Рубрики

суббота, 16 марта 2019 г.

Перспективы развития подсистемы автоматизированного управления ракетных войск и артиллерии, проблемные вопросы и пути их решения




Степанов Олег Алексеевич, начальник управления ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России, к. т. н., доцент, полковник

В современных условиях сторона, уступающая противнику в области систем и средств автоматизирован­ного управления, неизменно терпит поражение, даже если она обладает относительно мощным вооружени­ем. Поэтому при развитии системы вооружения необходимо первосте­пенное внимание уделять развитию и совершенствованию автоматизиро­ванных систем управления войсками и оружием.
Эффективность АСУВ, выражае­мая такими базовыми характеристи­ками, как оперативность и устойчи­вость управления, качество решения задач управления и т. д., в настоящее время и в обозримой перспективе определяется:
  • уровнем развития электронных технологий (средства вычислитель­ной техники, средства связи и пере­дачи данных, навигационное обору­дование и т. п.);
  • качеством применяемых ин­формационных технологий, которые определяются как совокупность прие­мов, способов, методов применения средств вычислительной техники при выполнении процессов сбора, хране­ния, обработки, передачи, использо­вания информации в рамках некото­рой системы.
Для отечественной промышлен­ности характерно отставание от ми­ровых лидеров в области электрон­ных и информационных технологий. Развитие электронных технологий связано с весьма значительными ма­териальными затратами, и в обозри­мой перспективе не прогнозируется достижение Российской Федерацией уровня мировых лидеров в этой об­ласти. В то же время успехи в части развития информационных техноло­гий в большей степени определяются наличием квалифицированных ка­дров в этой области, а не состоянием электронных технологий. Поэтому проведение исследований в направ­лении развития и совершенствования информационных технологий и об­основания наиболее рациональных путей их применения при создании перспективных АСУВ приобретает особую значимость с учетом того, что в последнее время возрастает влияние качества используемых информаци­онных технологий на эффективность автоматизированных систем управле­ния войсками и оружием.


Повышение эффективности веде­ния боевых действий посредством ав­томатизации процессов управления войсками и оружием обусловлено задачей обеспечения должностных лиц достоверной и актуальной ин­формацией, обеспечивающей свое­временное принятие обоснованного решения в той или иной ситуации. В конечном счете, совокупность ин­формационных процессов направ­лена на создание и ведение единого информационного пространства, обеспечивающего объективное ин­формирование должностных лиц ор­ганов управления различного уровня необходимой информацией.
Создание единого информаци­онного пространства позволит ис­пользовать должностным лицам различного уровня все возможности подчиненных формирований и от­дельных комплексов. Своевременное и качественное предоставление акту­альной информации в рамках целой системы управления повысит эффек­тивность применения как отдельных формирований, так и соединений в целом.
Значение процессов, обеспечиваю­щих ведение единого информаци­онного пространства, многократно возрастает в условиях высоко дина­мичных боевых действий. В ходе вы­сокоманевренных боевых действий обновление данных в подсистеме ав­томатизированного управления ра­кетных войск и артиллерии должно проводиться в режиме реального времени.
Управление ракетными войсками и артиллерией представляет собой единый информационный процесс, так как информация есть результат деятельности органов управления и своего рода основной «ресурс» для них. Информация является основным понятием информационного обеспе­чения. И основными видами инфор­мации в таких условиях являются данные о своих войсках и средствах, о противнике и условиях боевых дей­ствий.
Решение задачи управления в усло­виях жестких временных ограниче­ний связано с перемещением больших объемов информации, хранимых в территориально рассредоточен­ных на значительных расстояниях средствах вычислительной техники в составе комплексов автоматизации командно-штабных и командно-на­блюдательных машин. От того, на­сколько оперативно передается и об­рабатывается эта информация, будет зависеть эффективность решения задач управления и генерация управ­ляющих воздействий.
Поэтому для создания единого информационного пространства не­обходимо сосредоточить основное усилие на программной реализации автоматизированных процессов «Сбор, обработка и доведение ин­формации о своих войсках, средствах» и «Сбор, обработка, хранение и дове­дение информации об объектах про­тивника», а также «Сбор, обработка и доведение информации о специаль­ных характеристиках обстановки».
Особое внимание необходимо уде­лить автоматизации процесса ком­плексной обработки информации. Это вызвано тем, что увеличивается количество источников информа­ции, увеличивается темп обновления информации, существенно сокраща­ется время, отводимое на обработку данных.
Программное обеспечение созда­ния и поддержания единого инфор­мационного пространства должно обеспечивать:
  • однократный ввод информации от первичного источника и ее мно­гократное и многоцелевое исполь­зование;
  • простоту и удобство доступа к дан­ным информационной базы с уче­том ограничений по несанкциони­рованному доступу;
  • ввод и накопление в информацион­ной базе данных с рациональным уровнем дублирования;
  • развитие информационного обеспе­чения путем наращивания данных и организации новых связей;
  • регламентацию процедур использо­вания данных с различным уровнем доступа и старения;
  • организацию эффективной системы документооборота;
  • дифференцированный подход к вы­даче информации, обеспечение требуемого состава и детализации информации, необходимые для ре­шения задач управления на данном уровне управления, т. к. избыточная информация не способствуют свое­временному решению задач;
  • представление информации в фор­ме, удобной для качественной отра­ботки решения.
Одной из основных качественных характеристик подсистемы автома­тизированного управления ракетных войск и артиллерии (РВ и А) является обеспечение непрерывности управления, в том числе при выходе из строя отдельных пунктов управ­ления. Системы с распределенной обработкой данных, к которым от­носится и подсистема автоматизиро­ванного управления ракетных войск и артиллерии, должны обеспечивать не только обработку, но распределен­ное хранение информации, ее дуб­лирование в необходимом объеме, а также способность восстанавли­вать управление в условиях актив­ного противодействия противника в мобильных сетецентрических бое­вых действиях.
Обеспечение непрерывности управления (живучести системы) при выходе из строя отдельных элементов должно обеспечиваться реконфигу­рацией системы управления. Данная задача является довольно сложной, потому что практически невозможно предусмотреть все возможные вари­анты выхода из строя (восстановле­ния) элементов системы управления. Решением является отлаженный меха­низм обеспечения должностных лиц актуальной информацией и гибкий механизм привлечения необходимых средств и ресурсов для выполнения поставленных задач. Специальное программное обеспечение автомати­зированных рабочих мест должност­ных лиц подсистемы автоматизиро­ванного управления РВ и А должно не только обеспечивать выполнение задач по своему непосредственному предназначению, но и иметь возмож­ность наращивания функционала ввиду возможной реконфигурации.
Отдельным направлением разви­тия подсистемы автоматизирован­ного управления РВ и А является обеспечение процессов создания и ведения разведывательно-огневых (разведывательно-ударных) конту­ров. Потенциальная возможность их реализации является следствием разработанных автоматизированных процессов «Сбор, обработка и дове­дение информации о своих войсках, средствах» и «Сбор, обработка, хра­
нение и доведение информации об объектах противника» и наличием у должностных лиц, принимающих решение на организацию контура, исчерпывающей актуальной инфор­мации.
Программную реализацию со­здания и ведения контура должно обеспечивать специализированное программное обеспечение, а решение задачи по оперативному доведению информации между элементами кон­тура возлагается на телекоммуника­ционные сервисы и общесистемное программное обеспечение. В перспек­тиве должен быть реализован подход к формированию системы правил для функционирования комплексов управления как внутри подсистемы, так и при взаимодействии в ЕСУ ТЗ, значительно ограничивающий или исключающий применение едино­го унифицированного общесистем­ного программного обеспечения. Необходимо переходить к реализации стека протоколов, осуществляя тем самым переход от единых решений к распространению правил взаимо­действия элементов системы управле­ния, что, в конечном итоге, позволит обеспечить развитие каждого из ее элементов.
Развитие информационно-лин­гвистического обеспечения яв­ляется следующим направлением совершенствования подсистемы ав­томатизированного управления РВ и А. Развиваясь как средство инфор­мационной и лингвистической под­держки выполнения ограниченного круга задач и обеспечивая унифи­цированные решения, в настоящее время информационное и лингви­стическое обеспечение требует су­щественной модернизации.



Изделие 1В181
Изделие 83т289-1
Изделие 83Т888-1.10

В первую очередь необходимо обес­печить гибкий подход к выполнению различного класса задач — например, для формирования разведывательно­огневых (разведывательно-ударных) контуров. Во-вторых, словари и сло­варные понятия информационного обеспечения необходимо переработать с целью устранения избыточной и устаревшей информации.
За многие годы исследований и разработок в области автоматиза­ции управления войсками и боевыми средствами накоплен значительный опыт по реализации информацион­ных процессов, связанных с обеспе­чением боевой работы должностных лиц. Создано значительное число методов и алгоритмов для решения хорошо формализуемых задач и про­цедур, имеется солидный задел в ча­сти решения слабоформализуемых и неформализуемых задач на базе ис­пользования методов искусственного интеллекта.
Эти методы продолжают активно развиваться и совершенствоваться, причем те или иные методы и алго­ритмы в большей степени подходят для решения каких-то определенных задач и процедур и в меньшей сте­пени — для других. Причем выбор метода или алгоритма для решения конкретной задачи не является одно­значным. Как правило, решение за­висит от целого ряда обстоятельств, причем некоторые из них оказывают противоположное влияние на ко­нечный результат. Например, мето­ды, позволяющие более оперативно осуществить решение задач, как пра­вило, обеспечивают недостаточный уровень качества решения (например, менее высокую точность) и т. д.
Поэтому при создании (совершен­ствовании) подсистемы автоматизи­рованного управления РВ и А необ­ходимо осуществлять оптимальную интеграцию информационных тех­нологий в цикле боевого управления с учетом их эффективности и взаим­ной совместимости. Анализ показы­вает, что для решения этих вопросов целесообразно использовать методы системного анализа, такие как метод анализа иерархий, метод специальной метрики, метод аналитических сетей, использование математических моде­лей дискретной оптимизации.



Планшет-А

В целом же можно отметить, что за счет рационального выбора и по­строения информационных техноло­гий возможно контролировать такие характеристики эффективности авто­матизированных систем управления, как оперативность управления и каче­ство решения управленческих задач.
Необходимо пересмотреть подходы к созданию подсистемы автоматизи­рованного управления РВ и А, связан­ные с использованием программно­технических решений. Проводимая политика реализации импортозамещения обязывает применять отечественные средства вычислительной техники, созданные с использованием отечественной электронной компо­нентной базы и отечественного про­граммного обеспечения, что обеспе­чит информационную безопасность и технологическую независимость.
На современном этапе важное зна­чение приобретает решение пробле­мы системной оценки надежности образцов ВВСТ, имеющих в своем составе программно-технические комплексы. Несмотря на то, что устойчивое функционирование таких образцов зависит как от надежности технических средств, так и от надеж­ности программных средств, оценка надежности обычно проводится без учета последней.
На текущий момент имеется су­щественный теоретический задел, позволяющий проводить оценку надежности программных средств в ходе контрольных (приемочных) испытаний. Необходимо использо­вать этот задел для оценки надежно­сти программных средств как на этапе разработки, так и в ходе проведения испытаний.
Исходя из масштабов и сложности подсистемы автоматизированного управления РВ и А, одним из основ­ных вопросов в настоящее время является организация и проведение испытаний как самой подсистемы, так и ее элементов. Ввиду ресурс­ных ограничений в последнее время на испытания предъявлялись только элементы разрабатываемых систем (комплексов) автоматизированного управления РВ и А, по которым до­
статочно сложно было сделать вывод о возможности функционирования системы (комплекса) в целом.
Одним из выходов из сложившейся ситуации является проведение оцен­ки эффективности функционирова­ния разрабатываемого программного обеспечения на специальном техно­логическом стенде, который должен обеспечить проведение всех видов тестирования программного обес­печения подсистемы автоматизиро­ванного управления РВ и А, создание имитационных моделей сложных ди­намических систем и процессов на ос­нове статистики натурных проверок, а также проведение исследовательских командно-штабных учений. Данный комплекс мероприятий позволит до этапа проведения натурных испыта­ний оценить качество программного обеспечения, эффективность от вне­дрения перспективных информаци­онных технологий и общую оценку эффективности функционирования подсистемы автоматизированного управления РВ и А.
Проведение перечисленных выше мероприятий позволит достичь полноценной интеграции средств разведки, управления, поражения и обеспечения в единую разведывательно-огневую систему, функциони­рующую в масштабе времени, близком к реальному, что снизит время про­должительности циклов управления, повысит степень полноты и актуаль­ности информации о своих войсках и о противнике, увеличит наносимый противнику ущерб при уменьшении расхода боеприпасов.

Ракетно-техническое и артиллерийско-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - 2018

Комментариев нет:

Отправить комментарий