МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ В СТРАНАХ НАТО
Полковник Б. САФОНОВ,
кандидат технических наук
ЗВО. 1985. №1
В планах военных
приготовлений, осуществляемых в странах агрессивного блока НАТО, важное место
отводится дальнейшему совершенствованию бронетанковой техники, и прежде всего
основных боевых танков. Оно предусматривает как создание новых танков, так и
модернизацию существующих образцов.
Опыт
танкостроения в ведущих странах НАТО свидетельствует о том, что процесс создания нового танка с
момента выработки тактико-технических требований до начала поступления
серийных образцов в войска занимает около десяти лет и связан с довольно
большими затратами материальных средств.
Как правило, новый танк по
уровню своих боевых свойств значительно превосходит ранее выпущенные образцы.
После принятия на вооружение он в течение многих лет находится в серийном
производстве, а затем 20-30 лет эксплуатируется в войсках. За это время
происходит дальнейшее развитие средств вооруженной борьбы,
в частности противотанкового оружия. В результате танки, состоящие на
вооружении, уже не в полной мере удовлетворяют предъявляемым к ним
требованиям. Вместе с тем за указанный период расширяются новые технические
решения, которые могут быть реализованы в танкостроении и привести к повышению
боевых свойств танков. Все это, по мнению иностранных специалистов, делает
необходимым и возможным проведение модернизации танкового парка.
Под модернизацией боевой
техники за рубежом понимают приведение машин, аппаратов, вооружения,
различного оборудования в соответствие с современными требованиями путем
внесения относительно незначительных изменений в конструкцию, введения новых
систем, материалов или методов обработки. Применительно к танкам она
представляет собой непрерывный процесс проведения конструктивных и
технологических мероприятий, направленных на повышение боевых и технических
характеристик танков и продление их жизненного цикла. Отмечается, что
параллельно с данным процессом ведется разработка новых образцов. При этом
технические достижения, полученные в ходе разработки нового танка, могут быть
реализованы при модернизации существующих образцов, и наоборот.
Зарубежные специалисты
различают две стороны этого процесса – модернизация танка в ходе производства
и модернизация ранее выпущенных образцов. Первая имеет целью введение в
конструкцию усовершенствований, обусловленных развитием производственных
возможностей, а также последними достижениями науки и техники, тогда как
вторая – доведение боевых свойств ранее выпущенных танков до уровня нового
образца. Так, в процессе производства неоднократно модернизировались
практически все танки второго поколения – западногерманский «Леопард-1»
(машина получала индексы 1А1, 1А2, 1 АЗ, 1А4), американский М60 (М60А1 и
М60АЗ), английский «Чифтен» (около 13 модификаций, в том числе последний
вариант «Челленджер», уже поступающий в войска, рис. 1), французский АМХ-30 (АМХ-3082 и АМХ-32) и
другие. В настоящее время разработаны программы модернизации новых танков
«Леопард-2» (ФРГ) и M1 «Абрамс» (США), которые осуществляются в ходе их
производства.
Судя по сообщениям иностранной
печати, почти все танки, находящиеся в сухопутных войсках капиталистических
стран, были модернизированы. Однако специалисты подчеркивают, что наибольшие
возможности по повышению боевых свойств и совершенствованию конструкции
танков обеспечиваются при модернизации в процессе их производства.
Рис. 2. Маскировочная
окраска западногерманского танка «Леолард-2»
При планировании и организации
работ по модернизации танков за рубежом в первую очередь стремятся развивать
те их свойства, которые оказывают наибольшее влияние на боевую эффективность.
Рис. 3. Принцип действия
«активной брони» (вверху пробитие брони танка, не оснащенного плоскими зарядами
ВВ: 1 – основная броня; 2 – бронебойный кумулятивный снаряд; 3 – кумулятивная
струя; 4 – внутреннее пространство танка; 5 – металлический пенал, содержащий
заряд ВВ
Поэтому основное внимание
уделяется повышению огневой мощи, защищенности и подвижности. В то же время
принимаются меры по устранению
имеющихся конструктивных недостатков, улучшению эксплуатационных характеристик
и т. д.
Повышение огневой мощи танков связывают с решением трех
основных проблем: сокращение времени, затрачиваемого экипажем на обнаружение
и распознавание целей на поле боя, ускорение процессов подготовки выстрела,
поражение обнаруженных бронеобъектов.
Рис. 4. Узлы, агрегаты и
другие элементы танка М48А1, подвергшиеся модернизации при доведении его до
уровня М48А5:1 – 105-мм пушка М68; 2 – приводы наведения пушки; 3 – маска
пушки; 4 – прожектор мощностью 2,3 кВт; 5 – установка пушки; 6 – внутренняя
нейлоновая баллистическая защита; 7 – телескопический прибор M114/ M105; 8 –
квадрант М13В1; 9 – баллистический привод М10А6; 10 – перископический прибор
М32 или М116; 11 – баллистический вычислитель М12В1С; 12 – дальномер
М17В1С; 13 – низкопрофильная
командирская башенка; 14 – пулемет на люке заряжающего; 15 – редуктор ручного
механизма поворота башни; 16 – боеукладка в башне; 17 – ЗИП прожектора; 18 –
корзина на башне для имущества; 19 – воздухоочиститель силовой установки; 20 –
теплорассеивающая решетка над МТО; 21 – защитный кожух моторно-трансмиссионного
отделения; 22 – люнет фиксации пушки по-походному; 23 – выпускной коллектор
двигателя; 24 – буксирные крюки; 25 – опоры крепления моторно-трансмиссионного
блока; 26 – моторно-трансмиссионный блок и бортовой редуктор; 27 – опора башни;
28 – торсионные валы; 29 – балки жесткости; 30 – сливные клапаны; 31 –
топливные баки и трубопроводы; 32 – кабина боевого отделения; 33 – поддерживающие
катки; 34 – боеукладка в боевом отделении; 35 – пружинный упор и передний
балансир; 36 – аварийный люк механика-водителя; 37 – боеукладка в корпусе; 38 –
система пожаротушения: 39 – приводы управления движением; 40 – обогреватель для
экипажа; 41 – сварка деталей корпуса; 42 – спидометр/тахометр; 43 – коробки и
ящики ЗИП, подкрылки; 44 – комбинированная фара; 45 – прибор наблюдения водителя
Иностранные специалисты
отмечают, что сейчас на обнаружение целей из танка затрачивается значительно
больше времени, чем на их поражение. Поэтому при модернизации танков увеличению
поисковых возможностей экипажей уделяется довольно серьезное внимание, что
выражается прежде всего в оснащении машин более совершенными дневными и ночными
приборами. Подчеркивается, что основными направлениями повышения указанных
выше возможностей являются: улучшение качества приборов (увеличение полей
зрения, светопропускания, разрешающей способности, стабилизация линии прицеливания
или самих прицелов и т. д.), более рациональное их размещение с точки зрения
удобства использования, применение приборов (работающих в оптическом, тепловом
и радиолокационном диапазонах), обеспечение возможности эффективного поиска
целей одновременно несколькими членами экипажа, прежде всего наводчиком и
командиром (при условии, что каждый из них может самостоятельно открыть
прицельный огонь). Так, например, на танках «Леопард-2», которые
первоначально выпускались с телевизионной системой наблюдения (передающая
камера монтировалась на маске пушки, а видеоконтрольные устройства – на
рабочих местах наводчика и командира танка), устанавливаются тепловизионные
прицелы. Ими планируется оснастить все танки «Леопард-2», а также модернизированные
образцы «Леопард-1» и БМП «Мардер».
С целью повышения точности
стрельбы и сокращения времени подготовки первого выстрела в последние годы на
зарубежных танках в процессе их модернизации широко внедряются комплексные
автоматизированные системы управления огнем (СУО), включающие стабилизаторы
вооружения и приборы
наблюдения, лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель и другие
элементы. Эти системы позволяют довольно объективно учитывать большое
количество факторов, влияющих на точность стрельбы, таких, как наклон оси цапф
орудия, боковая составляющая ветра, износ канала ствола, температура
порохового заряда и прочие.
Рис. 5. Изменения в
конструкции башни танка Μ1, введенные в связи с установкой по программе
модернизации 120 мм
гладноствольной пушки вместо 105
мм нарезной: 1 – вышибные панели крыши башни; 2 –
боеукладка в нише башни (20 выстрелов в середине, по семь – справа и слева); 3 –
наружная корзина для имущества; 4 – сиденье командира и ограждение для ног
заряжающего; 5 – рукоятки и ограждения для рук командира; 6 – боеукладка
12,7-мм патронов; 7 – ограждение для ног командира; 8 – электрические линии; 9
– баллистический вычислитель и другие электронные компоненты; 10 – боеукладка
спаренного пулемета; 11 – датчик изгиба ствола; 12 – редуктор механизма
поворота башни; 13 – установка пушки; 14 – 120-мм гладкоствольная пушка; 15 –
казенная часть пушки; 16 – маска пушки; 17 – вспомогательный прицел; 18 –
коробка с патронами спаренного пулемета; 19 – основной прицел наводчика; 20 –
лоток питания спаренного пулемета; 21 – коробка стреляных гильз; 22 – лоток
выброса гильз; 23 – сменная головка прибора; 24 – броневая перегородка боеукладки
Интегрированные системы
управления огнем установлены на новых танках «Леопард-2» и М1 «Абрамс», а
также основных образцах второго поколения в процессе их модернизации. В
настоящее время ведутся работы по дальнейшему улучшению СУО. В частности,
новая система управления огнем будет применена на танках «Леопард-1» всех
модификаций. Использование усовершенствованной системы управления огнем,
включающей наряду с указанными выше основными элементами панорамный тепловизионный
прибор командира и автоматическую систему слежения за целью, запланировано и
при модернизации в процессе производства американского танка М1 «Абрамс».
Причем в этой СУО будут применены также новый электронный баллистический
вычислитель и лазерный дальномер на углекислом газе.
Одним из важнейших направлений
повышения огневой мощи танков считается увеличение могущества действия
снарядов у цели. Для этого в практике модернизации танков широко используется
переход на пушки большего калибра. Эта мера применялась, в частности, при
модернизации танков М48 (США, ФРГ, Израиль, Испания) и «Центурион» (Великобритания,
Израиль, ЮАР). С сентября 1985 года в процессе производства американского
танка М1 «Абрамс» планируется перейти со 105-мм нарезной пушки на 120-мм
гладкоствольную.
В то же время западные
специалисты считают, что большие резервы имеются и в области совершенствования
боеприпасов. В последние годы резко возросла эффектность бронебойных
подкалиберных снарядов. Этого удалось достичь за счет перехода на удлиненные
сердечники снарядов, стабилизируемых в полете оперением. Увеличение
отношения длины сердечника к его диаметру ведет к повышению поперечной
нагрузки снаряда и росту его пробивной способности. Этому же способствует и
применение при изготовлении сердечников тяжелых и прочных материалов.
Совершенствуются также
снаряды и других типов – кумулятивные, бронебойно- фугасные, с готовыми убойными
элементами. Однако иностранные специалисты подчеркивают, что введение в
боекомплект танка новых и усовершенствованных боеприпасов требует, как
правило, серьезной доработки комплекса приборов управления огнем.
Повышение защищенности
танков (в процессе их модернизации) от воздействия обычных средств поражения
осуществляется в странах НАТО по трем основным направлениям: снижение
вероятности попадания снарядов противника в танк, повышение стойкости броневой конструкции, уменьшение заброневого действия снарядов. Считается, что
перэое может быть реализовано путем применения комплекса маскировочных
средств, затрудняющих обнаружение танка (в оптическом, тепловом и
радиолокационном диапазонах) и ведение по нему прицельного огня. К их числу
западные специалисты относят использование защитных и деформирующих окрасок
(рис.2), изоляционных покрытий, дымовых средств, а также уменьшение шумности машин.
При этом подчеркивается, что роль маскировочных мероприятий в плане повышения
общей защищенности танка в современных условиях существенно возрастает.
При всей важности перечисленных
мер повышению защищенности танков, по мнению зарубежных специалистов, в наибольшей степени будет
способствовать усиление броневой защиты. Однако они считают, что ее трудно
будет улучшить даже при проведении существенной модернизации. Поэтому
совершенствование броневой защиты сводится главным образом к установке
протизокумулятивных экранов и дополнительного бронирования наиболее
ответственных участков корпуса и башни. На новых танках, в конструкции
которых используется комбинированная броня, усиление защиты возможно за счет
замены наполнителя (среднего слоя многослойной брони) более энергоемким. Такие
работы осуществляются, в частности, на танках «Леопард-2» и М1 «Абрамс» в ходе
их серийного производства.
В тех случаях, когда бронирование
танка в значительной степени не отвечает предъявленным требованиям,
приходится проводить сложные и дорогостоящие работы по усилению его защиты.
Так, бронирование западногерманского танка «Леопард-1» в ходе модернизации
сначала было усилено за счет навешивания дополнительных броневых листов. Затем
на нем стала устанавливаться новая башня, выполненная из разнесенной брони, которая
обладает примерно вдвое более высокой сна- рядостойкостью.
Весьма перспективным путем повышения защищенности танков
при их модернизации за рубежом считается применение так называемой «активной
брони» (плоских зарядов взрывчатого вещества, размещенных на броне в
металлических коробках). Принцип действия такого заряда схематично показан на рис. 3. При
ударе кумулятивного снаряда об оболочку коробки происходит срабатывание его
взрывателя и формирование кумулятивной струи. Внедряясь с высокой скоростью в
плоский заряд ВВ, она вызывает его детонацию. Образующаяся ударная волна
деформирует и разрушает кумулятивную струю, резко снижая ее пробивную
способность. Эффективность использования таких плоеких зарядов ВВ, как сообщалось
в иностранной печати, была проверена Израилем летом 1982 года во время агрессии
в Ливане. Исследования по использованию взрывчатого вещества в целях защиты
танков от кумулятивных противотанковых
средств проводятся также в США, ФРГ, Франции и других
странах.
Снижение заброневого действия снарядов достигается, в
частности, путем совершенствования системы противопожарного оборудования,
локализации повреждений и т. д.
В ходе проведения работ по
модернизации танков зарубежные специалисты уделяют значительное внимание
повышению их подвижности, главным образом средней технической скорости. С
этой целью производится замена двигателей на более мощные и экономичные,
применяются более эффективные системы охлаждения, новые коробки передач (в том
числе автоматические), современные механизмы поворота, совершенные элементы ходовой
части, оборудование для подводного вождения. Так, в США фирмой «Теледайн
континентл моторс» в инициативном порядке был создан модернизированный образец танка М60 (М60 «Супер»),
На нем были установлены новые двигатель (мощностью 1200 л . с.), гидромеханическая
трансмиссия и гидропневматическая подвеска, навешена дополнительная броня.
В процессе модернизации
проводятся также работы по повышению надежности агрегатов и систем, улучшению
эксплуатационных характеристик. При этом очевидно, что чем дольше танк
находится на вооружении, тем больший объем работ по модернизации требуется для
продления жизненного цикла. На рис. 4 даны конструктивные изменения в ходе модернизации
американского танка М48А1, который доведен до уровня М48А5. Примерно эти же
работы проводились в ФРГ при модернизации танков М48А2 (до уровня M48A2GA2).
Анализируя программы
модернизации танков, западные специалисты подчеркивают, что танк представляет
собой сложную систему, все элементы которой оказывают взаимное влияние друг
на друга. Поэтому изменение любого из них неизбежно ведет к доработкам и
совершенствованию других. Так, например, переход на пушку увеличенного
калибра влечет за собой необходимость доработки комплекса управления огнем и
перекомпоновки боеукладок, может привести к увеличению веса башни и нарушению
ее уравновешенности, изменению центра тяжести машины в целом и т. д. Это, в
свою очередь, требует внесения конструктивных изменений в элементы,
обеспечивающие подвижность танка. Форсирование двигателя обусловливает потребность в усилении
трансмиссии и узлов ходовой части. А в целом все это ведет к росту объема
работ по модернизации и ее стоимости.
Последний показатель часто
достигает величины, составляющей примерно половину стоимости танка. Поэтому,
в частности, s США основные усилия сосредоточены в настоящее время на
совершенствовании танка MJ «Абрамс» в процессе его производства. Программа
модернизации включает два этапа. В ходе первого (начиная с 1985 года) будет
установлена 120-мм гладкоствольная пушка (с соответствующими переделками
боевого отделения – стабилизатор и приводы наведения, прицельные устройства,
энергетика, боеукладка и т. д.), усилена защита от обычных средств поражения
и ядерного оружия, внесены усовершенствования в подвеску и гусеничный
движитель. Машина получит индекс М1Е1 (рис. 5). На втором этапе в начале 90-х
годов предполагается усовершенствовать 120-мм пушку, сократить численность
экипажа за счет обеспечения автоматизации процесса заряжания, изменить
компоновку машины. В случае успешной реализации этой части программы модернизации
танк, получивший обозначение М1Е2, может, по мнению американских
специалистов, перерасти в новый – МВТ-95.
Таким образом, как видно из
вышесказанного, в странах НАТО ведутся интенсивные работы по модернизации
танков. Они преследуют основную цель – значительно повысить
боевые возможности танков на различных этапах их жизненного цикла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий