3344-20, ДТ-10ПМ, ДТ-30ПМ с прицепом) с материковой части на островные
территории Российской Федерации по ледовому покрытию Арктических морей и в
тундровой зоне в особо тяжелых природно-климатических и дорожно-грунтовых условиях.
Эффективность применения данной снегоболотоходной ВАТ приобретает особое
значение при отсутствии возможности использования кораблей ВМФ и военной
транспортной авиации (самолетов и вертолетов) — в первую очередь, из-за
погодных условий (при скорости ветра до 30 м/с).
Выводы
Таким образом,
существующие образцы военной автомобильной техники для применения в
Арктическом регионе позволяют выполнять возложенные на войска задачи по
предназначению в условиях низких температур, бездорожья, наличия естественных
природных преград (заболоченных местностей, рек и озер, подъемов, спусков и т.
д.). Кроме того, продолжаются работы по совершенствованию конструкций,
повышению автономности, защищенности личного состава, подвижности и
маневренности и обеспечению готовности к применению для выполнения существующих
и перспективных задач в Арктике. Новые образцы, отвечающие перспективным
требованиям, появятся в Вооружённых Силах Российской Федерации уже совсем
скоро.
Бронетанковое вооружение и техника, военная автомобильная техника
в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий