Рубрики

понедельник, 25 марта 2019 г.

Военная автомобильная техника ВС РФ для применения в арктическом регионе


Винников Денис Николаевич, начальник отдела НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т. н., полковник Золотарев Сергей Анатольевич, заместитель начальника отдела — начальник лаборатории НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, к. т. н., подполковник Савельев Николай Геннадьевич, старший научный сотрудник НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, полковник запаса



Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. утверждены «Основы государ­ственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальней­шую перспективу», которые опре­делили главные цели, основные за­дачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государ­ственной политики Российской Федерации в Арктике, а также систему мер по обеспечению на­циональной безопасности России в данном регионе.
Одной из основных задач госу­дарственной политики является создание группировки войск (сил) общего назначения Вооружённых Сил Российской Федерации, дру­гих войск, воинских формиро­ваний и органов в Арктической зоне Российской Федерации, спо­собных обеспечить военную без­опасность в различных условиях военно-политической обстановки.
Для выполнения поставленных задач требуется современная во­енная автомобильная техника, являющаяся важнейшим сред­ством передвижения (обеспече­ния мобильности) частей и под­разделений, адаптированная к применению в суровых природ­но-географических условиях се­верных (в том числе арктического) регионов РФ.


Природно-климатические условия арктического региона отличаются своей суровостью и практически полным отсутстви­ем дорог. Преобладающим релье­фом материковой части является каменистая холмисто-грядовая местность с густой озерно-речной сетью и болотами. В этих услови­ях движение транспорта значи­тельно затруднено, а вне дорог порой практически невозможно. В зимний период года температура окружающего воздуха опускает­ся до минус 50-60 °С и ниже, при этом зачастую сопровождается метелями, продолжающимися по по трое-четверо суток, с поры­вами ветра до 30-35 м/с, при этом глубина снежного покрова может достигать полутора - двух метров.
Применение колесной техники в данных условиях вследствие по­тери проходимости существенно ограничено. Её функции выполня­ют снегоболотоходные транспорт­но-тяговые военные гусеничные машины, обладающие низким удельным давлением на грунт (не более 0,3 кг/см2), и специаль­ная снегоболотоходная техника.
В настоящее время в Вооружённых Силах Российской Федерации применяются следую­щие снегоболотоходные транс­портные средства и их модифи­кации:

- армейский снегоход А1;



- армейских снегоход, оборудо­ванный кабиной;



- специальные транспортные средства на шинах сверхнизко­го давления;



- многоцелевой легкоброниро­ванный транспортер-тягач снегоболотоходный МТ-ЛБВ;



- двухзвенные гусеничные транс­портёры-тягачи легкой катего­рии по массе;



- двухзвенные гусеничные транс­портеры средней и тяжелой ка­тегории по массе;




- автомобили многоцелевого на­значения в исполнении «ХЛ».


Отличительной особенностью данной техники является воз­можность эксплуатации в тяже­лых природно-климатических условиях при низкой температу­ре окружающего воздуха минус 50 °С (отдельные образцы возмож­но использовать до минус 60 °С).
Современные снегоболотоходные образцы снабжены системами обеспечения поддержания сило­вой установки в «дежурном режи­ме» до несколько суток, обеспечена живучесть при экстремально низ­ких температурах (микроклимат в обитаемых отделениях), авто­номность и способности преодоле­вать водные преграды наплаву (для образцов, способных преодолевать водные преграды вплавь).
Колесные автомобили много­целевого назначения в парке ВАТ арктических подразделений будут использоваться в основном в ме­стах с имеющейся дорожной сетью. Автомобили КАМАЗ-5350 и Урал-4320-31 были доработаны до соот­ветствующих требований. В част­ности, было выполнено следующее:
  • установлены дополнительные системы обогрева кабины;
  • проведено утепление кабины и грузовой платформы для пе­ревозки личного состава;
  • установлен электрообогрев остекления кабины;
  • проведена адаптации силовых установок и агрегатов трансмис­сии к холодным условиям (ис­пользованы специальные хла­достойкие резинотехнические изделия, автономные инфра­красные подогреватели и др.).
Заводами применены различ­ные технические решения, в том числе по обогреву АКБ, топлив­ной аппаратуры, применены спе­циальные ГСМ отечественного производства для арктического региона (смазка морозостойкая типа «Арктол», моторное масло М-3з/12Д, антифриз Spektrogen GR-LV-65).
В период с 2014 по 2017 годы проведена доработка принятых на снабжение в 2003 году двухзвен­ных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ, ДТ-30ПМ семейства «Вездесущий» для экс­плуатации в условиях Арктики при температурах окружающего воздуха до минус 60 °С.
В результате доработок образцы были оснащены:
  • кабиной улучшенной эргоно­мики, тепло- и шумоизолиро­ванной;
  • системой обогрева стекол, зер­кал заднего вида и сиденья ме­ханика-водителя;
  • системой подогрева топлива в топливозаборнике, расходных топливных баков, топливных трубах, фильтрах грубой и тон­кой очистки;
  • системой автономного отопле­ния кабины;
  • системой предпускового по­догрева двигателя с функцией обеспечения «дежурного режи­ма» в течение 24 часов с минут­ной готовностью его пуска при температуре окружающего воз­духа минус 50 ;
  • системой автоматического под­держания теплового состояния аккумуляторных батарей без сня­тия их с машины при низких тем­пературах окружающего воздуха. В настоящее время дорабо­танные двухзвенные гусеничные транспортеры ДТ-10ПМ и ДТ- 30ПМ поставляются в войска.
В 2014 году после завершения приемочных испытаний был при­нят на снабжение ВС РФ армей­ский снегоход А1.
Отличительными особенностя­ми его от общегражданских моди­фикаций является:
  • предпусковой подогреватель для обеспечения гарантированного пуска при минус 50 °С;
  • дежурный режим двигателя с минутной готовностью его пуска при температуре минус 50 °С в течение 12 часов;
  • пожаровзрывобезопасный топ­ливный бак с самозатягиваю- щим покрытием при пробитии пулями или осколками;
  • мероприятия по скрытности и малозаметности от техниче­ских средств разведки;
  • возможность размещения ору­жия и движения с прибором ночного видения, подключение радиостанции.
В 2015 году завершены прие­мочные испытания с принятием на снабжение ВС РФ армейского снегохода, оборудованного отап­ливаемой кабиной ТТМ 1901-40.
Так же, как и в армейском сне­гоходе А1, в конструкции сне­гохода с отапливаемой кабиной ТТМ 1901-40 реализованы меро­приятия по обеспечению надеж­ной работы в условиях низких температур.
Отличительными особенностя­ми его является:
  • наличие двухместной теплоизо­лированной кабины;
  • мероприятия по снижению за­метности от технических средств разведки противника (теплоизо­лированные покрытия моторно­го отсека, вывод выхлопных га­зов в нижнюю полусферу);
  • наличие автономных отопите­лей кабины.
Технический облик снегоболотоходной военной автомобиль­ной техники ВС РФ постоянно совершенствуется по результатам реальной эксплуатации в войсках, проводимых различных ви­дов испытаний и учений. Так, в 2017 году в зимний период была проведена Северная экспедиция «ТИКСИ — 2017», целью которой являлось испытание современ­ных и перспективных образцов снегоболотоходной военной ав­томобильной техники в сложных природно-климатических усло­виях Крайнего Севера и Арктики, в природно-климатических усло­виях Республика Саха (Якутия) — в ходе автономного марша от п. Тикси до о. Котельный архипела­га Новосибирские острова. В ходе испытаний подтверждена практи­ческая возможность переброски сил и средств существующими и перспективными образцами снегоболотоходной ВАТ пол­ной массой до 90 тонн (армей­ский снегоход А1, специальное транспортное средство на шинах сверхнизкого давления «Трэкол», двухзвенные гусеничные транс­портеры ГАЗ-3344-20, ДТ-10ПМ, ДТ-30ПМ с прицепом) с материко­вой части на островные террито­рии Российской Федерации по ле­довому покрытию Арктических морей и в тундровой зоне в особо тяжелых природно-климатиче­ских и дорожно-грунтовых усло­виях. Эффективность применения данной снегоболотоходной ВАТ приобретает особое значение при отсутствии возможности исполь­зования кораблей ВМФ и военной транспортной авиации (самолетов и вертолетов) — в первую очередь, из-за погодных условий (при ско­рости ветра до 30 м/с).



Выводы
Таким образом, существующие образцы военной автомобиль­ной техники для применения в Арктическом регионе позво­ляют выполнять возложенные на войска задачи по предназна­чению в условиях низких темпе­ратур, бездорожья, наличия есте­ственных природных преград (заболоченных местностей, рек и озер, подъемов, спусков и т. д.). Кроме того, продолжаются работы по совершенствованию конструк­ций, повышению автономности, защищенности личного состава, подвижности и маневренности и обеспечению готовности к при­менению для выполнения суще­ствующих и перспективных задач в Арктике. Новые образцы, отве­чающие перспективным требова­ниям, появятся в Вооружённых Силах Российской Федерации уже совсем скоро.


Бронетанковое вооружение и техника, военная автомобильная техника в Вооруженных Силах Российской Федерации – 2018



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email