К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ Н. К. РЯЗАНЦЕВА
А.П. Марченко, В.В.
Епифанов, И.В. Парсаданов
Двигатели внутреннего
сгорания. 1 '2017
Генерального
конструктора, ученого, создателя танковых двигателей, почетного доктора НТУ
«ХПИ» выпускника кафедры двигателей внутреннего сгорания ХПИ
Николай Карпович Рязанцев родился
30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова Донецкой
области. В 1954 году, сдав все шесть вступительных экзаменов на
"отлично", поступил в Харьковский политехнический институт на
энергомашиностроительный факультет, специальность "Двигатели внутреннего
сгорания" (ДВС).
Кафедрой ДВС в
то время заведовал выдающийся ученый в области тепловых двигателей, основатель
научной школы двигателестроения профессор Глаголев Николай Матвеевич, принимавший
непосредственное участие в создании легендарного танкового дизеля В-2 и разработке
тепловозного дизеля Д-70, превосходящих в то время по своим показателям лучшие
мировые образцы.
В 1959 году
Н.К. Рязанцев защитил дипломный проект по теме "Создание четырехтактного
тепловозного дизеля мощностью 3000
л .с. с дополнительным отбором газов с цилиндра на
силовую турбину". С октября 1959 года работал на заводе им. В.А. Малышева
в конструкторском отделе тепловозных двигателей (отдел 60Д), где занимается
разработкой шатунов прицепной конструкции и поршней для дизеля Д-70.
В 1965 году Н.К. Рязанцев
переходит в конструкторский отдел танковых двигателей (отдел 63), который
вскоре получил самостоятельный статус и стал именоваться "Харьковское
конструкторское бюро по двигателестроению" (ХКБД).
В те годы на
заводе им. В.А. Малышева разворачивается подготовка к производству нового
танка Т-64, созданного под руководством Главного конструктора бронетанковой
техники А.А. Морозова. Сердцем этой боевой машины стал новый двигатель 5ТДФ -
двухтактный дизель с горизонтальным расположением цилиндров, противоположно
движущимися поршнями, двухсторонним отбором мощности, газотурбинным наддувом и
эффективной системой газообмена - был создан специально для танка и отличался
высокими массогабаритными показателями, топливной экономичностью,
приемистостью и хорошими пусковыми свойствами.
Н.К. Рязанцев
оказался в центре работ по доводке конструкции и совершенствованию этого
двигателя. В 1968 году он назначается начальником сектора, в 1969 -
заместителем начальника отдела, а в 1970 - начальником отдела поршневой группы.
Именно в этот период в ХКБД совместно с ведущими научными и конструкторскими
организациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности
цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высокие
тактико-технические данные нового танка.
В 1973 году
Николай Карпович Рязанцев назначен Главным конструктором ХКБД.
Параллельно с работами по доводке
дизеля 5ТДФ, под его руководством в кратчайшие сроки в отделе перспективного
проектирования был разработан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощностью 1500 л .с., который
предполагалось устанавливать на перспективные танки.
Но главной
задачей для ХКБД было создание на базе двигателя 5ТДФ нового танкового дизеля
6ТД-1 мощностью 1000 л .с.
При решении этой задачи был выполнен огромный комплекс научно -
исследовательских и опытно-конструкторских работ. Разработана конструкторская
и технологическая документация, изготовлены опытные образцы, проведены
стендовые испытания и эксплуатационные испытания дизелей в составе танка в
различных климатических условиях. Результатом этих работ стало принятие в 1983
году на вооружение танка Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1. Благодаря новому
двигателю удалось увеличить среднюю скорость танка на 35%, сократить время
разгона до 50 км/ч
почти в 2 раза, увеличить запас хода.
Во второй
половине 70-х - первой половине 80-х годов ХХ столетия в нашей стране и за рубежом
конкурировали две тенденции развития танкового двигателестроения. Одна из них
была связана с дальнейшим совершенствованием дизелей, вторая - с применением
газотурбинных двигателей. Дискуссия велась на самом высоком уровне, обе
тенденции имели своих ярых сторонников и противников, преимущества и недостатки
находились у обоих типов двигателей. Ответ на правоту одной из сторон могла
дать только практика, но ошибка в выборе правильного пути была чревата
огромными потерями не только средств, а и в темпах развития двигателестроения.
Это были
сложные времена для ХКБД, "Харьковского конструкторского бюро по
машиностроению" (ХКБМ), завода им. В.А. Малышева. Н.К. Рязанцев совместно
с А.А. Морозовым, руководителями завода придерживались концепции и считали
технически верным направление, связанное с развитием и совершенствованием
дизелей. Совместными усилиями им удалось отстоять производство дизеля 6ТД-1
для танка Т-80УД. Для подтверждения этой концепции в кратчайшие сроки был
разработан дизель 6ТД-2 мощностью 1200 л .с. для танка Т-84.
Жизнь
подтвердила правильность выбранного пути. Сейчас танки с газотурбинным
двигателем практически не выпускаются.
Конструкторские
решения по танковым двигателям 6ТД-1 и 6ТД-2 намного опередили время. Даже
сегодня по своим показателям, тактикотехническим характеристикам они не
уступают лучшим зарубежным аналогам. Объем моторнотрансмиссионного отделения с
данными двигателями - наименьший среди всех танков подобного класса,
выпускаемых в мире.
Н.К. Рязанцев
проявил себя не только как талантливый конструктор и ученый, организатор, но и
как человек, который никогда не отступает от своих убеждений, как Главный
конструктор, аргументация которого была услышана и воспринята
учеными, высшим военным и
государственным руководством страны.
Правота
взглядов и принципов Н.К. Рязанцева была подтверждена в 1995 году в
Объединенных Арабских Эмиратах. Во время демонстрации военной техники на
Международной выставке вооружений танк Т-80УД с двигателем 6ТД-2 показал
наилучшие результаты, благодаря чему был заключены контракты на поставку
украинских танков за рубеж, в том числе в Пакистан.
В этот же
период продолжались работы по совершенствованию дизеля 5ТДФ и расширению
возможностей его применения. Дизель был форсирован до мощности 850 л .с., что позволило его
использовать на боевой машине "Булат" (модернизация танка Т-64Б).
На базе
танковых двигателей ХКБД создало ряд модификаций дизелей 3ТД мощностью от 280
до 600 л .с.
для модернизации легкобронированных колесных и гусеничных машин и
железнодорожного транспорта. Разработано и подготовлено к производству
семейство малогабаритных дизелей серии ДТ для автономных электроагрегатов,
самоходных шасси, тракторов и автомобилей.
В 2001 году
Н.К. Рязанцеву решением правительства Украины были даны полномочия Генерального
конструктора по созданию двигателей для бронетанковой техники. В этом же году он
был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины в области науки и
техники.
Выпускник ХПИ
1959 года, выдающийся Генеральный конструктор двигателей для бронетанковой
техники, доктор технических наук, профессор Н.К. Рязанцев в своей практической
деятельности по модернизации и созданию ДВС активно сотрудничал с alma mater.
Вместе с
заведующим кафедрой ДВС профессором А.Ф. Шеховцовым он был инициатором создания
филиала кафедры в ХКБД, задачей которого было повышение качества подготовки
инженерных кадров и проведение научных исследований по актуальным проблемам ДВС
специального назначения.
В рамках
работы филиала кафедры для студентов своей специальности он читал лекции, руководил
дипломным проектированием. Его лекции и индивидуальные беседы со студентами
были примером профессионализма и доброжелательности. Он умел на простых
примерах доходчиво объяснить сложные инженерные вопросы. Большое внимание
уделял подготовке кадров высокой квалификации. На протяжении многих лет был
членом специализированных советов по защитам диссертаций, где его поддержка и
практические советы соискателям обеспечивали высокий уровень диссертационных
работ.
Эффективная
работа филиала кафедры стала решающим фактором при создании нового отечественного
учебника в шести томах по двигателям внутреннего сгорания. Н.К. Рязанцев принял
самое активное авторское участие в написании учебника. Авторский коллектив
этого учебника, в состав которого входят четыре сотрудника кафедры ДВС НТУ
"ХПИ", в 2008 году был удостоен Государственной премии Украины в
области науки и техники.
В 2004 году
Н.К Рязанцеву за многолетнее плодотворное сотрудничество с НТУ «ХПИ», активное
участие в подготовке инженерных кадров было присвоено звание почетного доктора
университета.
Генеральный конструктор
двигателей внутреннего сгорания, заслуженный деятель науки и техники Украины,
д.т.н., профессор Н.К. Рязанцев награжден орденами Ленина, "Знак
Почета", "За заслуги III степени".
Николай
Карпович ушел из жизни 17 мая 2007 года.
НТУ «ХПИ» совместно с заводом им.
Малышева, ХКБД, родственниками и близкими Николая Карповича торжественно
отметили 80-летие со дня рождения Генерального конструктора, ученого, создателя
танковых двигателей, почетного доктора НТУ «ХПИ» выпускника кафедры двигателей
внутреннего сгорания ХПИ.
27 апреля 2017
года в Музее истории НТУ «ХПИ» в рамках проекта «Пусть не гаснет Мир Науки!»
состоялась встреча выдающихся деятелей науки и техники, ведущих специалистов в
области создания бронетанковой техники и высокофорсированных двигателей
внутреннего сгорания со студентами, курсантами, магистрами, аспирантами и
преподавателями НТУ «ХПИ».
На встрече с
воспоминаниями о совместной работе, трудностях создания, развития и успехах
отечественного танкостроения выступили: лауреат Ленинской и Государственной
премии Украины, Заслуженный машиностроитель Украины, начальник ГП ХКБМ им.
А.А. Морозова, д.т.н., профессор, Почетный доктор НТУ "ХПИ",
генерал- лейтенант М. Д. Борисюк, лауреат Государственной премии Украины,
Заслуженный машиностроитель Украины, главный инженер ГП "Завод им. В.А.
Малышева "в 1993-2004 гг. Н.Н. Буденный, главный инженер ГП "Завод
им. В.А. Малышева " А.И. Шейко, лауреат Государственной премии Украины,
Заслуженный деятель науки и техники Украины, директор танкового производства ГП
"Завод им. В.А. Малышева "Ю.Л. Левицкий, лауреат Государственной
премии Украины, Заслуженный деятель науки и техники Украины, зав. каф. КГМ НТУ
«ХПИ» в 1992-2007 гг., д.т.н., проф. Е.Е. Александров и др.
18 мая 2017
года руководители и сотрудники ГП «Завод им. В.А. Малышева», «ХКБД» «ХКБМ», НТУ
«ХПИ», студенты, курсанты, магистры, аспиранты приняли участие в торжественном
открытии памятной доски, посвященной легендарному конструктору танковых
двигателей, которая была установлена на корпусе университета у входа в кафедру
двигателей внутреннего сгорания.
После
завершения торжественного открытия памятной доски в рамках юбилейной XХV Международной
научно-практической конференции «Информационные технологии: наука, техника,
технология, образование, здоровье» (MicroCAD- 2017) состоялось пленарное
заседание секции «Транспортное машиностроение» под председательством декана
факультета проф. Епифанова В.В. На секции выступили с докладами сотрудники факультета
транспортного машиностроения, сотрудники ГП «ХКБД» и родственники Н.К.
Рязанцева.
Выпускник ХПИ,
Генеральный конструктор по двигателестроению, профессор Николай Карпович
Рязанцев сыграл выдающуюся роль в создании и развитии танкового
двигателестроения. Его идеи и научно-технические решения опередили время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий