Рубрики

среда, 24 апреля 2019 г.

Н. К. РЯЗАНЦЕВ


К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. К. РЯЗАНЦЕВА
А.П. Марченко, В.В. Епифанов, И.В. Парсаданов
Двигатели внутреннего сгорания. 1 '2017


Генерального конструктора, ученого, создателя танковых двигателей, почетного доктора НТУ «ХПИ» выпускника кафедры двигателей внутреннего сгорания ХПИ
Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова Донецкой области. В 1954 го­ду, сдав все шесть вступительных экзаменов на "отлично", поступил в Харьковский политехниче­ский институт на энергомашиностроительный факультет, специальность "Двигатели внутренне­го сгорания" (ДВС).



Кафедрой ДВС в то время заведовал выда­ющийся ученый в области тепловых двигателей, основатель научной школы двигателестроения профессор Глаголев Николай Матвеевич, прини­мавший непосредственное участие в создании ле­гендарного танкового дизеля В-2 и разработке теп­ловозного дизеля Д-70, превосходящих в то время по своим показателям лучшие мировые образцы.
В 1959 году Н.К. Рязанцев защитил диплом­ный проект по теме "Создание четырехтактного тепловозного дизеля мощностью 3000 л.с. с допол­нительным отбором газов с цилиндра на силовую турбину". С октября 1959 года работал на заводе им. В.А. Малышева в конструкторском отделе тепловозных двигателей (отдел 60Д), где занимает­ся разработкой шатунов прицепной конструкции и поршней для дизеля Д-70.
В 1965 году Н.К. Рязанцев переходит в кон­структорский отдел танковых двигателей (отдел 63), который вскоре получил самостоятельный ста­тус и стал именоваться "Харьковское конструктор­ское бюро по двигателестроению" (ХКБД).



В те годы на заводе им. В.А. Малышева раз­ворачивается подготовка к производству нового танка Т-64, созданного под руководством Главного конструктора бронетанковой техники А.А. Моро­зова. Сердцем этой боевой машины стал новый двигатель 5ТДФ - двухтактный дизель с горизон­тальным расположением цилиндров, противопо­ложно движущимися поршнями, двухсторонним отбором мощности, газотурбинным наддувом и эффективной системой газообмена - был создан специально для танка и отличался высокими массо­габаритными показателями, топливной экономич­ностью, приемистостью и хорошими пусковыми свойствами.
Н.К. Рязанцев оказался в центре работ по до­водке конструкции и совершенствованию этого двигателя. В 1968 году он назначается начальни­ком сектора, в 1969 - заместителем начальника отдела, а в 1970 - начальником отдела поршневой группы. Именно в этот период в ХКБД совместно с ведущими научными и конструкторскими органи­зациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высо­кие тактико-технические данные нового танка.
В 1973 году Николай Карпович Рязанцев назначен Главным конструктором ХКБД.
Параллельно с работами по доводке дизеля 5ТДФ, под его руководством в кратчайшие сроки в отделе перспективного проектирования был разра­ботан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощно­стью 1500 л.с., который предполагалось устанавли­вать на перспективные танки.
Но главной задачей для ХКБД было создание на базе двигателя 5ТДФ нового танкового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. При решении этой за­дачи был выполнен огромный комплекс научно - исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот. Разработана конструкторская и технологиче­ская документация, изготовлены опытные образцы, проведены стендовые испытания и эксплуатацион­ные испытания дизелей в составе танка в различ­ных климатических условиях. Результатом этих работ стало принятие в 1983 году на вооружение танка Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1. Благодаря но­вому двигателю удалось увеличить среднюю ско­рость танка на 35%, сократить время разгона до 50 км/ч почти в 2 раза, увеличить запас хода.
Во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов ХХ столетия в нашей стране и за рубе­жом конкурировали две тенденции развития танко­вого двигателестроения. Одна из них была связана с дальнейшим совершенствованием дизелей, вто­рая - с применением газотурбинных двигателей. Дискуссия велась на самом высоком уровне, обе тенденции имели своих ярых сторонников и про­тивников, преимущества и недостатки находились у обоих типов двигателей. Ответ на правоту одной из сторон могла дать только практика, но ошибка в выборе правильного пути была чревата огромными потерями не только средств, а и в темпах развития двигателестроения.



Это были сложные времена для ХКБД, "Харь­ковского конструкторского бюро по машинострое­нию" (ХКБМ), завода им. В.А. Малышева. Н.К. Рязанцев совместно с А.А. Морозовым, руководи­телями завода придерживались концепции и счита­ли технически верным направление, связанное с развитием и совершенствованием дизелей. Сов­местными усилиями им удалось отстоять произ­водство дизеля 6ТД-1 для танка Т-80УД. Для под­тверждения этой концепции в кратчайшие сроки был разработан дизель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. для танка Т-84.
Жизнь подтвердила правильность выбранного пути. Сейчас танки с газотурбинным двигателем практически не выпускаются.
Конструкторские решения по танковым дви­гателям 6ТД-1 и 6ТД-2 намного опередили время. Даже сегодня по своим показателям, тактико­техническим характеристикам они не уступают лучшим зарубежным аналогам. Объем моторно­трансмиссионного отделения с данными двигате­лями - наименьший среди всех танков подобного класса, выпускаемых в мире.


Н.К. Рязанцев проявил себя не только как та­лантливый конструктор и ученый, организатор, но и как человек, который никогда не отступает от своих убеждений, как Главный конструктор, аргу­ментация которого была услышана и воспринята
учеными, высшим военным и государственным руководством страны.
Правота взглядов и принципов Н.К. Рязанцева была подтверждена в 1995 году в Объединенных Арабских Эмиратах. Во время демонстрации во­енной техники на Международной выставке во­оружений танк Т-80УД с двигателем 6ТД-2 пока­зал наилучшие результаты, благодаря чему был заключены контракты на поставку украинских тан­ков за рубеж, в том числе в Пакистан.
В этот же период продолжались работы по со­вершенствованию дизеля 5ТДФ и расширению возможностей его применения. Дизель был форси­рован до мощности 850 л.с., что позволило его ис­пользовать на боевой машине "Булат" (модерниза­ция танка Т-64Б).

  
На базе танковых двигателей ХКБД создало ряд модификаций дизелей 3ТД мощностью от 280 до 600 л.с. для модернизации легкобронированных колесных и гусеничных машин и железнодорожно­го транспорта. Разработано и подготовлено к про­изводству семейство малогабаритных дизелей се­рии ДТ для автономных электроагрегатов, само­ходных шасси, тракторов и автомобилей.
В 2001 году Н.К. Рязанцеву решением прави­тельства Украины были даны полномочия Гене­рального конструктора по созданию двигателей для бронетанковой техники. В этом же году он был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники.
Выпускник ХПИ 1959 года, выдающийся Ге­неральный конструктор двигателей для бронетан­ковой техники, доктор технических наук, профес­сор Н.К. Рязанцев в своей практической деятельно­сти по модернизации и созданию ДВС активно со­трудничал с alma mater.
Вместе с заведующим кафедрой ДВС профес­сором А.Ф. Шеховцовым он был инициатором со­здания филиала кафедры в ХКБД, задачей которого было повышение качества подготовки инженерных кадров и проведение научных исследований по актуальным проблемам ДВС специального назна­чения.
В рамках работы филиала кафедры для сту­дентов своей специальности он читал лекции, ру­ководил дипломным проектированием. Его лекции и индивидуальные беседы со студентами были примером профессионализма и доброжелательно­сти. Он умел на простых примерах доходчиво объ­яснить сложные инженерные вопросы. Большое внимание уделял подготовке кадров высокой ква­лификации. На протяжении многих лет был членом специализированных советов по защитам диссер­таций, где его поддержка и практические советы соискателям обеспечивали высокий уровень дис­сертационных работ.


Эффективная работа филиала кафедры стала решающим фактором при создании нового отече­ственного учебника в шести томах по двигателям внутреннего сгорания. Н.К. Рязанцев принял самое активное авторское участие в написании учебника. Авторский коллектив этого учебника, в состав ко­торого входят четыре сотрудника кафедры ДВС НТУ "ХПИ", в 2008 году был удостоен Государ­ственной премии Украины в области науки и тех­ники.
В 2004 году Н.К Рязанцеву за многолетнее плодотворное сотрудничество с НТУ «ХПИ», ак­тивное участие в подготовке инженерных кадров было присвоено звание почетного доктора универ­ситета.
Генеральный конструктор двигателей внут­реннего сгорания, заслуженный деятель науки и техники Украины, д.т.н., профессор Н.К. Рязанцев награжден орденами Ленина, "Знак Почета", "За заслуги III степени".
Николай Карпович ушел из жизни 17 мая 2007 года.
НТУ «ХПИ» совместно с заводом им. Малы­шева, ХКБД, родственниками и близкими Николая Карповича торжественно отметили 80-летие со дня рождения Генерального конструктора, ученого, создателя танковых двигателей, почетного доктора НТУ «ХПИ» выпускника кафедры двигателей внутреннего сгорания ХПИ.
27 апреля 2017 года в Музее истории НТУ «ХПИ» в рамках проекта «Пусть не гаснет Мир Науки!» состоялась встреча выдающихся деятелей науки и техники, ведущих специалистов в области создания бронетанковой техники и высокофорси­рованных двигателей внутреннего сгорания со студентами, курсантами, магистрами, аспирантами и преподавателями НТУ «ХПИ».



На встрече с воспоминаниями о совместной работе, трудностях создания, развития и успехах отечественного танкостроения выступили: лауреат Ленинской и Государственной премии Украины, Заслуженный машиностроитель Украины, началь­ник ГП ХКБМ им. А.А. Морозова, д.т.н., профес­сор, Почетный доктор НТУ "ХПИ", генерал- лейтенант М. Д. Борисюк, лауреат Государствен­ной премии Украины, Заслуженный машинострои­тель Украины, главный инженер ГП "Завод им. В.А. Малышева "в 1993-2004 гг. Н.Н. Буденный, главный инженер ГП "Завод им. В.А. Малышева " А.И. Шейко, лауреат Государственной премии Украины, Заслуженный деятель науки и техники Украины, директор танкового производства ГП "Завод им. В.А. Малышева "Ю.Л. Левицкий, лауре­ат Государственной премии Украины, Заслужен­ный деятель науки и техники Украины, зав. каф. КГМ НТУ «ХПИ» в 1992-2007 гг., д.т.н., проф. Е.Е. Александров и др.


18 мая 2017 года руководители и сотрудники ГП «Завод им. В.А. Малышева», «ХКБД» «ХКБМ», НТУ «ХПИ», студенты, курсанты, маги­стры, аспиранты приняли участие в торжественном открытии памятной доски, посвященной легендар­ному конструктору танковых двигателей, которая была установлена на корпусе университета у входа в кафедру двигателей внутреннего сгорания.
После завершения торжественного открытия памятной доски в рамках юбилейной XХV Меж­дународной научно-практической конференции «Информационные технологии: наука, техника, технология, образование, здоровье» (MicroCAD- 2017) состоялось пленарное заседание секции «Транспортное машиностроение» под председа­тельством декана факультета проф. Епифанова В.В. На секции выступили с докладами сотрудники фа­культета транспортного машиностроения, сотруд­ники ГП «ХКБД» и родственники Н.К. Рязанцева.
Выпускник ХПИ, Генеральный конструктор по двигателестроению, профессор Николай Карпо­вич Рязанцев сыграл выдающуюся роль в создании и развитии танкового двигателестроения. Его идеи и научно-технические решения опередили время.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Follow by Email