Рубрики

четверг, 11 апреля 2019 г.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ В СТРАНАХ НАТО



МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ В СТРАНАХ НАТО
Полковник Б. САФОНОВ, кандидат технических наук
ЗВО. 1985. №1

В планах военных при­готовлений, осуществляемых в странах агрессив­ного блока НАТО, важное место отводится дальнейшему совершенствованию бронетанковой техники, и прежде всего основных боевых танков. Оно преду­сматривает как создание новых танков, так и модернизацию существующих об­разцов.
Опыт танкостроения в ведущих странах НАТО свидетельствует о том, что процесс создания нового танка с момента выработ­ки тактико-технических требований до начала поступ­ления серийных образцов в войска занимает около десяти лет и связан с до­вольно большими затрата­ми материальных средств.
Как правило, новый танк по уровню своих боевых свойств значительно превосходит ранее выпущен­ные образцы. После при­нятия на вооружение он в течение многих лет нахо­дится в серийном произ­водстве, а затем 20-30 лет эксплуатируется в войсках. За это время происходит дальнейшее   развитие средств вооруженной борь­бы, в частности противо­танкового оружия. В ре­зультате танки, состоящие на вооружении, уже не в полной мере удовлетворя­ют предъявляемым к ним требованиям. Вместе с тем за указанный период рас­ширяются новые техниче­ские решения, которые могут быть реализованы в танкостроении и привести к повышению боевых свойств танков. Все это, по мне­нию иностранных специа­листов, делает необходи­мым и возможным прове­дение модернизации тан­кового парка.




Под модернизацией бое­вой техники за рубежом понимают приведение ма­шин, аппаратов, вооруже­ния, различного оборудо­вания в соответствие с со­временными требованиями путем внесения относитель­но незначительных измене­ний в конструкцию, введе­ния новых систем, мате­риалов или методов обра­ботки. Применительно к танкам она представляет собой непрерывный про­цесс проведения конструк­тивных и технологических мероприятий, направлен­ных на повышение боевых и технических характери­стик танков и продление их жизненного цикла. От­мечается, что параллельно с данным процессом ве­дется разработка новых образцов. При этом техни­ческие достижения, полу­ченные в ходе разработки нового танка, могут быть реализованы при модерни­зации существующих об­разцов, и наоборот.
Зарубежные специалисты различают две стороны это­го процесса – модерниза­ция танка в ходе производ­ства и модернизация ра­нее выпущенных образцов. Первая имеет целью введе­ние в конструкцию усовер­шенствований, обусловлен­ных развитием производ­ственных возможностей, а также последними дости­жениями науки и техники, тогда как вторая – дове­дение боевых свойств ра­нее выпущенных танков до уровня нового образца. Так, в процессе производ­ства неоднократно модер­низировались практически все танки второго поколе­ния – западногерманский «Леопард-1» (машина по­лучала индексы 1А1, 1А2, 1 АЗ, 1А4), американский М60 (М60А1 и М60АЗ), анг­лийский «Чифтен» (около 13 модификаций, в том чи­сле последний вариант «Челленджер», уже посту­пающий в войска, рис. 1), французский            АМХ-30 (АМХ-3082 и АМХ-32) и другие. В настоящее время разработаны программы модернизации новых тан­ков «Леопард-2» (ФРГ) и M1 «Абрамс» (США), кото­рые осуществляются в ходе их производства.
Судя по сообщениям иностранной печати, почти все танки, находящиеся в сухопутных войсках капиталистических стран, были модернизиро­ваны. Однако специалисты подчеркивают, что наиболь­шие возможности по повы­шению боевых свойств и совершенствованию кон­струкции танков обеспечи­ваются при модернизации в процессе их производ­ства.


 Рис. 1. Английский танк «Челленджер» – модернизи­рованный вариант танка «Чифтен»




Рис. 2. Маскировочная окраска западногерманского танка «Леолард-2»

При планировании и ор­ганизации работ по модер­низации танков за рубежом в первую очередь стремят­ся развивать те их свойства, которые оказывают наибо­льшее влияние на боевую эффективность.



Рис. 3. Принцип действия «активной брони» (вверху пробитие брони танка, не оснащенного плоскими зарядами ВВ: 1 – основная броня; 2 – бронебойный кумулятивный сна­ряд; 3 – кумулятивная струя; 4 – внутреннее пространство танка; 5 – металлический пенал, содержащий заряд ВВ

Поэтому основное внимание уделя­ется повышению огневой мощи, защищенности и подвижности. В то же вре­мя принимаются меры по устранению имеющихся конструктивных недостатков, улучшению эксплуатацион­ных характеристик и т. д.
Повышение огневой мо­щи танков связывают с ре­шением трех основных проблем: сокращение вре­мени, затрачиваемого эки­пажем на обнаружение и распознавание целей на по­ле боя, ускорение процес­сов подготовки выстрела, поражение обнаруженных бронеобъектов.


Рис. 4. Узлы, агрегаты и другие элементы танка М48А1, подвергшиеся модернизации при доведении его до уровня М48А5:1 – 105-мм пушка М68; 2 – приводы наведения пушки; 3 – маска пушки; 4 – прожектор мощностью 2,3 кВт; 5 – установка пушки; 6 – внутренняя нейлоновая баллистическая защита; 7 – телескопический прибор M114/ M105; 8 – квадрант М13В1; 9 – баллистический привод М10А6; 10 – перископический прибор М32 или М116; 11 – баллистический вычислитель М12В1С; 12 – дальномер
М17В1С; 13 – низкопрофильная командирская башенка; 14 – пулемет на люке заряжа­ющего; 15 – редуктор ручного механизма поворота башни; 16 – боеукладка в башне; 17 – ЗИП прожектора; 18 – корзина на башне для имущества; 19 – воздухоочиститель силовой установки; 20 – теплорассеивающая решетка над МТО; 21 – защитный кожух моторно-трансмиссионного отделения; 22 – люнет фиксации пушки по-походному; 23 – выпускной коллектор двигателя; 24 – буксирные крюки; 25 – опоры крепления мотор­но-трансмиссионного блока; 26 – моторно-трансмиссионный блок и бортовой редуктор; 27 – опора башни; 28 – торсионные валы; 29 – балки жесткости; 30 – сливные клапа­ны; 31 – топливные баки и трубопроводы; 32 – кабина боевого отделения; 33 – под­держивающие катки; 34 – боеукладка в боевом отделении; 35 – пружинный упор и пе­редний балансир; 36 – аварийный люк механика-водителя; 37 – боеукладка в корпусе; 38 – система пожаротушения: 39 – приводы управления движением; 40 – обогреватель для экипажа; 41 – сварка деталей корпуса; 42 – спидометр/тахометр; 43 – коробки и ящики ЗИП, подкрылки; 44 – комбинированная фара; 45 – прибор наблюдения води­теля


Иностранные специалисты отмечают, что сейчас на обнаружение целей из тан­ка затрачивается значитель­но больше времени, чем на их поражение. Поэтому при модернизации танков увеличению поисковых воз­можностей экипажей уде­ляется довольно серьезное внимание, что выражается прежде всего в оснащении машин более совершенными дневными и ночными при­борами. Подчеркивается, что основными направле­ниями повышения указан­ных выше возможностей являются: улучшение каче­ства приборов (увеличение полей зрения, светопропускания, разрешающей спо­собности, стабилизация ли­нии прицеливания или са­мих прицелов и т. д.), бо­лее рациональное их раз­мещение с точки зрения удобства использования, применение приборов (ра­ботающих в оптическом, тепловом и радиолокацион­ном диапазонах), обеспече­ние возможности эффектив­ного поиска целей одновре­менно несколькими членами экипажа, прежде всего на­водчиком и командиром (при условии, что каждый из них может самостоя­тельно открыть прицель­ный огонь). Так, например, на танках «Леопард-2», ко­торые первоначально вы­пускались с телевизионной системой наблюдения (пе­редающая камера монти­ровалась на маске пушки, а видеоконтрольные уст­ройства – на рабочих ме­стах наводчика и команди­ра танка), устанавливаются тепловизионные прицелы. Ими планируется оснастить все танки «Леопард-2», а также модернизированные образцы «Леопард-1» и БМП «Мардер».
С целью повышения точ­ности стрельбы и сокраще­ния времени подготовки первого выстрела в послед­ние годы на зарубежных танках в процессе их мо­дернизации широко внед­ряются комплексные авто­матизированные системы управления огнем (СУО), включающие стабилизато­ры вооружения и приборы
наблюдения, лазерный дальномер, электронный баллистический вычисли­тель и другие элементы. Эти системы позволяют до­вольно объективно учиты­вать большое количество факторов, влияющих на точность стрельбы, таких, как наклон оси цапф ору­дия, боковая составляющая ветра, износ канала ствола, температура порохового заряда и прочие.



Рис. 5. Изменения в конструкции башни танка Μ1, введен­ные в связи с установкой по программе модернизации 120 мм гладноствольной пушки вместо 105 мм нарезной: 1 – вышибные панели крыши башни; 2 – боеукладка в нише башни (20 выстрелов в середине, по семь – справа и слева); 3 – наружная корзина для имущества; 4 – сиденье коман­дира и ограждение для ног заряжающего; 5 – рукоятки и ограждения для рук командира; 6 – боеукладка 12,7-мм патронов; 7 – ограждение для ног командира; 8 – электри­ческие линии; 9 – баллистический вычислитель и другие электронные компоненты; 10 – боеукладка спаренного пу­лемета; 11 – датчик изгиба ствола; 12 – редуктор механиз­ма поворота башни; 13 – установка пушки; 14 – 120-мм гладкоствольная пушка; 15 – казенная часть пушки; 16 – маска пушки; 17 – вспомогательный прицел; 18 – коробка с патронами спаренного пулемета; 19 – основной прицел наводчика; 20 – лоток питания спаренного пулемета; 21 – коробка стреляных гильз; 22 – лоток выброса гильз; 23 – сменная головка прибора; 24 – броневая перегородка боеукладки

Интегрированные систе­мы управления огнем уста­новлены на новых танках «Леопард-2» и М1 «Аб­рамс», а также основных образцах второго поколе­ния в процессе их модер­низации. В настоящее вре­мя ведутся работы по даль­нейшему улучшению СУО. В частности, новая систе­ма управления огнем будет применена на танках «Лео­пард-1» всех модификаций. Использование усовершен­ствованной системы управ­ления огнем, включающей наряду с указанными выше основными элементами па­норамный тепловизионный прибор командира и автоматическую систему слеже­ния за целью, запланиро­вано и при модернизации в процессе производства американского танка М1 «Абрамс». Причем в этой СУО будут применены так­же новый электронный бал­листический вычислитель и лазерный дальномер на уг­лекислом газе.
Одним из важнейших на­правлений повышения огне­вой мощи танков считается увеличение могущества дей­ствия снарядов у цели. Для этого в практике модерни­зации танков широко ис­пользуется переход на пуш­ки большего калибра. Эта мера применялась, в частности, при модерниза­ции танков М48 (США, ФРГ, Израиль, Испания) и «Цен­турион» (Великобритания, Израиль, ЮАР). С сентября 1985 года в процессе про­изводства американского танка М1 «Абрамс» плани­руется перейти со 105-мм нарезной пушки на 120-мм гладкоствольную.
В то же время западные специалисты считают, что большие резервы имеются и в области совершенство­вания боеприпасов. В пос­ледние годы резко возрос­ла эффектность бронебой­ных подкалиберных снаря­дов. Этого удалось достичь за счет перехода на удли­ненные сердечники снаря­дов, стабилизируемых в по­лете оперением. Увеличе­ние отношения длины сер­дечника к его диаметру ве­дет к повышению попереч­ной нагрузки снаряда и ро­сту его пробивной способ­ности. Этому же способст­вует и применение при из­готовлении сердечников тя­желых и прочных материа­лов.
Совершенствуются также снаряды и других типов – кумулятивные, бронебойно- фугасные, с готовыми убой­ными элементами. Однако иностранные специалисты подчеркивают, что введе­ние в боекомплект танка новых и усовершенствован­ных боеприпасов требует, как правило, серьезной до­работки комплекса прибо­ров управления огнем.
Повышение защищенно­сти танков (в процессе их модернизации) от воздей­ствия обычных средств по­ражения осуществляется в странах НАТО по трем ос­новным направлениям: сни­жение вероятности попада­ния снарядов противника в танк, повышение стойкости броневой    конструкции, уменьшение заброневого действия снарядов. Счита­ется, что перэое может быть реализовано путем применения комплекса ма­скировочных средств, за­трудняющих обнаружение танка (в оптическом, теп­ловом и радиолокационном диапазонах) и ведение по нему прицельного огня. К их числу западные специа­листы относят использова­ние защитных и деформи­рующих окрасок (рис.2), изоляционных покрытий, дымовых средств, а также уменьшение шумности ма­шин. При этом подчеркива­ется, что роль маскировоч­ных мероприятий в плане повышения общей защи­щенности танка в современ­ных условиях существенно возрастает.
При всей важности пере­численных мер повышению защищенности танков, по мнению зарубежных спе­циалистов, в наибольшей степени будет способство­вать усиление броневой за­щиты. Однако они считают, что ее трудно будет улуч­шить даже при проведении существенной модерниза­ции. Поэтому совершенство­вание броневой защиты сводится главным образом к установке протизокумулятивных экранов и дополни­тельного бронирования наи­более ответственных участ­ков корпуса и башни. На новых танках, в конструк­ции которых используется комбинированная броня, усиление защиты возможно за счет замены наполните­ля (среднего слоя многос­лойной брони) более энер­гоемким. Такие работы осу­ществляются, в частности, на танках «Леопард-2» и М1 «Абрамс» в ходе их серий­ного производства.
В тех случаях, когда бро­нирование танка в значи­тельной степени не отвеча­ет предъявленным требо­ваниям, приходится прово­дить сложные и дорого­стоящие работы по усиле­нию его защиты. Так, бро­нирование западногерман­ского танка «Леопард-1» в ходе модернизации сначала было усилено за счет наве­шивания дополнительных броневых листов. Затем на нем стала устанавливаться новая башня, выполненная из разнесенной брони, ко­торая обладает примерно вдвое более высокой сна- рядостойкостью.
Весьма перспективным путем повышения защищен­ности танков при их модер­низации за рубежом счита­ется применение так назы­ваемой «активной брони» (плоских зарядов взрывча­того вещества, размещен­ных на броне в металличе­ских коробках). Принцип действия такого заряда схе­матично показан на рис. 3. При ударе кумулятивного снаряда об оболочку ко­робки происходит срабаты­вание его взрывателя и формирование кумулятив­ной струи. Внедряясь с вы­сокой скоростью в плоский заряд ВВ, она вызывает его детонацию. Образующаяся ударная волна деформиру­ет и разрушает кумулятив­ную струю, резко снижая ее пробивную способность. Эффективность использова­ния таких плоеких зарядов ВВ, как сообщалось в ино­странной печати, была про­верена Израилем летом 1982 года во время агрес­сии в Ливане. Исследования по использованию взрывча­того вещества в целях за­щиты танков от кумулятив­ных    противотанковых
средств проводятся также в США, ФРГ, Франции и других странах.
Снижение заброневого действия снарядов достига­ется, в частности, путем со­вершенствования системы противопожарного обору­дования, локализации пов­реждений и т. д.
В ходе проведения работ по модернизации танков за­рубежные специалисты уде­ляют значительное внима­ние повышению их подвиж­ности, главным образом средней технической скоро­сти. С этой целью произво­дится замена двигателей на более мощные и эконо­мичные, применяются бо­лее эффективные системы охлаждения, новые короб­ки передач (в том числе автоматические), современ­ные механизмы поворота, совершенные элементы хо­довой части, оборудование для подводного вождения. Так, в США фирмой «Теледайн континентл моторс» в инициативном порядке был создан модернизированный образец танка М60 (М60 «Супер»), На нем были ус­тановлены новые двигатель (мощностью 1200 л. с.), гид­ромеханическая трансмис­сия и гидропневматическая подвеска, навешена допол­нительная броня.
В процессе модерниза­ции проводятся также ра­боты по повышению надеж­ности агрегатов и систем, улучшению эксплуатацион­ных характеристик. При этом очевидно, что чем дольше танк находится на вооружении, тем больший объем работ по модерни­зации требуется для прод­ления жизненного цикла. На рис. 4 даны конструктив­ные изменения в ходе мо­дернизации американского танка М48А1, который до­веден до уровня М48А5. Примерно эти же работы проводились в ФРГ при мо­дернизации танков М48А2 (до уровня M48A2GA2).
Анализируя программы модернизации танков, за­падные специалисты под­черкивают, что танк пред­ставляет собой сложную си­стему, все элементы кото­рой оказывают взаимное влияние друг на друга. По­этому изменение любого из них неизбежно ведет к доработкам и совершен­ствованию других. Так, на­пример, переход на пушку увеличенного калибра вле­чет за собой необходи­мость доработки комплек­са управления огнем и пе­рекомпоновки боеукладок, может привести к увеличе­нию веса башни и наруше­нию ее уравновешенности, изменению центра тяжести машины в целом и т. д. Это, в свою очередь, тре­бует внесения конструктив­ных изменений в элементы, обеспечивающие подвиж­ность танка. Форсирование двигателя обусловливает потребность в усилении трансмиссии и узлов ходо­вой части. А в целом все это ведет к росту объема работ по модернизации и ее стоимости.
Последний показатель ча­сто достигает величины, со­ставляющей примерно по­ловину стоимости танка. По­этому, в частности, s США основные усилия сосредото­чены в настоящее время на совершенствовании танка MJ «Абрамс» в процессе его производства. Программа модернизации включает два этапа. В ходе первого (на­чиная с 1985 года) будет установлена 120-мм гладко­ствольная пушка (с соответ­ствующими переделками боевого отделения – ста­билизатор и приводы наве­дения, прицельные устрой­ства, энергетика, боеуклад­ка и т. д.), усилена защита от обычных средств пора­жения и ядерного оружия, внесены усовершенствова­ния в подвеску и гусенич­ный движитель. Машина по­лучит индекс М1Е1 (рис. 5). На втором этапе в начале 90-х годов предполагается усовершенствовать 120-мм пушку, сократить числен­ность экипажа за счет обес­печения автоматизации про­цесса заряжания, изменить компоновку машины. В слу­чае успешной реализации этой части программы мо­дернизации танк, получив­ший обозначение М1Е2, мо­жет, по мнению американ­ских специалистов, перера­сти в новый – МВТ-95.
Таким образом, как вид­но из вышесказанного, в странах НАТО ведутся ин­тенсивные работы по мо­дернизации танков. Они преследуют основную цель – значительно повы­сить боевые возможности танков на различных эта­пах их жизненного цикла.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email